Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сотворение мира по священному писанию




ИСТОРИЧНОСТЬ ФАКТОВ, ИЗЛОЖЕННЫХ В КНИГЕ БЫТИЯ

В предыдущих главах было показано, что основные факты науки сегодня подходят больше к особой креационной, чем к эволюционной модели. Хотя и существуют определенные проблемы, которые все еще нуждаются в решении, ни одна из них не имеет достаточного веса, чтобы поколебать основу креационной модели, хотя эволюционная мо­дель ставит многие серьезные проблемы. Со строго научных соображе­ний, ценность креационизма и теории катастрофы можно считать уста­новленной с высоким уровнем вероятности.

Однако, детали периода творения — продолжительность, порядок, методы, цели и т.д. — не могут быть определены наукой. Научный метод ограничен изучением процессов, которые как-то проявляются в настоящем, и эти процессы не могут создать ничего, как четко показано законами термодинамики.

Если творение действительно существовало, это означает, что есть Творец, и вселенная — Его творение. Он имел цель в Своем творении, и человек, несомненно, занимает центральное место в ней, поскольку только он способен понимать саму идею творения. Поэтому резонно допустить, что Бог, Творец, каким-то образом откроет созданному чело­веку необходимую информацию о творении, которую он никогда не смог бы обнаружить сам.

Именно это Он и сделал в Своей книге «начал», Книге Бытия. Не устаревший фольклор, как голословно утверждает большинство крити­ков, но прекрасное и точное описание действительных событий перво­бытной истории вселенной содержится в главах Книги Бытия, в главах, повествующих о творении. В них содержится информация, намного превосходящая ту, которую может получить наука. Одновременно с этим дается удовлетворяющая любому интеллекту система, в которой можно толковать факты, определяемые наукой.

Старые аргументы против историчности Книги Бытия больше не имеют веса. Одно время утверждалось, что ни Моисей, и ни один из его предшественников не могли написать Книгу Бытия, поскольку они даже не умели писать. Теперь же никто не отваживается предположить такое. Археологи давно уже обнаружили, что письменность была у людей, живших задолго до Моисея и даже до Авраама. Новые находки во всех частях мира теперь свидетельствуют, что древний человек обладал раз-

личными умениями и высокой технологией во многих областях куда раньше, чем это могли представить себе эволюционисты всего лишь несколько лет тому назад. В действительности вообще, кроме предвзятого эволюционистского мнения, нет причины, по которой не следовало бы верить, что человек умел читать и писать со времени своего сотворения.

Кроме того было найдено много археологических подтверждений того, что общая обстановка, описанная в Книге Бытия, начиная с 12 главы и далее (культура, обычаи, этимология, география, политическая организация и т.д.), весьма реалистична — настолько, что очевидно этот рассказ должен был изначально прийти от современников описываемых там событий. Кажется, что нет достаточно веской причины, за исключе­нием предвзятости, для того, чтобы отвергать вероятную историчность li­ft главы Книги Бытия, которая естественно переходит в 12-ю.

И, наконец, все авторы Нового Завета и Сам Иисус Христос, как будет показано в этой главе, принимали историческую точность и бого-духновенность всех ранних глав Книги Бытия. Единственная возмож­ность, согласующаяся с принятием истинности и надежности Христа — это поверить этим записям, как совершенно истинным и надежным.

РАЗДЕЛЕНИЕ КНИГИ БЫТИЯ

Есть несколько способов, которые помогают, для более эффективно­го понимания, подразделять изложенное в Книге Бытия. Наиболее оче­видно разделение на шесть дней творения. Другое важное отличие отно­сится к труду Бога по сотворению и к Его труду по приданию формы.

Есть еще одно, что вызывает структурные разделения самой Книги Бытия, и определяется словами: «Вот родословие...» Всякое появление этих слов отмечает завершение одного повествования и начало другого. Это наверняка означает, что каждый из этих разделов имел разных первоначальных авторов.

Подлинные авторы Книги Бытия

Выдумка либерального богословия, что Моисей не мог написать Книгу Бытия потому, что люди в его время не умели писать, была развеяна очень давно. Тем не менее, определенные различия в стиле и словаре все еще кажутся многим оправданием некой «документальнос­ти» теории о том, что Книга Бытия была написана более чем одним автором.

