Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перцептивная сторона общения.




Восприятие другого человека означает восприятие его внешних, признаков, соотношение их с личностными и социальными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию его поступков. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль в процессе общения. Во-первых, потому что познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Существует две формы восприятия - межличностное и межгрупповое. Межличностное восприятие, определяется полностью межличностными отношениями и индивидуальными характеристиками участников, и на которое не оказывает влияние принадлежность к разным социальным категориям. Оно_включает поведенческий компонент – результат деятельности и поступки; мимику, жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что могут наблюдать другие люди (внешний облик человека). Также сюда входит аффективный компонент, т.е. все, что связано с состоянием той или иной личности. Причем такие переживания личности, как удовлетворенность или неудовлетворенность, могут быть настолько сильны, что легко обнаруживаются в моторике и вегетативных проявлениях (покраснение и побледнение).

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия, рефлексия.

Идентификация – уподобление себя другому. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, а знание того, как другой понимает меня.

Межгрупповое восприятие между людьми или социальная перцепция (социальное восприятие), определяется их групповым членством, на которое не оказывают влияние их индивидуальные характеристики. Термин «социальная перцепция» был введен американским психологом Брунером. Он провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей - наоборот, меньше. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора: чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором - механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики - это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно этим характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляемся вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены действием следующих факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются своим социальным статусом, жизненным опытом, интеллектом и т.д. При неравенстве партнеров часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии они называются факторы превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас
по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим в чем-то, то мы недооцениваем его.
Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия работает только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

1. Одежда человека, его внешнее оформление;

2. Манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит).

Д ействие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, интересным, т.е. переоценивать многие его личностные качества.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела», учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Итак, чем более внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех отношениях; если же он непривлекателен, то основные его качества недооцениваются.

Теперь рассмотрим фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имеет обратную силу: чем выше оценивался некто, тем больше было сходство его взглядов с собственными.

Итак, задачей первого впечатления является быстрая ориентировка ситуации. Для людей как, социальных существ, главное - определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем! В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...