Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ребенок в возрасте от 1 года до 7 лет




 

   

ПИТАНИЕ

 

Биологическое значение пищи. С завершением периода грудного вскармливания кормление ребёнка ещё длительное время остаётся предметом особых забот родителей. Поэтому важно иметь хотя бы общее представление о количественном и качественном составе рациона ребёнка, о содержании основных веществ в продуктах, используемых для приготовления пищи, и их биологическом значении.

Биологическое значение пищи определяется составом содержащихся в ней белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов. Именно они являются источником энергии и пластического материала для построения клеток, органов и тканей растущего организма и особенно важны для ребёнка, поскольку в его организме процессы роста и развития протекают наиболее интенсивно. Энергетическая ценность, или калорийность, пищи определяется тем количеством энергии, которая образуется в организме в результате её усвоения и которую принято, выражать в тепловых единицах — калориях или килокалориях (1 ккал — 4,184 кДж). Каждый грамм белка и каждый грамм углеводов любой пищи в организме выделяет энергию, равную 16,74 кДж (4 ккал), тогда как 1 г жира — 37,7 кДж (9 ккал). В таблице 1 приведены рассчитанные учёными физиологические нормы питания для детей старше 1 года. Указанные в ней величины потребности в энергии служат отправными данными и для определения потребности детского организма в основных пищевых веществах — белках, жирах, углеводах и др. Сведения о химическом составе и энергетической ценности основных продуктов питания см. в разделе Питание.

Белки. При грудном вскармливании в первые месяцы жизни потребность ребёнка в белках полностью удовлетворяется за счёт молока матери. Позже белки поступают в организм ребёнка с пищей. Одна из основных их функций в организме ребёнка — пластическая: в процессе пищеварения белки пищи распадаются на отдельные аминокислоты и используются для построения организма. Важная роль принадлежит белкам в образовании биологически активных веществ — гормонов и ферментов, регулирующих обменные процессы, в процессах переноса необходимых организму веществ, в выработке иммунитета против различных заболеваний.

Используемые в питании белки состоят из 20 аминокислот. 8 из них (валин, лейцин, изолейцин, лизин, треонин, метио-нин, триптофан, фенилаланин, а для детей раннего возраста также аргинин и гисти-дин) называются незаменимыми, так как в организме человека они не образуются и поступают только с пищей. Они присутствуют в так называемых полноценных белках животного происхождения, содержащихся в мясе, рыбе, молоке и молочных продуктах, яйцах. Остальные 12 аминокислот (заменимые) или образуются в организме самого человека, или в значительном количестве содержатся в продуктах растительного происхождения — хлебе, картофеле, бобовых.

Жиры необходимы организму ребёнка как источник энергии и пластический материал. Вместе с белками они участвуют в построении клеток, тканей и органов, обеспечивают усвоение организмом многих витаминов, участвуют в выработке иммунитета, выполняют теплоизолирующую функцию, способствуют лучшему усвоению организмом минеральных веществ. Растущий детский организм нуждается как в животных жирах, которые содержатся в молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире и богаты насыщенными жирными кислотами (пальмитиновой, стеариновой и др.), так и в растительных, богатых полиненасыщенными жирными кислотами (линолевой, арахидо-новой и др.). Последние, как и часть аминокислот белков, в организме человека не образуются и также называются незаменимыми или фактором F (их биологическое значение приравнивается к витаминам). Основной источник' растительных жиров — растительные масла: подсолнечное, кукурузное, оливковое, хлопковое, соевое. Растительные жиры должны занимать в рационе ребенка до 15 % общего количества поступающих с пищей.

Углеводы — один из основных источников энергии для ребёнка. Но этим их функция в организме отнюдь не ограничивается: им принадлежит важная роль в регуляции деятельности центральной нервной системы и мышечной ткани. Они входят в состав гормонов и ферментов, регулирующих обменные процессы, и способствуют усвоению организмом белков и жиров, сложные углеводные соединения (мукополисахариды) участвуют в процессах свёртывания крови и определяют её групповую принадлежность.

В пищевых продуктах содержатся различные по своему строению углеводы (сахара). Простые сахара (глюкоза, фруктоза) и более сложные дисахариды (сахароза, мальтоза) содержатся в значительном количестве в мёде, сахаре, ягодах и фруктах, быстро и легко всасываются в кишечнике и усваиваются организмом. Сложный полисахарид крахмал, содержащийся в большом количестве в муке, картофеле и крупах, усваивается организмом медленнее и только после расщепления его в кишечнике до легкоусвояемой глюкозы.