Примечательно, что, хотя Книга Бытия часто цитируется в Новом Завете, она никогда не приписывается Моисею. Цитаты из других четы­рех книг Пятикнижия, однако, часто приписываются именно ему. Нет сомнения, с другой стороны, что евреи считали все пять книг книгами Моисея. Этот парадокс легко разрешим, если мы понимаем, что Моисей был более редактором, чем автором Книги Бытия. Подлинными автора­ми различных разделов были патриархи, чьи имена появляются после слов: «Вот родословие...»

В соответствии с общей практикой древних времен, факты и пове­ствования записывались на каменных пластинках, а затем передавались из рода в род. И наконец они, вероятно, размещались в библиотеке или в своего рода общественном хранилище. Вероятнее всего можно считать, что первоначальные записи Книги Бытия были сделаны очевидцами и передавались по линии патриархов от Адама, через Ноя и Авраама, пока, наконец, не дошли до Моисея.

Затем все эти древние записи были собраны и отредактированы Моисеем, с необходимыми переходными и объяснительными коммента­риями, и приобрели завершенную форму. Далее он добавил к ним свое собственное повествование, которое мы имеем теперь в книгах: Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Понимание этого факта особым образом придает первозданным историям жизненность. Они — не просто древняя традиция, передаваемая устно в течении многих поколений, но реаль­ные рассказы, записанные очевидцами, которые знали, видели и сооб­щали о событиях именно так, как они происходили.

Слово «родословие» с иврита было переведено на греческий язык Септуагинты, как «происхождение», «genesis», что и было принято для названия всей книги — книги, которая собрала в себя «родословие» древних патриархов. Слово «genesis» передает мысль и о происхождении, и о хронологии фактов. В античные времена для летописца было обыч­ным по завершении записи на табличке добавлять в конце свою подпись. «Сие есть, — мог написать он, — исторические записи Нахора» (или кого-то еще другого, в зависимости от того, как его звали). Потом, если позднее какой-то другой автор должен был продолжить ту же летопись на другой табличке, он начинал эту табличку определяющим словом или фразой, которая соответствовала заключительной части предыдущей.1

Есть также некоторая неопределенность в том, относится ли фор­мула «родословия» к предыдущим стихам, но более весомы доказатель­ства в пользу предшествующих. Во всех случаях события, описанные в каждом разделе, могли быть известны человеку, чье имя следовало за ним, а не тому человеку, чье имя предшествовало ему. Например так называемое «второе повествование о творении», от Быт 2:3 до 5:1, определяется в качестве «книги родословия Адама», но Адам не мог знать всех событий, описанных от 5:1 до 6:8. Эта часть в Быт 6:9 определяется, как «родословие Ноя».

Поэтому, в действительности, есть два повествования о творении. Второе написано с точки зрения Адама. Первое (Быт 1:1-2:3) не один человек не мог видеть, и оно должно было быть написано непосред­ственно самим Богом, или Его собственным «перстом», как Он сделал это с Десятью Заповедями (Исх 31:18), или прямым божественным откровением. Это единственное из «родословий», не определенное име­нем конкретного человека. «Вот происхождение неба и земли, при со­творении их... (Быт 2:3). В очень прямой и своеобразной форме оно дает личное повествование Создателя о небе и земле. Хорошо бы не пытаться

избегать объяснений его историчности, называя это просто литератур­ным приемом или чем-то в этом роде. Человеку следует склониться перед Автором с верою и послушанием, признавая, что Он ясно расска­зал простыми словами то, что человек никогда не смог бы узнать сам.

Божий труд «сотворения» и «создания»

Первый рассказ о сотворении завершается утверждением: «...почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Это два типа «работы», которые совершал Бог за неделю творения, о чем Он и сообщил в Своей записи. В некоторых случаях Ему нужно было «тво­рить» (евр. «bara»), в других — «делать (евр. «asah») или придавать форму (евр. «yatsar»). Это утверждение дает еще одно важное направле­ние для классификации Божьего труда, описанного в этой главе.

