Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическое развитие и воспитание




 

Динамика роста и массы. Закончился 1-й год жизни ребёнка — период самого интенсивного физического развития. Со дня рождения малыш утроил массу тела, вырос на 25 см, у него прорезались зубы, он научился жевать и отвык от груди. Малыш уже может вставать на ножки, ходить, держась за руку взрослого или самостоятельно. На 2-м году жизни ребёнок продолжает довольно интенсивно расти и прибавлять в массе. Ежемесячная прибавка в массе составляет 200—250 г, в длине тела—1 см (см. таблицу 3).

На 3-м году жизни темпы физического развития детей несколько замедляются: за год масса тела увеличивается в среднем на 2—2,8 кг, длина — на 7—8 см. В это время изменяются и пропорции тела: рост ребёнка увеличивается в основном за счёт увеличения длины ног. К этому времени начинают нивелироваться и различия в физических показателях, отмечаемых при рождении, — маленькие догоняют более крупных сверстников, среди детей уже с трудом можно выделить тех, кто родился недоношенным.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) продолжают расти быстро, хотя и не так, как в первые годы жизни. Они становятся как бы тоньше, теряя округлость, свойственную более раннему возрасту. У них продолжается формирование костной системы, образуются физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Скелет детей дошкольного возрасти состоит ещё в значительной степени из хрящевой ткани, обладающей большой гибкостью и подвижностью, вследствие чего при неблагоприятных условиях могут возникать деформации позвоночника и нарушения осанки.

С 1-го года жизни и в течение всего дошкольного периода происходит формирование свода стопы. Во избежание развития плоскостопия у малышей необходимы соответствующие упражнения и ношение обуви, в том числе домашней, на каблучке. В 12—16 месяцев появляются первые малые коренные зубы и ребёнок начинает учиться жевать, в 16—20 месяцев прорезываются клыки, в 20—30 месяцев — вторые малые коренные зубы. Так завершается развитие всех 20 молочных зубов, позволяющих осуществлять откусывание, размельчение и разжёвывание пищи. С 6-летнего возраста молочные зубы в том же порядке, что и при прорезывании, постепенно меняются на более крепкие постоянные зубы.

Акселерация. В 20 в. во многих развитых странах мира стало наблюдаться ускорение темпов индивидуального развития человека, получившее название акселерации (акселерации). Дети всех возрастов становятся крупнее, чем были их ровесники в прошлом, раньше созревают в половом отношении, у них раньше стабилизируется рост, прорезываются зубы и в среднем на год раньше молочные зубы сменяются постоянными.

Акселерация накладывает отпечаток и на общее состояние здоровья детей. Отмечается более лёгкое течение таких заболеваний, как корь, скарлатина и др. Некоторые авторы отмечают склонность акселерированного организма к заболеваниям нервной системы, к таким заболеваниям, как язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, хронические холециститы, воспалительные процессы дыхательной и мочевыделительной систем и др. Отдельные исследователи связывают с акселерацией и появление большого количества кариозных зубов у детей.

