Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава двадцать четвертая - о утаении, и увозе злодеев




Артикул 206. Никто б ни вышняго, ниже нижняго чина, никаким

образом не дерзал, никого из неприятелей, изменника какова или

злодея утаить, или под каким видом уводить, дабы от заслуженнаго

наказания оного освободить, под необходимою смертною казнию.

Толкование. Каждый должен злодея задержать и

возпрепятствовать, чтоб не ушел, пока оный надлежащему караулу

отдан не будет.

Сие наказание и над оными произведено бывает, которые к сему

делу вспомогали.

Артикул 207. Когда злодей караулу или генералу-гевальдигеру

или профосам уже отдан, и оным онаго стеречь приказано будет, а

злодей чрез небрежение их уйдет, или от них без указу отпуститца,

тогда оные, которые в сем виновны, вместо преступителя имеют

надлежащее наказание претерпеть.

Артикул 208. Ежели офицеру о погрешении салдата его донесено

будет, тогда имеет оного немедленно за арест взять и погрешение

онаго объявить. Ежели ж сего не учинит, то впервые шесть месяцев

рядовым салдатом служить принужден, а вдругоредь яко негодный

офицер отставлен быть.

Артикул 209. Кто когда ошельмован или в руках палачевых был,

оный в войске его величества терпим да не имеет быть, но надлежит

оного отослать.

Толкование. Салдаты и офицеры в великих преступлениях, как и

протчие злодеи могут быть пытаны, в сем нет сомнения, ибо в то

время не яко салдат или офицер, но яко злодей почитается. Ежелиж

он на пытке явится невинен, или от его величества, или

фелтмаршала весма прощен будет, то для невинности своей

высокоповеренный чин свой может конечно паки отправлять, хотя он

и в палачевских руках и на пытке был. Однакож иногда в сем деле

бывает не без трудности до тех мест, пока над ним публично знамя

не возложится. И тако чрез сие паки за честного причтен, и всем

 

 

- имущественные преступления (гл. 21),

Глава двадцать первая - о зажигании, грабительстве и воровстве 361

Артикул 178. Кто из офицеров или рядовых самоволством и

нарочно без указу в маршу город, село и деревню или церкви,

школы, шпитали и мельницы зажжет, печи или некоторые дворы

сломает, також крестьянскую рухледь и прочее что потратит, оный

купно с теми, которые помогали, яко зажигатель и преступитель

уложения смертию имеет быть казнен и сожжен.

Артикул 179. А ежели каким небрежением и неосторожностью,

или виною офицеров или салдат, такие подобные пажары в квартирах

или инде где учинятца, то оные, которые в том виновны, убыток по

судейскому приговору наградить. И сверх того, по изобретению вины

и неосторожности, наказаны имеют быть.

Артикул 180. Також и с теми таким же образом поступать

надлежит, когда у подданных дворы, бревна, заборы и протчее

сломаны и сожжены, или хлеб на поле стравлен, или потрачен будет,

разве по необходимой нужде востребуется и на то позволится.

Артикул 181. Також в земле неприятельской никто б не дерзал

без указу, на котором бы месте ни было, зажигать или огонь

вбросить. Кто против того учинит, оный по приговору военнаго

суда, как для убытку и ущербу, чрез что войско его величества

понесет, так и для прибытку, чрез что неприятель получит,

жестоким заключением, отставлением от службы, шпицрутеном наказан

будет. А ежели сожжет квартиры началных своих или и других,

умыслом для какого зла, той весьма смертию казнен имеет быть.

Артикул 182. Никто бы, ниже офицер, рейтар или солдат не

дерзал никакогоб человека, его величества подданного или нет,

грабить и насилить, или что у него силою отнимать, хотя на улице,

в походе чрез землю, или в обозе, городех, крепостях и деревнях,

под наказанием на теле и смертию.

Артикул 183. Також бы никто у тех, которые сквозь караул

пойдут, денег, или иного чего насильно брать не дерзал, под

смертною казнию.

Толкование. Вышеозначенные оба артикула разумеются, ежели с

невооруженною рукою чинится.

Артикул 184. Ежели кто подарков, прибыли или ползы себе ради

чрез караул кого пропустит, где не надлежит пропускать, оного

надлежит повесить.

