Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Донские  казаки сегодня. (по материалам социологических исследований




ДОНСКИЕ  КАЗАКИ СЕГОДНЯ

(по материалам социологических исследований

1991 – 1992 гг. )

 

В последние годы мы стали свидетелями расширения демократического пространства в политической системе российского общества. Предпосылкой этого процесса служит развитие начал демократии: организационно-деятельного, социально-коммуникационного, гуманитарно-граждан­ского, институционально-правового. В этих условиях партии не обеспечивают необходимого демократического пространства в отношениях власти и граждан. Партиям мешает их идеологический консерватизм. Поэтому всё больший авторитет приобретает акционизм. В рамках этих подходов действует и возрождающееся казачество. Оно как новый субъект политики на Дону стремится создать в результате нетрадиционной для предшествующей советской эпохи деятельности новое демократическое пространство, или, по крайней мере, обновить «перестроечные» политические сооружения. Однако, парадокс состоит в том, что новому казачеству в большинстве своих акций практически не удаётся выйти за пределы советской мифологии.

К настоящему моменту казачье движение отказалось от недавней основной линии на социокультурное возрождение и превратилось в самостоятельную политическую силу. С этой политической силой уже вынуждены считаться не только политические партии, но и властные структуры, особенно в сельских районах.

Многие факты в политических акциях казачества объясняются его социальной демографией. По данным проведённого нами социологического исследования (г. Новочеркасск, октябрь 1991 года) среди активных сторонников возрождения казачества 29, 17 % служащих госучреждений, 27, 78 % студентов вузов и учащихся техникумов, 12, 5 % работников промышленности, 8, 33 % пенсионеров, 5, 56 % работников малых предприятий. По возрасту: 18 – 24 года – 31, 94 %, 25 – 34 года – 25 %, 35 – 44 года – 15, 28 %, 45 – 59 лет – 16, 67 %, 60 лет и старше – 11, 11 %. Социальной опорой казачества в нашем городе по результатам названного социологического опроса можно считать студентов, работников малых предприятий, транспорта и связи, просвещения, сельского хозяйства и пенсионеров.

В возрождении традиций казачества заключён большой созидательный потенциал. Не случайно, этот процесс поддержала по данным названного исследования почти половина опрошенных (48, 17 %). Но, несмотря на это, за восстановление казачьей системы управления высказывались только 6, 8 % опрошенных новочеркасцев. Очевидно, что горожане настороженно относятся к последствиям введения казачьей системы самоуправления. Вероятно, это происходит потому, что люди не понимают сущности демократических и этнических традиций, которые исторически существовали в Области Войска Донского. Несомненно и то, что сегодня эти прекрасные традиции подменяются патриархальным варварством и системой властных отношений, привнесённых на Дон извне политическими режимами. Поэтому в общественном мнении, в сознании значительной части населения города Новочеркасска проявляется настороженное отношение к возможным последствиям введения казачьей системы управления. Кстати, среди активных сторонников казачьего движения только 40, 28 % выдвигают введение казачьей системы управления в качестве приоритетной задачи в совершенствовании местного самоуправления.

Сравнение рейтинговых оценок, выстроенных по трём шкалам: а) по степени убывания положительных оценок, б) по степени возрастания отрицательных оценок, в) по степени возрастания неинформированности (или неоднозначности оценок), позволяет сделать вывод, что именно казачье движение находится в центре политической жизни города Новочеркасска. Однако, противоречивость всего спектра оценок свидетельствует о наличии источников конфликтных ситуаций как внутри самого движения, так и вокруг него. При этом в общественном мнении гармонизация деятельности политических сил признана неактуальной задачей. Эту идею поддержали всего лишь 7, 48 % опрошенных. Такая же ситуация и среди представителей казачьего движения (9, 7 %).

Влияние политического ландшафта на процесс возрождения казачества достаточно сильно. Из исторического прошлого ныне извлекаются идеи и традиции, весьма созвучные при непредвзятом взгляде недавнему прошлому. Так вполне как гипноз идеи равенства можно рассматривать стремление к господствующему положению казачьего круга. Любопытен и тот факт, что, оценивая принципы деятельности общественно-политичес­ких движений, представители казачества высказали свою приверженность демократическим реформам (40, 28 %). Впрочем, сильно и непонимание этой задачи (26, 39 % ответили отрицательно и 33, 33 % затруднились с ответом).