Минеральные вещества в детском организме активно участвуют в процессах кроветворения, роста и развития костной и мышечной тканей, в работе органов пищеварения, входят в состав гормонов и ферментов и выполняют ряд других функций. В зависимости от количественного содержания они подразделяются на макроэлементы (железо, калий, натрий, хлор, кальций, фосфор, магний) и микроэлементы (алюминий, бром, ванадий, йод, кобальт, марганец, медь, молибден, никель, селен, титан, фтор, хром, цинк).

Железо, основные запасы которого сосредоточены в эритроцитах, входит в состав наиболее важного компонента крови — белка гемоглобина. Наиболее богаты им продукты животного и растительного происхождения (печень, мясо, рыба, яичный желток, гречневая, перловая и овсяная крупы, ржаной хлеб, фрукты, капуста).

Калий и натрий активно участвуют в водно-солевом, белковом и углеводном обменах и в осуществлении процессов нервно-мышечной возбудимости. Хлор принимает непосредственное участие в образовании в желудке соляной кислоты — важной составной части желудочного сока. Калий в значительном количестве содержится в пшенице, ржи, ячмене, овсе, картофеле, моркови, бобовых, черносливе, бананах, изюме. Натрий и хлор в небольшом количестве обнаружены в продуктах животного (печень, говядина, телятина, почки, куриное яйцо, хек, скумбрия) и растительного (свёкла, петрушка, морковь, картофель, капуста) происхождения, но основной их источник для организма — пищевая соль.

Магний, биологическая роль которого ещё не до конца изучена, содержится в основном в продуктах растительного происхождения: капусте, гречневой, рисовой, пшённой, овсяной, перловой, ячневой крупах, бобовых, свёкле, зелени петрушки, арбузах, бананах, вишне, моркови.

Изучение роли различных микроэлементов показало, что алюминий, например, участвует в процессах построения костной, соединительной, эпителиальной тканей, выработке желудком пищеварительного сока, активизации пищеварительных ферментов. Бром активно влияет на процессы торможения в центральной нервной системе. Ванадий, кобальт, марганец, медь, никель, титан стимулируют процессы кроветворения, в частности созревание красных кровяных телец (эритроцитов) и накопление в них гемоглобина. Йод стимулирует функцию щитовидной железы и является составной частью вырабатываемых ею гормонов. Селен, молибден, хром и цинк активно влияют на процессы роста. Фтор участвует в построении зубной эмали.

Витамины имеют очень большое значение для питания детей, впрочем, как и взрослых людей. По своей химической природе это различные соединения, которые не являются непосредственным источником энергии и пластическим материалом, не образуются вовсе либо образуются в небольшом количестве в организме человека микрофлорой кишечника, но служат важнейшими регуляторами обменных процессов и поэтому должны обязательно поступать с пищей. (Содержание витаминов в основных видах продуктов см. в разделе «Питание».)

Витамин А (ретинол) регулирует процессы роста, участвует в образовании зрительных пигментов и формировании цветового зрения, нормализует обменные процессы в коже, слизистых оболочках, клетках нервной системы, повышает сопротивляемость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Содержится в продуктах животного происхождения. В продуктах растительного происхождения содержатся каротины и каротиноиды — вещества, из которых в организме человека также образуется витамин А.

Витамин С (аскорбиновая кислота) способствует наиболее полному усвоению железа и белка, поступающих с пищей, участвует в образовании в организме белка коллагена, определяющего прочность стенок кровеносных сосудов, повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и к возбудителям инфекционных заболеваний.

Витамин Bi (тиамин) играет важную роль в поддержании нормального функционального состояния центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта, в белковом, жировом и углеводном обменах.

Витамин Вг (рибофлавин) совместно с витамином Bi участвует в регуляции белкового, жирового и углеводного обменов, в процессах нормализации функционального состояния центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта, регулирует обменные процессы в роговой оболочке и хрусталике глаза.

Витамин Вз (пантотеновая кислота) участвует в регуляции всех видов обменов, в образовании гемоглобина, деятельности центральной нервной системы и желёз внутренней секреции.

Витамин Вб (пиридоксин) играет важную роль в белковом обмене, в поддержании нормального функционального состояния центральной нервной системы, стимулирует образование красных и белых кровяных телец — эритроцитов и лейкоцитов.