Развитие физических навыков. В возрасте от 1 года до 2 лет совершенствуются навыки ребёнка в ходьбе, лазании, бросании, перешагивании. Дети могут ходить по наклонной плоскости, перешагивать через палку или верёвку, поднятую от пола на 15—20 см. Они начинают ходить по траве, взбираться на бугорки, учатся бегать, пробуют влезать на невысокий диванчик, подниматься по шведской лестнице. Однако ходьба детей этого возраста ещё далеко не совершенна. Чтобы увеличить площадь опоры, малыш широко расставляет ноги, сгибает их в коленях, наступает всей ступнёй сразу. Темп движений у него неравномерен: ребёнок то идёт быстро, почти бежит, то замедляет шаг, часто раскачиваясь из стороны в сторону. Ребёнку надо помочь научиться правильно ходить. Для этого используют упражнения, уменьшающие боковые раскачивания и ширину расстановки стоп. Полезно ходить по дорожке с ограниченной шириной. У детей старше полутора лет уже появляются элементы замаха и бросания, в которых участвуют мышцы туловища, рук и ног. При этом бросание правой рукой значительно отличается от бросания левой. Эта разница постепенно уменьшается, если упражнения в бросании проводятся обеими руками. Безусловно, движения лучше совершенствуются вне помещения, где этому способствует наличие неровностей почвы, пологих спусков и подъёмов, ямок и канавок на дороге, корней деревьев. Ребёнок учится перелезать через доступные для него препятствия, бегать и т. д. Пруд, речка, ручеёк — прекрасная цель для бросания камешков и шишек. Игры на воздухе способствуют выработке координации движений, развитию двигательных навыков. На 3-м году жизни продолжается развитие общих движений (ходьба, бег, лазание, бросание), совершенствуется координация. Заметно развиваются руки, ребёнок при небольшой помощи взрослого может одеться, раздеться, умыться. Он овладевает тонкими движениями кисти рук, пальцев: начинает рисовать карандашом, застёгивать пуговицы. К концу 3-го года жизни ребёнок может всходить и спускаться по наклонной доске, приподнятой от пола уже на 30—35 см, влезать на табурет высотой 25 см, перешагивать через палку, приподнятую над полом на 30—35 см, бросать и ловить большой мяч на расстоянии 70—100 см. Совершенствованию двигательных навыков помогают подвижные игры. Обычно они включают различные чередующиеся движения: ползание на четвереньках, бег с каким-нибудь предметом и т. д.

Дети в возрасте до 3 лет отличаются повышенной возбудимостью. Они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут долго без перерыва ходить или бегать, внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

После года дети способны пройти не присаживаясь дистанцию до 10 м. С возрастом это расстояние увеличивается, и на 3-м году жизни в комплекс упражнений уже можно включать быструю ходьбу на дистанции до 30 м. После наиболее трудных упражнений можно делать кратковременный (30—40 сек) отдых.

К 4,5—5 годам движения становятся более скоординированными. Детям доступны уже прыжки, перепрыгивание через небольшое препятствие, они лучше справляются с бросанием и ловлей мяча. Труднее всего им даётся метание на дальность, особенно в цель, требующее хорошего глазомера и силы мышц, что ещё развито у них недостаточно.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование движений. Однако у младших дошкольников ещё нет достаточной чёткости движений при ходьбе и беге, для них характерен мелкий, семенящий шаг. Дети этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их ещё недостаточно согласованы, глазомер слабо развит, поэтому им трудно ловить мяч, попадать им в цель. Они не могут бросать далеко.

У 6-летних детей появляется лёгкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания. Они могут прыгать в высоту, в длину и на одной ноге. Развивается глазомер, осваивается метание на дальность и в цель.

Гипокинезия. Недостаточную двигательную активность часто называют «двигательным голоданием» или гипокинезией. Что же способствует её развитию? У малыша, едва научившегося ходить, ещё немного возможностей использовать этот свой новый навык. Родители же часто забывают, что двигательный дефицит опасен для организма в такой же степени, как и недоедание, и неумеренно используют для прогулок с ним всевозможные коляски и каталки. Дома же малышу иногда «помогают» быстро привыкнуть к телевизору: вначале малышу разрешают смотреть только мультфильмы, затем круг передач становится всё шире и шире. Таким образом, гипокинезия постепенно входит в привычку. На нехватку пищи организм быстро реагирует чувством голода. Недостаток же движения сначала незаметен ни для родителей, ни для ребёнка. Длительное время не вызывая никаких неприятных явлений, гипокинезия оказывает скрытое, но существенно отрицательное воздействие на развитие детского организма, на его работоспособность и устойчивость при изменении условий внешней среды. У малоподвижных детей нарушается обмен веществ, снижается интенсивность окислительных процессов. понижается устойчивость организма к простудным заболеваниям, снижается экономичность работы сердца, ухудшается адаптация к нагрузкам, именно из их числа появляются в большинстве полные дети и дети с признаками ожирения. Вот почему так важно организовать ребёнку с самого раннего возраста правильный двигательный режим, ибо растущий организм испытывает повышенную биологическую потребность в движении, удовлетворение которой — важнейшее условие его жизнедеятельности.