В последнее время в казачье движение начался прилив здравомыслящей интеллигенции. Но он ещё не на столько силён, чтобы удалось сдержать большевистский натиск в политических акциях, проводимых казачеством. Расчёт на здравомыслящих лидеров связан с тем, что личные качества в оценке представителями казачьего движения политических руководителей играют решающую роль (59, 72 % опрошенных).

 

Процесс историко-культурного возрождения донского казачества идёт параллельно с процессом возрождения православия. Преобладающее большинство среди представителей казачьего движения г. Новочеркасска поддерживают возрождение православия (70, 83 % опрошенных). Против этого, тем не менее, выступает примерно каждый десятый, причисляющий себя к казачьему движению (11, 11 %). Пока размышляют над проблемой и не решили её для себя окончательно 18, 06 % опрошенных респондентов.

В июле 1992 года российская социологическая служба «Мониторинг» провела изучение общественного мнения населения Ростовской области. Учёные пытались выяснить отношение к возрождению донского казачества и связанные с этим процессом изменения в сознании и поведении людей. Приведём некоторые данные, взятые из материалов этого исследования.

В соответствии с данными переписи населения 1926 года доля казаков в общей численности населения Дона составляла около 20 %, что более чем в два раза меньше доли казаков в донском населении 1916 года (42, 3 %). Это объясняется прямыми репрессиями и утратой сословного статуса.

Сегодня человек может быть идентифицирован с казачеством по трём основным критериям: кровное происхождение; самоидентификация (т. е. мнение о себе: «я – казак»); внешняя идентификация (т. е. мнение окружающих: «он – казак»).

На вопрос: «Относите ли Вы себя к казачеству? Да или нет? » – 28 % опрошенных респондентов ответили утвердительно, 60 % – чётко сказали «нет», а свыше 10 % – затруднились ответить. Метод внешней идентификации (сколько знакомых – казаки) дал среднюю оценку – 28, 3 %.

Учитывая поисковый характер исследования, можно сделать вывод, оценка численности казачества в 28 % от населения Ростовской области (т. е. свыше миллиона человек) может быть рассмотрена как рабочая гипотеза. Причём, рассматривать эту численность необходимо скорее как факт общественного сознания, чем как факт практической деятельности и поведения людей.

Среди женщин самоидентификация себя с казачеством распространена почти в два раза меньше, чем среди мужчин. По возрасту среди тех, кто относит себя к казачеству, на 12 % больше, чем среди неказаков людей старшего возраста (свыше 50 лет) и на 9 % меньше молодёжи (до 30лет). По образовательному уровню среди казаков на 7 % меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 3, 6 % больше людей с неполным средним образованием. Обе эти тенденции – старший возраст и меньший образовательный уровень казачества не столь чётко выражены, чтобы делать однозначные выводы о социальном портрете казачества, но всё же явственно присутствуют.

По роду занятий казачество отличается от неказаков следующими параметрами: среди казаков на 10 % больше крестьян, на 12 % меньше служащих и ИТР, на 7 % больше пенсионеров и на 6 % меньше учащихся. Рабочие и предприниматели в равной степени представлены и в казачьем, и в остальном населении области.

Естественно, что доля горожан значительно выше среди неказачьего населения. Однако, и среди людей, причисляющих себя к казачеству, – 51 % жителей городов Ростовской области.

На вопрос: «Сегодня в России возрождается казачество. Как Вы относитесь к этому процессу – положительно или отрицательно? » – получено следующее распределение ответов:

40, 8 % – положительно;

18, 5 % – скорее положительно, чем отрицательно;

10, 1 % – скорее отрицательно, чем положительно;

15, 9 % – отрицательно;

14, 5 % – затрудняюсь ответить.

В качестве обобщённого выражения общественного мнения (вектора) можно использовать алгебраическую сумму всех положительных и отрицательных ответов. В данном случае отношение жителей Ростовской области к казачеству выражено коэффициентом, равным +33, 3.

