Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несовместимости органических оснований.




АЛКАЛОИДЫ.

Алкалоидами называют органические вещества, встречающиеся в растительных, реже животных организмах, содержащие азот и, как правило, обладающие сильным физиологическим действием. Алкалоиды являются органическими основаниями и с кислотами образуют соли. Обычно алкалоиды обладают слабыми щелочными свойствами, но некоторые из них являются довольно сильными основаниями (кодеин и др.). Как правило, алкалоиды нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях — спирте, хлороформе, эфире, дихлорэтане и др., некоторые алкалоиды растворимы в вазелиновом масле.

Соли алкалоидов вотличие от оснований хорошорастворимы вводе, а из органических растворителей — спирте, в других органических растворителях соли алкалоидов мало растворимы, в щелочнойсреде онилегкоразлагаются, иобразующиеся при этом основания выпадают в осадок. Так как алкалоиды в большинстве случаев являются сильнодействующими или ядовитыми веществами, то лекарства, содержащие в осадке алкалоиды, не подлежат отпуску.

Такие алкалоиды, как кокаин, хинин,морфин, вытесняются из солей с образованием нерастворимого осадка уже в слабощелочной среде.

Ряд алкалоидов не осаждается щелочами израстворов своих солей, концентрация которых не превышает обычно применяющуюся в медицинской практике, так как эти основания сравнительно хорошо растворимы в воде (кофеин, сальсолин и др.).

 

Значение рН осаждения алкалоидов (оснований) из водных растворов солей едким натром.

 

Соли алкалоидов Концентрация раствора, % Значение рН осаждения алкалоидов (оснований)
Атропина сульфат   Кодеина фосфат   Кокаина гидрохлорид   Морфина гидрохлорид   Папаверина гидрохлорид   Пахикарпина гидройодид   Платифиллина битартрат Сальсолидина гидрохлорид Сальсолина гидрохлорид   Скополамина гидробромид Стрихнина нитрат   Физостигмина салицилат   Хинина гидрохлорид   Эфедрина гидрохлорид 0,1 0,1 1,0 1,0 5,0 0,1 1,0 0,1 1,0 3,0 0,1 1,0   0,1 1,0 0,1   0,5 0,05 0,1 0,1 1,0 0,1 1,0 5,0 — 9,4 — — 8,4 7,6 7,3 6,3 6,4 5,9 11,2 — —   — — —   — 7,7 7,4 — — 8,7 7,6 —

Примечание. Прочерк указывает, что осаждения алкалоида (основания) в щелочной среде при данной концентрации его соли не наблюдалось.

Задания для самопроверки

 

Задание №1

1)

 

1.1 Приведите русское, латинское и рациональное название вещества, укажите фармакологическую группу, медицинское применение, источники получения.

1.2 Указать условия хранения, написать химические реакции окисления на свету. Каким образом стабилизируется лекарственная форма.

1.3 Дать понятие фармацевтической несовместимости в возможных лекарственных формах, содержащих данное вещество. Приведите рецептуру.

1.4 Привести пример фармакологической несовместимости с указанным соединением.

2) Написать химизм несовместимого сочетания:

Перманганат калия – 0,6,

Экстракт спорыньи – 2,0.

Пилюли.

Задание №2

1)

1.1 Дайте русское, латинское и международное название лекарственного вещества.

1.2 В аптеки часто поступают рецепты, содержащие данное лекарственное средство. Обоснуйте требования к лекарственной форме, чтобы избежать фармацевтической несовместимости.

1.3 Напишите механизм превращения этого вещества при хранении.

1.4 Приведите пример фармакологической несовместимости с этим соединением.

2) Написать химизм несовместимого сочетания:

Серебра нитрат – 0,2,

Экстракт красавки – 0,2.

Вспомогательное вещество – 1,0.

