Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава вторая - о службе божии и о священниках




И подобных сему преступлениях

Артикул 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным

свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми

он присягал, отсечь, а его послать на катаргу.

Толкование. Сие надлежит точию разумети о том, который

лживую присягу подлинно учинил, но ненадобно так оное

распространять, чтоб и того сим же наказанием отягчать, который

не омыслясь к присяге представит себя. Ибо сие безпамятству

причитается. А ежели потом освидетелствуется, без наказания

отпущен быть не имеет.

Артикул 197. Ежели таковой клятвопреступник чрез свою лживую

присягу кому чинит вред на теле или в имении, то оного надлежит

по розыску дела и по судейскому приговору жестоко наказать, а

иногда и весьма живота лишить.

Артикул 198. Також и с таковыми клятвопреступники и

свидетелми поступать должно, которые по учиненной присяге, ложно

свидетельствовали, и невинному учинят вред.

Толкование. И все сии, которые найдены будут во лживой

присяге, могут сверх других наказаний явным церковным покаянием

наказаны быть.

 

 

III.Виды преступлений.

Преступления против церкви (гл. 1, 2 и др.):

чародейство (арт. 1, 2)

богохульство (арт. 3-8),

церковный мятеж (арт. 10-13, 16, 17),

преступная деятельность священнослужителей (арт. 14, 15),

Глава первая - о страсе божии

Артикул 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия

надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страсе

божии содержать себя: однакоже сие салдаты и воинские люди с

вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных бог в такое

состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго

часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в

службе государя своего подвержены не были. И понеже всякое

благословение, победа и благополучие от единаго бога всемогущаго,

яко от истиннаго начала всего блага и праведнаго победодавца

происходит. И оному токмо молитися и на него надежду полагати 329

надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и

предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все

идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайше

запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в

лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежели кто из

воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья

заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по

состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием

шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть.

Толкование. Наказание сожжения есть обыкновенная казнь

чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или

действительно с диаволом обязательство имеет. А ежели ж он

чародейством своим никому никакова вреду не учинил и

обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по

изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми

наказаниями, и притом церковным публичным покаянием.

Артикул 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он

кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан

будет.

Толкование. Что один чрез другаго чинит, почитается так, яко

бы он сам то учинил.

Артикул 3. Кто имени божию хулению приносит, и оное

презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и

святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в

пиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым

железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.

Артикул 4. Кто пресвятую матерь божию деву Марию и святых

ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы

и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или

живота лишен быть.

Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в

принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по

состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих

пожитков лишен быть.

Артикул 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления

в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится

то единожды или дважды, тогда имеет преступитель четырнадцать

дней в железа заключен быть и жалование его на месяц в шпиталь

вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован

(розстрелен) быть.

Толкование. Ежели в помянутой вине, преступитель не смертию,

но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное

покаяние при том же учинить.

Артикул 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не

восприемлется всуе, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется,

который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, 330

оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в

шпиталь дать, или в присудствии регименту мушкеты, пики или

карабины носить.

Артикул 8. Есть ли сие нарочно, или из злости, или в

пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу богу явное

покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего

месячнаго жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни,

а на каждый день по одному часу ружье носить.

Глава вторая - о службе божии и о священниках

Артикул 9. Служба божия имеет отправлятися по вся утра и

вечеры и полдень (как о том установлено уже и публиковано в

печатных молитвах) с пением и молением, в лагерях. И дабы при том

все духовные присудствовали: того ради надлежит, как при

начинании, так и при окончании службы божия, в трубы у

командующаго генерала над войском, знак дать, и потом от полку до

полку барабаны бить, или на трубах трубить, и тако службу божию

начинать и оканчивать.

Артикул 10. Есть ли офицер без важной притчины при молитве

присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по

полтине штрафу с него в шпиталь брать, а редового в первые и

вдругоредь ношением ружья, а в третие заключением в железа на

сутки наказать.

Артикул 11. Когда офицер при молитве пьян явится, а чрез

оное пиянство другим соблазн учинит: тогда оный имеет в первые и

вдругоредь арестом у профоса наказан, а в третие на несколько

времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть.

Артикул 12. А рядовой, которой в таковом же образе

обрящется, имеет быть в железа посажен.

Артикул 13. Всем офицерам и рядовым надлежит священников

любить и почитать. И никто да не дерзает оным как словом, так и

делом досаду чинить, и презирать, и ругатся. А кто против того

погрешит, имеет по изобретению его преступления вдвое так, как бы

то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть.