Вместе с тем, решающим фактором является существенное различие в оценке казачества среди самих казаков и тех, кто казаками себя не считает:

 

  Казаки Неказаки
Положительно Скорее положительно, чем отрицательно Скорее отрицательно, чем положительно Отрицательно Алгебраическая сумма: 67, 3 %   19, 9 %   2, 3 % 6, 2 % +78, 5 26, 7 %   16, 9 %   14, 3 % 22, 8 % +6, 5

 

Таким образом, 37 % среди неказаков отрицательно относятся к возрождению казачества. Столь существенное различие в оценках казачества «изнутри» и «снаружи» этой формирующейся социальной общности может служить источником напряжённости в регионе. Одной из причин является разное представление о природе казачества, различие в восприятии той мотивации, которая заставляет возрождать сегодня казачество. Различия в этих восприятиях проиллюстрированы в таблице:

 

Весь массив

  Казаки      Неказаки

Кровное происхождение 34, 7 % 49, 1 % 27, 5 %
Проживание на обжитой казаками территории 38, 6 % 50, 9 % 32, 0 %
Влияние родственников, друзей 11, 1 % 8, 8 % 11, 8 %
Возможность чувствовать себя более защищённым в трудное время перемен, распрей 23, 9 % 28, 1 % 22, 5 %
Духовное влияние казачества 17, 7 % 25, 1 % 13, 8 %
Мода, популярность движения среди местного населения 23, 1 % 10, 5 % 30, 9 %
Необходимость защиты России от внешней опасности 24, 3 % 31, 6 % 20, 5 %
Необходимость защиты россиян от внутренней опасности 18, 5 % 22, 2 % 15, 4 %
Необходимость защиты России и россиян от чуждого нашему духу влияния 9, 4 % 11, 7 % 8, 4 %
Опасно не примкнуть к казачеству – возможны притеснения со стороны его наиболее активных сторонников 5, 7 % 1, 2 % 7, 9 %
Затрудняюсь ответить 2, 8 % 4, 3 %

Проанализировав таблицу, можно сделать вывод: казаки воспринимают себя как реальную общность, детерминированную объективными факторами: кровным родством, проживанием на исторически заселённых казаками землях, духовным влиянием казачества, необходимостью защиты от внешней и внутренней угрозы. Неказаки воспринимают возрождающееся казачество в значительной степени как мнимую общность, основанную на внешних, временных, случайных, наносных факторах: моде, влиянии родственников, друзей, угрозе возможных притеснений со стороны ретивых сторонников казачества, борьбе за власть, конъюнктуре.

Вопрос о земле. К началу 1917 года структура землевладения на Дону выглядела так: казаки, составлявшие 42, 3 % донского населения, владели 64, 5 % земли, «коренные крестьяне», составлявшие 25, 5 % населения, имели 3, 9 % земель, помещикам принадлежало 15, 0 % земли, калмыкам – 3, 8 %, а 18, 8 % составлял войсковой запас.

Сегодня один из наиболее распространённых мифов в отношении возрождающегося казачества – мнение о том, что казаки против частной собственности на землю. В ходе исследования установлено, что это не соответствует действительности. На вопрос: «Ваше отношение к частной собственности на землю? », – ответы распределились следующим образом:

 

                                                          Весь массив   Казаки

 Неказаки
Я за право граждан России иметь землю в частной собственности   Я против частной собственности на землю   Затрудняюсь ответить 77, 4 %   10, 3 % 11, 3 % 70, 3 %   14, 6 % 9, 6 % 81, 2 %   8, 1 % 14, 8 %
       

Таким образом, всё население Ростовской области, и казаки и неказаки достаточно единодушны в своей поддержке частной собственности на землю. Если сегодня организовать референдум по этому вопросу, то Дон проголосует «за». Это не снимает проблемы и противоречий реального землепользования и землеустройства, а лишь фиксирует факт общественного сознания, но это факт весьма важный в условиях современной политической борьбы и перипетий второго этапа экономической реформы.

Мировоззренческие установки и политические ориентации. Ещё одним мифом является представление о консервативности и реакционности казачества. Как подтверждает контент-анализ центральной прессы, либеральная интеллигенция воспринимает казачество как фатального противника демократической реформы. Анализ социологических данных показывает, что, при всей противоречивости настроений в возрождающейся казачьей среде, вывод о преобладании в ней консервативных и реакционных элементов и тенденций был бы неверен. Об этом свидетельствует целый ряд индикаторов. «По какому пути следует пойти России? » – задали вопрос учёные. Респонденты сделали свой выбор из предложенных вариантов. Их ответы отражены в следующей таблице.