 

 

Задание №3

1) В условиях промышленного производства получают суппозитории, содержащие лекарственное вещество следующей химической структуры:

 

Вам необходимо провести анализ качества субстанции и лекарственной формы:

1.1 Приведите русское, латинское и химическое названия указанного вещества, его происхождение, фармакологическую группу и медицинское применение.

1.2 В соответствии с химическим свойствами (кислотно-основные и окислительно-восстановительные) предложите реакции в различных лекарственных формах.

1.3 Охарактеризуйте возможные изменения качества в зависимости от условий хранения и лекарственной формы.

1.4 Приведите пример фармакологической несовместимости данного вещества.

2) Написать химизм несовместимого сочетания:

Антипирин – 3,0,

Натрия бромид – 4,0,

Натрия нитрит – 1,0,

Калия йодид – 3,0,

Папаверина хлоргидрат – 0,6,

Вода дистиллированная – 250,0.

Микстура.

Задание №4

1)В условиях промышленного производства и в аптеке готовят лекарственные препараты с лекарственным средством следующей структуры:

 

1.1 Дать полное название субстанции.

1.2 Указать фармакологическую несовместимость с другими лекарственными средствами.

1.3 Указать возможные реакции порчи лекарственного средства при хранении.

2) Написать механизм реакций окисления, разложения, отсыревания в порошках:

Кислота аскорбиновая – 0,05,

Кислота никотиновая – 0,15,

Эуфиллин – 0,1.

 

 

Задание №5

1) После термической стерилизации насыщенным паром под давлением раствора в ампулах с лекарственным веществом, структурная формула которого приведена ниже, раствор помутнел:

Какие нарушения в приготовлении раствора в ампулах или флаконах могут привести к подобной недоброкачественности лекарственной формы?

1.1 Приведите русское, латинское и химическое названия лекарственного средства, укажите фармакологическую группу и медицинское применение.

1.2 Дайте характеристику химическому строению. Обоснуйте физико-химические свойства соединения и их использование для оценки качества.

1.3 Дайте характеристику различным видам стабилизации растворов для инъекций: химической, физической и микробиологической. Объясните основные положения теории гидролитического и окислительно-восстановительного процессов.

1.4 Перечислите факторы, влияющие на устойчивость лекарственных веществ в растворах. Дайте заключение о причинах недоброкачественности лекарственного препарата. Обоснуйте условия стабилизации и хранения.

2) Объясните с привлечением химизма реакций почему пенициллина нерациональны сочетания: с тяжелыми металлами, сильно кислыми и щелочными агентами, спиртом (выше 25%), дегтем, ихтиолом, мазью Вишневского, йодом, йодом с йодидом калия, сильными окислителями.

 

Задание №6

1) На фармацевтическом предприятии изготовлен аэрозоль «Ингалипт» следующего состава:

Стрептоцида 0,75

Норсульфазола 0,75

Тимола 0,015

Масла эвкалипта 0,015

Масла мяты 0,015

Этанола 1,8

Сахара 1,5

Глицерина 2,1

Твина-80 0,9

Воды очищенной до30,0

Азота газообразного 0,3-0,42

1.1 Напишите названия (международное, латинское) каждого из компонентов.

1.2 Укажите особенности хранения каждого ингредиента и оцените возможность фармацевтической несовместимости в аэрозоле.

2) Объясните, почему в присутствии щелочей и основных веществ, а также препаратов серебра (колларгол, протаргол) раствор адреналина гидрохлорида (1:1000) легко окисляется с изменением цвета раствора от желтого до бурого. Объясните несовместимость с окислителями.

3) укажите фармакологическую несовместимость аминогликозидных антибиотиков.

 

 

Задание №7

1) На фармацевтическое предприятие для получения таблетированных лекарственных форм поступили лекарственные вещества следующей химической структуры:

1.1 Приведите латинские, русские и химические (рациональные) названия указанных веществ, фармакологическую группу, медицинское применение. Приведите данные о значении указанного выше (линейного) соединения в азотной регуляции организма.