Божий труд сотворения, другими словами, заключался в призыве из небытия того (за исключением собственной силы Божией, конечно), что никогда прежде не существовало ни в какой форме. Творить в этом смысле может только Бог. Во всей остальной Библии ни одно существи­тельное не встречается с глаголом «сотворить*, за исключением слова «Бог». Человек, благодаря созданному Богом мышлению и способности «делать» вещи, может составлять сложные системы из менее сложных компонентов, но он не может «сотворить» чего-либо.2 Бог также может «делать» вещи, и намного успешнее, чем человек. Он, фактически, этим и занимался в течении первой недели одновременно с трудом по сотво­рению. Оба вида работы — сотворение и создание — были закончены в конце той же недели. «...Дела Его были совершены еще в начале мира» (Евр. 4:3).

Примечательно, что только три момента действительного творения (отмеченные глаголом «bara») записаны в 1 главе Книги Бытия. Это: (1) сотворение основных элементов физического космоса — пространства, массы и времени (т.е. неба, земли и самого факта начала), описанное в Быт 1:1; (2) сотворение создания (евр. «nephesh», что значит «душа»), которое также ассоциируется с дыханием жизни (евр. «ruach», «дух» или «ум» или «дыхание»), описанное в Быт. 1:21, где «создание» есть «nephesh», что обычно переводится с иврита как «душа» или «жизнь»; и (3) сотворение «образа Божия» в человеке, описанное в Быт. 1:27.

Таким образом, есть три основные сотворенные сущности: физичес­кие элементы космоса, из которого «сделаны» все неорганические и бессознательные органические системы3 (например, растения); мир жи­вотных, физические системы которых состоят из тех же физических элементов, но имеющих также сотворенную способность создания; и человеческая сфера, в которой присутствует физическая сущность кос­моса и сознание животного мира, но которая обладает также уникально созданной возможностью подобия Божия — «образом Божиим».

Труд шести дней

Между этими великими событиями творения размещены неисчис­лимые действия по приданию формы, имеющие свою высшую точку в создании человеческого тела из физических элементов («из праха земно­го»), души и дыхания от Духа самого Бога (Быт 2:7). Эти действия по приданию формы были логично и эффективно размещены в шести днях творения следующим образом:

День Придание формы

Первый Придание энергии физическим элементам космоса

Второй Формирование атмосферы и гидросферы

Третий Формирование литосферы и биосферы

Четвертый Формирование атмосферы

Пятый Формирование жизни в атмосфере и гидросфере

Шестой Формирование жизни для литосферы и биосферы

Седьмой Отдых после завершенной работы по сотворению и созданию

Логика и симметрия труда по приданию формы за шесть дней очевидны из вышеизложенного плана. Здесь не ставится цель дать пол­ное библейское объяснение этих стихов,4 мы хотим только указать на определенные основные принципы, используемые в их применении.

(а) Целевой прогресс в сотворении.

Заметьте, например, что каждая ступень была соответствующей подготовкой для последующей стадии, и все служили окончательной цели предоставить удобный дом для человека. Заметьте также, что каж­дое созданное существо имело особую цель — ни одно не было результа­том работы случайных природных сил. Это означает, что Бог непосред­ственно подготовил каждое существо для своей собственной цели — без применения системы «проб и ошибок» эволюционной череды.

Далее будут кратко перечислены богословские возражения против понятия теистической эволюции, наряду с подобными возражениями по поводу ее смысловой замены, теории продолжающегося творения. Каж­дая система и каждый организм были созданы особо, как и задумал их Бог. Он сделал так, чтобы все они сохраняли свои качества. Сходным образом, неделя создания продолжалась без «перерывов» и была обыч­ной неделей. Фактически, эта неделя была самым настоящим прообра­зом всех последующих недель — состоящих из семи буквальных дней, ни более, ни менее. Теория «промежутка» и «теория дней-веков» будут кратко, но со всеми необходимыми деталями, рассмотрены. Станет оче­видным, что ни одна из них не зиждется на обоснованном библейском учении и не гармонирует с наукой.

(б) Появление времени.

Следует принять еще один важный пункт. Он заключается в том, что творение было «взрослым» от рождения. Ему не нужно было расти или развиваться от простых начал. Бог сформировал его в полном воз-

расте, включая даже Адама и Еву, которые приобрели форму уже как взрослые личности. Вся вселенная была «взрослой* с самого начала. Истинное творение и не могло быть другим. «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт 2:1)

Это значит, что свет солнца, луны и звезд засиял на земле, как только они были созданы, поскольку их основной целью было «...све­тить на землю» (Быт 1:17). Между прочим, возможно, что эти световые волны, двигаясь в пространстве от небесных тел к Земле были заряже­ны энергией даже до того, как были заряжены сами небесные тела, для того, чтобы давать свет уже в первые три дня.5 Наверняка для Бога образовать эти световые волны было не труднее, чем сделать «светила», которые были поставлены для того, чтобы служить будущими генерато­рами этих волн.