 

                                                                                       Весь массив   Казаки

Неказаки
Вернуться на тот путь, по которому шли с октября 1917 года 6, 6 % 11, 1 % 5, 1 %
Пойти по пути, которым идут США, Западная Европа, Япония и т. д. 22, 8 % 18, 1 % 25, 0 %
У России свой, особый путь развития 55, 3 % 58, 5 % 53, 9 %
Затрудняюсь ответить 11, 6 % 11, 1 % 12, 1 %

 

Из таблицы видно, что установки казачества на выбор исторического пути весьма незначительно отличаются и в основном совпадают с установками всего населения области. Мировоззренческие различия, например, одной возрастной группы от другой более значительны, чем отличия казаков от неказаков по этому вопросу.

Специфика казачьих умонастроений заметнее при переходе от общих проблем «выбора пути» к частным проблемам типа «что делать», «с чего начать».

На вопрос: «Что, на Ваш взгляд, в первую очередь должны сделать российская и местная власть? », – получено следующее распределение:

 

  Весь массив Казаки Неказаки
Прекратить спекуляцию и навести порядок 51, 1 % 56, 7 % 46, 9 %
Обеспечить развитие предпринимательства на основе частной собственности 31, 0 % 22, 4 % 37, 6 %
Принять меры социальной защиты населения 45, 3 % 45, 0 % 46, 1 %
Сохранить целостность России 38, 1 % 36, 8 % 37, 6 %
Защитить демократию и не допустить возврата к прежнему 16, 0 % 12, 3 % 17, 4 %
  Весь массив Казаки Неказаки
Возродить православие и духовность в России 12, 6 % 12, 9 % 12, 9 %
Остановить рост преступности 38, 1 % 38, 6 % 38, 5 %
Обеспечить права человека 39, 5 % 31, 6 % 44, 1 %
Добиться возрождения казачества 9, 9 % 25, 7 % 2, 2 %

 

Из таблицы видны приоритеты и идеологеммы казачества: порядок, социальная защита, ликвидация преступности, целостность России. Эти позиции характерны и для неказачьего населения области, у которого они развиты несколько меньше, но прибавляются установки на права человека, частную собственность, предпринимательство. Весьма примечательно, что ориентации на православие и духовность незначительны, и казачество этим совершенно не отличается от неказачьего населения. Это позволяет сделать вывод, что речь идёт о создании современной, хотя и специфической социальной общности, которая имеет с дореволюционным казачеством некоторую культурную, кровную связь, но всё же не может быть воспринята как перенос в Россию 90-х годов XX века социальной общности, прекратившей своё существование в первой трети столетия.

Воинская служба и казачье самоуправление. Казачество было сформировано «сцепкой» трёх элементов: воинская служба – землевладение – самоуправление. Без этих элементов или без одного из них возрождение казачества приобретает фольклорно-этнический характер (что, кстати, по мнению ряда экспертов, является предпочтительным вариантом развития событий). Индикатором ориентации на воинскую казачью службу был вопрос: «Ваше отношение к идее создания воинских формирований казачества»? Ответы распределились следующим образом:

 

  Весь массив Казаки Неказаки
Положительное 31, 7 % 56, 1 % 19, 7 %
Скорее положительное, чем отрицательное 16, 5 % 17, 5 % 14, 3 %
Отрицательное 25, 0 % 12, 3 % 34, 0 %
Скорее отрицательное, чем положительное 8, 8 % 4, 1 % 11, 5 %
Затрудняюсь ответить 17, 8 % 8, 2 % 26, 6 %

 

Суммарное отношение жителей Ростовской области, выраженное алгебраической суммой всех положительных и отрицательных оценок, равно +14, 4. Для казаков этот интегральный показатель отношения к воинским формированиям казачества равен +57, 2, а для неказаков это уже отрицательная величина, равная – 11, 5, что выражает преобладание негативного отношения к таким формированиям.

 

Большинство жителей Ростовской области объединяет понимание необходимости перемен в вооружённых силах, проявившееся в распределении ответов на вопрос: «Какая воинская служба, на Ваш взгляд, более подходящая для юношей Вашего города, села»?

