Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная система коррекционной поддер­жки и социальной защиты детей и подростков — в 1 страница




Б

Базофобия [basophobia; греч. basis предмет, на к-ром может ч. -л. стоять, основа, основание, шаг, ходьба + фо­бия] — навязчивый страх — боязнь ходьбы.

Балинта синдром [R. Balint, 1874—1929, венгерский психоневролог; син.: атаксия оптическая, паралич взора психический] — неспособность охватить взором все предме­ты, находящиеся в поле зрения, вследствие нарушений переноса и фиксации взора (при отсутствии параличей и парезов глазных мышц), что обычно ведет к нарушению ориентиров­ки в пространстве; наблюдается при поражениях головного мозга.

Баллистофобия [ballistophobia; баллист o-: лат. ballista метательное орудие, снаряд; греч. ballo бросать, метать + фобия] -— навязчивый страх — боязнь поражения бомбой, снарядом или пулей.

Барбитуратизм [barbituratismus; син.: барбитуромания] — форма токсикомании, связанная с пристрастием к частому употреблению больших доз барбитуратов и развити­ем хронической интоксикации. Основными признаками ин­токсикации являются: спутанность сознания, зевота, сонли­вость, нарушение памяти и чувства равновесия, а также сни­жение мышечных рефлексов.

Барбитураты [barbiturata] — производные барбитуровой кислоты; в зависимости от химического строения, дозы и способа введения оказывают седативное, снотворное, нар­котическое или противосудорожное действие. Б. называется любое лекарственное вещество, получаемое на основе бар­битуровой кислоты, к-рое угнетает активность ЦНС; ранее эти лекарства применялись в качестве успокаивающих и снотворных средств. По длительности действия Б. могут

 

быть разделены на три группы: короткого, среднего и дли­тельного действия. Так как вследствие длительного приме­нения Б. у человека может развиться привыкание к ним, психологическая и физическая зависимость от них, а также потому, что у человека могут возникнуть серьезные токсиче­ские побочные эффекты, а передозировка этих лекарств во­обще может привести к смертельному исходу, в клинической практике в настоящее время врачи заменяют Б. более безо­пасными лекарственными препаратами. Исключение из этого правила составляют тиопентон — Б. очень кратковре­менного действия, к-рый еще продолжает использоваться при проведении анестезии, а также фенобарбитон, применя­емый при нек-рых формах эпилепсии. Нек-рые препараты этой группы противопоказаны беременным женщинам. Напр., в 70-е гг. XX столетия в Западной Европе беременные женщины применяли талидомид (thalidomide) как снотвор­ное средство. Токсичность этого препарата была незначи­тельной, а эксперименты с животными не показывали герра-тогенного влияния. Однако женщины, принимавшие тали­домид рожали детей с большими деформациями конечностей. В медицине появился новый термин — «тали­домид ный ребенок».

Барофобия [barophobia; бари -; греч. baris тяжелый + фобия] — навязчивый страх — боязнь подъема тяжестей.

Батофобия [bathophobia; бати -; греч. bathys — глубокий + фобия} — навязчивый страх — боязнь глубины (водоема).

Баттаризм [battarismus; греч. battarismos заикание] — нарушение речи типа заикания, при к-ром темп речи уско­рен, сопровождается нечеткой артикуляцией, «проглатыва­нием» окончаний. Б. имеет толчкообразный характер с оста­новками для дыхания, отдельные слова искажены. См. Темп речи нарушенный.

Безволие — 1. Недостаток волевых качеств человека, вы­ражающийся в отсутствии должной решительности, способности осуществлять принятые решения; является результа­том ошибок воспитания. 2. См. Абулия.

Безудержный тип — один из типов высшей нервной де-ят-ти, характеризующийся сильными процессами возбужде­ния и торможения при преобладании возбуждения над тор­можением; Б. т. является физиологической основой холери­ческого темперамента; термин введен И. П. Павловым.

Бекеши аудиометрия [С. Bekesy, р. 1899, венгерский биофизик] — метод исследования слуха специальным аудио­метром с автоматическим плавным изменением частоты и интенсивности звуков; пороги восприятия каждого отдель­ного тона (появление и исчезновение звука) регистрируются путем отметки самим обследуемым; при Б. а. исследуется восприятие как непрерывных, так и импульсных звуков. См. Аудиометрия по Бекеши.

Бельмо — помутнение роговицы, обусловленное ее руб-цовым изменением.