Артикул 185. Кто людей на пути, и улицах вооруженною рукою

нападет, и оных силою ограбит или побьет, поранит или умертвит,

оного купно с теми, которые при нем были и помогали, колесовать и

на колеса тела их потом положить.

Толкование. Ежели кто ворветца без оружия, или войдет в дом

без насилства в конюшню или хоромы, или отопрет сундуки, хоромы

воровскими ключами, от чего никакого насилия или убийства 362

опасатись не надлежало, онаго шпицрутенами, яко протчих воров

наказать.

Також ежели вор, правда, ворветца в намерении украсть, но и

в том поиман или отогнан, или помешает ему кто, что ничего с

собою не унес, оного також шпицрутенами полегче наказать

надлежит.

Впротчем, в правах позволено вора, который в ночи в дом

ворветца, без страху наказания умертвить, ежели его без своего

опасения преодолеть было невозможно. Ибо надлежит разсудить, что

вор не для единой кражи, но чтоб и умертвить, в дом ночью

врываетца.

Артикул 186. Кто церкви или иныя святыя места покрадет, или

у оных что насилно отъимет, також и тех, которые в обоз, крепости

и городы всякой провиант привозят, оный имеет быть лишен живот, и

тело его на колесо положено.

Артикул 187. Ежели кто человека украдет и продаст, оному

надлежит, ежели докажется, голову отсечь.

Артикул 188. Кто украдет что из намету или палубов, в поле

или в походе, и в том будет поиман, оному отрезать уши и нос.

Артикул 189. Ежели кто в воровстве поиман будет, а число

краденаго более двадцати рублев не превозыдет, то надлежит вора в

первые шестью сквозь полк прогнать шпицрутен, вдругоредь

двенадцатью, а втретие, отрезав нос и уши, сослать на каторгу, а

украденное всегда от него отобрать.

Толкование. Оные, которые в воровстве конечно вспомогали,

или о воровстве ведали, и от того часть получили, или краденое

ведая добровольно приняли, спрятали и утаили, оные властно, яко

самые воры, да накажутся.

Ежели многие вкупе в воровстве поиманы будут, те все, хотя

их много или мало, всяк так наказан будет, яко бы един все

воровство учинил.

Овощные воры, такожде которые дрова, кур, гусей и рыбы

крадут, по разсмотрению воровства да накажутся.

Артикул 190. Ежели кто купит или продаст, ведаючи краденыя

вещи и скроет, и содержит при себе вора, оной яко вор сам наказан

быть имеет.

Артикул 191. Ежели кто украдет (1) ценою более двадцати

рублев, (2) в четвертые, (3) ежели во время нужды водяной или

пожарной или (4) из артиллерии, магазейну, амуниции или цейхгауза

его величества, или (5) от своего собственнаго господина, или

(6) от товарыща своего, или (7) на месте, где он караул имел,

оный хотя много или мало украл, имеет быть повешен.

Артикул 192. Ежели кто, стоя на карауле, что украдет, много

или мало, оный имеет быть повешен.

Артикул 193. Ежели кому что в верные руки на сохранение

дастся, а потом в принятии он запрется, или иным каким способом

искать будет, чтоб утаить, тогда оного, яко вора, таким же

образом, по состоянию дела и цене повереннаго ему добра,

наказать.

Артикул 194. Кто его величества или государственныя деньги в 363

руках имея, из оных несколько утаит, украдет, и к своей пользе

употребит, и в расходе меньше записано и сочтено будет, нежели

что он получил, оный живота лишится и имеет быть повешен. Тую же

казнь чинить и тем, кои ведая про то, а не известят.

Артикул 195. Ежели кто что найдет в походе или инде где, на

дороге и местах, хотя б что ни было, оный долженствует офицеру

своему о сем донести, и найденое без замедления принести, дабы у

пароля или инако о сем объявлено, и найденое господину, кому

надлежит, отдано было. Кто инако учинит, имеет наказан быть яко

за кражу, и найденное паки возвратить.

Толкование. Ежели кто что найдет, и оное по должности

объявит и отдаст, оному надлежит за труды дать тринкгельд (или на

пропой), дабы с третьею долею найденнаго равно могло быть ценою.