Заметьте, что такая концепция никоим образом не предполагает, что ископаемые остатки были созданы в камнях, ни что были сотворены другие свидетельства смерти или разрушения. Тогда бы они были творе­ниями, свидетельствующими не о времени, а о зле, что противоречит Божьей природе.

(в) «Тогдашний мир* (2 Петр 3:6).

Следует также признать, что этот первоначально сотворенный мир отличался от современного мира очень многим. В том мире была вода, «которая над твердью» (Быт 1:7). А в настоящем мире такого нет. Слово «твердь» (евр. «raqia», означает «что-то тонкое определенной протяжен­ности») достаточно схоже с «небом» (обратите внимание на Быт 1:8), и поэтому означает просто «пространство», относящееся либо вообще к пространству, либо к определенному пространству, смотря по контексту. В данном случае, твердь была по существу атмосферой, где летают птицы (Быт 1:20). Вода, которая под небом, должна была иметь форму широкого покрывала невидимых водяных испарений, через которое просвечивал свет звезд. Выл прекрасный парниковый эффект, что сохра­няло умеренную температуру от одного полюся до другого, не допуская массовой циркуляции воздуха и выпадения обильных дождей (Быт 2:5). Это несомненно также давало эффект действенного фильтрования вред­ной радиации из космоса, намного снижая степень физических мутаций в живых клетках, что приводило к значительному уменьшению степени их старения и смерти.

Было еще большое отличие в допотопной географии. Речная систе­ма Едема (Быт 2:10-14) очевидно уже не существует на современной земле. Артезианская природа четырех рек и более позднее упоминание о том, что разверзлись все источники великой бездны (Быт 7:11), указы­вают на то, что под земной корой были огромные хранилища воды, содержавшейся там под давлением. Эти воды и воды над твердью, должно быть, сейчас заполнили современные океанские системы, а это в свою очередь означает, что допотопные океаны были менее обширными, чем теперь. Поэтому суша была более обширной, а теплый климат и

плодородная почва поддерживали жизнь по всему миру, большему чис­лу растений и животных, чем сейчас.

К тому же, в начале не было смерти! Смерть пришла в этот мир, когда в него пришел грех (Рим. 5:12; 8:22). Человек жил бы вечно, если бы не согрешил. И, вероятно, жили бы вечно и животные (по крайней мере те, которые обладали «nephesh», «душой»). Растительная жизнь, конечно, бессознательная. Это — очень сложное воспроизведение хими­ческих веществ. Потребление в пищу плодов и трав не считалось «смер­тью» растительных материалов, поскольку они не обладали сотворенной «жизнью» (в смысле сознания).

Теперь все это изменилось. Разрушение и смерть пришли вместе с проклятием. Древний мир изменился во время великого Потопа и стал той структурой, которую мы видим сейчас.

ГРЕХОПАДЕНИЕ, ПРОКЛЯТИЕ И ЗАКОНЫ ТЕРМОДИНАМИКИ

Весь мир был задуман для человека, и Бог поручил ему владеть землей, как Своему помощнику. Это был прекрасный мир, и человек был совершенно подготовлен к тому, чтобы распоряжаться им. Он дол­жен был чувствовать себя абсолютно довольным и в высшей степени счастливым, сердечно благодаря своего Создателя, Который так позабо­тился о нем.

Бог, однако, не создал человека просто машиной. Бог возлюбил человека по Своей воле, и для того, чтобы настоящее общение стало возможно, любовь человека также должна была проявляться доброволь­но, поскольку «любовь по принуждению» противоречит Божьему замыс­лу. Человеку была дана свобода любить или не любить, слушаться или не слушаться, а также и отвечать за выбор. История более чем шести тысяч лет борьбы и страданий, преступлений и войн, разрушений и смерти достаточно ясно доказывает, что он сделал неправильный выбор.

