Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения умственной работоспособности.




Анализ нарушений психики в параметрах познавательной и личностной сфер не является исчерпывающим. У ряда больных психологический эксперимент не обнаруживал измененной системы понятий. Больные удовлетворительно осмысливали задания, требовавшие синтеза, обобщения; их ассоциации носили адекватный характер; не было изменено и отношение к ситуации эксперимента.

Вместе с тем эти пациенты не могли в конкретной работе длительно удерживать правильный способ действий, допускали ошибки. В этих случаях можно говорить о нарушении умственной работоспособности, которая является следствием повышенной истощаемости нервных процессов. При этом приобретенные в прошлой жизнедеятельности человека навыки, его интеллектуальные операции остаются нередко сохранными. Между тем больной не в состоянии выполнить умственных заданий, требующих длительных и устойчивых усилий.

Нарушение умственной работоспособности находит свое выражение в ряде проявлений и принимает нередко характер нарушений как бы отдельных процессов, например, памяти и внимания. Если таким больным предложить заучивание 10 слов и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер.

Аналогичные результаты были получены и при исследовании больных с помощью пробы Крепелина. Кривая, изображающая количество допущенных ошибок, носит тоже ломаный характер, свидетельствуя о прерывистости и лабильности интеллектуальной продуктивности больных. Подобная прерывистость психических процессов, неустойчивость их динамики, связанная, очевидно, с колебаниями коркового тонуса, приводит нередко к нарушениям и более сложных форм интеллектуальной деятельности – к непоследовательности суждений.

Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости уровня выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен. Больные правильно усваивали инструкцию, хорошо анализировали и синтезировали материал, понимали переносный смысл пословиц и метафор. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым. Выполняя экспериментальное задание, больные не удерживали правильный способ действий в течение длительного времени. Правильные способы выполнения задания чередовались с ошибочными. Нередко правильное, адекватное выполнение задания прерывается внезапно наступающими колебаниями эмоциональной сферы больных. Небольшая допущенная ошибка, неосторожное замечание экспериментатора по ее поводу дезорганизуют правильное выполнение задачи.

Колебания умственной работоспособности больных приводили их к неправильным решениям задач и формулировке неверных суждений. Однако последние возникали периодически и не свидетельствовали о стойком снижении интеллектуальных процессов больных, о распаде их синтетической деятельности. Ошибки мышления пациентов возникали потому, что отдельные правильные суждения не доводились до конца, обрывались, отдельные этапы забывались и не складывались в единую стройную цепь рассуждений. Подобные нарушения не могут быть объяснены изменением системы понятий, они носят динамический характер. Больные правильно намечают ход суждений, некоторое время он совершается в пределах заранее установленной программы, однако больной не в состоянии прочно удержать ее. Посторонние раздражители легко нарушают эту адекватную программу действий.

Колебания умственных достижений при выполнении самых различных задач являются проявлением более общего нарушения – неустойчивости умственной работоспособности больных. Именно колебания умственной работоспособности приводят к тому, что одни и те же больные то кажутся людьми полноценными, адекватно мыслящими и действующими, то производят впечатление людей, действия которых лишены целенаправленности. Подобные нарушения чаще всего встречались у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга на ранней стадии болезни. Подобные колебания являются, очевидно, проявлением быстро наступающего истощения психических процессов. Эта истощаемость своеобразна и ее следует отличать от обычной истощаемости, которая наблюдается у здорового человека. В последнем случае наступает замедленность темпа работы, нарастание количества ошибок к концу эксперимента. Так, если здоровый испытуемый утомлен, он будет медленнее выполнять ее на адекватном для него уровне. Истощаемость же психических процессов у больных вызывает временное изменение самого качества их умственных достижений, уровня их умственной деятельности. Умственная работоспособность может быть также нарушена вследствие быстрого «пресыщения», явления, близкого по своему проявлению к истощаемости, но все же имеющего иную психологическую характеристику. Это такое состояние, когда у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия, в то время как условия заставляют его им заниматься.

В этих случаях возникают изменения в деятельности испытуемого, «вариации» заданного действия. Так, если испытуемому приходилось выполнять монотонное задание, например, чертить черточки, это действие прерывалось привнесением вариаций: испытуемые отвлекались на время от основной цели задания, выполняли какие-то другие действия, не относящиеся к делу (начинали посвистывать, петь, сама внешняя сторона деятельности менялась – черточки становились больше, меньше, менялись их конфигурации). Эти вариации рассматриваются как показатели наступающего пресыщения, т.е. как фактор, прерывающий целенаправленность деятельности.

Колебания умственной работоспособности могут возникать и как следствие нарушения совершенно иного фактора – тенденции к чрезмерному опосредованию. Больные, у которых отмечалось снижение умственной работоспособности, были в основном личностно сохранны. Они замечали свои ошибки, пытались их компенсировать. При этом возникало иногда чрезмерное стремление опосредовать свое поведение и действия. Особенно четко это выявилось в опыте на опосредованное запоминание по методу пиктограмм. Сам факт опосредования какого-либо действия является адекватным свойством психической деятельности здорового человека. Несмотря на то, что опосредование отвлекает на себя усилия субъекта, оно (это опосредование) не разрушает ни целостности усвоения, ни логического течения суждений и умозаключений человека.

Усилия же больных столь резко направлены на приемы компенсации, на постоянное отыскивание «костылей», т.е. опоры, что нарушается целостность восприятия, гармоничность протекания интеллектуального процесса больного. Повышение стремления больного опосредовать и корригировать свои действия затрудняет выполнение умственной работы, придает ей характер прерывистости.

Проблема нарушения работоспособности имеет большое значение при решении практических задач клиники и педагогики. Неуспеваемость ребенка или непродуктивность в работе может объясняться не плохим уровнем знаний, не утерей навыков, не отсутствием личностной направленности, а лишь изменением корковой нейродинамики, обусловливающей снижение работоспособности человека (которая может быть восстановлена под влиянием терапевтических и коррекционно-педагогических воздействий).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...