Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтетический и аналитический учет движения товаров




Поступление товаров у ИП Юшин Д.В. отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчету 41-1 "Товары на складах".

Товары на балансе на данном предприятии учитывают по ценам фактического приобретения. Общехозяйственные и коммерческие расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС. Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом налога на добавленную стоимость.


Таблица 2

Бухгалтерский учет приобретения товаров

Хозяйственная операция Корреспондирующие счёта
Дебет Кредит
Оприходованы товары по ценам поставщика без учета НДС    
Отражен НДС по поступившим товарам    
Расходы на услуги по доставке товаров    
Отражен НДС по расходам на доставку    
Оплачено за товар поставщику   50, 51, 52
Оплачено за доставку   50, 51, 52
Зачет НДС по приобретенным товарам    
Отмена поставки товара, после ее оплаты 50, 51, 52  

Аналитический учет поступления товаров у ИП Юшин Д.В. ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица сдают в бухгалтерию.

В бухгалтерии по каждому документу составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые затем фиксируют в учетных регистрах по счету 41 "Товары".

По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 "Товары" итоги сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют с данными учетного регистра по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (по графе дебетования счета 41). Итоги дебетовой ведомости автоматически переносятся в кредит соответствующих счетов. Также данные по поступившим товарам от поставщиков в учетном регистре по счету 41 переносятся в журналы-ордера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в регистре, где совмещены операции по кредиту счета 60 и по его дебету. Это позволяет вести контроль за поступлением товаров, а также обеспечить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками.

Учет поступления товаров на склад данной организации сортовым способом хранения, при котором каждый вновь приобретенный товар определенного сорта присоединяют к ранее поступившему товару того же наименования и сорта, то есть товары хранят по сортам.

Аналитический учет поступления товаров в бухгалтерии ведется сортовым способом. Бухгалтерия должна обеспечить тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого месяца (сумма прихода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться дебетовому обороту синтетического счета 41 "Товары").

У ИП Юшин Д.В существует одно направление реализации: реализация товаров со складов (складской оборот). Данное предприятие само рассчитывается за товар с поставщиком и получает средства от покупателя.

ИП Юшин Д.В. работает как по договорам купли-продажи, так и поставки.

По договору купли-продажи согласно Гражданскому кодексу РФ одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется в обусловленные сроки (срок) передать в собственность покупателю производимые или закупаемые им товары, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным потреблением.

В договоре обычно определяется момент перехода права собственности от продавца к покупателю. Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В ст. 224 Гражданского кодекса РФ передача определена как вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю. Одновременно с получением права собственности приобретатель(собственник) вещи (товара) в результате случайной гибели или порчи товаров вследствие непредвиденных обстоятельств по общему правилу гражданского законодательства несет соответствующие убытки.

Согласно выбранной учетной политики предприятия, моментом реализации товаров для целей бухгалтерского учета является отгрузка товаров и предъявление покупателю расчетных документов к оплате. Нормативными актами предусмотрено, что предприятия обязаны вести учет в целях налогообложения по методу начислений. Следовательно, момент реализации для целей налогообложения совпадает с учетным способом, который теперь возможен только по отгрузке товара.

Отгрузка товаров данным предприятием производится покупателям в соответствии с заключенными договорами. При этом оформляются различные документы на отпуск товара. Данные первичных документов отражаются во вторичных бухгалтерских документах, на основании которых составляются регистры бухгалтерского учета.

Аналитический учет реализации ведется в разрезе товаров, материально ответственных лиц, покупателей.

Материально-ответственные лица результаты отпуска товаров объединяют в товарном отчете, который вместе с оправдательными документами предоставляют в бухгалтерию.

Отпущенные товары списываются на реализацию по себестоимости первых по времени приобретения (способу ФИФО). Выбытие товаров отражается в журнале-ордере по кредиту счета 41. Записи в регистре ведут в целом по товарному отчету. Оборот по кредиту счета 41 должен быть равен общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в товарном отчете. По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 «Товары» итоги должны совпадать с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.

Общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам представляет собой товарооборот. Учет товарооборота ведется на счете 90"Продажи". По дебету счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" отражается покупная стоимость реализованных товаров, расходы на продажу, относящиеся к реализованным товарам; по дебету счета 90, субсчет 3 "НДС" - налог на добавленную стоимость. По кредиту счета 90, субсчет 1 "Выручка" фиксируется продажная стоимость реализованных товаров с учетом налога на добавленную стоимость. При этом по счету 90 операции отражаются в момент реализации товаров. Налоги так же учитываются в момент реализации, принятой для целей налогообложения.

В расчетных документах за реализуемые товары отдельной строкой показывается стоимость товаров по продажным ценам и, кроме того, сумма НДС, исчисленная по соответствующим ставкам от этой стоимости (в размере 10 или 18%). Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения.

 

Таблица 3

Бухгалтерский учет реализации

Хозяйственная операция Корреспондирующие счёта
Дебет Кредит
Отгружены товары покупателю, в том числе НДС   90.1
Списана себестоимость реализованных товаров 90.2  
Списаны издержки обращения, относящиеся к реализации товаров 90.2  
Начислен в бюджет НДС со стоимости реализованные товары 90.3  
Оплачено за товар покупателем 50, 51, 52  
Отражена прибыль от продажи товаров 90.9  
Отражен убыток от продажи товаров   90.9

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

Реализация товаров может быть осуществлена и на основе бартерного (товарообменного) договора.

Таблица 4

Бухгалтерский учет товарообменных операций

Хозяйственная операция Корреспондирующие счёта
Дебет Кредит
Оприходованы товары по ценам поставщика без учета НДС 41.1  
Отражен НДС по поступившим товарам    
Отгружены товары согласно бартерному договору, в том числе НДС   90.1
Списана стоимость реализованных товаров 90.2 41.1
Начислен в бюджет НДС за реализованные товары 90.3  
Зачет НДС при расчете с бюджетом    
Зачет взаимных требований    

Таким образом, при осуществлении бартерных операций имеются различия в налогообложении и бухгалтерском учете указанных операций. В бухгалтерском учете отражается стоимость товара (как приобретаемого, так и продаваемого), указанная в товарообменном договоре; при налогообложении же учитываются цены, определяемые по данным налогового учета.

 

Анализ движения товаров

Анализ движения товаров торгового предприятия позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам товарных групп, оценить правильность, реалистичность стратегии развития предприятия, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов - основа планирования объема реализации предприятия.

Прежде всего, осуществляется анализ товарных запасов на складе. Для этого нужно вычислить среднегодовую стоимость товарных запасов.

Таблица 5

Расчет среднегодовой стоимости товарных запасов за 2010 - 2012 годы

Даты / год Товарные запасы, руб. Среднегодовая величина товарных запасов, руб.
на 01.01.2010    
на 01.01.2011    
на 01.01.2012    
на 01.01.2013    

Из таблицы 6 видно, что величина товарных запасов в 2012 году возросла в 5 раз по сравнению с 2010 годом.

На основании этих данных можно рассчитать второй показатель - оборачиваемость товарных запасов (таблица 6).

Таблица 6

Расчет оборачиваемости товарных запасов

Год Выручка, руб. Среднегодовая стоимость запасов, руб. Оборачиваемость товарных запасов, раз
  81 196 000 4 273 822  
  62 980 000 6 324 339  
2 2012 134 463 000 12 323 844  

Из таблицы 6 видно, что оборачиваемость товаров имеет тенденцию к снижению. Это означает, что товарные запасы растут намного более быстрыми темпами, чем выручка. Снижение оборачиваемости является отрицательным явлением и свидетельствует об ухудшении управления продажами и товарными запасами.

Третий показатель, характеризующий скорость превращения товаров в деньги - длительность одного оборота товарных запасов.

Длительность 1 оборота в 2010 году = 365 дн / 19 оборотов = 19 дней

Длительность 1 оборота в 2011 году = 365 дн / 10 оборотов = 37 дней

Длительность 1 оборота в 2012 году = 365 дн / 11 оборотов = 33 дня

Расчет длительности одного оборота подтверждает выводы о достаточно низкой оборачиваемости товарных запасов и увеличении длительности одного оборота товарных запасов в 2007 году по сравнению с 2005 годом. Увеличение длительности одного оборота товарных запасов вовлекает оборотные средства и увеличивает кредиторскую задолженность, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия. В таблице 7 представлена структура расходов предприятия.