Витамин Вэ (фолиевая кислота) стимулирует процессы кроветворения (образование эритроцитов и лейкоцитов), белковый обмен, повышает уровень гемоглобина.

Витаминами Bi, B2, В3, Вб, Вд богаты пивные и пекарские дрожжи, печень, говядина, куриное мясо, рыба, куриные яйца, рис, ячмень, бобовые, картофель, капуста, морковь, лук, салат, тыква, земляника, бананы, груши.

Витамин Bi2 (цианкобаламин) совместно с витамином Вд стимулирует образование эритроцитов. Кроме того, витамин Bi2 стимулирует белковый обмен, процессы роста и регулирует обмен витамина А в организме. Содержится он только в продуктах животного происхождения.

Витамин Н (биотин) участвует в белковом, жировом, углеводном обменах, оказывает влияние на функциональное состояние центральной нервной системы. Содержится он в значительном количестве в пивных и пекарских дрожжах, яичном желтке, печени, почках, сое, бобах, томатах, горохе, цветной капусте.

Витамин Р (рутин) усиливает действие витамина С, снижает кровяное давление, стимулирует желчевыделительную функцию печени, содержится в большом количестве в чёрной смородине, черноплодной рябине, лимонах, апельсинах, плодах шиповника, салате, петрушке.

Витамин РР (никотиновая кислота, нн-ацин) участвует в регуляции белкового, жирового, углеводного и водно-солевог: обменов, усиливает кровообращение в коже, снижает кровяное давление, стимулирует работу сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и кроветворение.

Витамин Д (кальциферолы, нитями^--. Дг, Дз) регулирует обмен кальция и фосфора, обеспечивая всасывание их в тонком кишечнике и использование для пострс-ения костной ткани, стимулирует созревание эритроцитов. Им богаты продукты жг-вотного происхождения: печень, яйца, масло, молоко, морская рыба. Высоко содег-жание его в рыбьем жире.

Витамин Е (токоферолы) улучшает прс-цессы всасывания и усвоения организме* белков, жиров и витаминов А и Д, нормалг-зует обменные процессы в печени и мн-шечной ткани, стимулирует выработт; гормонов гипофиза.

Витамин К (филлохиноны) регулирует процессы свёртывания крови, укрепляет стенки кровеносных сосудов, стимулирует мышечную деятельность, выработку пищеварительных соков, заживление ран на коже и слизистых оболочках. Основной источник витамина К — продукты растительного происхождения: капуста, морковь, шпинат, тыква, томаты, картофель. Меньше его содержится в печени, куриных яйцах, телятине, субпродуктах.

Витаминоподобные вещества инозит (витамин В»), карнитин (витамин Bi), ли-поевая кислота (витамин N), оротовая кислота (витамин В|3), пангамовая кислота (витамин Bis), парааминобензойная кислота (витамин НО, S-метилметионин (витамин U), холин (витамин В4) относятся к группе соединений, обладающих витаминной активностью и синтезирующихся в организме человека в значительном количестве микроорганизмами кишечника. Наряду с витаминами они участвуют в регуляции белкового, жирового, углеводного обменов, а также активно влияют на функциональное состояние желёз внутренней секреции, желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы.

Питание детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Питание ребёнка после года существенно отличается от вскармливания на 1-м году жизни, что обусловлено возрастными анатомо-физиологическими особенностями развития детского организма. После года у детей продолжается рост зубов, развивается способность к пережёвыванию пищи, быстро совершенствуются функции пищеварения, возрастает ёмкость желудка. Ребёнок уже приобретает способность различать отдельные продукты и блюда, запоминать их вкус, у него вырабатывается чёткий ритм принятия и переваривания пищи и т. д. Организация питания ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет должна учитывать все эти особенности. Пища ребёнка в этом возрасте всё больше приближается к пище взрослых, однако это ещё не значит, что малыша уже можно сажать за общий семейный стол. Следует учитывать, что функции организма совершенствуются постепенно, поэтому режим и характер питания на 2-м и 3-м годах жизни значительно отличаются.

В 1-е полугодие 2-го года жизни частота кормлений остаётся такой же, как и в конце первого года, то есть 5 раз в сутки. Особенно это важно для ослабленных детей, имеющих плохой аппетит. Многие здоровые дети после года отказываются от последнего (пятого) кормления и сами переходят на 4-разовое питание с 4-часовым интервалом. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он в целом соблюдался по времени, что обеспечит выработку прочного условного пищевого рефлекса и более благоприятные условия для усвоения питательных веществ.

