Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высокая классика. Архитектура высокой классики




ВЫСОКАЯ КЛАССИКА

Вторая половина 5 в. до н. э. была временем особенно значительного расцвета искусств. Этот период именуется высокой классикой. Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам — самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису. Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов, в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах работало множество местных и приезжих художников — архитекторов, живописцев, скульпторов, рисовальщиков краснофигурных ваз.

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ

Архитектура третьей четверти 5 в. до н. э. выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Не только в городах, но и среди дикой природы или на пустынных берегах моря ясные и строгие архитектурные сооружения господствовали над окружающим пространством, внося в него упорядоченный гармонический строй.

Передовая архитектурная мысль получила выражение не только в сооружении отдельных, выдающихся своими художественными качествами зданий, но и в области градостроительства. Впервые в эпоху Перикла была широко осуществлена правильная (регулярная) планировка городов по единому продуманному замыслу. Так была, например, распланирована военная и торговая гавань Афин — Пирей.

Самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Афинского акрополя, который господствовал над городом и его окрестностями. Акрополь был разрушен во время персидского нашествия; остатки старых зданий и разбитые статуи были употреблены теперь на выравнивание поверхности холма Акрополя. В течение третьей четверти 5 в. до н. э. были возведены новые постройки - Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн.

Комплекс памятников Афинского акрополя

Планировка и постройка Акрополя при Перикле были выполнены по единому продуманному плану и в сравнительно короткое время под общим руководством великого скульптора Греции — Фидия. За исключением Эрехтейона законченного в 406 г. до н. э., все основные сооружения Акрополя были воздвигнуты между 449 и 421 гг. до н. э. Вновь построенный Акрополь должен был не только воплотить представление о могуществе и величии Афинской морской державы и утвердить передовые идеи греческой рабовладельческой демократии на высшей ступени ее развития, но и выразить — впервые в истории Греции — идею общеэллинского единства. Весь строй ансамбля Акрополя времен Перикла пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии. В нем можно видеть наглядное осуществление слов Перикла, полных гордости за культуру «сердца Эллады - Афин»: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости». Полностью смысл планировки Акрополя можно понять, лишь учитывая движение торжественных процессий в дни общественных Панафинейских празднеств.

ПАНАФИН Е И (Panathé naia), древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно в месяце гекатомбеоне (конец июля — начало августа). Панафинеи восходят кдоисторическому времени. Первоначально – это местный афинский праздник. В программу Панафиней со времени Писистрата (VI в. до н. э. ) входили главный обряд — шествие к акрополю и акт со-тарпезы с богами достойнейших членов полиса, жертвоприношение (гекатомба), надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины, а также состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания. Эти так называемые Великие Панафинеи происходили один раз в 4 года, в отличие от ежегодных Малых Панафиней, во время которых не совершалось главного обряда. Победители Панафиней награждались венками из веток «священной» оливы и амфорами с маслом.

Панафинейское шествие начиналось ранним утром, поднималось на Акрополь, по Акрополю движение начиналось от Пропилеев по диагонали, через площадь, к Парфенону, вместе с жертвенными животными, всадниками, женщинами, несущими дары. В этом движении позволительно выделить три фазы: остановка процессии перед западным фасадом, проход процессии с севера и юга вдоль длинных фасадов Парфенона, слияние двух потоков шествующих в единое целое перед восточным фасадом, где совершалась гекатомба (жертвоприношение), и где люди становились сотрапезниками богов.

Каждый из этапов шествия вокруг Парфенона имел свою цель, достижению которой способствовал весь облик храма в целом и каждая его деталь.

Скала Афинского Арополя возвышается посреди долины, которая с

трех сторон окружена холмами, а с четвертой, южной стороны, примыкает к морю. Это массив сиреневато-серого известняка с крутыми извилистыми склонами, делающими доступ возможным только с западной стороны.

Вершина массива Акрополя срезана образует вытянутую с запада на восток площадку примерно 300*130 м. Над уровнем моря она поднята на высоту 156, 2 м. (наиболее высокая точка), а над прилегающей котловиной и самим раскинувшимся у подножья городом - на 70-80 м, причем Акрополь не самая высокая точка в Афинах, но самая удобная (самая высокая точка – гора Ликабет).