Грех пришел в мир, когда человек впервые усомнился, а затем и отверг Слово Божие в саду Едема. Смерть пришла в мир, когда в него пришел грех. Богу пришлось сказать Адаму: «Проклята земля за тебя... ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3:17-19). Основные физичес­кие элементы («прах земной») попали под проклятие, и вся плоть, созданная из этих элементов, также была проклята.

Классическое место в Новом Завете по этой теме находится в Послании к Римлянам 8:20-22:

«Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».

Это всеобщее «рабство разрушению» может быть ничем иным, как всеобщим принципом, который ученые в конце концов сформировали в качестве Второго закона термодинамики. К тому же, «отдых» Бога в конце Его труда по сотворению и созиданию всего (Быт 2:1-3), вместе с

с поддержанием Своего творения (Неем 9:6), с тех пор должны были создать универсальный принцип, теперь известный, как закон сохране­ния массы-энергии.

Ученые показали универсальность этих двух законов, но не могут понять, почему они действуют. Ответ на вопрос, почему энергия всегда сохраняется, а энтропия всегда возрастает, может быть найден только в библейском тексте. В Библии есть много других упоминаний о первом законе (Кол 1:16, 17; Евр 1:2,3; 2 Петр 3:5,7; Пс. 147:5,6; Ис 40:26; Екк 1:9,10; 2:14,15 и т.д.) и о втором законе (Пс 101: 25-27; Ис 51:6; 1 Петр 1:24,25; Евр. 12:27; Рим 7:21-25; Откр 21:4; 22:3 и т.д.). Приме­чательно, что эти два универсальных (и чрезвычайно важных) принци­па, открытых и официально признанных всего немногим более ста лет назад, подразумевались в библейском откровении тысячи лет.

ЗАТОПЛЕННЫЙ ВОДОЙ

Ноевым потопом отмечен огромный пробел между первозданным и современным миром. «В начале словом Божиим небеса и земля состав­лены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» (2 Петр 3:5,6).

Таким образом было два великих всемирных изменения, внесен­ных Богом в Его первоначальное творение. Первое произошло, когда Он проклял землю за человека (Быт 3:17). Второе случилось, когда Он вынужден был сказать: «И вот, Я истреблю их с земли* (Быт 6:13). Первое изменило основную природу процессов введением в действие универсального внутреннего принципа разрушения; второе путем катак­лизма изменило структуру земной атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы, созданных за неделю сотворения, и повлияло на рамки и внешнее поведение этих процессов. Проклятие породило универсальную возможность умереть. Потоп был величайшей встречей с действительно­стью смерти, которую и переживает мир с тех пор.

Два раза Бог осуждал грех во всемирном масштабе, это были две последних попытки Бога достучаться к человеку через явления природы на вселенском уровне. По завершении потопа Он сказал (Быт 8:21):

1. «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его»;

2. «И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал». Проклятие и потоп должны были постоянно напоминать человеку

о том, что Бог ненавидит грех и желает призвать человека к покаянию. Что бы не происходило с человеком каждый день, все должно было напоминать ему об осуждении проклятием. Что бы не видел человек, глядя на мир, окружающий его, все должно было напоминать ему об осуждении потопом. Все, что он видит, и все, что испытывает, должно было постоянно говорить ему, что он потерял общение со своим Созда­телем и остро нуждается в Спасителе.

 

Но человек порочен, и его представления злы. Вместо того, чтобы понять, что проклятие может исцелить его, он попытался обойти его и вскоре стал так безнадежно порочен, что Богу пришлось разрушить мир потопом. Затем, вместо благодарности за избавление от допотопной тря­сины зла, спасшиеся вскоре снова проявили свою порочность новым непослушанием в Вавилоне. Теперь же человек каким-то образом своим извращенным мышлением заметил принцип универсального разрушения выдуманным универсальным эволюционным процессом, а распростра­ненное по всему миру свидетельство о потопе, запечатленное в камне, придуманным свидетельством истории эволюции. Говоря о самом пото­пе, он отделывается объяснениями, что это местное наводнение, или ничего не разрушившее наводнение, или вообще иносказание (всем этим теориям будет дана краткая оценка, и они будут рассмотрены, как возможные точки зрения).

