Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к проведению практического занятия по синектике




Методические указания к проведению практического занятия по синектике

В классическом виде, этапы синектики выглядят следующим образом:

Подготовка.

Прежде, чем начинать использовать синектический метод, следует отобрать группу участников. Их оптимальное число – 4-8 человек, причем половина из них должна представлять собой профильных специалистов в различных областях, знания которых могут потребоваться для решения. Рассмотрение проблемы в чистом виде.

На первичном этапе, проблема сама по себе должна быть известна только руководителю группы. Именно он и презентует её, без каких-либо технических деталей и в самом общем виде. Предварительное обсуждение проблемы, подготовка к синектике не даст возможности абстрагироваться от стандартных и привычных решений.

Разделение проблемы.

После ознакомления с проблемой, участники разделяют общую задачу на несколько менее важных, и каждая из них впоследствии рассматривается по очереди. После этого, выбранная проблема рассматривается и анализируется более конкретно и всесторонне. Участники должны изложить своё видение проблемы с учетом личных профессиональных умений.

Применение аналогий.

Это – основной этап синектики, на котором к задаче применяется главная характерная часть данного метода в виде различных аналогий. При этом данная стадия включает в себя несколько этапов:

Подбор аналогий.

Участники подбирают различные аналогии к рассматриваемой задаче. Создание из знакомого – незнакомого. Участники сознательно абстрагируются от имеющихся у них знаний о проблеме, пытаясь взглянуть на неё с нетрадиционных ракурсов.

Обсуждение аналогий.

На данном этапе все участники активно обсуждают найденные ранее аналогии и пути решения проблематики в рамках этих аналогий.

Объединение с проблемой.

Найденные решения для выбранной аналогии переносятся непосредственно на рассматриваемую проблему и адаптируются для её разрешения.

Принятие решения и его внедрение.

Это – заключительный этап синектики, который предполагает интеграцию принятого решения, проведение непосредственных научных и технических изысканий, стороннюю экспертную оценку самого решения, а также последующий после его внедрения анализ. На основании анализа также оценивается и деятельность всей синектической группы.

 

Виды аналогий в синектике

- Прямая. Это – наиболее простой вид аналогии, применяемой в синектике. Под прямой аналогией подразумевается поиск объектов, сходных технически или природно с рассматриваемым решением. Так, например, для совершенствования лётных характеристик самолёта могут браться в качестве примера иные летательные аппараты или особенности поведения и полёта птиц и насекомых. При поиске этих аналогий работает преимущественно аналитическое мышление. В архитектуре классический пример: бионика – заимствование форм растительного мира.

- Символическая. Под этой категорией аналогий подразумевается поиск метафор, сравнений и аллегорий, которые никак не могут с физической точки зрения быть применены к рассматриваемому объекту в качестве решения. Пример подобных аналогий легче всего найти в устойчивых словосочетаниях формата: «стальной характер», «острая проблема», «неподъемная задача». Характер никогда не делается из металла, проблема не может ничего порезать, а задачу – нельзя поднять, но люди используют подобные аналогии для описания самых разнообразных явлений. В данном случае, основная работа проводится на уровне творческого мыслительного процесса.

- Личная. В рамках создания личных аналогий, каждый из участников процесса синектики должен отождествить себя лично и свой организм с конкретной проблемой или объектом, для которого необходимо найти решение – и изобразить, как бы он видел данное решение с точки зрения своего тела. Это – достаточно сложная методика, которая при этом задействует лимбическую систему человека в ходе мышления, что даёт возможность оттолкнуться от стандартных методов аналитического поиска решений.

- Фантастическая. К фантастическим аналогиям следует отнести помещение проблемы в абсолютно нереальное окружение. Подобный этап поиска решения позволяет полностью избавиться от привязки к объективной реальности, что даст возможность задействовать механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

 

Методические указания к проведению практического занятия по морфологическому анализу

Сущность морфологического анализа заключается в нахождении всех возможных вариантов реализации объекта или решения поставленной проблемы путём построения многомерных матриц и комбинирования их элементов.

Данный метод основан на построении матрицы, в которой по вертикальной оси перечисляются все основные параметры объекта, а по горизонтальной — указывается возможно большее число вариантов их реализации. Комбинирование полученных вариантов элементов объекта ведет к генерированию творческих идей и решений.

Цель метода: Расширить область поиска новых идей, путем систематического создания и исследования как можно большего числа комбинаций признаков объекта и альтернативных решений проблемы.

Механизм: Составление наиболее полного списка возможных вариантов представления параметров системы, создание и выбор их оптимальных комбинаций.

В наиболее общем виде морфологический анализ представлен тремя основными этапами:

1. Создание матрицы и пространства решений.

2. Определение возможных конфигураций и ограничений согласованности.

3. Оценка и выбор наиболее продуктивных идей и решений.

Важной процедурой в процессе анализа-анализа является сокращение общей совокупности возможных комбинаций до меньшего набора внутренне согласованных конфигураций, представляющих «пространство решений».

 

Метод создания и совершенствования нового объекта включает следующие шаги:

1. Выбирается объект или продукт.

2. Составляется список основных параметров или частей объекта,

3. совокупность которых обеспечивает его функционирование и на основе анализа и оценки выбираются самые значимые из них.

4. Для каждого параметра или части перечисляются их возможные варианты исполнения или представления.

5. Выбираются оптимальные сочетания и комбинации возможных реализаций всех параметров или частей объекта.

6. На основе лучшей комбинации формируется творческая идея нового объекта.

 

Процедура решения проблем с помощью морфологического анализа.

Определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем генерируются альтернативные решения путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.

1. Дать короткую и точную формулировку решаемой проблемы.

2. Выявить наиболее важные характеристики и параметры решения проблемы и разместить их в вертикальной колонке матрицы.

3. Раскрыть и внести в горизонтальные ячейки возможные варианты реализации каждого параметра и наиболее продуктивные альтернативы. Наибольшую ценность представляют новые и даже фантастические варианты решений.

4. Совокупность всех внесенных вариантов и составляет содержание морфологической матрицы, в которой возможны и пустые клетки.

5. Найти как можно больше комбинаций альтернативных вариантов решений и определить их функциональную ценность с точки зрения эффективности, новизны и осуществимости.

6. Выбрать и реализовать наиболее продуктивные, желательные и выполнимые решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...