Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель «территориально - производственного комплекса»




Формируется в 50-е гг., т.е. после II Мировой войны.

Основная характеристика – переход от отраслевого к территориальному принципу экономики.

Задачи Урала:

1. обеспечение материальной базы для осуществления НТР (научно-технической революции).

2. создание условий промышленного подъема стран социалистического блока. Т.о. расширение зоны влияния Урала. Он распространял свои технологии на страны соц. лагеря (Венгрия, Чехословакия, Румыния и пр.).

3. Тиражирование индустриальных технологий внутри страны в процессе реализации политики «рационального размещения производительных сил». Следовательно, реализуется модель территориально-производственных комплексов (комплексное развитие производства в рамках территориальных образований). Сочетание отраслевых и территориальных принципов управления с частным воспроизводством опыта 20-х гг.

Май 1957 г. – Верховный Совет СССР принял решение о воссоздании Совнархозов (т.е. промышленность и строительство переходило на систему управления Советов).

1957-1966 – Советы Народного Хозяйства. Их задача: упростить аппарат управления СНХ в рамках существующих территориальных образований (в Свердловской области Свердловский СНХ). Т.о. СНХ+предприятие на этой территории.

1963 г. появляются республиканские союзные СНХ. Т.о. воспроизведена трехуровневая система управления.

ЕЕ цель: преодолеть межотраслевые барьеры, создать условия для кооперации предприятий (т.о. отраслевой территориально-промышленный комплекс).

Параллельно создаются отраслевые комитеты и планирование тяготело больше к планированию по отраслям.

Позже СНХ преобразовали в Министерства 1966 г.

Т.о. реформа носила административный характер, но она не меняла качественных параметров.

1962 г. укрупнение СНХ (объединяли Тюменскую и Свердловскую области в Среднеуральский Совнархоз).

 

Основные черты плановой советской централизованной экономики:

1. адресное директивное планирование. План воспринимался как закон, который обязателен к исполнению.

2. Фондирование материально-технических ресурсов. Их централизованное распределение (через Москву – ГОСПЛАН)

3. Административное (внедоговорное) прикрепление производителей и потребителей.

4. административное ценообразование (цена написана типографским способом на продуктах).

5. Бюджетное финансирование (текущей деятельности предприятия, процесса воспроизводства основных фондов).

 

Целевые комплексные программы регионального развития

60-70 гг. В этот период региональная политика реализовалась через комплекс целевых комплексных программ регионального развития. Т.о. осуществлялся отход от децентрализации к централизации, усиление роли Государства.

Основные программы:

1. Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

2. Освоение цилинных и залежных земель

3. Освоение нефти и газа Западной Сибири

 

Основные задачи Уральского региона:

- основная база, где создавались условия для наращивания экспортного потенциала страны

- на Урале создавалось материально-техническое обеспечение целевых программ (освоения Сибири, Д. Востока)

- поведение широкомасштабной реконструкции и модернизации действующих производств в рамках всей страны.

На Западе в это время НТР, которая обеспечила более высокие темпы развития экономики и потребовала новые ресурсы.

СССР имел некоторые достоинства – освоение космоса, атомные проекты, военные проекты, т.о. был конкурентоспособен. Но минус в том, что все это оторвано от реального массового производства.

Лозунг: «Ускоряться, развиваться!»

Решено использовать благоприятную международную коньюнктуру и наращивать в экспорте долю сырья, полученные от продажи денежные средства направлять на модернизацию. Т.о. это догоняющая модернизация за счет нефтедолларов. Ресурсы направленные на модернизацию тратились неэффективно, а продавали невосполнимые ресурсы.

Все это свидетельствует о том, что сама система отторгала инновации, модернизация не предусматривалась. Например: чтобы поставить новое оборудование на заводе, нужно завод закрыть, но это срывает план. «Страна села на нефтяную иглу», т.о. скрывались недостатки экономики.

Доля экспорта расширялась, доля техники и оборудования сужалась – все это экономическая сущность периода «застоя».

 

Интересы регионов:

Учитывались частично – шло строительство, появились новые города. Но нанесен значительный урон экологии. В пане гармоничного, сбалансированного развития не было прогресса. Эти регионы – выступали регионами для страны.

Урал – резерв кадров, добывающая промышленность, техника для получения ресурсов.

 

Варианты развития межрегиональных интеграционных связей на рубеже XX – XXI вв.

В первую очередь сказать, что распад СССР привел к децентрализации власти, становлению рыночных отношений и активному развитию частного бизнеса.

Во-вторых, одной из особенностей данного периода является формирование современных органов власти по партийным спискам.

В-третьих, в начале XXI в. активно осуществляется процесс укрепления вертикали власти, чему способствует создание Федеральных округов.

В-четвертых, развитие моделей региональной политики весь XX в. шло по примеру маятника:

1. Сперва мягкая политика (допущение рыночных отношений, НЭП) – первая модель 1921-1929 гг - НЭП

2. Затем жесткая централизация управления, форсированная индустриализация – 2-ая модель 1930-1941 гг. (модель территориального комбината).

3. Модель территориально – производственного комплекса (территориальный принцип управления) 50-е гг.(46-59).

4. Комплексные программы регионального развития (централизация), НТР, Регион для страны, освоение целинных и залежных земель - 60-79 гг.

5. Застой в 80-е гг.(нет четких моделей)

6. 90-е гг. (свобода во всем, децентрализация, рыночная экономика и пр.)

7. XXI век (крайняя степень централизации)

 
 

Т.о. в данном разделе необходимо отметить особенности современного Урала (в экономическом, социальном положении, его значимости для РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...