Бера дегенерация желтого пятна [С. Веhг, р. 1876, нем. офтальмолог; син.: Дегенерация желтого пятна семей­ная} — семейно-наследственная дегенерация сетчатки с пре­имущественным поражением центральной ямки желтого пятна; проявляется прогрессирующим снижением зрения, офтальмоскопически-неравномерной пигментацией желто­го пятна сетчатки с наличием округлых очажков.

Беременность [pregnancy] — период, во время к-рого женщина вынашивает развивающийся в ее организме (обычно в матке) плод (для сравнения см. Беременность эк­топическая). Продолжительность Б. у человека обычно со­ставляет примерно 266 дней, начиная от момента оплодотво­рения и до рождения ребенка, или 280 дней, начиная от пер­вого дня последней менструации. Во время Б, у женщины полностью прекращаются менструации, набухают молочные железы, иногда отмечается значительное усиление аппетита; кроме того, нек-рые женщины испытывают утреннюю тошноту. Эти и нек-рые другие изменения, происходящие в организме женщины, связаны с выработкой гормона прогестогена (сначала он вырабатывается в яичниках, а затем непосредственно в плаценте).

Диагностировать Б. можно с помощью различных тестов на наличие у женщины Б., по прослушивающему сердцебиению плода, а также с помощью ультразвука. Медицинское название – беременность.

Б. внематочная [g. exrauterina; син.: Б. несвоеместная, эктоническая] – Б., при к-рой оплодотворенная яйцеклетка развивается вне полости матки.

Б. в. брюшная [g. e. abdominalis] – Б. в., при к-рой оплодотворенная яйцеклетка имплантируется на к. -л. органе брюшной полости (кишке, сальнике).

Б. в. трубная [g. e. tubaria] – Б. в., при к-рой оплодотворенная яйцеклетка развивается в маточной трубе.

Б. в. т. ампулярная [g. e. t. ampullaris] – Б. в. т. с имплантацией оплодотворенной яйцеклетки в ампулярной части маточной трубы; прерывается внутренним (в просвет трубы) разрывом плодовместилища с последующим трубным абортом или образованием гематосальпинкса.

Б. в. т. интерстициальная [g. e. t. interstitialis; син.: Б. в. т. межуточная] – Б. в. т. с имплантацией оплодотворенной яйцеклетки в отрезке маточной трубы, проходящем в стенке матки; прерывается наружным разрывом плодовместилища.

Б. в. т. межуточная – см. Б. в. т. интерстициальная.

Б. в. т. перешеечная [g. e. t. isthmica] – Б. в. т. с имплантацией оплодотворенной яйцеклетки в перешейке маточной трубы; прерывается наружным разрывом трубы.

Б. в. яичниковая [g. e. ovarica] Б. в., при к-рой оплодотворенная яйцеклетка развивается в яичнике.

Б. в рудиментарном роге матки [g. In cornu rudimentario uteri] – Б. с развитием оплодотворенной яйцеклетки в одном слабо развитом роге матки, часто не сообщающемся с полостью матки и влагалищем; заканчивается обычно разрывом плодовместилища.

 

Б. двуплодная [g. bigeminalis] — Б., при к-рой в полости матки развиваются одновременно два плода.

Б. доношенная [g. matura] — Б., продолжающаяся в среднем 40 недель, считая с первого дня последней менстру­ации, что соответствует сроку Б., необходимому для рожде­ния доношенного плода.

Б. иммуноконфликтная — см. Б. иммунологически не­совместимая.

Б. иммунологически несовместимая [син.: Б. имму­ноконфликтная] — Б., осложненная проявлениями иммуно­логической реакции организма матери на антигены плода, напр., при несовместимости крови матери и плода по резус-фактору.

Б. ложная [g. Spuria; син.: Б. мнимая] — патологическое состояние женщины, возникающее прилежном представле­нии о наличии у нее беременности, характеризующееся пре­кращением менструаций, увеличением живота, ощущением «движений плода». См. Беременность.

Б. мнимая [g. spuria] — см. Б. ложная.

Б. многоплодная [g. multifetalis; син.: многоплодие] — Б., при к-рой происходит одновременное развитие в матке двух и более плодов.

Б. недоношенная [g. praematura] — Б., закончившаяся через 28—38 недель преждевременным рождением жизне­способного недоношенного плода.

Б. несвоеместная — см. Б. внематочная.

Б. нормальная — [син.: Б. физиологическая]Б., про­текающая без осложнений, заканчивающаяся рождением в срок здорового ребенка.

