Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное




Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра нормальной физиологии

 

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Зав. кафедрой,

                                                                                профессор Каюмова А. Ф.

                                                                                                                                                             

31 августа 2018      

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к практическому занятию по модулю «Физиология анализаторов»

 

 

Дисциплина:       НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Специальность: 31. 05. 01. - лечебное дело   

Курс:                      II

Семестр:                IV

Количество часов - 16

 

Уфа

    Темы модуля «Физиология анализаторов» разработаны на основании рабочей программы по нормальной физиологии по специальности 31. 05. 01. - Лечебное дело, утвержденной «30» августа 2018 г.

 

 

Рецензенты:

 

1. Ректор, зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава Российской Федерации, д. м. н., профессор Мирошниченко И. В.  

2. Главный врач ГБУЗ поликлиники № 1, к. м. н Валиуллин Д. Р.  

 

Авторы: зав. каф., профессор Каюмова А. Ф.

 

                            доцент Самоходова О. В.  

 

Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии,

 

протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

 

 

 

Практическое занятие № 31.

1. Тема: Функциональная организация сенсорных систем.

Слуховой анализатор.

 

Актуальность темы:

в настоящее время понятие «анализатор» сменяется понятием «сенсорная система», которая понимается как совокупность всех структур ЦНС, связанных с рецепторами и включающих в себя механизмы регуляции деятельности анализатора с помощью обратных связей. Вся информация о внешней и внутренней среде организма, получаемая от сенсорных систем, используется для регуляции гомеостаза, адаптации, поведения и процессов познания.

Сенсорная система слуха воспринимает звуковые колебания среды и формирует звуковые ощущения. Механизмы проведения звуковых колебаний и формирование их в звуковые ощущения достаточно сложны. Понимание этих механизмов и умения выявлять нарушения в их осуществлении необходимы врачу любого профиля и специальности.  

 

2. Цели занятия:

 - уметь оценивать роль и значение сенсорных систем, их основные функции, механизмы переработки информации, адаптацию и взаимодействие сенсорных систем;

 - уметь определять роль и значение слуховой рецепции;

 - изучить методы исследования слухового анализатора:

    1. определение остроты слуха;

    2. изучение воздушной и костной проводимости звука.

 

    Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны знать:

- общие принципы строения сенсорных систем;

 - анатомию и гистологию слухового анализатора;

 - строение внутреннего уха;

 - физиологические свойства возбудимых тканей;

 - механизм преобразования внешнего раздражения в электрический сигнал;

 - физические единицы измерения характеристик звука.

 

Для формирования профессиональных компетенций обучающиеся должны владеть и уметь:

- определять остроту слуха методом шепотной речи;

- исследовать воздушную и костную проводимость звука;

- проводить сравнение воздушной и костной проводимости звука;

- проводить исследования частотно-пороговой характеристики слуха с помощью аудиометра;

- и овладеть следующими компетенциями:

- (ОК-1) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

- (ОК-5) навыками публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- (ОПК-9) основными методами исследований физиологических функций, навыками в использовании простейших медицинских приборов и инструментов.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. учение И. П. Павлова об анализаторах, понятие о сенсорных системах;

2. классификация сенсорных систем (анализаторов);

3. основные свойства сенсорных систем, критерии оценки их чувствительности;

4. функциональная организация анализаторов – общие принципы строения и функции отделов;

5. периферический (рецепторный) отдел анализаторов, классификацию рецепторов, их функциональные свойства и особенности, рецепторный и генераторный потенциалы, механизмы их возникновения;

6. проводниковый отдел анализаторов, особенности проведения афферентных возбуждений, специфические и неспецифические пути, участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений;

7. корковый отдел анализаторов, локализацию афферентных функций, моно- и полимодальные нейроны, процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений;

8. кодирование информации в различных отделах анализаторов;

9. слуховая сенсорная система, её физиологическую роль в организме;

10. критерии оценки звукового раздражителя: сила, высота, громкость, тембр;

11. строение и функции наружного и среднего уха;

12. внутреннее ухо – строение, функции, механизм передачи звуковых колебаний в улитке, электрические явления в улитке;

13. проводниковый и корковый отделы слухового анализатора;

14. центральные механизмы анализа звуков, теории восприятия звуков (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши и др. ), бинауральный слух.

 

4. Вид занятия: практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 академических часа.

 

6. Оснащение:

 6. 1. дидактический материал и оснащение (телевизор и DVD проигрыватель для просмотра учебного фильма,   таблицы, методическое пособие, наборы камертонов, секундомер, метровая линейка, вата);

6. 2. ТСО (компьютеры).

 

7. Структура занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний - компьютерное тестирование (тесты I и II типов).

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7. 4. Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:

- определение ост роты слуха разговорной и шепотной речью;

- исследование воздушной проводимости звука;

- исследование костной проводимости звука (опыт Вебера);

- сравнение воздушной и костной проводимости звука (опыт Ринне);

 - знакомство с методом исследования частотно-пороговых характеристик слуха с помощью аудиометра.

    Оформление протоколов выполненных практических работ с анализом полученных результатов и выводами.       

7. 5. Контроль конечного уровня знаний путем решения ситуационных задач.

 

Место проведения самоподготовки: учебная комната.

 

Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, просмотр учебных фильмов, выполнение практических работ и оформление протоколов с анализом полученных результатов и выводами, подведение итогов занятия.

 

Литература (в т. ч. адреса электронных ресурсов).

Основная:

Дополнительная:

(См. учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины)

 

Зав. кафедрой,

профессор Каюмова А. Ф.                                                                                        

доцент

Самоходова О. В.

«31» августа 2018 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...