Наказание воровства обыкновенно умаляется, или весьма

отставляется, ежели кто из крайней голодной нужды (которую он

доказать имеет) съестное или питейное, или иное что невеликой

цены украдет, или кто в лишении ума воровство учинит, или вор

будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от

родителей своих лозами наказаны быть.

 

- половые преступления (гл. 20). Глава двадцатая - о содомском грехе, о насилии и блуде

Артикул 165. Ежели смешается человек со скотом и безумною

тварию, и учинит скверность, оного жестоко на теле наказать.

Артикул 166. Ежели кто отрока осквернит, или муж с мужем

мужеложствует, оные яко в прежнем артикуле помянуто, имеют быть 359

наказаны. Ежели же насильством то учинено, тогда смертию или

вечно на галеру ссылкою наказать.

Артикул 167. Ежели кто женской пол, старую или молодую,

замужнюю или холостую, в неприятельской или дружеской земли

изнасилствует, и освидетелствуется, и оному голову отсечь, или

вечно на галеру послать, по силе дела.

Толкование. Скверныя женщины обыкновенно, когда в своих

скверностях, иногда многия скверности учинят, предлагают, что

насилством чести своей лишены и насилствованы. Тогда судье их

такому предложению вскоре не надлежит верить, но подлиннее о

правде выведать, и чрез сие насилие мочно освидетельствовать,

егда изнасильствованная свидетелей имеет, что оная с великим

криком других на помощь призывала, а ежели сие дело в лесу или в

ином каком единаком месте учинилось, то оной женщине, хотя б она

и в доброй славе была, невозможно вскоре верить. Однако же судья

может при том случившияся обстоятелства разсмотреть, и егда

обрящет ее честну, то может онаго пытать или к присяге привесть.

А такия обстоятельства меж другим могут сии быть: (1) Ежели у

женщины или у насилника, или у них обоих, найдется, что платье от

обороны разодрано. (2) Или у единаго, или у другаго, или синевы

или кровавые знаки найдутся. (3) Ежели изнасиленная по скором

деле к судье придет, и о насилствии жалобу принесет. При котором

случае ее притвор и поступки гораздо примечать потребно. А ежели

несколько времяни о том умолчит, и того часу жалобы не принесет,

но умолчит единый день или более потом, то весьма повидимому

видно будет, что и она к тому охоту имела.

Хотя правда, некоторыя права насилие над явною блудницею не

жестоко наказать повелевают, однакож сие все едино. Ибо насилие

есть насилие, хотя над блудницею или честною женою, и надлежит

судье не на особу, но на дело и самое обстоятелство смотреть, в

чем саксонския права зело согласуются. Начатое изнасилствие

женщины, а неокончанное наказуется по разсмотрению.

Артикул 168. Кто честную жену, вдову или девицу тайно

уведет, и изнасилничает, а оная вскоре, или потом хотя в том

позволила, онаго казнить смертию, отсечь голову.

Толкование. Сие обыкновенное наказание силы не имеет, ежели

уведенная уводчикова была невеста зарученная, а отеческой ниже

душеприкащиковой воле подвержена не была.

Артикул 169. Ежели муж женатый с женою замужнею телесно

смешаетца, и прелюбодеяние учинят, оные оба наказаны да будут, по

делу и вине смотря.

Артикул 170. Одинакое прелюбодеяние, когда едина особа в

супружестве обретается, а другая холостая есть, оная, по

состоянию особ и обстоятельству, имеет жестоким заключением,

шпицрутеном, и отставлением от полку, или посылкою на каторгу на

время наказана быть.

Толкование. Ежели невинной супруг за прелюбодеющую супругу 360

просить будет, и с нею помиритца, или прелюбодеющая сторона может

доказать, что в супружестве способу не может получить телесную

охоту утолить, то мочно наказание умалить.

Единакое прелюбодейство також чинится, есть ли холостой с

девкою, а за другаго сговоренною невестою смешаетца.

Артикул 171. Кто при живой жене своей на другой браком

сочетается, и тако две жены разом иметь будет, онаго судить по

церковным правилом.

