Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Критика взрослых: учителя и родители




2. Критика взрослых: учителя и родители

Что вы говорите своим детям, когда они делают что-нибудь неправильно? А что говорят им учителя? Как уже отмечалось, дети внимательно вслушиваются не только в содержание, но и в форму, то есть не только то, что говорят им взрослые, но и как. И это особенно справедливо, если говорить о критике. Дети верят в критику, которая им адресована, и пользуются ею, чтобы сформировать свой собственный стиль объяснения.

Заглянем на минутку в типичный третий класс, как делал, скажем, Кэрол Двэк, один из ведущих специалистов в мире по эмоциональному развитию. Работа Кэрол пока­зала; как развивается оптимизм. Она может также снаб­дить нас ключом к пониманию того, что происходит с жен­щинами в детстве, что делает их более подверженными депрессии, чем мужчин.

Когда класс привыкнет к вашему присутствию и успо­коится, первое, что вы заметите, это удивительное различие в манере поведения девочек и мальчиков. Девочки, как правило, просто удовольствие для учителя: сидят спокойно, даже сложив руки, и как-будто бы внимательно слушают. Иногда, правда, шепчутся и хихикают, но в основном ведут себя как положено. Мальчики же — сущее наказание. Они ерзают, даже если стараются сидеть спокойно — хотя пос­леднее случается не слишком часто. Они, похоже, и не слушают, и не подчиняются школьным правилам так пунк­туально, как девочки. И уж если балуются, а это бывает сплошь да рядом, то могут начать кричать и бегать.

Вот класс склонился и делает задание по подгруппам. Что говорит учитель детям, которые плохо работают? Какого


Дети я родители: истомен оптимизма                       203

сорта критику он адресует третьеклассникам, когда у них не получается задание?

Мальчикам, не справившимся с заданием, обычно го­ворят: «Ты был невнимателен», «Ты недостаточно старал­ся», «Ты хулиганил, когда я давал задание подгруппам». К какому виду объяснений относятся эти замечания? Они временные и конкретные, но не широкие. Временные — потому что вы можете увеличить свое усердие, можете повысить внимательность (если хотите) и можете перестать хулиганить. Итак, мальчики слышат, что их несоответствие школьным требованиям объясняют временными и конкрет­ными причинами.

Девочек же, по наблюдениям Двэк, обычно клеймят совсем другим способом. Поскольку они не хулиганят и вроде бы слушают внимательно, по этим позициям их и не критикуют. И учитель акцентирует их внимание на следую­щем: «Ты слабовата в арифметике», «Ты всегда сдаешь неряшливую работу», «Ты никогда не проверишь задания». Основная часть временных причин (невнимательность, не­старание, дурное поведение) отбрасывается, зато на девочек обрушивается шквал замечаний постоянного и широкого характера. И что же оседает у них в итоге после третьего класса?

Кэрол Двэк прояснила этот вопрос, давая девочкам из четвертого класса невыполнимые задания. А потом смотре­ла, как они будут объяснять, почему с ними не справились.

Всем давали слова-перепутаницы, чтобы из них соста­вить анаграммы (ZOLT, IEOF, МАРЕ и тому подоб­ные); усилия детей были тщетны, поскольку составить из этих букв реальные слова невозможно. Все дети очень старались, но еще до того, как они исчерпали все возмож­ные комбинации, им говорили: «Ваше время истекло».

«Почему ты не выполнила (не выполнил) задание? » — спрашивал экспериментатор.


204                                        Мартин Э, П. Зелигмаи

Девочки отвечали что-нибудь вроде: «Я плохо играю в слова» или «Думаю, что я не очень хорошо соображаю».

Мальчики же, которым давали такое же задание, гово­рили: «Я был невнимателен», или «Я не очень старался», или вообще «Кому они нужны, ваши паршивые головолом­ки? »

В атом тесте девочки давали постоянные и широкие объяснения своим неудачам; объяснения же мальчиков ос­тавляли еще место для надежды, поскольку были времен­ными, конкретными и такими, что допускали возможность перемен. И здесь мы встречаемся со вторым источником влияния на стиль объяснения ребенка: критикой, которую взрослые адресуют ребенку при его неудачах. Снова и снова ребенок слушает внимательно, и снова и снова он слышит: «Ты глупая», «Ты нехорошая», и это накладывает отпеча­ток на то, что он сам о себе думает. Если же он слышит объяснения временные и конкретные типа «Ты недостаточ­но старался» или «Вообще-то эти головоломки — для шестого класса», то он видит, что проблемы разрешимы и носят локальный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...