1.2 Рассмотрите химические свойства (кислотно-основные, окислительно-восстановительные, гидролитическое разложение) и значение их для определения. Напишите схемы реакций.

1.3 Укажите возможные изменения качества препаратов под воздействием факторов внешней среды, предложите рациональные условия хранения.

2) Объясните фармацевтическую несовместимость кальция хлорида со щелочами, карбонатами, эуфиллином, салицилатами, бензоатами, боратами, фосфатами, сульфатами, с препаратами серебра, свинца.

3) Объясните несовместимость в рецептуре:

Раствор бромида натрия из 3,0 – 200,0,

Кодеина – 0,2,

Димедрола – 0,2.

 

Задание №8

1) В аналитическую лабораторию ОТК химико-фармацевтического предприятия поступила на анализ субстанция следующей химической структуры:

Для проведения аналитического контроля и заключения о качестве лекарственного средства:

1.1 Назовите русское, латинское и химическое (рациональное) названия данного лекарственного вещества, укажите фармакологическую группу, медицинское применение, лекарственные формы.

1.2 Укажите возможное влияние факторов внешней среды на стабильность лекарственного вещества и его лекарственных форм.

2) Дайте характеристику несовместимости:

Кокаина гидрохлорид – 0,2.

Раствор Люголя – 20,0.

3) Дезоксикортикостероида ацетат светочувствителен к УФ свету, при этом может изменяться структура колец А и В. Объяснить несовместимость с окислителями и написать схему реакции изменения лекарственного вещества под действием УФ света.

 

 

Задание №9

1) В условиях промышленного производства и в аптеках городских клинических больниц часто изготавливают раствор Рингера:

Натрия хлорида 0,9

Калия хлорида 0,02

Кальция хлорида 0,02

Натрия гидрокарбоната 0,02

Воды для инъекций до 100мл

Укажите латинские названия компонентов смеси, их фармакологическое значение и медицинское применение данной лекарственной формы.

Дайте характеристику лекарственной форме:

1.1 Обоснуйте требования к качеству инфузионных растворов. Назовите нормативную документацию, регламентирующую условия производства и показатели качества инфузионных растворов.

1.2 Обоснуйте возможность лучевой стерилизации раствора Рингера в ампулах и возможность установления использования этого вида стерилизации.

1.3 Изложите технологическую схему и назовите контрольные точки процесса изготовления раствора Рингера.

1.4 Назовите возможные методы и условия стерилизации парентеральных растворов. Объясните принцип стерилизации фильтрованием, дайте характеристику используемым с этой целью фильтрующим материалам и установкам.

2) Объясните фармацевтическую несовместимость:

Раствор глюкозы 10% - 200,0,

Папаверина гидрохлорид – 0,3,

Натрия гидрокарбонат – 6,0,

Пирамидон – 5,0.

3) Объяснить фармацевтическую несовместимость дибазола со щелочами, щелочнореагирующими веществами (осаждение основания дибазола), с раствором серебра нитрата, раствором йода в калия йодиде, перманганатом калия, бензоатом и салицилатом натрия.

 

Билет №10

1) В условиях промышленного производства и в аптеке изготавливают лекарственные препараты с лекарственным средством следующей структуры:

Для проведения аналитического контроля и заключения о качестве:

1.1 Приведите его русское, латинское и химическое названия, фармакологическую группу, медицинское применение. Приведите данные о механизме действия.

1.2 Приведите схемы реакций, лежащих в основе изменений лекарственного вещества в водном растворе под действием факторов внешней среды (свет, кислород, угелкислый газ и т.д.).

1.3 Как учитываются физико-химические и химические свойства вещества при осуществлении стабилизации, процесса изготовления и стерилизации? Дайте в соответствии с этим обоснование рациональных условий хранения и упаковки.

2) Объяснить фармацевтическую несовместимость:

Раствор бромида натрия из 3,0 – 200,0,

Кодеина – 0,2,

Димедрола – 0,2.

3) Приведите несовместимость маслорастворимых витаминов.