Артикул 172. А ежели супруг или хотя супруга к тому

обмануты, в супружество вступит с тем, кто уже женат, оный от

всякого наказания уволен, и в прежней чести и достоинстве

содержан будет.

Артикул 173. Блуд, ежели двое из ближних свойственников

(которым по правам в супружество вступить невозможно для

свойства) телесно смешаютца, и правда в восходящей и нисходящей

линии смертию казнен бывает.

Артикул 174. Ежели же учинитца в побочной линии и между

ближними свояками, то по разсуждению судейскому наказаны, и

виновные явное церковное покаяние принести имеют.

Артикул 175. Никакия блудницы при полках терпимы не будут,

но ежели оные найдутца, имеют оныя без разсмотрения особ, чрез

профоса раздеты и явно выгнаны быть.

Артикул 176. Ежели холостый человек пребудет с девкою, и она

от него родит, то оный для содержания матери и младенца, по

состоянию его, и платы нечто имеет дать, и сверх того тюрмою и

церковным покаянием имеет быть наказан, разве что он потом на ней

женитца, и возмет ее за сущую жену, и в таком случае их не

штрафовать.

Толкование. Ежели кто с девкою пребудет, или очреватит ее,

под уговором, чтоб на ней женитца, то он сие содержать и на

чреватой женитца весьма обязан.

Ежели ж отговоритца, что будто ей не обещал о женитьбе, а

признает при сем, что он ее обеременил, к томуж иные свидетелства

явятца, из чего мочно будет видеть, что он всеконечно о

супружестве обещал: то надлежит его с присягою спросить, что он с

нею ни в какия супружеския дела не вступал, ниже оной обещал. А

хотя она и чревата, а других доказаний нет, то не потребно его к

присяге приводить.

Ежели ж оный не захочет, и не возможет присяги учинить, то

должен он на чреватой женитца; також, когда доказательства и

признаки, что он обещал женитца, велики и сильны суть, а опасаясь

нарушения присяги, то более надлежит оного к супружеству

принуждать, нежели присягою поступать.

Артикул 177. От позорных речей и блядских песней достойно и

надобно всякому под наказанием удержатись.

IV.Система наказаний.

Общая характеристика системы наказаний

Виды наказаний

смертная казнь, ее виды (арт. 3,6,95,124,83), Артикул 3. Кто имени божию хулению приносит, и оное

презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и

святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в

пиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым

железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.

Артикул 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления

в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится

то единожды или дважды, тогда имеет преступитель четырнадцать

дней в железа заключен быть и жалование его на месяц в шпиталь

вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован

(розстрелен) быть.

Толкование. Ежели в помянутой вине, преступитель не смертию,

но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное

покаяние при том же учинить.

Артикул 95. Таковыя же казни, а именно повешены быть

достойны суть все, которые из гарнизона, обоза, похода (или в

протчем сему подобных случаях) уйдут, и при своих знаменах и

штандартах верно не останутся, и хотя вскоре, или долгое время

спустя поиманы будут. Такожде все оные равной же казни подлежат,

которые без пасу от одного полка в другой перейдут, и службу

примут.

Толкование. Якоже достойно есть, чтоб оныя жестоко наказаны

были, которыя таковых беглых салдат скроют и оным пропитание

дадут, такожде зело потребно есть, чтоб военный суд, когда о

дезертирстве приговор учинить имеет, подлинно розыскал, где и у

кого он во время своей отбытности жил, дабы о том в надлежащем

месте извещено и определено было, дабы оный, который его скрыл,

надлежащим образом наказан был. Артикул 124. Кто из офицеров или рядовых с неприятелем

тайную и опасную переписку иметь будет, и неприятелю или его

союзникам как нибудь ведомость какую подаст, или с неприятелем, и

от него с присланным трубачем, барабанщиком, и с таковыми

подозрительными особами без ведома и указу от фелтмаршала или

комменданта, хотя в поле, в крепостях или где инде, тайным

образом разговор иметь, переписыватца, писма принимать или

переносить будет, оный имеет, яко шельм и изменник, чести,

пожитков и живота лишен, и четвертован быть.