Таблица 7

Структура расходов

Расходы 2010 год 2011 год 2012 год Изменения + -
  тыс. руб. уд. вес, %   тыс. руб. уд. вес,% тыс. руб. уд. вес, % абсолют., тыс. руб. относит., %, кол. раз
Амортизация ОС   17,7   26,6   5,9 - 57 - 12 %
Аренда 1 140 42,3   11,2       93%
Материалы   0,4   0,4   1,8   12 раз
Прочие расходы   14,1   13,6   17,9   2,3 раза
Расходы на ремонт ОС   0,5   0,2   0,1 - 11 - 4,7 раза
Расходы на оплату труда           42,5   3,5 раза
Расходы на рекламу - - - -   0,1   -
Транспортные расходы - - - -   0,7   -
Итого 2 695   1 684   7 095   4 400 2,6 раз

За анализируемый период расходы на торговлю увеличились в 2,6 раз и за 2012 год составили 7 095 тыс. руб. Наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда (42,5%), аренда (31%) и прочие расходы (17,9%).

В середине 2010 года было приобретено складское помещение. Следовательно, в 2011 году произошло снижение арендной платы. В начале 2012 года это помещение было продано и вновь пришлось снять помещение под склады. В связи с этим в 2012 году увеличилась арендная плата на 93% по сравнению с 2010 годом.

Увеличение клиентской базы повлекло за собой увеличение товарных запасов и, как следствие, увеличение расходов на материалы в 12 раз. По этой же причине произошло увеличение расходов на рекламу.

Расширение торгового отдела повлекло за собой увеличение заработной платы сотрудникам в 3,5 раза.

Прочие расходы увеличились в 2012 году в 2,3 раза по сравнению с 2010 годом. Это вызвано двумя причинами:

1) в состав прочих расходов вошла себестоимость проданного основного средства (складского помещения);

2) для достижения вышеперечисленных целей предприятие вынуждено было в 2011 году взять большие кредиты в банке. А в 2012 году были оплачены проценты по этим кредитам.

В 2010, 2011 году товар от поставщиков на слад производился собственным транспортом. В 2012 году условия договора поставки данного предприятия с некоторыми поставщиками были, в последствии предприятие вынуждено поставлять товар собственным транспортом.

В заключении анализа движения товаров следует произвести анализ динамики торговой наценки и рентабельности продаж. В соответствии с данными таблицы 8, можно сделать выводы, что в 2011 году произошло скачкообразное увеличение средней торговой наценки на продаваемые товары - в 2 раза. Это сопровождалось увеличением рентабельности в 17,6 раз. Несмотря на то, что в 2012 году средняя торговая наценка увеличилась на 1,3 раза, рентабельность снизилась до уровня 2010 года. На основании этих данных можно сделать вывод о повышении прибыльности именно торговых операций и неоправданном повышении коммерческих и прочих расходов, которые сводят на нет весь эффект от повышения торговых операций.

Таблица 8

Анализ эффективности продаж

Показатели 2010г. 2011г. 2012г.
Выручка, руб. 81 196 000 62 980 000 134 463 000
Себестоимость проданных товаров, руб. 78 744 000 59 346 000 125 794 000
Торговая наценка, % 3,1 6,1 6,9
Рентабельность продаж, % 0,01 1,76 0,01

Таким образом, на данном предприятии в 2012 году по сравнению с 2010 годом произошли следующие изменения:

- товарные запасы увеличилась в 5 раз;

- товарооборот увеличился на 65%,

- расходы увеличились в 2,6 раз.

Следовательно, темпы роста данных показателей неравномерны, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Особенности розничной торговли определены Постановлением Госкомстата России от 01.04.1996 №25 "Об утверждении Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание". Действие Инструкции распространяется на юридические лица, их обособленные подразделения независимо от формы собственности, осуществляющие розничную торговлю и общественное питание.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации, а именно:

- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам социального назначения - больницам, детским учреждениям и т.п. по безналичному расчету из розничной торговой сети, с мелкооптовых баз, из сети общественного питания для организации питания обслуживаемых контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям за наличный расчет.

Розничный товарооборот отражается по продажным ценам, включая налог на добавленную стоимость. Товары на предприятиях розничной торговли учитываются в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и т.п., которые учитываются по количеству, цене и сумме. Если в магазине введена автоматизированная система продажи товаров населению, то применяется натурально - стоимостная система учета товаров (с использованием штриховых кодов).