Различные типы осанок: 1 — нормальная; 2 — плоская спина; 3 — плоско-вогнутая спина; 4 — круглая спина; 5 — вогнуто-круглая спина.

Осанка. Осанка формируется в процессе роста ребёнка в тесной связи с развитием костно-мышечной системы и совершенствованием двигательных функций организма. Мышечная система малыша развивается постепенно и неравномерно: крупные мышцы достигают полной зрелости значительно раньше, чем средние и особенно мелкие (кистей, стоп, пальцев). В костном же скелете ребёнка в пред-дошкольном и дошкольном возрасте идёт замена хрящевой ткани на костную, однако эти кости ещё недостаточно прочны, в них мало минеральных солей, и первые их деформации часто начинаются именно в этом возрасте. Укрепление мышц корпуса способствует улучшению осанки, которая придаёт телу ребёнка стройность и красоту. При нормальной осанке голова чуть приподнята, спина прямая, живот втянут, грудь выдвинута вперёд, ноги прямые (не согнуты в коленях), ступни параллельны. Однако у детей преддо-школьного и дошкольного возраста осанка неустойчива и может легко изменяться в результате неправильного положения тела на протяжении длительного времени при не соответствующей росту мебели, неровной кровати, неправильном положении тела во время сна (поджатые к животу коленки), постоянной ходьбе с поддержкой за одну и ту же руку и т. д. Отклонения в осанке некрасивы и неблагоприятно отражаются на работе внутренних органов. Как правило, нарушения осанки бывают у детей с плохо развитой мускулатурой при малоподвижном, сидячем образе жизни.

Сидение для детей раннего возраста — не отдых, а акт статического напряжения, гак как они ещё только учатся удерживать равновесие, которое легче сохранить в движении. Поэтому дети охотнее бегают, меньше уставая при этом. Особенно вредно, когда ребёнок сидит за столом, не соответствующим его росту. Высокий стол зьшуждает ребёнка приподнимать предплечье, отчего искривляется позвоночник, нарушается осанка, малыш сутулится, сгибая туловище вперёд.

Когда осанка только формируется, её нарушения можно предотвратить и исправить. Профилактика нарушений осанки проводится по 2 направлениям: максимальное оздоровление окружающей среды ребенка и физическое воспитание. Необходимо организовать рациональное ос-зещение в вечернее время, использовать удобную по росту мебель, ровную полужёсткую постель, соблюдать режим дня. Для формирования правильной осанки необходима разнообразная двигательная активность, направленная на укрепление мышечной системы спины, груди, живота. Если наметились нарушения осанки, следует немедленно принять меры к их устранению. Исправляют осанку лечебной физкультурой, сочетая её со школьной физкультурой и занятиями спортом. Детям с нарушениями осанки рекомендуется заниматься плаванием, гимнастикой, лыжами и др. Дома важно постоянно следить, чтобы ребёнок правильно сидел (спина касалась спинки стула и была ей параллельна, предплечья и кисти свободно, без упора, лежали на столе, а ноги, согнутые под прямым углом в коленных суставах, касались пола всей поверхностью стоп). Физическое воспитание. Одна из главных задач физического воспитания дошкольников — совершенствование у них основных движений (ходьбы, бега, лазания, бросания) и развитие необходимых для этого навыков. Этому служат гимнастические упражнения, которые необходимо выполнять 2 раза в день в форме организованных занятий в течение 15—30 мин, а также в виде гимнастики. Подбор, дозировка и методика проведения занятий зависят от возраста, а также индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

С совершенствования навыка ходьбы начинают и заканчивают каждое занятие. Постепенно нужно уменьшать площадь опоры, ходить по доске, по полоске, начерченной на полу, и т. д.