Толкование. Однакоже прилучаются случаи, в которых сие

наказание умаляется, и преступитель сперва казнен, а потом

четвертован бывает, яко же оное наказание прибавляется рванием

клещами ежели оная измена великой вред причинит войску, землям,

городу или государю.

Такожде не позволяется ни сыну с родным своим отцом, которой

у неприятеля обретается, тайно корреспондовать.

Такожде таковому наказанию и комендант подвержен, которой

сведом, что таковыя писма от неприятеля приходят, или от него

отпустятца, а оныя он не переймет и не распечатает, и в

принадлежащем месте не известит. Ибо он виновным себя тем

причинит, что он о таковой корреспонденции ведая, и на тое

позволил.

Никто из пленных да не дерзает письма свои сам запечатывать,

и тайным образом оныя пересылать. Но должен, не запечатав

комменданту вручить, которой в принадлежащее место отослать

имеет. Ежели пленной против сего поступит, то он самому себе

причесть имеет, естли тем, и протчим виновным с ним, за их труды

наказанием заплачено будет. Ибо он подобно шпиону почитается, или

лазутчику, посланному от неприятеля, дабы о состоянии

неприятельском уведомится. Которые по воинскому резону и

обыкновению повешены бывают.

Артикул 83. Кто вне обоза в грабеже или воровстве поиман

будет, имеет повешен быть

телесные наказания (арт. 4, 7, 96, 95, 85, 143, 144, 146, 196, 188, 189), Артикул 4. Кто пресвятую матерь божию деву Марию и святых

ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы

и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или

живота лишен быть.

Артикул 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не

восприемлется всуе, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется,

который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, 330

оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в

шпиталь дать, или в присудствии регименту мушкеты, пики или

карабины носить.

Артикул 95. Таковыя же казни, а именно повешены быть

достойны суть все, которые из гарнизона, обоза, похода (или в

протчем сему подобных случаях) уйдут, и при своих знаменах и

штандартах верно не останутся, и хотя вскоре, или долгое время

спустя поиманы будут. Такожде все оные равной же казни подлежат,

которые без пасу от одного полка в другой перейдут, и службу

примут.

Толкование. Якоже достойно есть, чтоб оныя жестоко наказаны

были, которыя таковых беглых салдат скроют и оным пропитание

дадут, такожде зело потребно есть, чтоб военный суд, когда о

дезертирстве приговор учинить имеет, подлинно розыскал, где и у

кого он во время своей отбытности жил, дабы о том в надлежащем

месте извещено и определено было, дабы оный, который его скрыл,

надлежащим образом наказан был.

Артикул 96. Ежели кто после своего побегу, раскаясъ на

дороге, сам возвратится, и добровольно у своего офицера явится,

оный по правде живота лишен не имеет быть, однакож ради его

имевшего злаго замыслу по состоянию времени и по разсмотрению,

шпицрутенами или иным каким наказанием наказать подобает. Артикул 85. Кто из воинских людей своего хозяина, или

хозяйку, или челядина ударит, или непристойным образом с ним

поступит, или вред какой учинит, той не токмо имеет у обиженного

публично при воинском суде в том прощения просить, и убыток вдвое

заплатить, но еще сверх того, по состоянию дела и по разсуждению

судейскому, наказан быть. А ежели оный преступитель уязвит кого

из оных вышепомянутых, тогда надлежит его, по состоянию дела и

особы, или знатным числом денег, шпицрутенами, заключением 343

наказать, или весьма ему руку отсечь. Артикул 143. Ежели кто с кем ножами порежетца, онаго

надлежит взяв под виселицу, пробить ему руки гвоздем, или тем

ножем на единый час, а потом гонять шпицрутен.

Артикул 144. Кто пистолет или шпагу на кого подымет в

сердцах, в намерении чтоб кого тем повредить, оному рука отсечена

будет.

Артикул 146. Кто с сердцов и злости кого тростию или иным

чем ударит и побьет, оный руки своея лишитца.

Артикул 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным

свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми

он присягал, отсечь, а его послать на катаргу.

Толкование. Сие надлежит точию разумети о том, который

лживую присягу подлинно учинил, но ненадобно так оное

распространять, чтоб и того сим же наказанием отягчать, который

не омыслясь к присяге представит себя. Ибо сие безпамятству

причитается. А ежели потом освидетелствуется, без наказания

отпущен быть не имеет.