Акрополь - самой природой укрепленное место, расположенное в 6 км от удобной бухты Пирея. Уже в древности он был крепостью, где можно было скрыться от неприятеля, пока тот проходил 6 км по суше от моря. В VI в. до н. э. Акрополь был обустроен. В центре был воздвигнут храм Афины и Посейдона (Гекатомпедон – «стофутовый»). Не случайно на фронтоне Парфенона мы увидим состязание Афины и Посейдона. Он был сооружен ок. 570 г. до н. э. и предположительно имел две целлы, два портика и гладкие боковые стены, которые затем были обстроены дорической колоннадой. Частично он обнаружен, несколько сдвинут относительно Парфенона, для постройки которого была сделана дополнительная насыпь.

В VI веке до н. э. на Акрополе сооружаются Пропилеи, алтарь Ники, святилище Артемиды Бравронии и возникает святилище на месте нынешнего Эрехтейона. На рубеже VI-V вв. до н. э. был начат храм Афины Девы (Парфенон) к югу от Гекатомпедона, для чего искусственно расширили площадку, укрепив ее подпорной стеной.

В 480-479 гг. до н. э., когда персы захватили Афины, были уничтожены все постройки на Акрополе. В середине V в. до н. э. Акрополь начинает отстраиваться заново: возводятся Парфенон (сначала так называлось определенное место, впоследствии так назовется сам храм Афины Девы), Пропилеи, возводится статуя Афины Промахос, или Афины Воительницы, храм Ники Аптерос, Эрехтейон. Интересны свидетельства Плутарха о том, что ансамбль Акрополя застраивался во времена Перикла по единому плану на принципах свободной гармонии, уравновешивающего сочетания разновеликих и разных по форме зданий.

Пропилеи Афинского Акрополя (437-432 гг. до н. э., архитектор Мнесикл)

                       

 

Афинские Пропилеи - это наиболее богатый и развитый пример монументальных входов, которые с давних пор сооружались в святилищах Греции. Каждое эллинское святилище обносилось оградой, в которой сооружался проем в виде сквозных портиков в антах, обращенных внутрь святилища и наружу.

Наружный и внутренний фасады Пропилеев представляют собой величественные шестиколонные дорические портики простильного типа. Центральная часть Пропилеев сопровождается крыльями. Вместо одного входа в Пропилеях устроено 5 проемов, средний из которых значительно расширен по отношению к боковым; он был рассчитан на всадников верхом и жертвенных животных, которых приводили на Акрополь во время празднеств. В связи с этим в центральном проеме были устроены пандусы, в то время как боковые проемы снабжены лестницами.

Западный портик Пропилеев, обращенный в город, глубже и сложнее по композиции, чем восточный. Он сооружен на субструкциях (от лат. – «основание», дополнительные архитектурные конструкции, поддерживающие снизу ту или иную часть архитектурного сооружения) и стоит на верхней площадке четырехступенчатой лестницы.

Восточный портик поставлен на уровне западного края площадки Акрополя. Разница в уровне пола между портиками составляет 1, 43 м, поэтому внутри Пропилеев в боковых проходах устроены пять крупныхступеней (0, 27-0, 32 м), а в центральном нефе - пандус. Ступени Пропилеев сделаны специально высокими, чтобы человек, поднимаясь по ним, преодолевая их высоту, поднимался в духе своем, преодолевал себя.

Из-за разности в уровне портиков отмечается разность в уровнях других элементов ордера: антаблементов, кровли, фронтонов и потолков.

В противоположность сдержанному наружному облику Пропилеев, их внутренняя архитектура носила праздничный, нарядный характер. Шесть стройных (отношение высоты к диаметру 1: 10) ионических колонн поддерживали мраморный кессонированный потолок. Потолок был окрашен в синий цвет, на котором нарисованы золотые звезды.

Пропилеи – один из первых и наиболее ярких примеров совмещения двух ордерных систем (дорической и ионической) в одной постройке. Такому синтезу способствовала сама идея Акрополя, строящегося в период правления Перикла как общеэллинское святилище, и идея создания всеэллинского архитектурного стиля, совмещающего в себя все, что было достигнуто в области дорики и ионики.

Центральная часть Пропилеев сопровождается двумя архитектурными крыльями, обращенными к главной оси здания небольшими трехколонными портиками. Скромные размеры крыльев были призваны подчеркнуть значимость и монументальность главного входа. Северное крыло Пропилеев более развитое, там находилась пинакотека (от «pinax» - «доска», «картина» и «th - «хранилище», помещение для хранения живописных произведений - приношений богам). Считается, что южное крыло было не завершено. Оба крыла Пропилеев представляют собой храмы в антах.