Развитие навыка бега начинается у детей с 3-го года жизни. Бег в этом возрасте ещё несовершенен и похож на быструю ходьбу мелким шагом, без наличия фазы «полёта». Постепенно увеличивается скорость, вырабатывается умение быстро менять направление, делать остановку по команде и даже бегать по прямой на довольно большое расстояние (до 20—30 м). Для 3—4-летних полезны игровые упражнения в беге на расстояние 5—10 м. При развитии навыка лазания необходимо учитывать, что оно требует значительного напряжения сил и большой затраты энергии. Очень полезны такие упражнения, как пролезание через обруч, подлезание под верёвку, лазание по лесенке и др.

Физические имитационные (подражательные) упражнения для детей дошкольного возраста (упр. 1 —16): 1 — «аист ходит по болоту» (высок? поднимают, сгибая в коленях, ноги, попеременно правую и левую); 2 — «лягушонок» (приседают, разводя колени в стороны); 3 — «самолёт-(разведя руки в стороны, наклоняют туловище вправо и влево); 4 — «гребля» (сидя на стульчике, руки вытягивают вперёд, затем сгибая, приводят их к туловищу); 5 — поднимают и опускают палку; 6 — лёжа на полу, держат палку в вытянутых руках над туловищем, поднимая ноги, достают ими палку; 7 — «бабочка» (руками производят плавные движения, имитирующие взмахи крыльев); 8 — «лодочку качает на волнах» (сидя на стульчике, руки в стороны, наклоняют туловище вправо и влево); 9 — «снять и надеть шляпу» (держа над головой, поднимают и опускают обруч); 10 — держа обруч за спиной, поворачивают туловище вправо и влево; 11 — «лодочка» (сидя на стульчике, наклоняются вправо и влево, доставая лежащий на полу предмет); 12 — «длинные и короткие ноги» (сидя на полу, сгибают и выпрямляют ноги); 13 — «мишка», «мишка поднимает лапу, переступает лапами, смотрит на лапу» (стоя на коленях, поднимают вверх руки, затем «ходят» на четвереньках и. остановившись, поднимают одну руку вверх, сопровождая это движение поворотом головы и туловища); 14 — «попади в цель» (бросают мяч в фиксированный обруч); /5 — «дровосек» (сцепленные в замок руки опускают вниз, проводя между ног); 16 — «рыбка» (лёжа на животе, рукг вытягивают в стороны и назад, слегка оттягивая верхнюю часть туловища). Зарядка-игра «Прогулка по лесу» (упр. 17—21): 17 — «вот какие большие деревья» (поднимают вверх руки), «деревья качаются» (подняв руки, наклоняются влево и вправо); 18 — «на дороге брёвнышке (перепрыгивают через предмет, лежащий на полу); 19 — «сорвём цветочек» (приседают); 20— «рубим колышек» (сцепленные в замок рукя опускают вниз, проводя между ног); 21 — «переходим через ручеёк» (идут по дощечке).

У детей 5—6 лет мускулатура развита уже более пропорционально, движения более согласованы. Ходьба и бег у них постепенно автоматизируются. Им под силу упражнения на равновесие, а также метание, прыжки, бег с элементами ловли и увёртывания. Хотя выносливость у них заметно улучшается, им так же, как и 3—4-летним, необходимо чаще менять исходные положения, разнообразить движения. С 5,5—6 лет уже допустима 30— 35-минутная ходьба во время прогулок, преодоление простейших препятствий (переход по доске через канаву, восхождение на невысокий пригорок и т. д.). Для 5— 7-летних полезны специальные упражнения в беге: широкими шагами, с препятствиями, с горки, на скорость и др. С 5— 6 лет можно развивать силу броска (бросание мяча вдаль), учить правильной стойке и движению рук при броске. Полезно бросать мяч в цель попеременно правой и левой рукой.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется несколько раз в день, не в строго определённое время, проводить физические упражнения в виде кратковременных имитационных движений и игр, объединённых в комплексы по 6—8— 10 упражнений. Занятия утром после сна, а также после дневного сна совершенно обязательны и проводятся всегда в одно и то же время. В тёплое время года лучше всего заниматься во дворе, саду, парке, в холодное время — в хорошо проветренной комнате, при открытой форточке.