Все блюда для детей в возрасте от одного до полутора лет готовятся полужидкими, пюреобразными, тщательно протёртыми через сито. Давать их следует с ложечки. Пользование соской в этом возрасте вредно, поскольку вырабатывает привычку к жидкой пище и отказу от любой другой.

Главные требования к питанию ребёнка после года — разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Основу пищевого рациона малыша после года должны составлять продукты с большим содержанием животного белка: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, птица, яйца. Овощи, фрукты, картофель, сахар, хлеб, мясо, молоко ребёнок должен получать ежедневно соответственно суточной физиологической норме. Сыр, творог, сметана, рыба, яйца, крупы даются несколько раз в неделю из расчёта их недельной нормы. Суточный объём пищи для детей до полутора лет равен примерно 1200 г, от 1,5 до 2 лет — 1300 г, на 3-м году — около 1500 г, то есть на 1 приём при 5-разовом кормлении в возрасте до 1,5 лет — 240—250 г, при 4-разовом кормлении в возрасте от 1,5 до 2 лет — около 300 г, а на 3-м году — 350—370 г (см. таблицу 2).

Главенствующее место в питании ребёнка продолжают занимать молоко и молочные продукты (600 г в сутки с учётом и того количества, которое используется для приготовления различных блюд). Соотношение белков, жиров, углеводов, минеральных солей в молоке наиболее благоприятно для их полного усвоения бурно растущим детским организмом. К тому же все составные части молока перевариваются и усваиваются значительно легче любых других видов пищи. Молоко обычно кипятят. Полезны для детей и кисломолочные продукты, особенно кефир, в составе которого легко переваримый белок. Содержащиеся в кефире молочная кислота, углекислый газ, витамины и ферменты способствуют возбуждению аппетита, тонизирует нервную систему.

В питании детей этого возраста обязателен творог, который лучше готовить в домашних условиях. Для его приготовления посуду с кефиром опускают в кастрюлю с холодной водой и ставят на слабый огонь. При постепенном нагревании воды происходит медленное створаживание кефира, которое завершается, когда вода закипает. Отстоявшийся творог отцеживают через марлю или мелкую сетку. На завтрак, полдник или ужин творог лучше давать в натуральном виде по 40—50 г со сметаной, можно добавлять к нему тёртые фрукты или ягоды, сахар. Если творог используют в качестве второго блюда на обед, то из него готовят ленивые вареники, сырники, творожный пудинг (творог с мукой лучше усваивается). Рыночный творог и клинковый сыр употребляют только после предварительной тепловой обработки.

Неострый и нежирный сыр детям на 2-м году жизни дают в тёртом виде, используя его для бутербродов в смеси со сливочным маслом либо добавляя как приправу к блюдам из макаронных изделий, а на 3-м году — и кусочком на бутерброд. Суточная норма сыра 3 г. Исходя из недельной нормы (21 г), его включают в детское меню 2 раза в неделю.

Обязательный продукт детского питания — куриные яйца. Их дают сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощным пюре. Всё яйцо можно давать ребёнку в конце 2-го года жизни не чаще 3 раз в неделю. Сырые яйца детям противопоказаны. Суточная норма — 0,5 яйца.

Ежедневно ребёнок должен получать мясо. Для детей раннего возраста используют нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также птицу. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше и, съеденные вечером, излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание и нарушая нормальный сон.

Из мяса (суточная норма до 3 лет — 85 г) варят бульон, который используется для первых блюд, а также приготавливают вторые блюда к обеду. Ребёнку до 2 лет мясные блюда (суфле, фрикадельки, тефтели, паровые котлеты) готовят из фарша. На 3-м году можно давать тушёное натуральное мясо, нарезанное небольшими кусочками. При тушении оно получается наиболее мягким, сочным, вкусным и, главное, легко перевариваемым. Очень полезна ребёнку печень. Она богата высококачественными и легкоусвояемыми белками, животным крахмалом (гликогеном), веществами, стимулирующими кроветворение и пищеварение, минеральными солями, витаминами. Детям до 2 лет лучше давать её в виде паштета, старшим — тушить. С мясными блюдами хорошо сочетаются соусы, подливы, которые должны быть тем менее острыми, чем младше ребёнок. Для приготовления соуса обычно поджаривают немного муки, размешивают её с небольшим количеством бульона, воды или молока, кипятят и заправляют сливками, сметаной или маслом. Мясное блюдо, сдобренное соусом, легче усваивается.