После происшедшего в Вавилоне, Бог, соответственно, оставил не­посредственную работу со всем человечеством в целом. Он решил для совершения всего искупительного труда в мире работать с одним избран­ным народом, Израилем, и затем с одной избранной группой, Церковью. Он не наложит снова еще одного Своего целительного проклятия на землю и не пошлет еще одного очищающего мир катаклизма, пока у Него есть возможность нести человеку спасение и искупление.

«Впредь во все дни земли», — сказал Он, — «сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8:22). То есть, осевое вращение земли и вращение по орбите, которые имеют основное влияние на другие континентальные процессы в современной структуре Земли, как и все остальные процессы, останутся неизменны­ми до тех пор, пока не будет завершено испытание человека и Божие примирение с ним.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЙ МОДЕЛИ ЗЕМНОЙ ИСТОРИИ

Говоря кратко, библейская модель земной истории концентрирует­ся вокруг трех всемирных событий: (1) периода шести дней особого творения и образования всех вещей, завершенность и неизменность ко­торых явлена в законе сохранения энергии; (2) восстания человека, и в результате этого проклятия Богом всего, чем владеет человер, выража­ющегося теперь в законе увеличения энтропии; и (3) разрушившего мир потопа в дни Ноя, в результате которого новый мир остался под властью естественного единообразия.

Эта структура, конечно же, не мешает появлению позднейших событий всемирного значения, таких как: смешение языков в Вавилоне, удлинение дня Иисуса Навином и полуденная тьма во время распятия Христа. Сам потоп длился только год, но последствия его проявлялись во всем мире в течении многих столетий.

Основной ключ к истинной интерпретации физических событий находится, однако, в полном понимании воздействия творения, прокля­тия и потопа. Эволюционная система, с другой стороны, старалась пол­ностью ввести все эти события в натуралистические рамки, которые либо отвергают, либо не замечают важности этих событий, что целиком и полностью отрицает Бога, как Создателя, Искупителя и Судию.

Многие христиане стремятся тем или другим способом согласовать Писание с так называемой эволюционной историей земли и человека. К этим теориям следует отнестись критически. Как и раньше, мы не намереваемся критиковать или судить отдельных защитников таких теорий. Добропорядочные христиане иногда, несомненно с наилучшими побуждениями, поддерживали различные идеи. Критике подвергаются теории, а не их защитники. Первое место отдается Слову Божьему, а второе научным фактам, а не репутации людей. Мы покажем неприем­лемость всех этих различных компромиссных теорий с точки зрения Библии, богословия и науки. Единственной, истинной, удовлетворяю­щей все факты моделью является простой, исторический взгляд Книги Бытия и науки, которая ею подкрепляется.

ТЕИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Согласно Писанию, все было специально создано Богом за шесть дней. Возможно ли, что «творческий» метод Бога — это то, что совре­менные эволюционисты подразумевают под «эволюцией»? (Вопрос о точ­ной длительности или природе этих дней творения будет обсужден поз­же). Популярная среди неортодоксальных и либеральных авторов точка зрения состоит в том, чтобы утверждать, что Бог открыл в Писании сам факт творения, но не упомянул о его методе, чтобы над этим могли трудиться ученые. Это окольный путь, чтобы сказать, что факт эволю­ции следует принять в надежде, что ученые позволят нам верить, что Бог — Тот, Кто контролирует весь процесс в целом.

Существуют различные формы теистической эволюции, которые используют различные термины. Сюда входят понятия «ортогенеза* (це­ленаправленной эволюции), «номогенеза» (эволюции, происходящей со­гласно фиксированному закону), «внезапной эволюции», и другие. Ни одно из этих понятий не принято современными ведущими учеными эволюционистского направления. Эволюционная схема менее всего про­тиворечащая христианству — это, конечно, простая мысль о том, что Иегова использовал метод эволюции для того, чтобы выполнить Свою задачу творения, как это описано в Книге Бытия. Эту теорию можно было бы назвать «библейской эволюцией».6 Любой здравый подход к библейскому толкованию, однако, устраняет такое толкование.

1. Создание различных видов препятствует превращению одного вида в другой.

