Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки конкурентоспособности предприятий




Конкурентоспособность предприятия можно определить рядом методов:

1) методами формализации факторов (показателей), определяющих конкурентоспособность предприятия;

2) матричными методами;

3) методом конкурентоспособности товаров предприятия;

4) экспертными методами с учетом имиджа предприятия.

Методология определения конкурентоспособности предприятия методами формализации факторов основана на использовании синтеза показателей конкурентоспособности товаров и эффективности производства, это вызвано тем, что во-первых, нужно удовлетворить потребности покупателей, которым интересны конкурентные преимущества товара предприятия, т.е. факторы, которые определяют принятие решения о его покупке, во-вторых, для товаропроизводителя важно обеспечить перспективные сравнительные конкурентные преимущества товаров предприятия на основе повышения эффективности производства и осуществления расширенного воспроизводства, определяющего его стратегии и тактику достижения лучших результатов. Из данной методологии вытекает, что конкурентоспособность предприятия – это его относительная характеристика, отражающая отличие анализируемого предприятия от предприятия-конкурента по а) степени удовлетворения товарами потребности потребителя и б) эффективности производства.

В общем виде формализацию оценки конкурентоспособности предприятия (Кпр) можно представить в виде функции:

,

где Кт рыночная конкурентоспособность всехтоваров предприятия, оценку которого осуществляет рынок (покупатель);

Эпр-т – эффективность производства товаропроизводителя, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства техники, рабочей силы, материалов, новых технологий и продукции, что обеспечивает и определяет конкурентоспособность предприятия со стороны товаропроизводителя.

Уровень товарной конкурентоспособности производимых товаров предприятия (Кт) определяется по формуле:

,

где Ктi – конкурентоспособность i-го товара;

di – удельный вес i-го товара в объеме всей реализованной продукции.

Индекс конкурентоспособности товаров предприятия (IKт) по сравнению с конкурентом можно определить по формуле:

где Кт.а. – уровень конкурентоспособности товаров анализируемого предприятия;

Кт.к.. – уровень конкурентоспособности товаров конкурента.

Показатель эффективности производства (Эпр), как отношение достигнутого результата (совокупного эффекта от реализации товаров) и совокупных затрат на получение этого результата, можно рассчитать по формуле:

где Эф. – эффект от реализованной продукции (доход или прибыль) предприятия за отчетный период, руб.;

L – затраты рабочей силы – заработная плата за отчетный период, руб.;

М – стоимость израсходованных материальных ресурсов, руб.;

А – амортизационные отчисления от стоимости основных средств, руб.

Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия (пр) по индексу конкурентоспособности его товаров и по его относительной эффективности производства в сравнении с конкурентом определяется по формуле:

IKпр = IKтат + Iэф.пр.аэ,

где IKт – индекс относительной конкурентоспособности предприятия по товарной массе анализируемого предприятия и конкурента;

Iэф.пр. – индекс относительной эффективности производства анализируемого предприятия по сравнению с конкурентом;

ат и аэ – коэффициенты весомости товарной конкурентоспособности и эффективности производства (ат + аэ =1).

Второй подход к определению конкурентоспособности предприятия методом формализации факторов основан на использовании только показателей эффективности производственно-экономической и финансово-коммерческой деятельности, т.е. на учете: а) эффективности использования ресурсов предприятия; б) объемов и эффективности продаж; в) эффективности затрат; г) эффективности финансово-экономической деятельности предприятия.

Этот подход к определению Кпр предполагает реализацию следующей функции

где Iэф.рес., Iэф.прод., Iэф. з., Iэф. фин.-ком. – соответственно сравнительная эффективность использования ресурсов, продаж, затрат и финансово-коммерческой деятельности, как отношение данных анализируемого предприятия и конкурента.

Оценка конкурентоспособности предприятия матричными методами основана на выявлении внешних и внутренних факторов конкурентоспособности и определенной зоны хозяйствования предприятия – сегмента на рынке, на котором предприятие имеет или хочет получить конкурентное преимущество. Стратегическими рыночными индикаторами при матричных методах оценки являются показатели:

- спрос на товары предприятия и фазы развития спроса;

- доля рынка;

- темпы роста продаж;

- рентабельность продукции, продаж, собственного капитала;

- конкурентоспособность товаров предприятия;

- уровень развития менеджмента;

- инновации;

- инвестиции;

- рост чистой прибыли.