Парфенон Афинского Акрополя (447-432 гг. до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат, руководитель работ и скульптор Фидий)

Парфенон - самый крупный дорический периптер в греческой метрополии. По стилобату размеры храма - 30, 86*69, 51 м. Внешняя колоннада - 8*17 дорических колонн. Строительство Парфенона начато в 447 г. до н. э. При праздновании Панафиней в 438 г. до н. э. состоялось освящение храма. Скульптурные работы продолжались до 432 г. до н. э.

Здание храма полностью выполнено из мрамора с подцветкой и частичным золочением. Мрамор, из которого был сделан Парфенон, допускал высокую точность и тонкость проработки деталей, полировку поверхности. Для строительства использовался мрамор различного оттенка, с большими включениями металла.

Храм в плане состоит из двух помещений, разделенных глухой стеной: обширная целла с культовой статуей и самостоятельное западное помещение, которое служило сокровищницей и носило название «Парфенон» - «помещение для девушек», которые ткали пеплос (покрывало) для богини. Затем это название распространилось на весь храм. Главное помещение Парфенона с тремя нефами имело продольные двухъярусные колоннады, соединенные вдоль задней стены целлы с третьей, поперечной колоннадой, образуя вокруг культовой статуи п-образный в плане обход. Ширина центрального пространства целлы составляла 19 м, пролет между колоннадами – около 10 м. Здесь находилась статуя Афины из золота и слоновой кости на деревянном каркасе (хрисоэлефантинная скульптура), стоящей в полный рост. Статуя Афины Парфенос (Девы) достигала 12 м в высоту. Скульптор – Фидий.

Парфенон был украшен исключительной по своему совершенству скульптурой. Эти статуи и рельефы, частично дошедшие до нас, были выполнены под руководством и, вероятно, при непосредственном участии Фидия — величайшего среди великих мастеров высокой классики.

Для Акрополя Фидий создал три статуи Афины. Самой ранней из них, созданной еще при Кимоне во второй четверти 5 в. до н. э. и заказанной на средства из марафонской добычи, была Афина Промахос, стоявшая на площади Акрополя. Второй была меньшая по размерам Афина Лемния (то есть лемносская). Третья, Афина Парфенос (то есть Афина Дева), была создана в 40-е годы 5 в. до н. э., так как в 438 г. она уже была поставлена в храм. Насколько можно судить по репликам и по описаниям, культовые статуи Фидия воплощали образ вполне реального в своей основе человеческого совершенства. Величие богов Фидия раскрывалось в их высокой человечности, а не божественности.

Так, Афина Промахос («Воительница»), изображенная в полном вооружении, спокойно и властно озирала распростертый у ее ног город и бдительно охраняла его от грозящих опасностей. Связь с окружающей жизнью, конкретность сюжетного мотива были, очевидно, характерны для этой статуи. О том, каким огромным жизненным содержанием могли насыщаться образы высокой классики, дает представление хранящаяся в музее Болоньи прекрасная римская копия головы Афины Лемнии, хотя некоторые ученые выражали сомнение, действительно ли это копия с фидиевской статуи. Особую жизненную силу придает образу сочетание возвышенной красоты с вполне определенным выражением лица, передающим полное напряженной настороженности внимание, энергию и уверенность в себе.

Торс Афины Лемнии, дошедший до нас в римской мраморной копии (Дрезден), дает понятие о том совершенстве, с которым Фидий создал спокойно и торжественно стоящую монументальную статую. Прекрасен ясный и простой силуэт, легко читаемый на большом расстоянии; выразительно переданы внутреннее напряжение и сдержанная энергия движения. Эта статуя — пример совершенного разрешения тех задач, которые ставила еще ранняя классика, стремясь создать образ, сочетающий монументальное величие с конкретной жизненностью.

Афина Парфенос несколько отличалась от более ранних Афин Фидия. Культовый характер статуи, стоящей в храме, требовал большей торжественности образа. Отсюда - включение в изображение Афины символических деталей: змея у ног Афины, фигуры Победы на ее протянутой правой руке, пышного шлема, венчающего ее голову, и т. п. Тем же определена и возвышенная бесстрастность образа, если верить довольно отдаленным репликам римского времени. На круглом щите Афины была представлена битва греков с амазонками, полная бурного движения и непосредственного чувства жизни. Среди действующих лиц Фидий поместил отмеченное портретным сходством изображение Перикла и свой автопортрет, что было проявлением новых исканий, не характерных для реализма ранней и высокой классики и предвещающих приближение следующего этапа в развитии классического искусства. За эту дерзкую затею Фидий был обвинен в безбожии. «Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» (Плутарх, биография Перикла).