 

Задание №11

1)В условиях промышленного производства и в аптеке готовят лекарственные препараты с лекарственными средствами следующей структуры:

Для проведения аналитического контроля и заключения о качестве:

1.1 Приведите русские, латинские и химические (рациональные) названия этих соединений. Охарактеризуйте их химическое строение и фармакологическое действие.

1.2 Охарактеризуйте возможные изменения качества под влиянием факторов внешней среды и предложите рациональные условия хранения.

2) Объясните фармацевтическую несовместимость в микстуре состава:

Папаверина гидрохлорида – 0,3,

Калия йодида – 6,0,

Раствора бромида натрия из 6,0 – 200,0.

3) Глазные капли с ацетатом кортизона готовят в виде суспензии и хранят в защищенном от света месте. Почему?

 

Билет №12

1)В условиях промышленного производства и в аптеке готовят лекарственные препараты с лекарственным средством следующей структуры:

Для проведения аналитического контроля и заключения о качестве субстанции и лекарственных форм:

1.1 Приведите русское, латинское и химическое (рациональное) названия этого соединения, укажите его фармакологическое действие. Охарактеризуйте химическое строение соединения и обоснуйте его физико-химические свойства и их использование в контроле качества.

1.2 В соответствии с химическим строением обоснуйте возможные типы реакций и предложите их использование для оценки качества.

1.3 Укажите возможные изменения качества вещества в процессе хранения и предложите рациональные условия хранения.

2) Объясните фармацевтическую несовместимость в глазных каплях:

Раствор сульфацила натрия 30% - 10,0

Дикаин – 0,1

Задание №13

1) Фармацевтическая фирма-дистрибьютер закупила раствор для инъекций «Реопирин» и сырье листья сенны. В целях исключения фальсификации Вам необходимо оценить качество лекарственного препарата и растительного сырья. В состав раствора для инъекций входят вещества следующей химической структуры:

2) Опишите процессы, протекающие в водных растворах левомицетина и приводящие к порче при хранении.

3) Объясните виды несовместимости при одновременном введении или сочетании витаминов группы В?

Задание №14

1) На химико-фармацевтическое предприятие поступили субстанция неодикумарина и плоды амми большой для производства лекарственных препаратов. Для проведения аналитического контроля субстанции

1.1 Приведите структурную формулу, латинское и химическое названия, укажите фармакологическую группу и медицинское применение.

1.2 Обоснуйте возможность использования физико-химических свойств для оценки качества, приведите нормативные показатели.

1.3 Дайте характеристику химическому строению, предложите реакции для идентификации и возможные методы количественного определения.

1.4 Обоснуйте рациональные условия хранения.

2) Кальция глицерофосфат несовместим с карбонатами, салицилатами, сульфатами, фосфатами, препаратами солодкового корня, в порошках с аскорбиновой кислотой. Объяснить причины и написать схемы реакций.

3) Объяснить фармацевтическую несовместимость в глазных каплях состава:

Раствор хинина хлористоводородного 1% - 15,0

Цинка сульфат – 0,15

 

 

Задание №15

1) На фармацевтическом предприятии получают мазь «Эвкамон» следующего состава:

Камфоры 10,0

Масла гвоздичного

Масла эфирного горчичного по

Масла эвкалиптового 7,0

Ментола 14,0

Метилсалицилата 8,0

Настойки перца стручкового 4,0

Тимола

Хлоралгидрата по

Спирта коричного 1,0

Парафина нефтяного твердого

Моноглицеридов дистиллированных

Вазелина до 100

Для проведения аналитического контроля:

1.1 Напишите химическую формулу одного из компонентов препарата – камфоры и дайте характеристику ее физических, физико-химических и химических свойств.

1.2 Приведите химические реакции для подтверждения подлинности камфоры, условия их проведения. Предложите возможные методы количественного анализа камфоры. Дайте обоснование возможных изменений камфоры в процессе хранения.