Колбасные изделия, ветчина любых сортов в меню детей 2-го года жизни не должны включаться. На 3-м году разрешаются изредка взамен мяса молочные сосиски, сардельки, нежирные сорта варёных колбас (докторская, молочная, диетическая, прима и др.), постные сорта варёной ветчины. Однако часто обращаться к ним не следует. Блюда, приготовленные из мяса в домашних условиях, для детей и полезнее, и вкуснее. Гарниры к мясным блюдам готовятся овощные, так как экстрактивные вещества, содержащиеся в овощах, оказывают сокогонное действие и улучшают пищеварение. Вместо мяса несколько раз в неделю целесообразно давать ребёнку рыбу. Суточная её норма 25 г. Для приготовления блюд можно пользоваться недельной нормой рыбы (175 г), распределив её на несколько приёмов. Лучше употреблять рыбное филе или рыбу без мелких костей. Можно использовать как речную (озёрную) свежую рыбу, так и морскую замороженную (треска, хек, окунь и др.). Детям до 3 лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушёной в собственном соку с добавлением небольшого количества рыбного бульона и жира, а также моркови с луком. После 2 лет можно периодически давать детям в первой половине дня или перед обедом в качестве закуски вымоченную и обработанную сельдь с гарниром.

В рациональном питании ребёнка животные и растительные жиры дополняют друг друга. Их сочетание обеспечивает организм ребёнка комплексом жирорастворимых витаминов. Растительное масло (суточная норма б г) желательно давать детям большей частью в сыром виде, добавляя в овощное пюре и салаты.

Жиры животного происхождения ребёнок получает со сметаной (суточная норма 10 г) и сливочным маслом (суточная норма 17 г), в которых содержится и небольшое количество молочного белка. Такое сочетание полезнее, чем чистый молочный жир (топлёное масло). Из других животных жиров большей усвояемостью обладает смалец (нутряное свиное сало). Дети в возрасте 2—3 лет могут употреблять его в небольшом количестве 1— 2 раза в неделю. Углеводы ребёнок получает в основном в составе разнообразных овощей, фруктов, ягод, крупяных и мучных блюд. Овощи важны не только как источник углеводов, витаминов, минеральных солей — они создают разнообразие вкусовых ощущений, а содержащиеся в них пектин и клетчатка регулируют скорость продвижения пищи по кишечнику и нейтрализуют некоторые яды.

.Фрукты, ягоды и большинство овощей повышают обмен веществ и способствуют избавлению организма от излишней жидкости. Продукты, богатые крахмалом (крупа, макаронные изделия, мука, отчасти картофель), наоборот, несколько замедляют обмен веществ и способствуют задержке жидкости в организме. Овощные пюре готовят с учётом вкусовых ощущений детей. Однако не следует идти на поводу у ребёнка, нужно развивать его вкус к разнообразной пище. Нельзя сводить овощные шоре только к картофельным. Суточная норма картофеля для детей этого возраста 150 г (примерно 2 картофелины среднего размера), других овощей — 200 г. Можно готовить или сложные овощные пюре ежедневно, или более простые, но разные по дням недели. В набор овощей включаются белокочанная и цветная капуста, морковь, свёкла, репчатый лук. В летнее время добавляют редис, салат, тыкву, кабачки, баклажаны, сладкий перец, помидоры, свежие огурцы, репу. Квашеная капуста, солёные огурцы и помидоры неравноценны свежим и могут применяться в зимнее время в ограниченном количестве. Полезно и удобно в домашних условиях использовать детские овощные консервы. Некоторым недостатком их является лишь однообразие вкусовых качеств. Поэтому лучше чередовать овощные блюда домашнего приготовления с консервированными.

Каши — очень сытное блюдо детского питания, богатое крахмалистыми веществами. Однако кашам следует отводить более скромное место, так как установлено, что ряд злаков, из которых приготавливают крупу, содержит фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи и тем самым ослабляющую нормальное формирование скелета. Каши не следует давать больше одного раза в день. Детям раннего возраста их варят полувязкими, для чего жидкости для варки берут в 4— 4,5 раза больше, чем крупы. Крупу перед варкой перебирают, несколько раз промывают в тёплой воде (манную достаточно просеять через сито) и опускают в кипяток. Для полного разваривания манной крупы требуется 20 мин, геркулеса — 30, риса — 40, гречки — 1 —1,5 часа, овсяной и перловой крупы — 2—2,5 часа. Хорошо разваренная каша легче переваривается и полнее усваивается. Каши, требующие длительного разваривания, целесообразно сначала варить на воде, чтобы крупа разбухла, а по мере выкипания воды добавлять молоко. Хорошо использовать для варки каши овощные или фруктовые отвары. Каши могут применяться как самостоятельные блюда или комбинироваться с овощами, фруктами, творогом, мясом.

