Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки конкурентоспособности товаров




Методы оценки конкурентоспособности товара классифицируют на прямые и косвенные; методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции, на стадиях реализации и эксплуатации товара. По виду формализации выделяют эмпирические (формализованные) и экспертные (интуитивные) методы. По форме представления данных различают расчетные, матричные, графические и комбинированные (расчетно-матричные и расчетно-графические) методы.

К прямым относятся методы, основанные на использование общего показателя конкурентоспособности товара. Как правило, в зависимости от его значений товары ранжируют, присваивая первое место товару с наивысшим значением. Это самые распространенные в практике методы.

К косвенным относятся методы, основанные на анализе параметров отдельных свойств продукции, отражающих качество или цену (как правило, технических или экономических), что позволяет косвенно, но не полно судить об уровне конкурентоспособности товара. Критериями оценки конкурентоспособности товара косвенными методами являются степень соответствия его требованиям конкретных стандартов.

Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции, основаны на определении уровня ее потенциальной конкурентоспособности. Эти методы используются для обоснованного принятия решения о целесообразности ее промышленного производства.

Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара, в основном используются для обоснования принятия решения о целесообразности модернизации или разработки новой продукции и ее реализации. Данные методы широко применяются торговыми и потребительскими организациями.

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. При этом используются расчетные методы: дифференцированной и комплексной оценки, смешанный метод, метод соотношения полезного эффекта от использования потребителем товара и затрат, метод верхнего предела цены, метод радара и экспертные методы.

Дифференцированный метод оценки конкурентоспособности товара, основанный на использовании и сопоставлении единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения.

Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

qi = Pi / Piо * 100%,

где qi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности товара по i-му параметру (i = 1,2,3,…,n); Рi – величина i-го параметра для анализируемого товара; Piо – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n – количество параметров.

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемого товара или наличия у него недостатков по сравнению с товаром – аналогом. Он, однако, не учитывает влияние предпочтения потребителя при выборе товара. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности товара. Он основывается на применении комплексных (групповых) показателей или на сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.

Расчет группового показателя конкурентоспособности товара по нормативно-правовым параметрам (IНП) производится по формуле:

IНП = П qHI,

где qHI – единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по формуле определения единичного показателя; П – знак произведения.

Расчет группового показателя конкурентоспособности товара по техническим параметрам (кроме нормативных) (IТ) производится по формуле:

IТ = Σ qj aj,

где aj – весомость j-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность покупателя.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) товара, т.е. используется показатель цены потребления (Цпотр). Полные затраты потребителя определяются по формуле

З = Зс + = Цпотр.,

где З – полные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию продукции; Зс – затраты на приобретение (покупку); Сi – суммарные затраты на эксплуатацию товара, относящиеся к i-му году ее службы; Т – срок службы; i – год по порядку. При этом Сi = , где Сj – эксплуатационные затраты по j-ой статье; n – количество статей эксплуатационных затрат.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Iэ = З / Зо = Ц / Цо,

где Iэ – групповой показатель по экономическим параметрам; З, Зо - полные затраты потребителя; Ц, Цо – цена потребления, соответственно по оцениваемому товару и товару-конкуренту.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности товара (КТ) предполагает расчет интегрального показателя, который определяется на основе сравнения групповых показателей оцениваемого товара по отношению к товару-конкуренту.

Расчет интегрального показателя предполагает соотношение показателей качества продукции и цены потребления. При этом показатели качества оцениваемой продукции соотносятся с аналогичными показателями продукции конкурента. В итоге получается индекс, который является числителем формулы. В знаменателе же используется соотношение цены потребления анализируемого товара к цене потребления товара-конкурента.

Показатель (индекс) конкурентоспособности анализируемого товара 1 по сравнению с конкурентом 2 (IКТ) можно определить на основе расчета соотношения суммы показателей уровня качества продукции, сервисного обслуживания, нормативных и технических параметров (числитель) к цене потребления (знаменатель). При этом для показателей числителя формулы экспертным путем устанавливаются коэффициенты их значимости (весомости), сумма которых равна 1. В обязательном порядке расчет интегрального показателя предполагает соотношение показателей качества продукции и цены потребления. При этом показатели качества оцениваемой продукции соотносятся с аналогичными показателями продукции конкурента. В итоге получается индекс, который является числителем формулы. В знаменателе же используется соотношение цены потребления анализируемого товара к цене потребления товара-конкурента.

При IКт ≥ 1 анализируемый товар конкурентоспособен, а при IКт <1 — неконкурентоспособен по сравнению с товаром-конкурентом.

Как для дифференцированного, так и для комплексного метода используются единичные показатели технического уровня (качества) продукции, в группу которых для технически промышленной продукции могут входить:

- показатели функционального назначения;

- показатели надежности (безопасности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости изделия в процессе его транспортировки и хранения);

- эстетические показатели;

- эргономические показатели (гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические свойства системы «человек-машина»);

- экологические показатели, отражают требования экологических стандартов и необходимость охраны окружающей среды;

- показатели безопасности человека при эксплуатации изделия от механических, электрических, акустических и других видов воздействия изделий;

- патентно-правовые показатели – патентоспособность изделия или технологического процесса, обеспечение патентной частоты изделия на предполагаемом рынке.