Артикул 14. Насупротив того учрежденныя священники в

гарнизонах и при полках и везде должны прилежать к непорочной,

трезвой и умеренной жизни. А есть ли который из священников

обрящется в своей науке, животе и поступках нечестив и

беззаконен, и другим жизнию своею соблазн чинит, оный имеет за

сие к духовному суду отослан быть, и от онаго, по изобретению

вины наказан, чина и достоинства своего лишен.

Артикул 15. Когда священник без знатной причины (а имянно;

разве за болезнию и таковыми подобными) службу божию отправлять

не будет, тогда имеет, вместо наказания, за каждое свое отбытие 331

по 1 рублю в шпиталь дать. А ежели оный во время службы божия

пиян будет, тогда оный имеет в первый и другий раз от начальнаго

священника при войске жестокого за то наказан. А в третий к

духовному суду отослан, и потом своего чина и достоинства лишен

быть.

Артикул 16. Сколь скоро к молитве и службе божией звычайный

знак дан будет, имеют тогда все маркетентеры, купцы, харчевники и

шинкари лавки свои запереть, и отнюдь никаких товаров, ни пива,

ни вина, не продавать. Разве когда больной для своей нужды

требовать будет. Кто против того погрешит, онаго все товары

отписаны будут, и из тех едина часть в шпиталь, а другая

евалтигеру, который будет над тем надзирание иметь, дастся.

Артикул 17. Банкеты и все суетныя излишния забавы надлежит

во время службы божия отставить. Кто против того преступит, оный

имеет штрафу несколько денег в шпиталь дать.

 

особенности религиозного законодательства ПетраI.

Государственные преступления:

возмущение или бунт (арт. 137,), Артикул 137. Всякий бунт, возмущение или упрямство, без

всякой милости имеет быть виселицею наказано.

Толкование. В возмущении надлежит винных на месте и в деле

самом наказать и умертвить. А особливо, ежели опасность в

медлении есть, дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких

непристойностей удержать (пока не разширитца) и более б не

умножилось.

измена, ее виды (арт. 119, 120, 121, 123, 124-131, 197), Артикул 119. Ежели же подчиненные комменданту офицеры и

рядовые салдаты его коменданта принудят, или подманят к здаче

крепости, тогда имеют все офицеры (которые в таком деле виновны

суть, и позволили на таковое понуждение) чести, пожитков и живота

лишены быть. А из рядовых всегда десятый по жеребью повешен, а

протчие как беглые наказаны быть.

Толкование. Протчие шпицрутенами будут наказаны и принуждены

вне обозу стоять, пока оные себя паки достойными учинят, с

протчими салдатами в равенстве содержаны быть.

Артикул 120. Буде же офицеры и салдаты без всякой притчины

допустят комменданта прежде времени, и не видя крайней нужды, на

акорд здаваться, и оному от того не отсоветуют, или в том его не

удержат, тогда как офицерам, так и солдатам учинить против 117

артикула.

Толкование. Того для в таком случае противление, не токмо

допущено, но и повелено таким образом, что есть ли офицеры

усмотрят, что коммендат без нужды крепость сдать похощет, тогда

имеют оные приступя к нему прекословить, и преклонять его к

должности. А ежели его от намерения такова уговорить не можно, онаго заарестовать, и другаго между собою вместо его избрать, и

тако всевозможным образом оную крепость оборонять должны.

Артикул 121. Никто да не дерзает при осаде особливые советы

иметь, и много говорить, или кричать, чтобы крепость или место

здать или оставить, ниже других словом или делом к обороне

робость какую подать. Кто в том уличен будет, имеет другим ко

устрашению без далного отлагателства повешен быть.

Артикул 123. Притчины, которых ради комендант, офицеры и

салдаты извинены быть могут, когда крепость здастся, суть

следующия: (1) Крайней голод, когда ничего не будет, чем человек

питатися может, имея наперед всевозможную в пище бережность,

(2) Когда аммуниции ничего не останется, которая також со всякою

бережью трачена; (3) Когда людей так убудет, что оборонитися

весьма не в. состоянии будут (а во всю осаду оборонялися храбро)

сикурсу получить не могут, и что крепости уже по всем видам

удержать будет невозможно; (4) Однакож сии пункты суть тем, кои

особливого указа не имеют. А которые имеют указ до последняго

человека оборонятися, то никакой нужды ради не капитулировать с

неприятелем, и крепости не отдавать.

Толкование. В сих вышеименованных артикулах часто лишение

чести, пожитков и живота упомянуто, которое тако исправлено имеет 350

быть, что палач сперва шпагу у нарушителя переломит, и его

шельмом объявит, а потом его повесит. И есть ли оной пожитки

имеет, оные на его величество взяты быть имеют.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.