Блюда из макаронных изделий включаются в рацион ребёнка вместо крупяных. Их разнообразят различной кулинарной обработкой или соединяя с другими продуктами (сыр, творог, мясо, овощи).

На 3-м году жизни в диету детей молено включать блюда из муки (блины, блинчики, оладьи)., а также национальные белорусские блюда (драники, картофельные клёцки и т. п.).

В рационе ребёнка в любое время обязательно должны быть свежие фрукты. Их суточная норма 130 г. Летом, когда ассортимент свежих ягод и фруктов разнообразен, лучше использовать местные виды и сорта. Давать фрукты ребёнку в чрезмерных количествах нерационально. Желательно, чтобы первое и последнее кормления состояли из овощных и фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком, изредка используя чай с молоком, ненатуральный кофе.

Обед — наиболее сложное кормление, состоящее из различных блюд. Начинать его лучше с закуски в виде разнообразных овощных салатов. Овощи, особенно сырые, усиливают выделение пищеварительных соков, возбуждая аппетит и как бы подготавливая желудочно-кишечный тракт к поступающей затем плотной белковой (мясо, рыба) и растительной крахмалистой (картофель, каша, макароны) пище. Салаты из сырых овощей полезнее, чем из варёных, так как при варке часть содержащихся в овощах витаминов и минеральных солей разрушается или растворяется в воде.

Для сырых салатов лучше всего использовать тёртую морковь, свежие очищенные от кожуры огурцы, помидоры, белокочанную капусту, зелёный салат, тыкву и т. д., которые сначала моют в проточной воде, затем чистят, обдают кипятком или промывают холодной кипячёной водой. Овощи не следует заранее чистить и держать в воде (излишнее вымачивание растворяет витамины). Готовя овощи, следует опускать их в кипящую воду, варить под крышкой и не переваривать. Для салата сырые или варёные овощи натирают на тёрке, заправляют растительным маслом, сметаной, лимонным соком. В салаты желательно добавлять мелко нарезанную зелень укропа, лука, петрушки, сельдерея.

Хорошим сокогонным действием обладают и первые блюда (щи, борщи, супы). Бульон, на основе которого варится первое блюдо, может быть мясным, рыбным, овощным. Он содержит переходящие в него при варке мяса, рыбы, овощей азотистые экстрактивные вещества, которые повышают возбудимость пищеварительных желёз и способствуют выделению пищеварительных соков, подготавливая органы пищеварения к последующему усвоению пиши.

Первое блюдо для ребёнка следует готовить в плотно закрывающейся крышкой отдельной эмалированной посуде, а не заимствовать из общей семейной кастрюли. Овощи для ребёнка должны тщательно размельчаться. Второе блюдо должно включать белковый компонент, поэтому готовят его обычно из мяса или рыбы с овощным гарниром, реже из творога или яиц. Все блюда приготавливают без обычных для взрослых приправ (лавровый лист, перец, жареный лук, томатный соус и другие специи). Обед завершается десертом из фруктового или ягодного сока, протёртых фруктов или ягод, компота, изредка киселя, освежённого натуральным фруктовым или ягодным соком. В летне-осенний период детям после 2 лет можно дать кусочек арбуза или дыни.

Хлеба даётся 90 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), лишь к обеду можно предложить кусочек чёрного ржаного (30 г). Хлеб не только пищевой продукт. Жевание его способствует укреплению дёсен и зубов, готовит рецепторы слизистой оболочки рта и глотки к ощущению твёрдых составных частей пищи. Следует избегать сдобных хлебобулочных изделий, пирогов, изделий из песочного теста, включающих в себя продукты, не рекомендуемые для детей раннего возраста.

Можно давать сухое печенье (10 г в день), гзредка изделия из бисквитного теста.

