Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация заболеваний международная




[англ. 1Мегпаиотш1 СШязфсаиоп о/Океазез, 1СО\ — перечень всех известных в медицине заболеваний и синдромов, публи­куемый примерно через каждые десять лет Всемирной орга­низацией здравоохранения. Заболевания группируются либо в соответствии с тем, на что они воздействуют (напр., сердеч­но-сосудистые заболевания), либо в соответствии с типом бо­лезни (напр., злокачественные новообразования, травмы и т. д. ); каждой болезни присваивается свой трехзначный но­мер для дальнейшей компьютерной обработки, и сравнения данных по заболеваемости и смертности от нее как в региона­льном, так и в национальном масштабе. Для упрощения су­ществующей классификации нек-рые виды заболеваний по­дразделяются дополнительно; в этом случае им присваивается четырехзначный номер. Также в качестве эксперимента был составлен параллельный Международный перечень заболева­ний — повреждений, расстройств и заболеваний, приводящих к лишению трудоспособности [англ. С1а^1/1сайоп о/ 1тршг-тепй, ОюаЫШез апйНап& сарх, СШЩ, к-рый широко исполь­зуется в настоящее время.

Классификации нарушений — множественность ва­риаций нарушений у человека затрудняет создание их уни­версальной классификации. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и/или педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении. В качестве универсального, собиратель­ного, применяемого в широком смысле термина, обознача-

 

ющего недостаток физической или психической сферы че­ловека сегодня принят термин ограничение (возможно­стей), в англо-американской профессиональной речевой среде — ИапсИсар (ограничение, препятствие). Понятие огра­ничения рассматривается с разных точек зрения и соответст­венно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным раз­витием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профес­сиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные К. н. Наи­более распространенными основаниями являются следую­щие:

· причины нарушений;

· виды нарушений с последующей конкретизацией их ха­
рактера;

· последствия нарушений, к-рые сказываются в дальней­
шей жизни.

В основе последней педагогической, К. н. (М. Воронок) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограни­чения возможностей.

Различаются следующие категории лиц с ограниченны­ми возможностями: гл ухи е; слабослышащие; позд-нооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательно-го аппарат а; лица с нарушениями эмоцио­нально-волевой сферы; лица с нарушением интеллект а; дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с наруше­ниями речи; лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная К. н., в основе к-рой ле­жит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной сис­теме организма:

 

· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигатель­
ный аппарат, хронические заболевания);

· сенсорные нарушения (слух, зрение);

• нарушения деят-ти мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения».
Данная К. н. значима для педагогики лишь как обобщен­
ная системная организация всей совокупности нарушении
развития. Для медицинской сферы эта К. н. более значима,
она считается в медицине бол ее тонко дифференцированной

В сфере социальной защиты, социально-трудового прис, -значимой является К. н. по причинам возникновения нар; > -шения, недостатка. Это связано с особенностями предостае -ления материальной и иной социальной помощи, компенс^-ционных выплат, льгот и др.:

· врожденное нарушение развития;

· несчастный случай, стихийное бедствие;
производственная травма;

· профессиональное заболевание, приведшее к возникно­вению ограничения возможностей;

· дорожно-транспортное происшествие;

· участие в боевых действиях;

· экологические преступления;
болезнь;

· прочие причины.

К. н. по причинам нарушений имеет значение и для пелл-гогики, т. к. знание происхождения того или иного недоста~ -ка развития, в том числе его биологической или социально-обусловленности, а также времени и особенностей возник­новения предоставляет педагогу необходимые исходыь:; данные для планирования индивидуальной программы со­циальной педагогической помощи.

Значимой для социальной сферы и для педагогики я аля; т -ся К. н. по последствиям недостатков, к-рые влияют на даль­нейшую жизнь человека — на его потребность в специал ьн.; образовании, реабилитации (медицинской, психологически. социальной, профессиональной), уходе, обеспечении сп-: _ техническими средствами и др.

 

 

Исходя из К. н., можно определить социально и образо­вательно значимые особые потребности того или иного че­ловека с ограниченными возможностями и соответственно направления коррекционно-образовательной деят-ти: ори­ентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, возможность различных видов деят-ти, возможность занятости, возмож­ность социальной интеграции и социально-экономической независимости.