Б. осложненная [g. complicata] — Б., протекающая с раз­личными осложнениями, обусловленными аномалиями развития или патологическими состояниями половой системы, экстрагенитальными заболеваниями, иммунными реакциями и пр.

 

 

Б. физиологическая – см. Б. нормальная.

Б. шеечная [g. cervicalis] – Б. с имплантацией и развитием оплодотворенной яйцеклетки в шейке или в перешейке матки.

Б. эктопическая [g. ectopica] – см. Б. внематочная.

Беременность в подростковом возрасте – для такой Б. характерно то, что беременные подростки, как правило, не наблюдаются у врача, многие из них зависимы от наркотиков. Поэтому у беременных подростков часто возникают специфические проблемы (напр., развитие анемии и высокого кровяного давления). У подростков чаще бывают преждевременные роды, вес новорожденных может часто отставать от нормы, велик процент родовых травм, дети нередко рождаются больными, с нейрологическими дефектами и нарушениями интеллекта. Выше процент гибели плода и детей, умирающих вскоре после рождения. Как правило, чем моложе мама, тем больше угроза здоровью и матери и ребенка.

Причины Б.: Б. в подростковом возрасте не зависит от социально-экономического уровня. Большую роль играют такие факторы, как неосведомленность в вопросах сексуальности и предупреждения беременности, ранняя сексуальная активность, протест против давления со стороны родителей, желание избежать одиночества в семье и удовлетворить эмоциональные потребности.

На здоровье новорожденных оказывают влияние наркотики, принимаемые беременными подростками. У детей, рожденных матерями, зависимыми от наркотиков, в первые 8 месяцев жизни могут возникать специфическое расстройства здоровья, причем осложнения могут затронуть практически любую систему и любой орган. Тяжесть проблемы зависит от того, какой наркотик употребляла мать, в каких дозах и в течение какого времени. Однако любые принимаемые

 

 

 беременной женщиной лекарства, включая безрецептурные, алкоголь и запрещенные наркотические средства, могут проникать через плаценту в систему кровообращения плода, причем их концентрация оказывается на 50—100 % выше, чем у матери. Наркотические средства воздействуют на пи­щеварительный тракт, вызывая понос, рвоту, проблемы с кормлением, высокую вероятность паховой грыжи. Под воз­действием наркотиков на легкие могут возникнуть круп, пневмония, астма, тяжелые вирусные инфекции нижних дыхательных путей. При воздействии на нервную систему возникают непроизвольные ритмичные движения глаз, ко­соглазие, аномальные размеры головы, предрасположен­ность к вирусному воспалению головного и спинного мозга. Кожа подвергается грибковым инфекциям, становится предрасположенной к бактериальным инфекциям, страдает от аллергического дерматита, на ней появляются сухие или мокнущие чешуйки и желтоватые корочки, кровоподтеки, кровоизлияния.

Наркотики также отрицательно влияют на рост, развитие, учащают инфекции среднего уха, могут вызвать синдром внезапной смерти новорожденных.

Беременные подростки обязательно должны наблюдать­ся врачом, причем наблюдение должно быть более тщатель­ным, чтобы врач мог вовремя заметить признаки осложне­ний. Они в большей мере, чем взрослые, нуждаются в психо­логической поддержке.

Бертранизм [син.: некросадизм] — половое извраще­ние, проявляющееся сочетанием некрофилии и садизма. За­ключается в половом влечении к трупам людей и в жела­нии истязать их — резать, рубить, расчленять. Названо по имени сержанта Бертрана, чей случай описан Р. Крафт-Эбингом в книге «Половая психопатия». Берт­ран выкапывал на кладбище трупы людей, рассекал их, ис­пытывая при этом половое возбуждение, иногда совершал с трупом половой акт.

 

Беседа — метод обучения, при к-ром учитель, опираясь на имеющиеся у уч-ся знания, навыки и опыт, с помощью во­просов и ответов подводит их к пониманию и усвоению но­вых знаний, к повторению и проверке уч. материала.