В учении Писания ясно сказано, что Бог создал все таким, каким Он и хотел это создать, со своей особой структурой, согласно Его соб-

ственному желанию и целям. Рассказ о сотворении в 1-й главе Книги Бытия, например, показывает, что по крайней мере десять основных категорий органической жизни были особо созданы «по роду их». Эти категории в царстве растений таковы: (1) трава; (2) зелень; (3) плодовые деревья. В царстве животных упомянуты особые категории: (1) морские рыбы; (2) другие морские животные; (3) птицы; (4) звери земные; (5) скот; (6) пресмыкающиеся. И наконец был создан человеческий «вид», как еще одна завершенная отдельная категория. Фраза «по роду их» встречается десять раз в этой первой главе Книги Бытия.

Хотя может возникнуть неуверенность по поводу того, что значит «по роду» (евр. «min»), очевидно, что это слово имеет определенное и устойчивое значение. Один «род» не может измениться в другой. Ясно, что здесь нет и мысли об эволюционной связанности всех форм жизни, но, напротив, присутствуют определенные и четкие категории. Более того, этот отрывок вызывает чувство, что в каждой из девяти основных групп (за исключением человека), которые перечислены особо, было создано большое количество разных видов. Есть безусловно возможность для существования вариантов в каждом роде. Это является из того факта, что все разные расы и национальности людей, с их большим разнообразием физических характеристик, произошли от первого чело­века, и потому все включены в человеческий «род». То же самое отно­сится и к другим родам. Много различных вариантов может возникнуть внутри основной структуры каждого рода, но в то же время это разно­образие не может выйти за очерченные рамки.

Это ясное толкование главы о сотворении принято и подтверждено другими частями Библии. Подумайте, например, о 1 Кор 15:38,39: «Бог дает... каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц».

Такая четкость существует не только в органической среде расте­ний и животных, но и в неорганической сфере. «Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных» (1 Кор 15:40). То есть земля весьма отличается от звезд и планет (что подтвердилось многими свидетельствами в наш век освоения космоса) и потому стала предметом определенного творческого акта Бога. Она была, в действи­тельности, создана Богом в первый день (Быт 1:1-5), хотя небесные тела не были созданы до четвертого дня (Быт 1:14-19).

Более того, даже звезды (этот термин в Библии включает все небес­ные объекты, за исключением солнца и луны) были созданы каждая со своей собственной структурой. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор 15:41). Огромное разнообразие небесных тел, открытых современной астрономией — пла­неты, кометы, метеоры, белые карлики, красные гиганты, переменные звезды, звездные скопления, бинарные звезды, темные туманности, меж­звездная пыль, радиозвезды, квазары, нейтронные звезды, черные дыры и т.д. — также подтверждает это утверждение. Нет двух похожих звезд

среди воинства небесного. Каждая была сотворена со своей собственной структурой и целью (однако, эти вопросы превышают наши современные знания, возможно ожидая разработки и применения в последующих бес­конечных веках). Хотя существуют различные теории для объяснения того, как различные «виды» звезд и галактик могли произойти одна из другой, нет видимого свидетельства такой воображаемой эволюции.

Возможно наиболее поразительное библейское утверждение об абсо­лютной уникальности будущей судьбы каждого созданного существа находится в 1 Кор 15:42:44: «Так и при воскресении мертвых... Есть тело душевное, есть тело и духовное».

То есть коренное отличие по роду между природным телом челове­ка и его прославленным воскресшим телом (очевидно, что одно происхо­дит из другого не через обычные процессы!) приведено в качестве анало­гии с непереходимой пропастью между созданными в современной все­ленной видами.

Есть еще много других отрывков в Библии, которые ясно доказы­вают, что творение было особым актом. Но рассмотренное нами выше должно адекватно продемонстрировать, что так называемая «библейская эволюция» приводит к смысловой нелепице, такой, как, например, *не-органический метаболизм» или «христианский атеизм». Библия просто не позволяет эволюции присутствовать в ее системе толкования.

2, Богословские противоречия теистической эволюции.

Многие верят в Бога без должного отношения к Библии, как Его Слову. Поскольку тот факт, что библейское учение не может быть в гармонии с эволюцией, почти не заботит их, поскольку они принимают, если вообще принимают, только духовную суть Писания в очень свобод­ном и обобщенном виде. Они воспринимают значение Библии в смысле религиозных взглядов и моральных ценностей, но никоим образом ни с точки зрения науки и истории.

