Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вазопись классики




Формируется краснофигурный стиль.

Время господства краснофигурных ваз в основном приходится на V-IV

вв. до н. э., совпадая с эпохой классики в античном искусстве. Старая чернофигурная техника, отвечающая задачам изображения плоского силуэта, крайне связывала мастеров, стремящихся к изображению особенностей человека.

С одной стороны, даже после появления краснофигурного стиля мастера далеко не всегда решались украшать свои вазы одними только краснофигурными рисунками. Нередко они прибегали к смешанной технике, украшая одну сторону сосуда чернофигурной росписью, а другую - краснофигурной. С другой стороны, одновременно с разработкой краснофигурного стиля, вазописцы производили и другие опыты - пытались изготовлять вазы, украшенные росписью, исполненной красками, нанесенными по черному лаку.

В краснофигурной технике расписывались сосуды самых различных форм, среди них весьма велико число амфор, кратеров, гидрий, ойнахой, скифосов, лекифов. Особенно популярны были у краснофигурных вазописцев килики.

В краснофигурной росписи была окончательно преодолена старая система многочисленных поясов, уступив место либо одиночной человеческой фигуре, либо единой композиции из нескольких фигур, представляющей мифологическую или бытовую сцену. При этом размеры фигур довольно велики.

Краснофигурные композиции обычно располагаются по обеим сторонам тулова двуручных ваз, составляя их главное украшение (амфоры, кратеры, скифосы, килики). На одноручных вазах изображения занимают лицевую сторону вместилища (гидрии, лекифы, ойнахойи). Помимо этого фигурные композиции нередки в круглых клеймах на дне сосуда (килики). Все это способствует некоторой утрате единства формы и росписи сосуда.

Технически создать краснофигурную композицию было значительно сложнее, нежели композицию чернофигурную, в связи с чем часто возникала необходимость в предварительном рисунке, который набрасывался на поверхность вазы до нанесения росписи. Очертания фигур обводились посредством кисти, после чего лаком закрашивался фон. Фигуры сохраняли красноватый цвет глины. Различные детали исполнялись пером или кистью. Помимо черного лака иногда применялся золотисто-желтый разбавленный лак. Чернолаковой линией на обнаженных мужских фигурах обозначались очертания впадин под ключицами, мускулы в верхней части груди, нижняя граница живота, коленные чашечки и голени. Другие мускулы туловища иконечностей исполнялись тонкими линиями разбавленного лака. Линии лица наносились черным лаком посредством пера. Белая и красная краски применялись в краснофигурной вазописи весьма сдержанно: ими обозначают лишь мелкие детали (например, волосы и бороды седых старцев), а также различные надписи.

Внутри краснофигурного стиля принято выделять строгий, свободный, роскошный и беглый подстили.

Самым ранним был строгий подстиль, датируемый 530-470 гг. до н. э. Первое место в тематике ваз этого подстиля принадлежит мифологическим сценам из жизни и деяний богов и героев (Геракл, Тезей). Широкой популярностью пользовался цикл мифов, связанных с Троянской войной. Большое внимание вазописцы строгого подстиля уделяли приключениям Одиссея, трагической истории дома Атридов, мифам, связанным с несчастным царем Фив Эдипом, походу аргонавтов в Колхиду, битвам эллинов с амазонками и лапифов с кентаврами. При всем многообразии сюжетов строгого подстиля неизменно проступает единая тема - изображение человека, в облике которого выступает не только простой смертный, но и герой и бог.

Характерной особенностью росписей строгого стиля является стилизация плоскостных фигур. Отсутствует передача глубины пространства, однако вазописец не избегает построения в несколько планов. Человеческие фигуры сильно распластаны. Движение фигур резки, жесты смелы и выразительны. Художники избегают очень сильных ракурсов, что позволяет сохранить плоскостный характер росписи.

Изображение обнаженного или задрапированного человеческого тела - основной мотив краснофигурных росписей. При этом главным образом встречаются фигуры юношей, мужей зрелого возраста, девушек и молодых женщин. Редки изображения стариков, старух и детей.

Мастерами строгого подстиля были в разное время Андокид, Эпиктет, Евфроний, Евфимид, Дурис.

Килик. Дурис. Эосс с телом Мемнона. Около 490—480 гг. до н. э. Пелика с ласточкой. Конец 6 — начало 5 в. до н. э.

 

Свободный подстиль существовал во второй – третьей четверти V вв. до н. э. Типичной особенностью свободного стиля был монументальный характер росписей. Вазописцы, ищущие больших плоскостей для своих величавых композиций, обращаются к амфорам, пеликам, кратерам, стамносам и другим большим сосудам.

В свободном стиле фигурные композиции доминируют. Под них отводятся главные, наиболее удобные для росписи части сосудов - вертикальные поверхности боковых стенок. Фигурная роспись обычно ограничивается двумя сценами: на лицевой и обратной стороне вазы, или только одной сценой на лицевой стороне тулова. Орнаменту отводится довольно скромное место.

Фигуры приобретают объемный характер. Для мастера свободного стиля не представляет затруднений передать любой поворот головы или торса, самый трудный ракурс. Позы при этом отличаются свободой и непринужденностью. Освобождается от жесткости передача анатомическихдеталей мускулатуры и глаз. Более свободно трактуется одежда - как мягкая ткань, облегающая тело, выявляя его формы.

Представителями свободного стиля были: аттический вазописец Полигнот, мастер кратера Виллы Джулиа.

Классическое спокойствие и величавые образы искусства сороковых и тридцатых годов V в. до н. э. сменяются в период Пелопоннесской войны более насыщенными эмоциями, динамическими фигурами нового роскош- ного подстиля греческой вазописи.

Мастера краснофигурной вазописи, продолжая тяготеть к мифологическим сюжетам, все чаще обращаются к драматическим событиям мифов – сценам борьбы, похищений, гибели, наполненным беспокойным движением и эмоциями.

Все внимание в вазах роскошного подстиля, так же как и предыдущего, сосредотачивается на фигурных композициях, украшающих главную часть сосуда снаружи.

Композиции роскошного подстиля насыщенные, иногда даже перегруженные. Фигуры полны беспокойного движения. Объемные фигуры частично перекрывают друг друга. Фон композиции нередко представляет неровную каменистую почву, покрытые листвой деревья, архитектурные сооружения. Одежды персонажей приобретают характер бурно развивающихся драпировок. На разных предметах обихода (щиты, колесницы, одежда) изображался обильный орнамент, что еще больше усиливало роскошность и создавало впечатление некоторой дробности.

Беглый подстиль, появившийся в конце V-начале IV вв. до н. э., связан с уменьшением применения пера и вытеснением его кистью, которой наносятся размашистые мазки. Это черты, навеянные монументальной живописью. Шире, нежели прежде, применяются различные краски (красная, голубая, розовая, зеленая, лиловая, позолота, и в особенности, белая).

Значительные изменения претерпевает и тематика росписей беглого подстиля. Героический эпос начинает здесь уступать место мотивам, связанным с кругом богов Диониса и Афродиты. Нередки изображения нескольких божеств, не связанных каким-либо единым действием или сюжетом. Военные сцены становятся редки, в противовес им получают распространение сцены гинекея[5], представляющие наряжающихся красавиц в окружении Эротов. Проявляется склонность к бессюжетным декоративным росписям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...