Экологические показатели, показатели безопасности и патентно-правовые составляют группу нормативных показателей. Они должны соответствовать обязательным нормам, стандартам и законодательству, которые регламентируют уровень этих параметров товаров для рынка. Если изделие не соответствует требованиям действующим международным или национальным стандартам и нормам по параметрам экологии и безопасности, то оно не будет допущено на данный рынок.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности товара основан на применении единичных и комплексных показателей. Его рекомендуется использовать в тех случаях, когда:

- единичных показателей конкурентоспособности товара достаточно много и они разнообразны по направлениям и значимости, что не позволяет сделать общий вывод об уровне конкурентоспособности товара;

- общий показатель уровня конкурентоспособности товара, определяемый комплексным методом, или методом соотношения качества и затрат, недостаточно полно учитывает все значимые параметры товара и, как следствие, не адекватно характеризует конкурентоспособность анализируемых товаров.

Определение показателя конкурентоспособности товара смешанным методом (КТсмеш) осуществляется по формуле

,

где: n – количество единичных показателей, учитываемых при оценке; mi – коэффициент весомости i-го единичного показателя (qi); mk – коэффициент весомости комплексного показателя (КТ). При этом .

Метод соотношения полезного эффекта от использования потребителем товара и затрат. В основе этого метода лежит соотношение полезного результата (эффекта) и совокупных затрат на приобретение и эксплуатацию товара за его жизненный цикл. При этом полезный эффект товара – это результат использования потребителем совокупных свойств продукции.

Количественную оценку конкурентоспособности анализируемого товара (КТа..) на конкретном рынке (в долях единицы) можно осуществить по формуле: [31]

КТа.= (Эа./ Эл.о.) k1 × k2 …× kn,

где Эа. – полезный эффект анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта в денежном измерении; Эл.о. – полезный эффект лучшего образца товара-конкурента на данном рынке; k1, k2, …kn – корректирующие коэффициенты, учитывающие отдельные конкурентные преимущества оцениваемого товара, в долях единицы.

Оценку конкурентоспособности анализируемого товара по соотношению полезного эффекта и затрат, т.е. по эффективности использования этого товара можно осуществить по формуле:

Э = Эф.пол./ Зс,

где Эф.пол . – полезный эффект от использования приобретенного товара за нормативный срок его службы, единица полезного эффекта; Зс – совокупные затраты на приобретение и эксплуатацию товара за его жизненный цикл, есть цена потребления (Цпотр).

Определение конкурентоспособности оцениваемого товара по сравнению с товаром-конкурентом (КТ1/2) при помощи метода верхнего предела цены осуществляется по формуле:

где Ц1, Ц2 – соответственно цена оцениваемого и нового товара-конкурента; Укач21 – уровень качества товара-конкурента по сравнению с оцениваемым товаром; kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового товара (или товара-конкурента) потребителями; Цвп – верхний предел цены.

Определение коэффициента Укач21, осуществляется при помощи методов экспертных оценок с учетом влияния таких факторов как эстетичность, эргономичность, уровень сервиса и престижность товаров предприятия.

Метод радара определения конкурентоспособности товара относится к расчетно-графическим методам. Он основан на использовании ряда показателей, например, коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической конкурентоспособности. Коммерческая конкурентоспособность характеризуется доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации у конкретного потребителя в данной местности. Нормативно-правовая конкурентоспособность товара отражает уровень защиты, безопасность потребителя при эксплуатации приобретенного товара. Технико-экономическая конкурентоспособность – раскрывается показателями «2Э» - экономичности, эргономичности (дизайн, эстетичность, комфорт, удобство в управлении и обслуживании).

Конкурентоспособность товара методом радара определяется отношением площади радара оцениваемого товара к площади радара товара-конкурента, построенных внутри оценочного круга по ряду показателей, которые по мнению потребителей являются наиболее значимыми для данного товара, например по 8 технико-экономическим, коммерческим и нормативно-правовым параметрам (рисунок 29.4). При этом каждый параметр оценивается экспертным методом в баллах от 0 до 10.

Конкурентоспособность товара по методу радара (КТр) рассчитывается по формуле:

где Sр, S – соответственно, площадь радара для конкретного оцениваемого товара и для товара-конкурента.

 

 

Рисунок 29.4 – Радар конкурентоспособности товара

Экспертные методы определения конкурентоспособности товараоснованы на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Данные методы применяются для оценки уровня конкурентоспособности товара в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы эмпирического определения значений единичных или комплексных показателей. Например, экспертный метод применяется для оценки продукции легкой и пищевой промышленности при анализе таких потребительских свойств, как мода, аромат, вкусовые качества продукции и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...