Учитывая, что координация движений у дошкольников, особенно у 3—4-летних, несовершенна, нельзя требовать от них абсолютно правильного выполнения упражнений. Важно, чтобы были усвоены основные элементы движений. При выполнении упражнений нужно стараться разнообразить исходные положения (стоя, сидя, лёжа и т. п.), использовать флажки, мячи, обручи, палки, верёвки и др.

Продолжительность занятий для 3-летних детей—15—18 мин, для 4-летних — 18—20 мин, для 5—6-летних—20—25 мин. Упражнения выполняются вместе со взрослыми. У 6—7-летнего ребёнка уже довольно правильная ходьба, шаги равномерные и достаточно длинные, согласованные движения рук и ног, устанавливается правильная осанка при ходьбе. Он умеет прыгать на одной и двух ногах, может прыгать в высоту и длину, с места и с разбега, выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способен метать различные предметы в цель.

Родителей нередко интересует, когда можно начинать заниматься спортом и не могут ли физические усилия, неизбежные в спорте, повредить детскому организму. Прежде всего необходимо соблюдение возрастных норм для начала занятий разное значение имеет личный пример родителей. В семьях, где родители сами регулярно выполняют утреннюю гимнастику, их дети быстро приобретают эту полезную привычку. Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Выполняя утром сразу после сна

личными видами спорта и для начала каждого этапа многолетней спортивной подготовки (см. таблицу 4). Раньше других можно начинать занятия видами спорта, требующими совершенной координации и техники движений (акробатика, гимнастика, плавание и др.). К занятиям видами спорга, в которых на первом плане развитие силы и выносливости или единоборство с соперником, можно приступать позже (баскетбол, борьба, коньки, лёгкая атлетика и др.). Ещё позже следует начинать заниматься теми видами спорта, в которых необходимы физическая зрелость, большая сила и выносливость

Из этою не следует, что ребёнку нельзя занимать.:? спортом в более позднем возрасте. Заниматься спортом детям никогда не поздно.

Общий принцип построения зарядки таков: начинается она ходьбой (разминка), затем следуют дыхательные и общераз-вивающие упражнения нарастающей интенсивности, затем вновь спокойная ходьба, снижающая излишнее мышечное и нервное напряжение.

Примерный комплекс утренней гимнастики для детей 2—4 лет включает 5—6 упражнений. Зарядка начинается с ходьбы (1-—1,5 мин). Второе упражнение — поднимание рук вверх ладонями внутрь с потягиванием туловища, затем опускание их вниз (повторить 3—4 раза). Третье — приседание с опусканием рук на колени и наклоном головы вперёд. Затем вставание, выпрямление туловища и отведение рук за спину (2—3 раза). Четвёртое — из положения стоя, широко расставив ноги и разводя руки в стороны, наклоны туловища вправо и влево, приподнимая то левую, то правую руку вверх (повторить по 2—3 раза в каждую сторону). Пятое — бег в течение 10—12 сек. В заключение — ходьба 0,5—1 мин.

Физическое воспитание детей в семье Никитиных. В последнее время получил распространение опыт физического воспитания детей в семье Никитиных. Однако такие занятия необходимо проводить с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и после консультации врача.

В квартире Никитиных сооружён спортивный уголок, где используются различные оригинальные приспособления для развития двигательных навыков у детей. Даже в детской коляске сделана перекладина, за которую может ухватиться ребёнок. Никитины вырастили семерых детей, которые почти не знали простудных заболеваний, а инфекционные болезни переносили легко, без осложнений и применения лекарств. У всех детей стройные спортивные фигуры и хорошо развитые мышцы. Родители живут без страха за здоровье детей, в той спокойной уверенности, которая составляет едва ли не полозину родительского счастья. В чём же секрет? Ведь дети в семье Никитиных самые обыкновенные. Шестеро из них страдали диатезом. А это значит, что им грозило множество других заболеваний.