Свои, частные К. н. имеет каждая предметная область специальной педагогики (Н. М. Назарова).

Кластерный анализ — математическая процедура мно­гомерного анализа, позволяющая на основе множества по­казателей, характеризующих ряд объектов (напр., испытуе­мых), сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однород­ными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, к-рые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употреби­мой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое при­менение в психолингвистике.

Клаустрофилия \с1аш1гор1гШа; лат. с1ат1гит — засов, замок, закрытое помещение + греч. рНШа — влечение, склон­ность; син.: филоклейзия] — навязчивое влечение запирать окна и двери из-за страха оказаться одному в незапертом по­мещении.

Клаустрофобия [с1аи51горНоЫа; с1ат1гит — засов, замок, закрытое помещение + фобия] — навязчивый страх — боязнь закрытых помещений.

Клептомания [греч. Мергб — красть + мания; син.: Им­пульсивное воровство] — импульсивное, немотивируемое влечение к воровству.

 

 

Клептофобия [с! ер1орИоЫа; греч. Мерю бия] — навязчивый страх — боязнь воров.

Клещ1 [англ. т11е] — свобод ножи вущее и паразитирующее членистоногое насекомое, принадлежащее к группе Асаппи. Большинство К. по размеру являются очень маленькими (менее 1 мм длиной). У К. отсутствуют усики и крылья, а тельце не подразделяется отдельно на головку, грудку v. брюшко. Многие виды К. вызывают у человека дерматит (напр., К. вида Оегта1орпа$о1с1е$)', кроме того, К. вида ТготЫ-си1а могут являться переносчиками кустарникового тифа.

Клещ2 [англ. йсК[ — кровососущий паразит, принадлежа­щий к отряду членистоногих. Укусы К. могут приводить к серьезным поражениям кожи, а в нек-рых случаях вызыват: развитие паралича; нек-рые виды К. являются переносчика­ми сыпного тифа, болезни Лайма и возвратного эпидемиче­ского тифа.

Клоническая судорога [греч. Шопоз — беспорядочное движение, дрожь] — судорога в виде следующих друг за др> -гом коротких сокращений мышц, чередующихся с их рас­слаблением.

Клузомания — навязчивое бормотание.

Книги для слабовидящих — книги, напечатаннь: е крупным шрифтом с доступными для зрительного воспри я -тия иллюстрациями.

Книги для слепых —   книги, напечатанные рельеф­но-точечным шрифтом по системе Л. Брайля с доступны", для осязательного восприятия иллюстрациями.

Код генетический [англ. & епейс сойе} —- информации содержащаяся в молекулах ДНК и информационной РНК к-рая определяет последовательность аминокислот в ка. -. -дом белке и таким образом осуществляет контроль за приг: -

лой всех входящих в состав клетки белков. К. г. представляет собой последовательность нуклеиновой кислоты; он состоит из трех последовательно расположенных оснований (они на­зываются кодоном — англ. соЛоп), к-рые кодируют каждую аминокислоту. На рибосомах К. г. переводится в белок. Лю­бое изменение, происходящее в К. г., приводит к нарушению последовательности аминокислот в белковой цепи, вызывая мутацию в организме.

Кожные рецепторы — рецепторы, расположенные в коже и обеспечивающие восприятие механического, темпе­ратурного и болевого раздражения.

Кожный анализатор — анализатор, обеспечивающий восприятие, анализ и синтез информации, поступающей че­рез поверхность кожи, с формированием температурных, тактильных и болевых ощущений.

Кожный рог [согпи си1апеит\ син.: Акрохордон, кератома роговая, Унны фиброкератома] — плоскоклеточная добро­качественная опухоль кожи в виде конического или линей­ного темного образования, состоящего из плотных роговых масс: возникает чаще на открытых участках тела.

Коитофобия [соНорПоЫа: лат. согШ$ — совокупление + фобия; син.: миксофобия] — навязчивый страх — боязнь ко­итуса.

Кокаин [англ, сосате] — алкалоид, получаемый из листьев южно-американской коки \Егу1Игоху1оп соса] или синтетиче­ски; иногда используется в качестве местного анестетика в хирургии глаза, уха, носа и горла. К. сужает мелкие крове­носные сосуды в месте его воздействия.