Товары поступают на предприятия розничной торговли с сопроводительными документами (счета - фактуры, товарно - транспортные накладные, накладные и др.). Если товар поступил без сопроводительных документов, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом формы N 3-ОН.

Приемка товара по количеству и качеству на предприятиях розничной торговли осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов и в зависимости от его характеристик. Продовольственные товары, например, должны поступать с документами предприятия - изготовителя, подтверждающими качество и безопасность для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения, выданного учреждениями Госсанэпидслужбы. Документы на импортную продукцию должны содержать отметку учреждений Государственного санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации о прохождении гигиенической оценки пищевого продукта в установленном порядке.

Проверка качества продовольственных товаров должна заключаться не только во внешнем осмотре, но и в проведении экспертизы, сравнении поступивших сопроводительных документов с нанесенными на упаковку продукции датами изготовления, сроками хранения и т.п.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по фактическому наличию по накладной, составляемой материально ответственным лицом.

В данной дипломной работе показаны теоретические и практические основы бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле.

Для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно порекомендовать следующие меры:

· шире использовать заемные средства;

· снижать уровень дебиторской задолженности (особенно просроченной);

· внедрить систему оплаты труда, ставящую в зависимость уровень заработной платы каждого работника от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и степени участия работника в прибыли;

· внедрить премии за внесение предложений по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· внедрить систему внутреннего учета и контроля;

· расширить маркетинговую деятельность предприятия по продвижению товаров и услуг;

· расширить ассортимент предлагаемой продукции, также необходимо расширить ассортимент сопутствующих товаров, которые будут приобретаться вместе с основными.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №268-ФЗ) // Российская газета. №148 – 149, 06.08.1998.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.01.2007 №5-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №183-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, №48, ст. 5369.

4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 25.11.2006 №193-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 140.

5. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» // Финансовая газета, №5, 1999.

6. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1988№88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 03.05.2000 №36) //Российский налоговый курьер, №11, 2000.

7. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 27.03.2000 №26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации №ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» // Финансовая газета (Региональный выпуск), №24, 2000.

8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н) // Экономика и жизнь, №46, 2000.

9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №26, 28.06.1999.

10. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №116н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №23, 14.09.1998.

11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 №119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 №33н) // Российская газета, №36, 27.02.2002.

12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н) // Российская газета, №140, 25.07.2001.

13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Финансовая газета, №28, 1995.

14. Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 №59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды (в ред. Приказа МНС РФ от 20.10.2000 №БГ-3-03/361) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №27, 03.07.2000.

15. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли // Российский налоговый курьер. №12, 1999.

16. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: ИЧП изд-во "Магистр", 1998

17. Диркова Е.Ю. Как оприходовать и списать сырье // Главбух. Приложение «Учет в производстве», 2006, №3.

18. Елгина Е.Б. Первичные документы. М.: Статус-кво 97, 2005.

19. Жадан Л. Товары на складе и в залоге: истечение срока годности, утрата товарного вида // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005, №22.

20. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: ПитерКом, 1999

21. Летнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 496 С.

22. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 2000

23. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 2000

24. Малявкина Л.И. Учет поступления товаров // Бухгалтерский учет, №14, 2001.

25. Маслова Т. Д., Божук С.Г., Кова-лик Л. Н. Маркетинг. СПб.: Питер, 2002

26. Миронова Л.Д. Учет тары // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, №9.

27. Нэгл Т. Т., Холден Р. К. Стратегия и тактика ценообразования. СПБ.: Питер, 2001

28. Попов Е. В. Теория маркетинга. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2000

29. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. СПб.: Питер. 2001

30. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. СПб.: Питер. 2001

31. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Т.1 / Пер. с англ. Под ред. В.М.Гальперина, Н.А. Зенкевича. СПб.: Экономическая школа, 2000

32. Цены и ценообразование / Под ред. Есипова Е.В. СПб.: Питер, 2000

33. Цены и ценообразование / Под ред. Есипова Е.В. СПб.: Питер, 2000

34. Цены и ценообразование в рыночной экономике: Ч.2 Цены и рыночная конъюнктура / Под ред. Есипова Е. В. СПб.: СПбУЭФ, 2000

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...