Однако даже вне Писания существует определенное число серьез­ных противоречий в самой теистической эволюции (если предположить, что Бог, Который творил при помощи эволюционного процесса, действи­тельно тот Бог, Который обладает Личностью, и что Он вечный, всемогу­щий, всеведущий, благой, любящий Бог, имеющий Свои цели). Многие теистические эволюционисты (не рассматривая сейчас пантеистическую эволюцию) могли бы согласиться с таким пониманием Бога и, конечно, именно такой Бог и открывается со страниц Священного Писания.

Но если Бог именно таков, то эволюция в качестве Его метода творения кажется совершенно несоответствующей по следующим причи­нам:

(а) Эволюция несовместима со всемогуществом Божиим, посколь­ку Он обладает всей властью. Он способен создать вселенную во мгно­вение ока, вместо того, чтобы растягивать ее создание во времени.

(б) Эволюция несовместима с личностью Бога. Если человек, со­зданный по Его собственному подобию, был целью эволюционного про-

цесса, то наверняка Бог не стал бы ожидать до самого конца геологичес­кого времени, прежде чем создать личности. Личное общение невозмож­но с горами или морями или даже с динозаврами и глиптодонами.

(в) Эволюция несовместима со всеведением Божиим. История эво­люции, созданная на основе интерпретации геологами-эволюционистами фактов ископаемых остатков, полна случаев вымирания, несоответствий, эволюционных тупиков и других подобных свидетельств весьма плохого планирования. Сама суть эволюции, фактически, в беспорядочных мута­циях, а не в научном прогрессе.

(г) Эволюция несовместима с природой Божией любви. Лучшим свидетельством предполагаемого факта эволюции являются ископаемые остатки, которые красноречиво говорят о жестоком мире, полном бурь и землетрясений, болезней и голода, борьбы за существование и жестокой смерти. Общепринятым механизмом стимулирования эволюции считает­ся перенаселение и естественный отбор через истребление слабых и непригодных. Любящий Бог должен лучше заботиться о Своем творе­нии.

(д) Эволюция несовместима с наличием у Бога цели. Если бы целью Бога было создание и искупление человека, как предполагают теистические эволюционисты, то кажется непонятным, зачем Он потра­тил миллиарды лет на бесполезное эволюционное блуждание прежде чем достичь необходимого. Какая видимая цель могла быть в 100 милли­онах лет царствования, например, динозавров, а потом их возможном вымирании?

(е) Эволюция несовместима с благодатью Божией. Эволюция, с ее богословием борьбы за выживание в материальном мире, прекрасно подходит к гуманистической теории добрых дел для спасения в духов­ном мире. Христианское понятие благодати Божией, дающее жизнь и спасение только в ответ на веру, основанное на желании Бога принести Себя в жертву за злых и недостойных, совершенно противоположно эволюционной концепции.

ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ТВОРЕНИЕ

Большая группа евангельских верующих, чутко реагирующая на традиционную оппозицию эволюции в своем собственном окружении, постаралась обойти такую оппозицию, одновременно с этим пытаясь остаться в рамках эволюционной системы посредством так называемого «продолжающегося творения». Подобная концепция называется «поро­говой эволюцией». Этим общим концепциям предлагались и другие на­звания, но все они ни что иное как смысловые варианты фундаменталь­ной системы теистической эволюции.

Идея продолжающегося творения предполагает, что хотя жизнь развивалась в течении огромного промежутка геологического времени, как это представляют эволюционисты, Бог в различных случаях вмеши-

вался, чтобы создать что-то новое, чего эволюционный процесс не мог бы сделать самостоятельно.

Например, в начале третичного периода, Бог предположительно вмешивался в процесс, чтобы сотворить зогиппуса (Eohippus), неболь­шую трехпалую «лошадь-предка». Затем Он оставил это, чтобы за мно­гие века последующей эволюции развился мезогиппус (Mesohippus), па-рагиппус (Parahippus) и т.д., наконец они превратились в современный вид Equus. Подобно этому, длинная последовательность гуманоидных форм развивалась из их неизвестного предка до тех пор пока, в надле­жащий момент, Бог не вмешался и особой творческой силой не вдунул вечную душу в одного из них.

Детали концепции продолжающегося творения значительно раз­нятся у разных авторов, с большим или меньшим числом актов творе­ния, разбросанных в эволюционном процессе согласно вкусу автора. Все, однако, принимают основные рамки эволюционных геологических эпох и представляют себе, что продолжающееся твор<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...