Кокаинизм [англ, сосашзт] — 1. Привычное употребле­ние или пристрастие к кокаину благодаря создаваемому им, 1пьяняющему воздействию на организм человека. 2. Физи-

 

ческое и умственное истощение, возникающее в результате постоянного применения кокаина.

Колобома [со1оЬота; греч. 1со1оЬдта — отбитая, отнятая часть, увечье; /со1одбо — сокращать, укорачивать, увечить] — общее название нек-рых видов врожденных, реже приобре­тенных нарушений тканей глаза (края века, радужки, собст­венно сосудистой оболочки сетчатки, диска зрительного нерва, хрусталика).

Коммуникативная функция речи — функция обще­ния: характеризуется наличием в речи сообщения и побуж­дения к действию. Общаясь с др. людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмо­циональные состояния, но и воздействует на них.

Формы речевого воздействия — вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др. В одном и том же высказывании могут быть объедине­ны сообщение и побуждение к действию, напр.: я хочу получать от тебя письма ежедневно. Наряду с этим в высказывании может преобладать сообщение: по­лучил письмо или побуждение к действию: напиши письмо.

В К. ф. р. большое значение имеет интонация.

Формирование К. ф. р. у различных категорий детей со спец. образовательными потребностями (за исключением слепых ислабовидящих) возможно лишь в условиях спец. обучения, организуемого с учетом характера наруше­ния речи в целом. Существуют общие черты обучения, на­правленного на формирование К. ф. р. у различных катего­рий детей со спец. образовательными потребностями: связь работы над речью со всеми видами деят-ти детей и создание стимулов к общению; развитие речи в условиях постоянной речевой практики; в связи с этим преодоление наблюдаю­щейся у этих детей нерешительности в пользовании речью и воспитание интереса к речевому общению.

 

Словесное общение глухих и слепоглухих детей с окружающими возможно только после спец. обучения. У них К. ф, р. формируется с большими трудностями, обу­словленными задержкой их общего речевого развития, недо­статочной внятностью произношения, необходимостью воспринимать речь собеседника зрительно (при глухоте), пу­тем осязания (при слепоглухоте). Услепоглухонемых детей формирование словесного общения затруднено еще и потому, что овладение устной формой речи протекает у них особо замедленно. Поэтому в общении с окружающими они длительное время пользуются дактильной формой речи.

Эта же форма речи используется главным образом как вспомогательное средство при формировании речевого об­щения и у г л у х и х детей.

В тех случаях, когда у с л а б о с л ы ш а щ и х детей сохра­няется возможность воспринимать речь на слух, К. ф. р. раз­вивается в процессе общения с окружающими. Однако недо­статочный запас слов, аграмматизм и дефекты произноше­ния, обусловленные сниженным слухом, препятствуют развитию у них К. ф. р. Необходимо проводить спец. педаго­гическую работу, направленную на развитие словесного об­щения с окружающими. В качестве вспомогательного сред­ства широко используется звукоусиливающая аппаратура. Однако при незначительном остаточном слухе, позволяю­щем воспринимать только отдельные речевые звуки, К. ф. р. формируется, как и у глухих детей, только в условиях спец. обучения.

Общее речевое недоразвитие умственно отсталых детей сказывается и на К. ф. р. Нормальному речевому обще­нию препятствуют неполное и неточное понимание умст­венно отсталым ребенком обращенной к нему речи, ограни­ченность словаря, афамматизм, нарушения произношения.

Постоянная смена роли слушающего и говорящего в про­цессе диалога трудна для умственно отсталых детей.

У детей, страдающих различными недостатками речи при сохранном слухе, развитие К. ф. р. задерживается: в одних

 

случаях вследствие различных расстройств фонетической стороны речи (косноязычие, гнусавость, заикание и др. ). снижающих у ребенка желание общаться с окружающими при помощи словесной речи. В этих случаях спец. педагоги­ческая работа, направленная на коррекцию произноситель­ной стороны речи, оказывает положительное влияние и на формирование К. ф. р.; в других случаях, при тяжелых нару­шениях речи (моторная и сенсорная алалия) К. ф. р., так же как и речь в целом, развивается только при спец. обучении.

Компенсация [лат. сотретайо возмещение; сотрето. сотретаШт уравновешивать, возмещать] — состояние полного и частичного возмещения функций поврежденных систем, органов и тканей организма за счет компенсаторных процессов.

К. нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате к. -л. функций вследствие перенесенных заболе­ваний или травматических повреждений.

Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

В результате развития процессов К. н. ф. функциональ­ное нарушение, вызванное повреждением, в той или иной мере возмещается.

После повреждения или заболевания, вызывающего на­рушение работы какой-то системы организма, наблюдаютсг изменения в функциях организма, идущие в двух направле­ниях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи ор­ганов и систем и сопряженного их развития каждое частное нарушение приводит к изменению др. функций — в органи з -ме возникают вторичные патологические процессы. С др> -гой стороны, включаются защитные средства организма, мс -билизуются разнообразные резервные ресурсы, возникай:: различного рода перестройки и замещения, к-рые противс -

 

действуют прогрессирующему развитию патологических процессов.

В зависимости от характера нарушений, состава и струк­туры нарушенных функций восстановление функций осу­ществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. н. ф. при самых различных повреждениях играет ЦНС. Поэтому в формировании механизмов К. уста­новлены нек-рые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов.

Для спец. педагогики особое значение имеют вопросы К. н. ф. поражений ЦНС, в том числе анализаторов. При по­вреждении ЦНС нейродинамическая перестройка захваты­вает все основные ее отделы: подкорку со сложными без­условными рефлексами и кору, включающую первую и вто­рую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетическую деят-ть. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отде­лами коры больших полушарий мозга, отношения между пе­риферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом.

При повреждении нервной системы важную роль в про­цессах К. н. ф. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспри­нимающих аппаратов. При процессах К. н. ф., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сиг­нализация от внешней среды, поступающая через анализа­торы и регулирующая деят-ть организма.

Согласно концепции П. К. Анохина, решающим момен­том в создании новой функциональной системы при К. н. ф. является оценка результатов, к к-рым приводят попытки ор-

 

 

ганизма (животного или человека) устранить нарушение, осуществляемая благодаря наличию «обратной афферента-ции». Существуют два типа К. н. ф.: внутрисистемная, осу­ществляемая за счет привлечения сохранных нервных эле­ментов пострадавших структур, и межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека наблюдаются оба типа К. н. ф. Они имеют боль­шое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших нарушений развития. Так, К. н. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит гл. обр путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деят-ти двигательного и кожно-кинестетического анализаторов), что требует спец. обучения.

Комплекс неполноценности [англ. т/епогИу сотр-1ех] — 1. Бессознательное и сильно преувеличенное чувстве собственной маловажности или неполноценности, к-рое проявляется в оборонительном или к. -л. компенсирующем это чувство поведении (напр., в агрессии). 2. В психоанали­зе — комплекс, возникающий в результате конфликта межл; -эдиповыми желаниями и недостатком действительных воз­можностей к их осуществлению у ребенка. Это может при во­дить к развитию у ребенка чувства собственной неполноцен -ности.

Комплекс оживления —     выраженная эмоционать-но-двигательная реакция младенца на появление взрослого Впервые под этим названием описан в конце 20-х гг. Н. Л. Фи -гуриным и М. П. Денисовой. К. о. выражается в первоначаль­ной фиксации взгляда, затем в двигательном оживлении ручек и ножек (при появлении взрослого ребенок тянется к нем;. вскидывает ручки и перебирает ножками), ребенок улыбается тихо вокализирует. Особое значение для ребенка имеют верх­няя часть лица и интонация голоса взрослого.

При нормальном развитии К. о. проявляется на втором месяце жизни ребенка, когда он начинает выделять взросло -

 

го из окружающей обстановки. Благодаря К. о. устанавлива­ется прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении (Л/. И. Лисина). Отсутствие или парадоксальное проявление К. о. может служить ранним симптомом различных отклонений. Так, К. о. не проявляет­ся при врожденных нарушениях зрительного и слухового анализаторов. Отсутствие двигательных компонентов К. о. может указывать на поражение двигательной сферы, а вока­лизаций — на поражение речедвигательного аппарата (Б. П. Пузанов).

Комплекс психический [лат. сотр1ехт применяемое в психоанализе обозначение длительно сохра­няющихся эмоционально окрашенных мыслей, подавлен­ных желаний, вытесненных в подсознание, но оказывающих существенное влияние на установки и поведение человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...