Суточная норма сахара — 50 г, кондитерских изделий — 7 г. Дети быстро при-зькают к сладостям, тянутся к ним, хотя они приносят больше вреда, чем пользы. Как десерт, средство поощрения или праздничный подарок можно употреблять небольшом количестве пастилу, зефир, мармелад, повидло, леденцы. Совершенно недопустимы до 3-летнего возраста шоколад, шоколадные конфеты и другие изделия с шоколадом. Они излишне возбуждают нервную систему ребёнка, часто являются причиной аллергии, замедляют перистальтику кишечника. Все кондитерские изделия должны даваться только после очередного приёма пищи. Это необходимо подчеркнуть в связи с тем, что самая -аспространённая ошибка в питании детей — неограниченный доступ к сладостям з любое время и в любом месте. Избыток сладостей чреват возможностью развития сахарного диабета. Кроме того, сладости, съеденные между приёмами пиши, уменьшают аппетит и в установленное время дети не съедают положенного им количества белковых и жировых продуктов, а также овощей, что неблагоприятно для их развития и здоровья.

В питании детей чрезвычайно важны правильная обработка пищевых продуктов и соблюдение технологии приготовления отдельных блюд. Нельзя, например, долго держать в воде мясо и рыбу, так как часть белков и солей при этом из них вымывается. Чтобы в замороженном мясе максимально сохранились полезные вещества, оно должно оттаивать медленно, большим куском при комнатной температуре. При опаивании в таких условиях замороженный мясной сок успевает вновь впитаться в мышечные волокна и первоначальные свойства мяса восстанавливаются почти полностью.

Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно и затем их разогревать. Это не только меняет вкус приготовленной пищи, но и неблагоприятно отражается на качественном составе.

Примерное меню детей в возрасте 1—7 лет s летне-осенний период

Завтрак

Запеканка из помидоров и творога (омлет с цветной капустой, цветная капуста с сыром, оладьи кабачковые)

Молоко (чай с молоком, кофейный напиток с молоком, изредка какао) Хлеб белый с маслом и вареньем

Обед

Салат из редиса, яблок и огурцов (из редиса с творогом или яйцом, из кабачков с яблоками з огурцами, из кольраби с яблоками) Свекольник со сметаной (холодник, щи зелёные, суп-пюре из цветной капусты, суп овощной молочный, суп фруктовый) Голубцы ленивые (кабачки, фаршированные мясом и рисом, картофельная запеканка с мясом или рыбой)

Свежие ягоды или фрукты (ягодный морс) Хлеб чёрный

Полдник

Плов фруктовый (яблоко, фаршированное творогом, пудинг тыквенно-яблочный) Молоко (кефир)

Ужин Каша пшённая (рисовая, манная), молочная

с тыквой (каша ягодная, запеканка крупяная с сыром, вареники ленивые) Кефир (молоко) Хлеб белый с маслом

Примерное меню детей в возрасте 1—7 лет в зимне-весенний период

Завтрак

Каша гречневая (рисовая, овсяная) с творогом (макаронные изделия с тёртым сыром, омлет с зелёным горошком) Молоко (кофейный напиток или чай с молоком) Хлеб белый с маслом

Обед

Салат из капусты с яблоками (моркови с чесноком или яблоками, свёклы с черносливом или изюмом, картофеля с зелёным горошком и огурцом)

Суп овощной (борщ, щи, рассольник) на мясном (костном) бульоне Котлета (тефтели, биточки) мясные или рыбные (рулет мясной или рыбный с яйцом или овощами, мясо или рыба тушёные) Капуста тушёная с морковью и горошком (морковь тушёная с яблоками или черносливом, свекла тушёная со сметаной, картофельное пюре)

Сок яблочный (отвар шиповника, лимонный напиток, компот из сухофруктов, кисель клюквенный) Хлеб чёрный

Полдник

Шарлотка яблочная (мусс клюквенный или яблочный, яблоко, фаршированное творогом, булочка)

Напиток морковно-яблочный с молоком (молоко)

Ужин

Картофельная (капустная) запеканка с яйцом (котлеты картофельные, морковные, свекольные, капустные со сметанным соусом, овощное рагу) Кефир

Хлеб белый с маслом и вареньем (джемом, повидлом)

Увеличение времени тепловой обработки мяса, молока, жиров, ухудшает их питательную ценность: Молоко для сохранения полезных свойств надо только вскипятить, избегая повторного кипячения. Жиры при длительном нагревании подвергаются частичному распаду, что отражается на их вкусе и запахе. Наиболее неблагоприятна тепловая обработка с точки зрения сохранности витаминов, поэтому овощи и картофель при варке следует закладывать сразу в горячую подсоленную воду. Пищу необходимо готовить в небольшой закрытой посуде. При этом меньше разрушается витамина С.

