Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экспериментальное исследование по коррекции и развитию социально-перцептивной компетентности подростков с интеллектуальной недостаточностью

Диагностика социальной перцепции у подростков с интеллектуальной недостаточностью на констатирующем этапе

Цель констатирующего этапа -изучить особенности социальной перцепции у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Исследование проводилось на базе ГБОУ РМЭ "Казанская школа интернат". В исследовании участвовали 20 учащихся 13-14 лет с умственной отсталостью (10 детей в экспериментальной группе и 10 детей в контрольной группе).

Нами использовались методы диагностики - методика «Оценка отношений подростка с классом» (Н.Б. Шевченко); Шкала Шварцландера «Уровень притязаний» (приложение 1, 2).

1. Методика «Оценка отношений подростка с классом» (Н.Б. Шевченко).

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1 (1 балл). Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2 (2 балла). Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3 (3 балла). Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

Результаты диагностики «типа» восприятия подростками с умственной отсталостью членов группы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты диагностики «типа» восприятия подростками с умственной отсталостью членов группы (констатирующий этап)

Экспериментальная группа Контрольная группа
Ф.И. Балл Ф.И. Балл

Как показало проведенное исследование, 30% учащихся с нарушением интеллекта в обеих группах имеют «прагматический» тип восприятия членов группы. Подростки с нарушением интеллекта воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для подростка. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

Следует отметить, что 70% учащихся с нарушением интеллекта в обеих группах имеют «индивидуалистический» тип восприятия членов группы. Подростки с нарушением интеллекта воспринимают группу как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для подростков с УО. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Наглядно данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Анализ «типа» восприятия подростками с умственной отсталостью членов группы (констатирующий этап)

2. Шкала Шварцландера «Уровень притязаний». Для определения уровня самовосприятия и самооценки подростков с УО мы использовали шкалу "Уровень притязаний", разработанную Шварцландером. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица, с нереалистично завышенным уровнем притязаний (3 балла), переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязания стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных задач.

Лица с умеренным уровнем притязаний (2 балла) стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.

Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязания (1 балл) выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться заниженной самооценкой, неверием в свои силы, "комплексом неполноценности".

Результаты диагностики уровня самовосприятия и самооценки подростков с умственной отсталостью представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты диагностики уровня самовосприятия и самооценки подростков с умственной отсталостью (констатирующий этап)

  Экспериментальная группа Контрольная группа
Балл уровень самовосприятия и самооценки Балл уровень самовосприятия и самооценки
«заниженный» «заниженный»
«заниженный» «заниженный»
«завышенный» «заниженный»
«заниженный» «заниженный»
«заниженный» «заниженный»
«завышенный» «завышенный»
«заниженный» «заниженный»
«завышенный» «завышенный»
«заниженный» «заниженный»
«завышенный» «завышенный»

 

Как показало проведенное исследование, 40% (ЭГ) и 30% (КГ) учащихся с нарушением интеллекта имеют «завышенный» уровень самовосприятия и самооценки. Подростки с нарушением интеллекта, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи.

Следует отметить, что 60% (ЭГ) и 70% (КГ) учащихся с нарушением интеллекта имеют «заниженный» уровень самовосприятия и самооценки. Подростки с нарушением интеллекта выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться заниженной самооценкой, неверием в свои силы, "комплексом неполноценности".

Наглядно данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Анализ «типа» уровня самовосприятия и самооценки подростков с умственной отсталостью

 

Специфика психологических особенностей подростков с умственной отсталостью во многом определяется влиянием социального фактора, в основном представленного влиянием микросреды.

Проведенное исследование показало, что формирование самовосприятия и самооценки у подростков с УО носит дисгармоничный характер. В структуре самовосприятия и самооценки подростков с УО выявлена более низкая дифференцированность. Высота и устойчивость самооценки находятся у подростков с УО ниже возрастной нормы. Анализ результатов показывает, что общее самоотношение, глобальное самопринятие у подростков с УО ниже возрастной нормы.

При изучении особенностей межличностного восприятия в качестве индикатора его дифференцированности выступает величина идентификации себя с другими людьми. У подростков с УО отождествление себя со сверстниками характеризуется практически полным уподоблением себя одноклассникам.