2) Объяснить несовместимость:

Раствор бромид натрия из 5,0 – 180,0

Кислота аскорбиновая – 0,8

Натрия нитрит – 0,9

3) Витамин В1 осаждается солями тяжелых металлов, йодом, дает окрашенные соединения с солями железа; разлагается восстановителями (формальдегидом, глюкозой, сульфитом натрия и др.) в нейтральных и щелочных растворах, несовместим с окислителями. Может разлагаться в растворах никотинамидом и никотиновой кислотой, в присутствии рибофлавина реакция окисления тиамина кислородом воздуха значительно ускоряется. Почему?

 

Задание №16

1) Фармацевтическое предприятие закупило субстанцию дигитоксина для производства лекарственной формы.

1.1 Приведите химическую формулу, латинское и рациональное названия дигитоксина. Укажите фармакологическую группу, медицинское применение и лекарственные формы.

1.2 Дайте характеристику структурным фрагментам молекулы, объясните строение и характер гликозидной связи.

1.3 В соответствии с химическим строением и свойствами предложите методы оценки качества лекарственной субстанции. Укажите возможные изменения качества при хранении, предложите рациональные условия хранения.

2) Указать несовместимость основных типов антибиотиков.

3) Объяснить несовместимость в лекарственной форме:

Раствор сульфацила натрия 20% - 5,0

Раствор сульфата меди 20% - 5,0

 

 

Задание №17

1) В период эпидемии гриппа в аптеку обратился больной за препаратом «Антигриппокапс» следующего состава:

Состав на одну капсулу:

Кислоты аскорбиновой 0,05

Кислоты ацетилсалициловой 0,15

Димедрола 0,01

Рутина 0,01

Кальция лактата 0,01

Вспомогательных веществ 0,003

1.1 Приведите химическую формулу, укажите латинское и рациональное названия одного из компонентов препарата – кислоты ацетилсалициловой; его фармакологическую группу и медицинское применение.

1.2 Объясните особенности хранения каждого из ингредиентов.

2) Раствор формальдегида несовместим с солями серебра, ртути и меди, окислителями, щелочами, альбумином, желатином, агаром, алкалоидами. Написать схемы реакций.

3) Объяснить несовместимость в мази состава:

Анальгин – 1,0

Йодид калия – 1,0

Йод – 0,5

Вазелин – 10,0

Ланолин – 10,0

 

Задание №18

1) На фармацевтическое предприятие поступили субстанции сульфокамфорной кислоты и новокаина для производства раствора сульфокамфокаина 10% в ампулах следующего состава:

Кислоты сульфокамфорной 49,6 (в пересчете на безводную)

Новокаина – основания 50,4

Воды для инъекций – до 1л

1.1 Дайте характеристику растворам в ампулах для инъекций, основываясь на правилах GMP, объясните требования к организации производства при получении инъекционных лекарственных форм на производстве и в условиях аптеки.

1.2 Как влияет на качество растворов для инъекций и стабильность материал упаковки (например, стекло)? Как учитывается это влияние при производстве готовых лекарственных препаратов?

1.3 Условия хранения компонентов, химические реакции процессов.

2) Объяснить фармацевтическую несовместимость в микстуре состава:

Антипирин – 3,0

Натрия бромид – 4,0

Натрия нитрит – 1,0

Калия йодид – 3,0

Папаверина хлоргидрат – 0,6

Вода дистиллированная – 250,0

3) Терпингидрат несовместим с минеральными кислотами, при понижении концентрации спирта в спиртоводных растворах ниже 40% выпадает в осадок. Почему?

Литература

1. Государственная фармакопея СССР IX изд., «МЕДГИЗ», М., 1961.

2. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия.» М.: Высшая школа, 1993

3. Справочник фармацевта. Под ред. Тенцовой А.И. / 2-е изд., перераб. и доп.: М. «Медицина» 1981.

4. Приказ № 377 МЗ РФ от 13 ноября 1996 г «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...