Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Планы практических занятий

Обсуждение на практических занятиях наиболее острых аспектов взаимодействия образования и общества способствует расширению представлений студентов о становлении общества знаний на современном этапе цивилизационного развития. Для подготовки к занятиям рекомендуется ознакомиться планом занятия, изучить вопросы к занятию по источникам литературы, проработать задания для самостоятельной работы.

Социокультурная ситуация в обществе и образование (2ч)

Практическое занятие 1 (2ч)

План

1. Причины изменения социокультурной ситуации в обществе.

2. Вызовы современной цивилизации, связанные с развитием биологической науки. Биоэтические аспекты современных открытий в области биологии.

3. Возможности и проблемы современного биологического образования в решении социальных проблем.

4. Тенденции развития образования. Противоречивость тенденций развития образования в современном обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятие «социокультурная ситуация». Какое влияние она оказывает на образование?

2. Почему биологию называют самой опасной наукой 21 века?

3. Почему биологическая грамотность населения становится социальной проблемой?

4. В чем заключается экологизация всех сфер жизни общества? Чем обусловлена ее необходимость?

5. К чему ведет противоречивость тенденций развития образования?

6. Какие тенденции вы бы отнесли к положительным, а какие – к отрицательным?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Заполнить таблицу «Факторы развития биологического и экологического образования»:

Факторы развития образования Примеры из отечественного и зарубежного опыта
Политические  
Экономические  
Социальные  
Научные  

 

2. Подобрать информацию о проявлении тенденций развития биологического и экологического образования. Заполнить таблицу:

Тенденция Пример из отечественного и зарубежного опыта
   
   

 

3. Подготовьтесь к обсуждению вопроса: «Противоречивость тенденций в образовании: развитие или тупик?». Подберите аргументы «за» и «против».

Литература

Основная

Митина Е. Г.Методическая подготовка студентов-биологов: система заданий и упражнений по дисциплине "Теория и методика обучения биологии": метод. рек. / Митина Е. Г., Крыштоп В. А.; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2012. - 55 с.

Методика преподавания биологии: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

 

Дополнительная:

Андреева Н. Д. Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства / Андреева Н. Д.
// Биология в школе. - 2013. - № 6. - С. 13-25.

Андреева Н. Д. Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования / Андреева Н. Д., Азизова И. Ю.
// Биология в школе. - 2010. - № 1. - С. 37-42.

Баранов Г. П. О региональном содержании биологического образования / Баранов Г. П. // Биология в школе. - 2011. - № 5. - С. 28-33.

Груздева Н. В. Инновационная направленность биологического образования: из опыта школ Санкт-Петербурга / Груздева Н. В., Панина Г. Н. // Биология в школе. - 2009. - № 6. - С. 19-24.

Тема 2. Современные подходы к обучению биологии и экологии (16ч)

 

Практическое занятие 2 (2ч)

План

1.Методологические основы системного подхода

2.Системный подход в биологическом и экологическом образовании

3.Методические системы обучения биологии и экологии

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие «Подход» в педагогической науке. Понятие «Система».
  2. Кем были заложены методологические основы системного подхода? Какие виды систем вам известны?
  3. В чем заключается сущность системного подхода в обучении биологии? В обучении экологии?
  4. Какие подходы комплементарны системному подходы и какие методические системы на основе этого вам известны?

 

Задания для самостоятельной работы

1.Подберите определения понятий «система», «системный подход», «методическая система»

2. Проиллюстируйте примерами из собственного опыта и публикаций журнала «Биология в школе» возможности применения системного подхода в биологическом и экологическом образовании.

3. Подберите информацию о методических системах, используемых в российском и отечественном биологическом и экологическом образовании.

Литература

Основная

Митина Е. Г.Методическая подготовка студентов-биологов: система заданий и упражнений по дисциплине "Теория и методика обучения биологии": метод. рек. / Митина Е. Г., Крыштоп В. А.; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2012. - 55 с.

Методика преподавания биологии: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

 

Дополнительная:

Андреева Н. Д. Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства / Андреева Н. Д.
// Биология в школе. - 2013. - № 6. - С. 13-25.

Андреева Н. Д. Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования / Андреева Н. Д., Азизова И. Ю.
// Биология в школе. - 2010. - № 1. - С. 37-42.

Баранов Г. П. О региональном содержании биологического образования / Баранов Г. П. // Биология в школе. - 2011. - № 5. - С. 28-33.

Иванова Т. В. Системный подход как методологическая основа изучения зарубежного опыта формирования содержания естественно-научного и биологического образования / Иванова Т. В. // Биология в школе. - 2013. - № 8. - С. 21-30.

 

Практическое занятие 3 (2ч)

План

1.Методология средового подхода

2.Средовой подход в биологическом образовании

3. Факторы образовательной среды.

4. Биологическое образование – среда или система?

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем сущность «средового детерминизма»?
  2. Каковы этапы развития педагогических представлений о средовом подходе?
  3. Какой вклад внесла в развитие этих представлений советская и зарубежная педагогика?
  4. Каков вклад ученых Иорданского, Шацкого, Новиковой, Мануйлова, Беляева в развитие представлений об образовательной среде?
  5. Какие виды влияний оказывает среда на личность, на образовательные системы? Можно ли спланировать результаты этих влияний?
  6. Как представлен средвой подход в современных образовательных стандартах?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Перспективность средового подхода: причины и условия. Подтвердить примерами наличие дидактических возможностей образовательной среды для развития самостоятельности и критичности мышления обучающихся (при оценке событий, результатов опытов и литературных данных) при изучении отдельных курсов и тем.

2. Подберите из разных источников определение понятия «Образовательная среда».

3. Заполните таблицу:

 

Образовательная среда как фактор Вклад ученых в развитие представление о среде как факторе
Образования  
Воспитания  
Развития  

 

4. Охарактеризуйте семантику средового подхода по Ю.С. Мануйлову.

5. Подберите классификации факторов образовательной среды: прямые и косвенные, внешние и внутренние и пр. Приведите примеры влияния этих факторов на биологическое (экологическое) образование в России и за рубежом.

Литература

Основная

Митина Е. Г.Методическая подготовка студентов-биологов: система заданий и упражнений по дисциплине "Теория и методика обучения биологии": метод. рек. / Митина Е. Г., Крыштоп В. А.; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2012. - 55 с.

Методика преподавания биологии: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. "Биология" и спец. "Биология" / под ред. М. А. Якунчева. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

 

Дополнительная:

Андреева Н. Д. Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства / Андреева Н. Д.
// Биология в школе. - 2013. - № 6. - С. 13-25.

Андреева Н. Д. Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования / Андреева Н. Д., Азизова И. Ю.
// Биология в школе. - 2010. - № 1. - С. 37-42.

Беседина Л. А. Формирование ключевых компетенций как актуальная проблема биологического образования / Беседина Л. А.// Биология в школе. - 2013. - № 2. С. 9-13.

Калинова Г. С. Биологическое образование: состояние, проблемы, перспективы / Калинова Г. С. // Биология в школе. - 2013. - № 5. - С. 26-35.

Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст]: дис. … д-ра. пед.
наук: 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. – М., 1997. – 192 с.

Прошкина И. Биологическая грамотность для всех / Прошкина И. // Экология и жизнь. - 2009. - № 5. - С. 34-35.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...