Б. как метод обучения в сочетании с другими методами широко применяется на уроках во всех типах спец. школ. В зависимости от конкретных задач и содержания уч. мате­риала различают несколько видов бесед: сообщающая, эври­стическая, воспроизводящая. Сообщающая Б. применяется при ознакомлении уч-ся с новым материалом, эвристическая и воспроизводящая Б. — при повторении пройденного и при проверке знаний уч-ся. Б. дает возможность повы­сить активность умственной деят-ти уч-ся, развивает их внимание и речь. Учитель ставит вопросы уч-ся, направ­ляет их ответы, ведет к правильным выводам и обобщени­ями, кроме того, учитель ставит спец. вопросы, требую­щие развития самостоятельного мышления уч-ся. В ходе беседы уч-ся не только устанавливают новые связи между явлениями и процессами, но и сами задают вопросы, уточняют и углубляют свои знания, применяют их при анализе конкретного материала. В школах, где обучаются дети с недостатками слуха, особое внимание уделяется речевой подготовке уч-ся. При проведении беседы учи­тывается словарный запас школьников, понимание ими связи слов в предложении. Спец. задачу составляет пра­вильное сочетание словесных и наглядных средств в ходе беседы.

В школе для слепых и слабовидящих метод Б. — ведущий и занимает особо важное место в процессе обучения. Поэто­му большое внимание уделяется усилению выразительных средств речи, эмоциональности Б., ее занимательности.

Бесплодие — неспособность женщины забеременеть или неспособность мужчины к оплодотворению женской яйце­клетки. Б. у женщин может быть связано с нарушением про­цесса овуляции, непроходимостью фаллопиевых труб или с к. -л. заболеванием слизистой оболочки матки (эндометрия).

К возможным видам лечения (в зависимости от причины бесплодия) относятся назначение лекарственных веществ (таких, как кломифен или аналоги лютеинизирующего гор­мона), хирургическое лечение, целью к-рого является вос­становление проходимости фаллопиевых труб, перенос га­меты в фаллопиевую трубу или оплодотворение «в пробир­ке». Причиной Б. у мужчин может являться уменьшение числа или подвижности сперматозоидов в семенной жидко­сти, а также их полное отсутствие.

Беста болезнь [F. Best, 1878—1920, нем. врач; син.: Деге­нерация желтого пятна детская] — семейно-наследственная дегенерация желтого пятна, обнаруживаемая с момента рож­дения или в детском возрасте, характеризующаяся снижени­ем остроты зрения, появлением центральной скотомы, при офтальмоскопии — дистрофическими изменениями в обла­сти желтого пятна.

Бета-алкоголизм [ß -алкоголизм] — по классификации Е. Джеллинека (Е. Jellinek) (1960) одна из 5 форм алкоголиз­ма, для к-рой характерно появление на фоне интенсивного потребления алкоголя сомато-неврологических заболева­ний, таких как полиневрит, гастрит или цирроз печени, но при отсутствии физической и психической зависимости от алкоголя и без признаков абстинентного синдрома при пре­кращении приема алкоголя. Алкоголь в таких случаях упо­требляется обычно в соответствии с обычаями социальной среды. Ущерб от бета-алкоголизма может проявиться также в снижении производительности труда, сокращении продол­жительности жизни, ущербе для семейного бюджета. Может перейти в форму гамма- или дельта-алкоголизма.

Бешенство — острое вирусное заболевание ЦНС, к-рое может развиться у всех теплокровных животных; передается человеку чаще всего через укус больной собаки. Симптомы заболевания появляются по оканчании инкубационного пе­риода, к-рый может составлять от десяти дней до года, и

 

включают: общее недомагание, повышение температуры, нарушение процесса дыхания, повышенное слюноотделе­ние, приступы сильного возбуждения и болезненные спазмы мышц глотки, к-рые возникают в процессе глотания слюны. На более поздних стадиях развития болезни возникает водо­боязнь, судороги и паралич даже при виде воды; чаще всего заболевание заканчивается смертью больного, к-рая насту­пает в течение 4—5 дней. Примерно у 50 % заболевших раз­вивается водобоязнь (гидрофобия).

Степень опасности зависит от места укуса. Опасность развития бешенства находится в прямой зависимости от ло­кализации укуса. Так, при укусах в лицо риск составляет 60 %, при укусах рук — от 15 до 40 %, ног — около 10 %. См. Гидрофобия.

Библиотека для слепых — спец. библиотека, обслу­живающая слепых и зрячих, занимающихся тифлологиче-скими проблемами. Библиотека обычно располагает тремя видами фондов: литературой, напечатанной рельефно-то­чечным шрифтом по системе Брайля; литературой, напеча­танной плоскопечатным шрифтом; записями на магнито­фонных лентах и грампластинках по всем отраслям знаний («говорящие книги»). Такой фонд имеется при крупных биб­лиотеках.

Б. имеет несколько абонементов, читательные залы и ка­бинеты для прослушивания звукозаписи и работы с чтецом. Б. систематически проводят массовые мероприятия: чита­тельские конференции, тематические вечера, встречи с пи­сателями и т. д.