Одной из примечательных особенностей статуй Афины Парфенос и Зевса Олимпийского была хрисоэлефантинная техника исполнения, существовавшая, впрочем, и до Фидия. Деревянная основа статуй была покрыта тонкими листами золота (волосы и одежда) и пластинками слоновой кости (лицо, руки, ступни ног).

По верху внешних стен целлы проходил метровой высоты фриз-зоофор (160 м в длину) с изображением торжественной панафинейской процессии. На фризе представлено 365 антропоморфных фигур, множество животных (жертвенные быки, кони). Высота рельефа фриза-зоофора в верхней части – 6 см., в нижней – 4 см. В рельефе местами представлено до 4 слоев фигур и изображений.

Неизвестно было ли перекрытие центральной части. Не исключено наличие здесь большого светового отверстия над статуей богини. Перекрытие западного помещения храма поддерживалось четырьмя ионическими колоннами, делившими помещение на два нефа. Здесь хранилась казна Морского союза и здесь же девочки возрастом от 11 до 13 лет ткали пеплос для деревянной статуи Афины Парфенос, которая находилась в Эрехтейоне.

Помимо статуи Афины, а также мраморного фриза-зоофора, Парфенон был украшен множеством фигурных метоп и пятьюдесятью статуями фронтонов. В тимпане западного фронтона представлена сцена борьбы Афины и Посейдона за право владеть Акрополем. На восточном фронтоне был изображен акт рождения Афины из головы Зевса.

ЗАПАДНЫЙ ФАСАД Парфенона акцентирует социоцентрическую составляющую эллинской религии. На метопах представлены сцены борьбы греков с амазонками, символически представляя противоборство эллинов с варварами, последние не могли быть допущены к торжественному шествию. Фриз-зоофор предлагает участникам шествия модель подготовки к торжественному мероприятию, настраивание на действие - люди, изображенные здесь готовят упряжь, колесницы и т. д. Здесь же за дверью западного помещения Парфенона находится казна Морского союза, добытая в боях – отвоеванные у персов (варваров) трофеи. На западном фронтоне представлен миф о том, как боги Афина и Посейдон спорили за обладание Акрополем. Обоим божествам приглянулось это место. Оба отправились с Олимпа на Акрополь и прибыли одновременно. Оба, посредством символов своего могущества, овладели этим местом: Афина, создав оливковое дерево (оливковое масло - символ Греции), Посейдон, выбив трезубцем в скале соляной источник. По краям фронтона представлены аллегорические фигуры двух афинских рек Кефиса и Иллиса. Аллегории рек акцентируют взгляды смотрящих: действие, представленное на фронтоне, происходит именно на Афинском Акрополе. Скульптор представил столкновение Афины и Посейдона на одинаковых правах. Посредством пересечения ног Афины и Посейдона ясно показано, что оба божества заявляют свои права (претензии) на одно и то же место. Афиняне, пришедшие на Акрополь в день ВеликихПанафиней понимали, насколько важно их городу покровительство не только Афины, но и Посейдона (покровитель Коринфа, морского города). Перемещение Посейдона на Афинский Акрополь означало, что Коринф становится в зависимость от Афин, которые могут побеждать теперь не только на суше, но и на море.

Таким образом, цель западного фасада Парфенона – объединить всех эллинов политически (политика – «общее дело», каждый гражданин полиса

занимался политикой), это под покровительством Афины, как символа

государственной мудрости, и Посейдона.

Далее шествие проходило вдоль северного и южного фасадов Парфенона, акцентирующих эгоцентрическое религиозное качество верующих. Если продолжить линии кровли Парфенона до земли, то получится, что каждый, проходящий в торжественном шествии вблизи Парфенона оказывался под его покровительством. Верующий, проходя мимо фасада храма, попадал в область пористой структуры, где здание одновременно “растекается” по холму и “сжимается”, как бы структурируется, кристаллизуется. На это впечатление работают и курватуры, которые в Парфеноне видны. Всевозможные искривления создают впечатления о храме как о живом организме, а не каком-то искусственно-правильном образовании.