Артикул 188. Кто украдет что из намету или палубов, в поле

или в походе, и в том будет поиман, оному отрезать уши и нос.

Артикул 189. Ежели кто в воровстве поиман будет, а число

краденаго более двадцати рублев не превозыдет, то надлежит вора в

первые шестью сквозь полк прогнать шпицрутен, вдругоредь

двенадцатью, а втретие, отрезав нос и уши, сослать на каторгу, а

украденное всегда от него отобрать.

Толкование. Оные, которые в воровстве конечно вспомогали,

или о воровстве ведали, и от того часть получили, или краденое

ведая добровольно приняли, спрятали и утаили, оные властно, яко

самые воры, да накажутся.

Ежели многие вкупе в воровстве поиманы будут, те все, хотя

их много или мало, всяк так наказан будет, яко бы един все

воровство учинил.

Овощные воры, такожде которые дрова, кур, гусей и рыбы

крадут, по разсмотрению воровства да накажутся

 

лишение свободы (арт. 6, 63), Артикул 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления

в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится

то единожды или дважды, тогда имеет преступитель четырнадцать

дней в железа заключен быть и жалование его на месяц в шпиталь

вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован

(розстрелен) быть.

Толкование. Ежели в помянутой вине, преступитель не смертию,

но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное

покаяние при том же учинить.

Артикул 63. Кто себя больным нарочно учинит, или суставы

свои переломает, и к службе непотребными сочинит, или лошадь свою

самовольно испортит в том мнении, чтоб отставлену быть от службы,

оному надлежит ноздри роспороть, и потом его на каторгу сослать.

 

имущественные наказания (арт. 7, 98, 5), Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в

принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по

состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих

Артикул 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не

восприемлется всуе, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется,

который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, 330

оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в

шпиталь дать, или в присудствии регименту мушкеты, пики или

карабины носить.

Артикул 98. Ежели полки, войско или шквадроны дезертируют, и 345

весма отступны явятся, оные имеют во время девяти недель чрез

публичной барабанной бой и труды трижды в генеральной кригсрехт

позываны, и оным салвус кондуктус (безопасная грамота) позволена

будет. А буде найдется после, что они противно присяги и своей

должности учинили, тогда нарушитель веры, хотя он явится или нет,

шельмован и осужден и его пожитки на его величество взяты будут.

Такожде, ежели он после поиман, без всякой милости повешен имеет

быть. Протчим же, которые перед судом явились и оправдались, оным

данный салв кондукт ненарушимо содержан будет.

Толкование. Хотя правда оным, которые по получении салва

кондукта (безопасной грамоты) перед судом явятся, и данный салв кондук ненарушимо содержан быть имеет, однакоже несмотря того,

приговор будет против оных учинен, и в оном наказание, которое

они заслужили означено. (О безопасной грамоте или салве кондукте

я уже в описании судебных тяжеб или процессов пространно

упоминал, того ради здесь паки повторять за непотребно

почитается).

 

 

позорящие наказания (арт. 33, 69, 98), Артикул 33. Такожде никто из офицеров да не дерзает

обретающихся под своею командою салдат, без важных и пристойных

притчин, которыя службе его величества не касаются, жестоко бить

или уязвить. Кто против того преступит, воинскому суду

представлен и потом, по изобретению дела, наказан будет. А есть

ли он то часто чинить будет, имеет своего чина лишен быть: ибо он

тот чин всуе употребил.

Артикул 69. Никто из офицеров, кто бы он ни был, да не имеет

власти своих ундер-офицеров или салдат, которые в ротех уже

записаны, из службы освобождать или отставлять, под опасением

лишения чести и живота, и тот, которой таким образом сам искать будет отставлен быть, наказан будет шпицрутенами

 

Артикул 98. Ежели полки, войско или шквадроны дезертируют, и 345

весма отступны явятся, оные имеют во время девяти недель чрез

публичной барабанной бой и труды трижды в генеральной кригсрехт

позываны, и оным салвус кондуктус (безопасная грамота) позволена

будет. А буде найдется после, что они противно присяги и своей

должности учинили, тогда нарушитель веры, хотя он явится или нет,

шельмован и осужден и его пожитки на его величество взяты будут.