 

  Весь массив Казаки Неказаки
Обязательная служба в Вооружённых силах России по призыву 25, 0 % 26, 9 % 26, 1 %
Добровольная (контрактная по найму) служба 56, 2 % 39, 8 % 63, 2 %
Служба в казачьем войске 11, 7 % 26, 9 % 3, 7 %
Затрудняюсь ответить 25, 8 % 11, 1 % 35, 7 %

 

Более половины жителей Ростовской области являются сторонниками добровольной (наёмной) службы в вооружённых силах. Преобладание у неказачьего населения негативных установок по отношению к казачьим воинским формированиям связано, в том числе и с различными представлениями о тех задачах, которые эти формирования должны решать:

 

  Весь массив Казаки Неказаки
Я вообще против этих формирований 25, 8 % 11, 1 % 35, 7 %
Поддерживать общественный порядок в местах проживания казачества 25, 1 % 25, 7 % 23, 9 %
Защищать границы и интересы России 34, 1 % 46, 2 % 28, 4 %
Защищать интересы казачества России 7, 3 % 15, 8 % 1, 7 %
Затрудняюсь ответить 7, 6 % 2, 3 % 9, 8 %

 

Таким образом, каждый третий житель Ростовской области и каждый второй казак считают главной задачей казачьих войск защиту российских границ. Каждый четвёртый ростовчанин и каждый третий казак видят необходимость в том, чтобы казачьи войска поддерживали общественный порядок.

 

Поддержание общественного порядка может быть рассмотрено как элемент казачьего самоуправления. Радикальный вариант – введение атаманского правления. Отношение ростовчан к этой идее в масштабе области видно из распределения ответов на вопрос: «Поддерживаете ли Вы идею установления в Ростовской области казачьего самоуправления, при котором главой исполнительной власти становится атаман Войска Донского»?

 

  Весь массив Казаки Неказаки
Поддерживаю 27, 3 % 50, 9 % 15, 2 %
Не поддерживаю 48, 9 % 25, 1 % 63, 8 %
Затрудняюсь ответить 23, 3 % 24, 0 % 20, 5 %

 

Ещё более радикальный вариант казачьего самоуправления в масштабе области; «Как Вы относитесь к образованию Донской казачьей республики»? Отношение к этой идее выражено в таблице:

 

  Весь массив Казаки Неказаки
Поддерживаю создание Донской казачьей республики в составе Российской Федерации 36, 1 % 59, 1 % 23, 3 %
Поддерживаю создание Донской казачьей республики как самостоятельного независимого государства 3, 7 % 4, 7 % 2, 8 %
Я вообще против Донской казачьей республики 41, 1 % 22, 8 % 53, 1 %
Затрудняюсь ответить 17, 4 % 11, 1 % 18, 5 %

 

И в этой, и в предыдущей таблице ещё раз продемонстрировано существование выраженного казачьего самосознания, проявляющегося в стремлении институциализировать складывающуюся, неофициальную общность, облечь её в государственную форму, «огосударствить». Очевидно, что идея атаманского правления в области и идея казачьей республики отторгаются большинством жителей Ростовской области и поэтому утопичны. Вместе с тем, преобладание у казаков этих настроений важно как характеристика политического сознания казаков.

Приведённые данные российской социологической службы «Мониторинг» дополним некоторыми результатами телефонного опроса, проведённого нами в сентябре – начале октября 1992 года в г. Новочеркасске. Он показал подавляющую поддержку горожанами возрождения культурных традиций казачества. Ответы на вопросы об отношении к возможности введения атаманского правления и к идее возвращения казачеству бывшей собственности Войска Донского характеризуются крайней неустойчивостью. Колебания в 5 – 10 % между положительными и отрицательными оценками в пользу последних говорят о многом. Однако, и инертность населения велика: от 30 до 50 % опрошенных не определили чётко свою позицию. При выявлении социального статуса большинство горожан склонны считать казачество сословием. Таковы лишь общие тенденции в предварительном анализе итогов телефонного опроса.

Очевидно, социологический мониторинг со временем позволит более чётко отследить процесс возрождения донского казачества и проблемы, с ним связанные.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...