С самого раннего возраста детей в семье Никитиных приучали к физическим упражнениям и закаливанию. С 1 —1,5 года они раскачивались, крепко держась за кольца, а с 2—3 лет подтягивались на перекладине до подбородка, спрыгивали со стола на пол (высота 70—80 см), подымали тяжести (мешочки с песком) лк>-оого «понравившегося» им веса (набор включал от 1 до 20 кг). В 2,5 года дети не только прекрасно ходили, но и хорошо бегали. Держась за палец взрослого, двухлетний ребёнок из семьи Никитиных никогда не отставал, как бы быстро взрослый ни шёл. В семье Никитиных принята ходьба босиком. Лазание по канату, шесту дети начинали осваивать с 3—4 лет (здесь были большим подспорьем босые ножки), а к 6—7 годам они уже виртуозно взбирались на шест. Каждый из детей Никитиных сравнительно легко и быстро овладевал любыми новыми движениями, будь то езда на велосипеде, катание на коньках и лыжах, спортивные игры (волейбол, бадминтон, хоккей, футбол, баскетбол) или сложные трудовые навыки (от овладения слесарными и столярными инструментами до печатания на машинке). Везде детей выручали ловкие, быстрые, сильные руки.

Таких же, а часто и лучших результатов, добиваются все, кто как можно раньше дарит своим детям радость движения.

ГИГИЕНА.

 

Гигиенические навыки. Формирование гигиенических навыков и санитарной культуры у ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста. При этом всё более расширяющийся контакт его с предметами окружающей среды требует соответственно и повышенного внимания к чистоте его кожи и одежды. Дети дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком, различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук, одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения. Утренняя водная процедура (душ, обливание или обтирание), не заменяя общую гигиеническую ванну, способствует очищению кожи. После года ребёнка можно купать через день или 2 раза в неделю. Однако и купание каждый вечер в современных условиях организовать несложно, а ребёнку оно будет только на пользу.

Мыть голову малышу достаточно один раз в неделю, если волосы сухие, можно один раз в 10 дней, используя детское мыло или шампуни «Детский», «Яичный», «Чебурашка». Детское мыло можно заменять ланолиновым, косметическим, спермацетовым, яичным. Хозяйственное мыло, которое содержит много щёлочи, для детской кожи неприемлемо. Волосы ребёнка надо стричь так, чтобы он сам мог их причесать.

Для развития и закрепления гигиенических навыков с годовалого возраста молено использовать повышенную склонность детей к подражанию. Ребёнку надо показать, как правильно умывать лицо, мыть руки. Для детей до 2—2,5 лет используют воду комнатной температуры, ребёнка постарше целесообразно приучить умываться холодной водой из-под крана. Для этого он должен сам поставить перед умывальником стульчик и встать на него, тщательно вымыть с мылом руки, хорошо ополоснуть водой и вытереть своим полотенцем, подвешенным на доступной для малыша высоте. Порядок действий при умывании следует сначала несколько раз показать, чтобы ребёнок его запомнил, а затем только контролировать или корректировать его соблюдение.

Для малыша обязательно должно быть выделено индивидуальное полотенце. Сухую обветренную кожу рук после мытья рекомендуется смазывать детским кремом или втирать глицерин-желе либо душистый глицерин.

Важно регулярно обрезать детям ногти. Если образовались заусеницы, их нужно осторожно обрезать маленькими ножницами и прижечь 5-процентной настойкой йода или 1-процентным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Некоторые дети имеют вредную привычку обкусывать ногти, что помимо всего прочего может вызвать воспаление мягких тканей в их области. Отучить ребёнка от этой привычки можно только путем спокойного и доступного разъяснения её вредности, поскольку запрещения и выговоры по этому поводу чаще всего оказываются малоэффективными и цели не достигают.

Ноги ребёнка надо каждый вечер мыть тёплой и ополаскивать холодной водой. Это позволит сохранить здоровой их кожу. Полезны специальные упражнения для ног, особенно для предупреждения плоскостопия (ходьба босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывание ногами шариков, подтягивание пальцами ног коврика, захватывание палочек или булав).

Со 2-го года жизни следует приучать детей к пользованию носовым платком. Если положенным в карман одежды малыша платком взрослый будет вытирать ему нос, когда это необходимо, то уже к концу 3-го года ребёнок научится пользоваться им самостоятельно.