Такожде, ежели он после поиман, без всякой милости повешен имеет

быть. Протчим же, которые перед судом явились и оправдались, оным

данный салв кондукт ненарушимо содержан будет.

Толкование. Хотя правда оным, которые по получении салва

кондукта (безопасной грамоты) перед судом явятся, и данный салв кондук ненарушимо содержан быть имеет, однакоже несмотря того,

приговор будет против оных учинен, и в оном наказание, которое

они заслужили означено. (О безопасной грамоте или салве кондукте

я уже в описании судебных тяжеб или процессов пространно

упоминал, того ради здесь паки повторять за непотребно

почитается).

 

Неопределенность наказания (арт. 80, 95, 101), Артикул 80. Ежели кто притворится болным, дабы тем отбыть от

походу, и назади остатся, и покойство возиметь, а потом здрав

явится, и притворная болезнь его найдется, оный другим в

наказание жестоко наказан будет.

Артикул 81. Когда войско в марше обретается, оберофицеры и

которые войском командуют, во всем том, что во время маршу у

жителей украдено и отнято будет, ответ дать и оное заплатить

должны. Ибо офицером надлежит солдат содержать всегда во

осмотрении, и все непорядки отвращать.

Артикул 95. Таковыя же казни, а именно повешены быть

достойны суть все, которые из гарнизона, обоза, похода (или в

протчем сему подобных случаях) уйдут, и при своих знаменах и

штандартах верно не останутся, и хотя вскоре, или долгое время

спустя поиманы будут. Такожде все оные равной же казни подлежат,

которые без пасу от одного полка в другой перейдут, и службу

примут.

Толкование. Якоже достойно есть, чтоб оныя жестоко наказаны

были, которыя таковых беглых салдат скроют и оным пропитание

дадут, такожде зело потребно есть, чтоб военный суд, когда о

дезертирстве приговор учинить имеет, подлинно розыскал, где и у

кого он во время своей отбытности жил, дабы о том в надлежащем

месте извещено и определено было, дабы оный, который его скрыл,

надлежащим образом наказан был.

Артикул 101. Когда крепости, или шанцы штурмованы будут, а

началники с салдатами уступят прежде, пока они крайнюю свою силу 346

учинили, и прибочное свое оружие употребили, и с неприятелем

какую стычку имели, и от оного отогнаны, то тогда с оными, как с

начальным, так и рядовыми, так поступлено будет, как в

вышеупомянутом 97 артикуле о дезертирах упомянуто. Однакож оные

должны наперед перед воинским судом явится, и от оных положение и

случаи штурмования разспрошены будут, и потом по изобретению

приговор совершен, или полегчен быть имеет.

Толкование. Коль более чина и состояния преступитель есть,

толь жесточае оной и накажется. Ибо оный долженствует другим

добрый приклад подавать, и собою оказать, что оныя чинить имеют.

 

Наказания по принципу талиона (арт. 2, 85, 143, 196, 149, 146), Артикул 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он

кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан

будет.

Толкование. Что один чрез другаго чинит, почитается так, яко

бы он сам то учинилАртикул 85. Кто из воинских людей своего хозяина, или

хозяйку, или челядина ударит, или непристойным образом с ним

поступит, или вред какой учинит, той не токмо имеет у обиженного

публично при воинском суде в том прощения просить, и убыток вдвое

заплатить, но еще сверх того, по состоянию дела и по разсуждению

судейскому, наказан быть. А ежели оный преступитель уязвит кого

из оных вышепомянутых, тогда надлежит его, по состоянию дела и

особы, или знатным числом денег, шпицрутенами, заключением 343

наказать, или весьма ему руку отсечь. Артикул 143. Ежели кто с кем ножами порежетца, онаго

надлежит взяв под виселицу, пробить ему руки гвоздем, или тем

ножем на единый час, а потом гонять шпицрутен.

Артикул 146. Кто с сердцов и злости кого тростию или иным

чем ударит и побьет, оный руки своея лишитца.

Артикул 149. Кто паскивли, или ругательныя письма тайно

сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным

образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени

некакой стыд причинен быть может, онаго надлежит наказать таким

наказанием, каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх

того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Толкование. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил

изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко

изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет.

Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или

напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно

прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не

изобразит.

Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный

обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя

обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож

пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланием на

катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он

истинным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить.

Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругательным

писмам вспоможет, оные тайно прибьет, кому в дом или на улице

подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого,

наказать, однакож по разсмотрению обстоятельств против оных

иногда наказание легче чинитца.

Артикул 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным

свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми

он присягал, отсечь, а его послать на катаргу.

Толкование. Сие надлежит точию разумети о том, который

лживую присягу подлинно учинил, но ненадобно так оное

распространять, чтоб и того сим же наказанием отягчать, который

не омыслясь к присяге представит себя. Ибо сие безпамятству

причитается. А ежели потом освидетелствуется, без наказания

отпущен быть не имеет

 

Сословный характер наказания (арт. 10, 11, 38, 45, 47, 48, 59, 64, 8).

Артикул 8. Есть ли сие нарочно, или из злости, или в

пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу богу явное

покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего

месячнаго жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни,

а на каждый день по одному часу ружье носить.

Артикул 10. Есть ли офицер без важной притчины при молитве

присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по

полтине штрафу с него в шпиталь брать, а редового в первые и

вдругоредь ношением ружья, а в третие заключением в железа на

сутки наказать.

Артикул 11. Когда офицер при молитве пьян явится, а чрез

оное пиянство другим соблазн учинит: тогда оный имеет в первые и

вдругоредь арестом у профоса наказан, а в третие на несколько

времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть.

Артикул 38. Когда знак на караул дастся, никто да не дерзнет

умедлить, кто к оному учрежден. Есть ли офицер учинит, имеет один

месяц за рядового служить, а рядовой посажением в железа наказан

быть.

Артикул 45. Есть ли кто дерзнет часового, патрулир или рунд 337

бранить, или оному противитися будет, когда оным повелено будет

кого за арест взять. Есть ли сие офицер учинит, лишится чина

своего, и имеет за рядового служить, пока паки выслужится, а

рядовой гонянием шпицрутен наказан будет.

Артикул 47. Насупротив того, долженствуют караулы, рунды, и

патрулиры в своих мерах себя содержать. И отнюдь бы сами не

дерзали начало и притчины ссорам и к возмущению подавать,

мимоходящих никакими непристойными поступками и невежеством к

тому злу побуждать. А естьли кто против того поступит, оного

надлежит, по состоянию дела и чину тех особ, отставлением от

чину, гонянием шпицрутен, и жесточае наказать.

Артикул 48. Кто ночью в крепостях, или в городех, на улице,

какой крик или какие излишествы учинит: есть ли кто из офицеров

учинил оная, то имеет он, и которыя с ним были, каждый, вместо

наказания, жалование свое двумесячное в шпиталь дать, а рядовой

заключением в железа наказан будет.

Артикул 59. Есть ли кто свой мундир, ружье проиграет,

продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первые и вдругоредь 339

жестоко шпицрутенами, и заплатою утраченнаго наказан, а в третие

розстрелян быть. Такожде и тот, которой у салдата покупает, или

принимает такия веши, не токмо тое, что принял или купил,

безденежно паки возвратить, но и втрое, сколько оное стоит,

штрафу заплатить должен, или по изобретению особы шпицрутенами

наказан будет.

Толкование. Ибо оружия суть самые главнейшие члены и способы

салдатские, чрез которые неприятель имеет побежден быть. И кто

ружье свое не бережет, оный худой знак своего салдатства

показует, и малую охоту иметь означитца, чтоб свою должность

надлежащим образом в бою отправлять; того ради пристойно есть

онаго такожде жестоко наказать, который салдату в том вспомогает,

ибо он тем салдата к службе своего государя негодна чинит.

 

Артикул 64. Никто, как офицер, так и рядовой да не дерзает

без ведома и позволения своего командира, из обозу или своего

посту отлучатися, дабы о жалованье своем или досталных деньгах

просить. Ежели сие офицер учинит, оный своего прошения, досталных

денег и чину лишен, а рядовой шпицрутенами наказан будет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...