Парфенон как шедевр, в котором достигнуты эталонные размеры элементов, преобразует человека, прикасающегося к нему, организует его по своим меркам. В связи с этим не случайным является применение «героического» размера колонн птерона – 10, 43 м. Человек, находящийся в зоне действия храма возрастает в духе своем, выстраивает свой микрокосм как микрокосм героя, преодолевшего трудности.

Восходящее солнце движется по небосклону, освещая по очереди одни за другими каннелюры колонн птерона: одни каннелюры уходят в тень, другие - высвечиваются. Колонны начинают работать как шестерни, с одной стороны, «втягивая» человека в пространство храма, а с другой стороны, выталкивая наружу качество божественное. Божественная энергия, выходя наружу, распространяется вокруг. Осененный этой энергией человек возрастает в духе своем, становится героем, чему способствует и героический размер колонн, и высота ступеней стереобата (0, 5 м). Именно в этом месте процессии происходит разрушение старого человеческого качества (“аритэ” по-гречески) и создание нового героического качества с помощью богов.

Метопы Парфенона показывают борьбу греков с варварами и намекают на постоянную борьбу человека с самим собой. Фриз-зоофор предлагает эталон неторопливого, неспешного движения в панафинейской процессии, движения с достоинством, с пониманием сути происходящего.

Таким образом, на этом этапе Панафинейского шествия происходит личностное становление участников, а не кристаллизация общественного качества, как это было перед западным фасадом. Парфенон как быразъединяет человеческий коллектив, каждый пришедший остается один на один с богами для совершения молитвы, диалога с ними.

Следующий этап движения - это слияние двух потоков шествующих у ВОСТОЧНОГО ФАСАДА ПАРФЕНОНА. До этого произошло разделение не только на два потока, но и внутри каждого потока тоже. Теперь нужно снова слить всех в единое целое. И Парфенон делает это, потому что слияние поддержано богами. Но одновременно человек, возросший в духе своем и способный стать героем, может потерять меру, начать претендовать на божеское (Леонардо да Винчи: «Для чего Бог создал человека? Для того, чтобы человек хоть иногда становился Богом. ). Однако композиция восточного фасада Парфенона указывает, что меру шествующим в Панафинейской процессии нужно знать. Иначе наказание за гордыню последует обязательно. Поэтому на фасаде явлены намеки, останавливающие людей, не позволяющие вознестись в духе своем до уровня богов, смиряющие гордыню: боги на фризе-зоофоре встречают процессию людей сидя, а идущие люди представлены с гордо поднятыми головами, максимально выпрямившись, достигнув максимума своего личностного разворачивания. Стоящий человек вроде бы находится на уровне с головами богов, но человек стоит, а боги - сидят. У богов есть гигантская потенция - они могут встать. На восточной части фриза-зоофора представлено подношение Афине пеплоса. Действие фриза-зоофора поддерживается скульптурной композицией фронтона, на которой явлено рождение Афины из головы Зевса. Изображение улетающей с фронтона богини Нюкс и влетающего на фронтон бога Гелиоса намекают на то, что действие происходит днем. Согласно представлениям греков, день есть жизнь, ночь есть смерть. Отсюда не случайно представлены боги, ибо это - жизнь. Вся человеческая процессия, которая пришла сюда видит эту жизнь в полном объеме, поскольку представлены здесь все двенадцать богов Олимпа. Они являются свидетелями рождения Афины. Именно здесь у восточного фасада Парфенона в присутствии всех богов и приносилась стоглавая огненная жертва, именно здесь люди, возросшие в духе своем, становясь сотрапезниками богов, вступали в отношение с Абсолютным началом.

Таким образом, на западном фасаде храма представлен социцентрический, политический аспект эллинской религии, на северном и южном фасадах – эгоцентрическая, личностная составляющая, восточный фасад же являет космоцентрическую составляющую религии. Греки полагали, что космоцентрической составляющей можно достичь, только при слиянии социоцентрической и эгоцентрической составляющих. Эта система - космоцентрическая, эгоцентрическая и социоцентрическая религиозные составляющие, была очень хорошо продумана Гипподамом - архитектором и философом, который строил Пирей - порт рядом с Афинами. Он разработал принцип, по которому каждый полис должен иметь общественную часть, личностную часть и священную часть. Эта система применяется в населенных пунктах мира и по сию пору.

Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Архитектор Калликрат. Окончание строительства 421 г. до н. э.

Храм Ники Аптерос - небольшой ионический четырехколонный амфипростиль размером 5, 4*8, 14 м по стилобату, поставленный на высоком выступе близ Пропилеев - Пиргосе. Стены Пиргоса служили афинянам местом вывешивания трофеев. Таким образом, Пиргос вместе c храмом Ники Аптерос играли важную роль в создании общего идейно-художественного образа ансамбля Акрополя как памятника победы греков над персами.

Площадка вокруг храма была окружена мраморным парапетом,

украшенным рельефами. Перед храмом располагался алтарь Ники.

Проект и модель храма Ники были в 449 г. до н. э. утверждены народным собранием Афин. Осуществление строительства храма произошло после начала Пелопоннеской войны (431-404 гг. до н. э. ).

Целла храма Ники не имеет ни опистодома, ни пронаоса. Торцы ее продольных стен обработаны в виде антов. С восточной стороны находились два узких каменных столба, поставленных между антами, к которым крепилась решетка, закрывавшая доступ в неглубокую целлу.

Храм Ники дает пример трехчастного варианта ионического антаблемента: архитрав, расчлененный на три фасции, непрерывный скуль- птурный фриз и карниз без зубчиков. На барельефах фриза представлены сцены битвы греков с персидской конницей. На восточной стороне изображены наблюдающие битву олимпийские боги.

Ионические капители колонн храма Ники близки по своему типу капителям Пропилеев. В храме Ники Аптерос представлены наиболее ранние, дошедшие до нас угловые ионические капители.

В храме отсутствуют курватуры. Наблюдается склонность к дорике (живописный декор симы, трехсторонняя профилировка капителей антов). Пропорции колонн, высота которых составляет 7, 85 диаметра, несколько тяжеловаты для ионического ордера. Такое утяжеление пропорций храма было изначально продумано с целью создания единой масштабности при сопоставлении храма Ники с Пропилеями и комплексом Акрополя в целом.

Эрехтейон (около 421-407 гг. до н. э. )

 

Эрехтейон - последняя по времени постройка Акрополя, завершающая

весь ансамбль. Эрехтейон имеет тройное посвящение. Храм, с одной стороны, посвящен Эрехтею (легендарному афинскому царю, рожденному Богиней Земли Геей от семени Гефеста, которому покровительствовала сама Афина), а с другой стороны – божествам Афине и Посейдону. Целла храма разделена на две части - часть, посвященная Афине, и часть целлы, посвященная Посейдону. Площадка, отведенная под храм, была связана с рядом реликвий. Во-первых, именно здесь, по преданию, находился царский дворец Эрехтея. Во-вторых, возле Эрехтейона, в саду Пандросы, растет олива, посаженная, согласно мифу, Афиной. В-третьих, в полу Эрехтейона остался след трезубца Посейдона.

Особенностью Эрехтейона является сложная пространственная композиция его помещений и трех портиков, расположенных на разных уровнях, навевающая воспоминания о композиции Пропилеев и замыкающая весь ансамбль Акрополя в единое целое.

К западному концу южной стены примыкал портик Кор, в котором колонны были заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид высотой 2, 1 м.

Внутреннее помещение Эрехтейона разделялось на две части глухой, поперечной стеной. Восточная часть (меньшая) являлась святилищем Афины. Тут в древности стояла деревянная статуя богини, особо чтимая эллинами. Перед ней горел неугасимый огонь в золотом светильнике работы мастера Каллимаха. Это помещение представляло собой " недоступное святилище богини", куда входить могли только жрецы. Двери в этой части храма были всегда закрыты, для освещения помещения прорезаны два окна. Западная часть храма являлась собственно храмом Посейдона. Она разделялась на несколько помещений: не доходившая до потолка стенка отделяла вытянутый с севера на юг пронаос. Такой же высоты стенка разделяла две примыкавшие к пронаосу с востока комнаты. Под полом целлы находилась крипта, в которой жил священный змей Эрехтоний. Под полом пронаоса находился колодец соленой воды (" Эрехтеево море" ), появившийся, по преданию, от удара Посейдона трезубцем о скалу.

В Эрехтейоне было мало раскрашенных элементов. Вместо этого применялась полихромия различных материалов (камень разных цветов). В технике энкаустики был раскрашен лесбийский каблучок архитрава. Широко использовалась позолота орнаментированных частей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...