Библиотерапия [грея. biblion книга + терапия] — ле­чебное воздействие на психику больного человека при помо­щи чтения специально подобранных книг.

Би- [лат. bis дважды] — составная часть сложных слов, означающая «два», «дважды», «двойной».

 

 

Бидактилия [bidactylia; би- + греч. daktylos — палец; син.: Двупалостъ] — аномалия развития — врожденное наличие только двух пальцев на руке и ноге.

Билатеральное нарушение —    двустороннее расстройство деят-ти симметричных участков левого и правого
полушарий коры головного мозга.                                   

Бинауральный [лат. Bini- — два, пара + auris ухо] — от­носящийся к обоим ушам.

Бинауральный слух [лат. Bini- — пара + auris — ухо] — способность определять местоположение звучащего тела при восприятии звука обоими ушами. При одинаковом слухе на оба уха направление звука определяется довольно точно. Б. с. объясняется тем, что I) ухо, расположенное ближе к ис­точнику звука, воспринимает звук сильнее, чем противопо­ложное; 2) ухо, находящееся ближе к источнику звука, вос­принимает его несколько раньше; 3) звуковые колебания до­ходят до обоих ушей в разных фазах.

При односторонней глухоте Б. с. резко нарушается; не резко выраженные нарушения Б. с. могут наблюдаться при асимметричном понижении слуха на оба уха.

В процессе ориентировки в пространстве по слуху веду­щая роль принадлежит коре головного мозга. Спец. слухо­вые упражнения улучшают Б. с. при его нарушениях.

Бине — Симона тест — наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития интеллекту­альных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симо­ном по заказу Министерства народного образования Фран­ции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обуче­ния в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, к-рые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75 % детей определенного возраста, умственное развитие к-рых можно было бы считать нормальным, кол-во правильно решенных задач характризу-етт. н. умственный возраст ребенка.

 

Наиболее известная модификация разработана Л. Терме-ном в Стенфордском университете (США); созданный им т. н. тест Стенфорд — Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. Однако практическое ис­пользование данного теста, как и большинства подобных ме­тодик, позволяет дать количественную оценку индивидуаль­ных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использова­ние результатов теста в постановке диагноза и прогнозирова­нии развития интеллекта.

Бинкхорста искусственный хрусталик [ С. D. Binkhorst] — пластмассовая линза для коррекции афакии, снаб­женная двумя парами петель, с помощью к-рых осуществля­ется ее устойчивое крепление в области зрачка путем захва­тывания радужки с передней и задней поверхности.

Бинокулярное зрение [лат. bini - пара + oculus глаз] — зрение, в к-ром принимают участие оба глаза, а полу­чаемые ими изображения сливаются в одно, соответствую­щее рассматриваемому предмету. Б. з. обеспечивает объем­ное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых объек­тов. Нарушение Б. з. препятствует определению глубины предметов, их взаимного расположения и удаленности от на­блюдателя. Б. з. необходимо для многих профессий (летчи­ка, архитектора и пр. ). Развитие и совершенствование Б. з. продолжается на протяжении всего школьного периода. Ууч-ся школ для слабовидящих Б. з. может нарушиться вследствие аномалий рефракции, косоглазия и др. причин. Ношение корригирующих очков в этих случаях является од­ним из основных средств развития и укрепления Б. з.

Бинокулярный [лат. bini — пара +   oculus глаз] — отно­сящийся к обоим глазам.

Био- [греч. bios жизнь] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к жизни, к жизненным процессам».

 

Биогенез [био- + генез] — возникновение живых существ.

Биолингвистика [био- + лат. lingua язык] — раздел языкознания, изучающий языковое общение как биологиче­скую деят-ть, определяемую нейрофизиологическими и ге­нетическими факторами.

Биологический фатализм [лат. fatalis роковой] — теория, говорящая о том, что психическое развитие ребенка предопределяется только врожденными биологическими факторами.

Бисексуализм [би- + лат. sexus пол] — см. Гермафроди­тизм.

Бисексуальность [би- + лат. sexus пол] — 1. (син.: ам-бисексуальность) — в сексопатологии — наличие полового влечения к лицам обоего пола. 2. См. Гермафродитизм.

Бисексуальный [bisexualis; би- + лат. sexus — пол] — дву­полый, имеющий половые признаки обоих полов.

Бласто- [грен. blastos росток, зародыш] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к зароды­шу».

Бластофтория [бласто- + греч. phthora гибель, разру­шение] — повреждение зародыша, вызванное воздействием к. -л. физико-химических факторов.

