Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы социокультурной адаптации мигрантов




Тип адаптации Реакция мигрантов на общество Реакция общества на мигрантов Форма адаптации по Р.К. Мертону Типы адаптивного поведения по Е. Донченко Типы аккультурации по Дж.В. Бери и Х.М. Альхазраи
Протест Активный протест Противление, ксенофобия Бунт Девиация -
Добровольная сегрегация Добровольное отклонение норм Частичное принятие новых норм Ретритизм (ескейпизм) Индивидуализация Сепарация
Создание диаспор Частичное принятие норм Частичное принятие норм - Инвестиция Интеграция
Сегрегация Частичное принятие норм Отклонение норм - - -
Маргинализация Неуспешное принятие норм Отклонение норм Инновация Маргинализация Маригализация (декультурация)
Ассимиляция Полное принятие Полное принятие Коформ-ность Идентефикация Ассимиляция

 

Выделяются три типа мигрантов, каждый из которых обладает своими особенностями, от которых зависит формирование тех или иных типов социокультурной адаптации.

Первый тип мигрантов - внутрирегиональные мигранты. Это чаще всего население неперспективных сельских поселений, жители монопрофильных городов, вынужденные искать более благоприятные условия жизни в городах своего региона. По своему социальному составу - это полные семьи. Возраст таких мигрантов превышает аналогичный показатель межрегиональных и международных мигрантов. Кроме того, среди внутрирегиональных мигрантов велика доля молодых людей, поступающих в учебные заведения, после учёбы они чаще всего остаются в городах. Здесь встает проблема урбанизации населения, определяющая все виды адаптации к новой среде. В процессе урбанизации чаще всего происходит ассимиляция переселенцев либо их маргинализация.

Молодые выходцы из сельской социокультурной среды быстро и успешно принимают новые нормы жизни в городе. Старшее же поколение с трудом принимает элементы городской культуры либо отвергает её, чем вызывает непонимание со стороны представителей урбанистической культуры. Особенно этот процесс заостряется в условиях мегаполиса. При этом все культурные барьеры, в т. ч. языковые снижены либо вообще отсутствуют.

Второй тип мигрантов - межрегиональные мигранты, - различаются особенностями миграционной мотивации. Если в советский период благодаря межрегиональному движению преимущественно прибывали специалисты - выпускники вузов и техникумов, "романтики" на ударные комсомольско-молодёжные стройки, рабочие по организованному набору, то в годы реформ среди немногочисленных мигрантов оказывались чаще всего "заложники" жизненных обстоятельств - семейных, экономических, социальных, религиозных и др. По результатам социологических исследований в интервью респонденты чаще отмечают мотивы миграции: "бегство от самого себя", "распад семьи", "возможность трудоустройства", "возвращение на малую родину" и т.д. Мотивы "заработать на дом, дачу", "купить машину" и т.п. чаще всего указывают те, кто переселяется в экономически развитые регионы, например, на Крайний Север, где льготы и уровень заработной платы реально соответствуют ожиданиям приезжего населения. В мировой практике межрегиональная миграция также в основном связанна с экономической, трудовой миграцией.

Для межрегиональных переселенческих потоков также характерны процессы ассимиляции, маргинализации, но могут встречаться и другие варианты. Например, сегрегация или добровольная сегрегация, в случае, когда мигранты в пределах большого государства, например, Российской Федерации, двигаются из одного культурно и этнически обособленного региона в другой (жители Кавказских республик, Крайнего Севера в центральные регионы страны, и - наоборот).

Третий тип мигрантов - международные мигранты, - представляют наиболее обширный тип переселенцев. Эта группа мигрантов отличается высоким потенциалом адаптации к новым правовым, культурным нормам. Однако на практике при неблагоприятных факторах адаптации процесс приспособления затягивается, отягощается и принимает негативные формы, в т. ч. протест и сегрегацию. Тогда бытовая адаптация зарубежных мигрантов не поддерживается принимающей стороной, а происходит в рамках самоорганизации. Мигранты покупают или снимают жилье в только определённых городских кварталах, открывают столовые и кафе с национальным меню. А дети и молодежь переселенцев посещают учебные заведения для национальных меньшинств.

В то же время добровольная сегрегация может быть вполне продуктивной, как для самих переселенцев, так и для принимающей стороны. В поддержании этнической идентичности большую роль играет диаспора, которая контактирует с другими этническими диаспорами и местными общественными структурами. Диаспора способствует культурной интеграции своих членов в титульное общество, адекватной социокультурной и трудовой адаптации.

Вообще, в теме о барьерах социокультурной адаптации, необходимо упомянуть следующие барьеры:

эмоционально-психологические барьеры. Их влияние определяется социально-психологическими возможностями структуры личности (темпераментом, интеллектом, вниманием, памятью, восприятием информации и т.п.);

национально-культурные барьеры. Человек в глобальном пространстве постоянно подвергается влиянию социально-культурных условий, которые по-разному влияют на адаптивное поведение личности;

информационные барьеры. Адаптация начинается, когда человек получает определенную информацию о среде. Если информации недостаточно, то процесс адаптации замедляется;

мировоззренческие барьеры. Встречаются в ситуации, когда мигранту необходимо пересмотреть индивидуальную систему идеалов, принципов, убеждений, при этом личность может отклонить адаптацию;

режимные барьеры. Определяются влиянием социально-политического режима на мигрантов. Адаптация быстрее происходит в демократических режимах с гуманной философией без ксенофобии и расовых предрассудков;

ситуативные барьеры, качественная характеристика социально-культурного пространства (скорость, качество, полнота полученной информации, качество жизни и управления в новом обществе);

временные барьеры, особенность которых заключается в том, что длительность протекания социальных процессов (периоды реформ, революций, конфликтов, войн) в обществе влияет на длительность фаз адаптации;

возрастные барьеры. С возрастом уменьшается генетическая возможность пластического приспособления индивида к новой культурной среде, хотя увеличивается потенциальные адаптационные возможности;

частные барьеры, например, дидактические, в виде трудностей обучения в новой среде, восприятия профессионального опыта.

Вывод: главными принципами межкультурной адаптации выступают: принцип гуманизма, ценности каждого индивида, индивидуализация адаптации и её социально-культурная открытость. А среди типов межкультурной адаптации согласно исследованиям ученых выделились - социально-культурный протест, добровольная и насильственная сегрегация, создание диаспор, маргинализация и ассимиляция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...