Приучая ребёнка к аккуратности на 2-м году жизни, матери следует сначала делать всё за него (вытирать лицо, помогать мыть руки, сажать на горшок, менять мокрую одежду), неизменно привлекая внимание малыша к необходимости поддержания чистоты. Вначале он будет пытаться только участвовать в этих процедурах, но к 3 годам овладеет ими и станет выполнять всё почти автоматически. При заботливом и целенаправленном отношении родителей к вопросам гигиены и обучения 3-летний ребёнок сможет самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды, чистить зубы. Если же до 3 лет ребёнку не привиты эти основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать. Особенно это относится к высаживанию малыша на горшок. Надо проследить, когда у ребёнка чаще всего появляются позывы, и попытаться приурочивать к этому времени высаживание. Естественно, что начинают это делать тогда, когда ребёнок уже способен самостоятельно сидеть, а к полутора годам его можно научить и самому проситься на горшок. 2-летнего малыша, который еще не делает этого, нельзя наказывать, ибо наказания таят в себе опасность развития неврозов и закрепления надолго недержания мочи. Практически дети приобретают способность самостоятельно пользоваться горшком только к 3 годам.

Промышленность выпускает пластмассовые вкладыши для унитазов, позволяющие пользоваться последними детям дошкольного возраста. Ребёнка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш, пользоваться туалетной бумагой и обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Тщательное соблюдение чистоты — это не только метод сохранения здоровья ребёнка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем. Особенно важно обучать чистоплотности девочек. Их необходимо ежедневно подмывать под струёй текущей воды (можно под душем, но струя воды не должна быть тугой, чтобы не раздражать половые органы). Удобнее это делать на ночь. При отсутствии в квартире душа, нужно приготовить воду в специально предназначенной посуде (кувшин, кружка). Перед подмыванием руки тщательно моют с мылом, девочку садят на корточки над тазом и встают за её спиной. Взяв в левую руку посуду с водой, а в правую кусок ваты или чистой марли, смачивают их, намыливают,и обмывают наружные половые органы движением спереди назад. Промежность и бёдра вытирают чистым, специально выделенным для этого полотенцем. Подмывать девочку какими-нибудь лекарственными растворами без назначения врача не рекомендуется. Если подмывание проводят регулярно каждый вечер, девочка к нему быстро привыкает и в дальнейшем уже не сможет обходиться без этой ежедневной процедуры. Трусики девочкам надо менять ежедневно. Одевать колготы (только хлопчатобумажные) без трусов негигиенично. Эластичные колготы девочкам-дошкольницам противопоказаны.

Молочные зубы ребёнка также нуждаются в постоянном тщательном уходе. Их эмаль тонкая и легко разрушается. Повреждённые зубы без своевременного лечения могут стать очагом хронической инфекции. К тому же инфекция может проникнуть в корень повреждённого зуба и оказать неблагоприятное влияние на формирование зачатков постоянных зубов. Удалять испорченные молочные зубы, что предпочитают делать некоторые родители, не всегда целесообразно. Это следует делать лишь тогда, когда зуб уже шатается и скоро на его месте вырастет постоянный. Если же повреждённый молочный зуб держится прочно, то после его удаления из-за образовавшегося при этом свободного пространства соседние зубы могут занять неправильное положение и помешать нормальному росту постоянных зубов. С 3-летнего возраста ребёнка необходимо 2 раза в год показывать врачу-стоматологу для профилактического осмотра, выявления и лечения начальных стадий повреждения зубов.