Бленно- [греч. blennos — слизистое выделение, слизь] — составная часть сложных слов, означающая «слизистые вы­деления», «слизь».

Бленнорея [бленно- + греч. rhoia течение] — гнойное воспаление слизистой оболочки глаза.

Бленнорея новорожденных [ophthalmia neonatorum] — разновидность конъюнктивита, развивающегося у ново-

 

 

рожденных младенцев, заразившихся во время прохождения через родовые пути матери. Самым серьезным из всех видов конъюнктивита является гонококковый конъюнктивит, к-рый может развиться у ребенка, если его мать больна гоно­реей; в этом случае, если вовремя не начать лечение антиби­отиками и глазными каплями, в состав к-рых входит нитрат серебра, ребенок может ослепнуть. См. Гонорея.

Блефар- [ блефаро -; греч. blepharon веко] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к веку».

Блефарит [блефар- + -ит] — воспаление краев век.

Блефаро- — см. Блефар-.

Блефароклонус [блефаро- + грен. klonos беспорядоч­ное движение, дрожь] — тик в виде частого мигания.

Блефаропластика [блефаро- + греч. plastike форми­рование, образование; plasso лепить, ваять, формиро­вать] — пластическая операция на веке.

Блефароплегия [блефаро- + греч. plege удар] — пара­лич век.

Блефароспазм [блефаро- + спазм] — спазм вековой час­ти круговой мышцы глаза.

Блефарофимоз [блефаро- + греч. phimosis замыкание, сужение отверстия] — уменьшение размера глазной щели. Обычно является врожденным.

Близнецовый метод — в антропогенетике и медицин­ской генетике — метод оценки соотносительной роли на­следственности и среды в становлении фенотипа, осно­ванный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раз­дельно.

 

Близнец(-ы) [geminus, gemellus] — два или более ребенка (детеныша), родившиеся от одной беременности; термин применяется по отношению к человеку и тем видам млеко­питающих, для к-рых характерно одноплодие.

Б. двуяйцовые [син.: Б. дизиготные] — В., родившиеся каждый из отдельной зиготы.

Б. дизиготные — см.: Б. двуяйцовые.

Б. монозиготные — см.: Б. однояйцовые.

Б. однояйцовые [син.: Б. монозиготные] — Б., развив­шиеся из одной зиготы, разделившейся на первых стадиях дробления на два или более развивающихся эмбриона.

Б. паразитический [g. Parasiticus; parasitus] — недораз­витый Б. (один или несколько), существующий внутри или на поверхности тела другого плода.

Б. соединенные [g. conjuncti] — Б., соединенные между собой к. -л. частью тела вследствие аномального их развития (Сиамские близнецы).

Близорукость [myopia; син.: Миопия, рефракция глаза миопическая] — аномалия рефракции глаза, при к-рой глав­ный фокус оптической системы глаза находится между сет­чаткой и хрусталиком.

Б. врожденная [т. congenita] — редкая форма Б., кон­статируемая с первых дней жизни и обусловленная аномали­ями развития глазного яблока.

Б. высокая [т. alta] — Б., степень к-рой превышает 6, 0 дптр.

Б. комбинационная [т. соmbinativa] — Б., при к-рой преломляющая сила оптической оси не превышает величин, характерных для эмметропии, однако их сочетание не обес­печивает нормальной рефракции; степень Б. обычно неве­лика.

Б. ложная [m. Falsa; син.: Б. спазматическая, псевдомио­пия] — Б., обусловленная увеличенным тонусом ресничной

 

 

мышцы (спазмом аккомодации) и исчезающая с нормализа­цией тонуса.

Б. ночная [т. поcturna; син.: Б. сумеречная] — Б., возникаю­щая при низкой освещенности у лиц с эмметропической реф­ракцией глаза и исчезающая при повышении освещенности.

Б. оптическая [т. optica] — см. Б. рефракционная.

Б. осевая [т. ахialis] — Б., обусловленная чрезмерной длиной оптической оси глаза.

Б. осложненная [т. сотрlicata] — Б., к-рая сопровождает­ся анатомическими изменениями глаза и снижением зрения.

Б. прогрессирующая [т. progressiva] — Б., характиризующаяся постепенным нарастанием ее степени в результате растяжения заднего отдела глаза.

Б. профессиональная [т. professionalis; син.: Миопия рабочая] — Б., развивающаяся вследствие длительного на­пряжения зрения при рассматривании объектов на близком расстоянии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...