Овощные отвары содержат большое количество минеральных солей. Поэтому их можно использовать для приготовления соусов, добавлять в первые блюда. Тушат овощи в небольшом количестве жидкости в закрытой посуде с добавлением сливочного или растительного масла, которое покрывает овощи жировой оболочкой и предохраняет витамины от разрушения.

Одно из главных требований к пище для детей — высокое качество используемых продуктов и чистота приготовления. Недоброкачественные пищевые продукты или погрешности в приготовлении и хранении пиши могут стать причиной желудочно-кишечных расстройств. Плохо промытые овощи, которые употребляются сырыми (огурцы, редис, помидоры, морковь и т. д.), фрукты и ягоды могут стать источником дизентерии, глистных заболеваний и др.

Чрезвычайно важно тщательно соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении салатов. Варёные овощи, мясо, рыба должны нарезаться на отдельной, предназначенной специально для варёных продуктов доске. Ею нельзя пользоваться при обработке сырого мяса и рыбы. Перед подготовкой салата рекомендуется ещё раз помыть руки, сполоснуть нож для нарезания.

Благоприятной средой для размножения микробов является мясной и рыбный фарш. Приготавливая фарш, нужно проявлять особую осторожность: хорошо мыть мясо, обдать кипятком нож, разделочную доску, мясорубку.

Со 2-го года жизни следует приобрести ребёнку специальную детскую посуду. Она должна привлекать внимание своей формой, раскраской. Небольшой объём посуды позволяет поместить в неё пищи не больше, чем ребёнок должен съесть. Это воспитывает у него привычку доедать всю порцию до конца. Для приготовления пищи нужны несколько маленьких кастрюлек, небольшая сковородка, тёрка, ситечко, дуршлаг; для кормления — фаянсовые тарелочки, чашечки.

Обычно после года многие дети становятся более разборчивыми в пище и не всегда хотят есть то, что им предлагают. Это связано с тем, что в этом возрасте у ребёнка пищевые потребности отступают на второй план. Ему больше нравится играть с пищей и посудой, особенно к концу еды. В такой ситуации лучше не раздражаться, не ругать ребёнка, а просто убрать всё со стола. Чтобы отучить малыша от подобных проделок, надо быть твёрдым и не предлагать еду раньше положенного времени.

Все изменения в составе и количестве пищи, в технологии её приготовления должны осуществляться постепенно. Хотя с возрастом адаптационные возможности детского организма возрастают, однако быстрая и резкая перемена дневного меню может привести к нарушению процессов переваривания и усвоения пищи.

Большинство детей не любит перемен в еде и сопротивляется им. Заставлять ребёнка есть новое блюдо помимо его воли не следует, но неразумно и принимать каприз малыша за неизбежность. Лучше молча убрать не понравившуюся ребёнку еду и через несколько дней начать постепенно приучать его к ней, предложить попробовать блюдо, когда ребёнок голоден и ожидает еды. Если это не подействует, можно начать примешивать блюдо к тому, которое малыш ест охотно. Любимые блюда (а они есть у каждого ребёнка) не следует давать каждый день, иначе они могут быстро надоесть. Усиленный рост ребёнка требует разнообразной пищи, и надо стараться развивать у него вкус к любой еде.

Накормить ребёнка на 2—3-м году жизни труднее, чем на 1-м. Аппетит у него уже не столь постоянен и может колебаться — в отдельные дни или периоды уменьшаться, затем вновь возрастать. Порой он снижается во время прорезывания зубов, особенно малых коренных. Поэтому нет оснований беспокоиться, даже если ребёнок не будет съедать положенной ему порции. Бывает, что малыш начинает отказываться от той пищи, которую раньше ел охотно. Ничего страшного в этом нет. На какой-то срок эти блюда целесообразно исключить, потом отношение ребёнка к ним вновь изменится. Не беда, если малыш съест больше одного блюда и откажется от другого. К его вкусам надо приспосабливаться, стараясь, чтобы питание оставалось разнообразным. Главное — не заставлять его силой есть то, что он не хочет, потому что ребёнок может сохранить негативное отношение к этому блюду надолго. Детский организм диктует свои потребности, и, в конечном итоге, ребё

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...