Разрушению зубов у малышей способствует частое и неумеренное потребление сладостей и мучных изделий, при разложении остатков которых выделяется молочная кислота — питательная среда для размножения микроорганизмов, портящих зубы. Жевание сырых овощей и твёрдых фруктов очищает эмаль, укрепляет дёсны, улучшает кровообращение зубов, способствует правильному формированию костной основы челюстей. С 2-летнего возраста ребёнка нужно учить чистить зубы и полоскать рот кипячёной водой после каждого приёма пищи. Для этого целесообразно купить малышу детскую зубную щётку, стаканчик для полоскания и специальную детскую зубную пасту («Чебурашка», «Ягодка» и др.). Чистка зубов для маленьких детей — сложная процедура, и ею сразу овладеть непросто. Ребёнку надо рассказать, что зубы следует чистить и с наружной и с внутренней стороны, обратить внимание на необходимость движений щёткой сверху вниз и снизу вверх, показать, как правильно это делать.

К гигиеническим навыкам относится и внимание к внешнему виду. Малыш не должен ходить со спущенными чулками или расстёгнутыми сандаликами, в грязной одежде. Он обязан сам исправить небрежность в туалете или обратиться за помощью к взрослому. Ребёнок должен усвоить, что при входе в помещение надо вытереть ноги, что негигиенично ходить в комнате в чулках или колготах без тапочек, забираться в обуви на постель или диван. Детям необходимо внушить, что каждую вещь туалета, игрушки и другие принадлежности всегда нужно класть в определённое место.

Вредные привычки. Роль привычки в жизни человека огромна. Недаром народная мудрость гласит: «Привычка — вторая натура». С привычками не рождаются, у детей они очень быстро формируются под влиянием воспитания и условий жизни. Это в равной мере относится к привычкам и полезным и вредным. Последние возникают при отсутствии целенаправленного воспитания полезных навыков. Некоторые дурные привычки являются следствием неправильного ухода. Если ребёнку регулярно не стригут ногти, они вырастают длинные и обламываются. Ребёнку это неприятно, он начинает их обкусывать и постепенно возникает привычка постоянно грызть ногти. Систематический уход за ногтями исключает появление вредного навыка. У ребёнка, не приученного пользоваться носовым платком, в носовых ходах образуются сухие корочки, которые он пытается отковырнуть пальцем. Повторение таких действий формирует привычку ковыряться в носу. Плохая привычка брать пищу немытыми руками, есть на улице, в транспорте или других общественных местах чаще всего прививается родителями, предлагающими ребёнку что-либо съестное в неподходящих условиях.

Плохие привычки очень устойчивы, поэтому их легче предупредить, чем от них избавиться. Здесь не помогут наказания и выговоры. Единственный путь — это спокойное убеждение и разъяснение, а также отвлечение внимания малыша на интересные и увлекательные занятия и, конечно, тщательный гигиенический уход, соблюдение режима дня, гигиенических условий сна и бодрствования и внимательное отношение ко всем действиям ребёнка.

Вырабатывать положительные привычки у ребёнка необходимо с первых лет его жизни, помня, что именно в дошкольном возрасте формируются многие основные черты будущего поведения ребёнка. Если его в этот период не приучить к опрятности, он и в дальнейшем останется неряшливым. Если малыш не привыкнет точно соблюдать режим дня, поддерживать порядок в своём уголке, аккуратно складывать свою одежду, книжки, игрушки, то он и потом будет несобранным и неаккуратным.

Режим дня. Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1—7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и им^рт большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма. На исключительное значение режима как дисциплинирующего фактора поведения детей указывал А. С. Макаренко: «В каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребёнка, и чем родители будут строже следить за выполнением режима, тем всё меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придётся прибегать к наказаниям».

Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем —2,5, в возрасте 3—5 лет —2, к концу дошкольного возраста —1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели, либо может приобрести черты будущего «лежебоки».

Приведённые в таблице 5 примерные режимы дня представляют собой схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы. Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних. Интервалы между кормлениями у детей преддошколъного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5—4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет —3,5—4,5, от 1,5 до 2 лет —4,5—5,5, в возрасте 2—3 лет —5,5—6, 3—6 лет —6—6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддо-школьном возрасте —10,5—11, в дошкольном —10—10,5 часов. Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5— 2 часа.

Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. Для детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды. Разумеется, в обычной жизни трудно избежать разовых отклонений от режима дня, но они должны быть исключением.

Если режим дня соответствует развитию и физиологиче

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...