Наиболее известным методом определения конкурентоспособности предприятия является матрица Бостонской консалтинговой группы (ВСG) «доля рынка – темпы роста продаж», которая используется для определения зон хозяйствования мультитоварного предприятия и в конечном итоге – его конкурентоспособности (рисунок 29.1).

 

Доля рынка

высокие
ДИКИЕ КОШКИ (трудные дети) Стратегия: интенсификация мер по закреплению товара и его последующей экспансии на рынке
ЗВЕЗДЫ Стратегия: интенсификация мер для поддержания или увеличения доли на рынке
Высокая Низкая

                       
 
   
   
 
 
   
 
 
     

 


 

МАТРИЦА БОСТОНСКОЙ

Неблагоприятная зона для удержания конкурентных позиций на рынке
КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ГРУППЫ (ВСС)

для определения зон хозяйствования

предприятия (товаров) на рынке

 

 

Рисунок 29.1 – Матрица Бостонской консалтинговой группы для определения конкурентоспособности предприятия (товаров) на рынке

 

Выбор товарной политики предприятия на основе взаимосвязи различных зон хозяйствования (для мультипродуктового предприятия) осуществляется между следующими вариантами:

1 – оптимальный вариант: комбинация типа товаров «трудные дети», «звезда» и «корова» обеспечивает долгосрочный рост сбыта, прибыли и умеренную рентабельность продаж;

2 - комбинация типа товаров «трудные дети» и «звезды» - положительный вариант, но он может привести к неустойчивой рентабельности продаж;

3 - комбинация товаров типа «корова» и «звезда» обеспечивают хорошие текущие финансовые результаты, но отсутствие новых товаров ставит под угрозу перспективу развития предприятия;

4 - комбинация товаров типа «корова» и «собака» ведет к снижению объемовпродаж и их рентабельности.

Вторым матричным методом определения конкурентоспособности предприятия является использование матрицы, которая представляет оптимизацию соотношения конкурентоспособности его товаров и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке (рисунок 29.2).

 

Конкурентоспособность товаров      
      Сильная (С) Средняя (Ср.к) Слабая (Сл)        
  Доля на рынке Высокая (В) + ВС + ВСр.к ВСл   +благоприятная зона для предприятия по его конкурентоспособности
  Средняя (Ср.д) + Ср.дС Ср.дСр.к - Ср.дСл   зона риска по конкурентоспособности предприятия
  Низкая (Н) НС - НСр.к - НСл   – неблагоприятная зона для предприятия по его конкурентоспособности
                           

Рисунок 29.2 - Матрица определения конкурентоспособности предприятия по доли его на рынке и конкурентоспособности товаров

 

Благоприятная зона в матрице (ВС, ВСр.к, Ср.лС) означает, что конкурентоспособность предприятия в данном секторе рынка определяется способностью конкурировать на рынке по качеству товаров и его ценам, что выражается значительным удельным весом (долей) предприятия на данном секторе рынка; знанием рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем организации производства и труда. Неблагоприятная зона (поля СрлСл, НСрк, НСл) означает, что если предприятие не имеет потенциальных возможностей повысить свою конкурентоспособность, оно должно уйти из этого рынка. Из рисковой зоны (поля ВСл, СрлСрк, НС) предприятие может выйти из этой зоны, если будут предприняты меры, которые позволят переместится предприятию в поля благоприятной зоны по направлениям стрелок.

Метод определения конкурентоспособности предприятия (КП) на основе оценки конкурентоспособности его товаров с учетом весомости их реализации на различных рынках, предполагает осуществление расчета по формуле:

где αi – удельный вес i- го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, в долях единицы;

βj – показатель значимости рынка, на котором реализуются товары предприятия (например, по Р.А. Фатхутдинову, рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза имеют значимость 1, внешние рынки остальных стран – 0,7, внутренний рынок Беларуси – 0,5);

κij – конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...