Например, изучение межличностной перцепции у Лены К., 13 лет 1 мес, ученицы школы для детей с УО, показало, что девушка полностью уподобляет себя сверстникам. В беседе школьница затрудняется выделить и назвать те качества, которые отличают ее от сверстников. Испытуемая говорит, что она такая же, как и все остальные одноклассники, что она ничем не отличается от сверстников. Лена при восприятии и оценке сверстников не выделяет различий между собой и ними, она ориентирована на установление сходства, а не различий. Обсуждаемой испытуемой свойственна крайне низкая аналитичность и дифференцированность межличностного восприятия. Восприятие и переработка информации о других людях происходят у Лены на высоко обобщенном уровне, что свидетельствует о слабо развитых умениях в выделении специфических и отличительных свойств других людей.

Более выраженная идентификация себя с другими людьми означает меньшую различительную способность подростков с УО их более низкие умения в выделении специфических и отличительных свойств другого человека. Более сильное уподобление себя сверстникам означает уменьшение дистанции между "я" и "другой" в сознании подростков с УО. Испытуемые основной группы видят больше сходства, чем различий между собой и одноклассниками, ориентированы на установление общности между собой и сверстниками. Дети с УО фиксируют черты сходств и не ориентированы на поиск отличий и выявление специфичности анализируемых объектов. Таким образом, подросткам с УО свойственна меньшая дифференцированность в сфере восприятия сверстников.

Меньшая аналитичность и меньшая дифференцированность у подростков с УО проявляется как в самооценке, так и в межличностной перцепции. Восприятие и переработка информации о себе и о других людях у данной категории испытуемых происходит на более обобщенном уровне.

Анализ результатов исследования показывает, что подростки с УО воспринимают и оценивают своих одноклассников как менее привлекательных. Негативное восприятие своих сверстников в ряде случаев носит ярко выраженный характер. Межличностные отношения у подростков с УО характеризуются более высокой отрицательной активностью по отношению друг к другу. Школьники с УО чаще отказываются от сотрудничества с одноклассниками, в ряде случаев со всеми членами класса. Кроме этого установлено, что подростки с УО ожидают со стороны своих одноклассников более негативного восприятия себя, более негативного отношения к себе и более выраженной отрицательной психологической активности в свой адрес. Испытуемые с УО чаще рассчитывают на антипатии и отвержения в свой адрес в сфере межличностных контактов. Подростки с УО не только испытывают к своим сверстникам меньше симпатии, но и ожидают от последних менее позитивного отношения к себе.

Данные особенности межличностных отношений демонстрирует следующий пример. Олег Ф., 14 лет, ученик школы для детей с УО, в беседе отрицательно отзывался о своих одноклассниках, пренебрежительно характеризовал их.

Проведенное исследование показало, что подростки с УО не только чаще отвергают своих сверстников, но и чаще сами являются отвергнутыми ими. Негативно окрашенные отношения исследуемых подростков, их отказы от совместной деятельности чаще носят взаимный характер.

Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование самовосприятия и самооценки у подростков с УО носит дисгармоничный характер. В структуре самовосприятия и самооценки подростков с УО выявлена более низкая дифференцированность. Анализ результатов показывает, что общее самоотношение, глобальное самопринятие у подростков с УО ниже возрастной нормы. При изучении особенностей межличностного восприятия в качестве индикатора его дифференцированности выступает величина идентификации себя с другими людьми. У подростков с УО отождествление себя со сверстниками характеризуется практически полным уподоблением себя одноклассникам. Меньшая аналитичность и меньшая дифференцированность у подростков с УО проявляется как в самооценке, так и в межличностной перцепции. Восприятие и переработка информации о себе и о других людях у данной категории испытуемых происходит на более обобщенном уровне. Анализ результатов исследования показывает, что подростки с УО воспринимают и оценивают своих одноклассников как менее привлекательных. Проведенное исследование показало, что подростки с УО не только чаще отвергают своих сверстников, но и чаще сами являются отвергнутыми ими. Негативно окрашенные отношения исследуемых подростков, их отказы от совместной деятельности чаще носят взаимный характер. Самовосприятие и самооценка, восприятие и оценка своих сверстников у подростков с УО носит дисгармоничный характер.






©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.