Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 7 Функционально-стоимостный анализ




А.Б.Попов

Разговор о функционально-стоимостном анализе лучше всего начать со знаменитых уловок веселых жителей болгарского города Габрово. Помните?

Купил габровец автомобиль. Однако, расплачиваясь, задержал часть суммы в виде гарантии сроком на месяц. Не прошло и трех дней, как продавец получил обратно автомобильный клаксон от жены покупателя:

- Возвращаю вам клаксон, так как мой муж, потренировавшись, выучился гудеть сам. Вычтите стоимость клаксона из остатка причитающейся вам суммы и закройте счет.

А еще о габровцах рассказывают, что они … на ночь останавливают часы, чтобы не изнашивались части … продают бесцветный лимонад в цветных бутылках, а пьют его из цветных бокалов… покупая жене пудру, подсыпают в коробку муки, чтобы хватило надолго… ночью зажигают в курятнике ламы, чтобы курицы подумали, что уже рассвело, и снеслись еще раз.

В габровских уловках в юмористической форме используются почти все главные принципы, которые лежат в основе функционально-стоимостного анализа.

Здесь и полная уверенность в том, что в любом деле есть скрытые резервы. (Действительно, зачем часам идти ночью?) И умение правильно определить бесполезные функции. (Разве нужен автомобилю клаксон, если муж гудит не хуже? Зачем окрашивать лимонад, когда уже окрашено стекло?) И изобретательность при поиске новых способов выполнения дорогостоящих функций (Чем мука не пудра?) И неутомимое желание повысить эффективность производства (Куры, между прочим, при увеличении светового периода действительно несутся лучше.)

Но, разумеется, функционально-стоимостный анализ имеет с габровскими уловками не только общие черты, но и отличия.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов.

Пользуясь этим определением, не сразу можно увидеть связь ФСА с деятельностью рационализаторов и изобретателей. Поэтому приведем образное определение ФСА, данное английским экономистом В. Л. Гейджем. Оно отнюдь не противоречит предыдущему определению, но показывает более выпукло одну из сторон метода. «Функционально-стоимостный анализ является концентрированной атакой на «излишнюю» стоимость, в первую очередь на ту ее часть, которая связана с несовершенством конструкции».

Со своей стороны добавим, что ФСА можно рассматривать и в качестве одного из современных методов интенсификации рационализаторской и изобретательской работы. Интенсификации в том смысле, что с помощью ФСА можно увеличить поток рационализаторских и изобретательских решений не вообще, а конкретно на том участке технического фронта, где они особенно нужны. И обеспечить их появление не тогда, когда «поезд уже ушел», а как раз в тот момент модернизации или проектирования новой техники.

Рождение ФСА и его развитие тесно связаны с появлением и совершенствованием методов поиска новых технических решений. ФСА, так же как и методы поиска, появился на свет в виде отклика на настоятельную потребность промышленности в новых технических решениях. Не случайно выполнение первых работ с широким применением отдельных приемов ФСА относится ко времени второй мировой войны, ко времени появления мозговой атаки и морфологического анализа. Становление ФСА происходит на рубеже сороковых-пятидесятых годов.

Во время второй мировой войны из-за нехватки материалов многие изделия стали выпускаться из более доступных «заменителей». Так, наши авиастроители применили для изготовления некоторых деталей чугун вместо бронзы, в ряде случае на смену металлическим деталям пришли даже деревянные. Аналогичная работа велась и за рубежом. В фирме «Дженерал электрик» после войны проанализировали работу «заменителей» в различных конструкциях. Анализ показал, что в каждой даже хорошо обработанной конструкции содержатся значительные резервы. Переход на более доступные и дешевые «заменители» в большинстве конструкций не ухудшил технических характеристик машин и агрегатов. Детали работал нормально, а в ряде случаев их надежность даже повысилась.

В 1947 году в той же фирме была создана группа специалистов во главе с Л. Д. Майлзом, которая занялась планомерным снижением издержек, основываясь на вскрытии резервов конструкции. Был разработан метод, который Майлз назвал инженерно-стоимостным анализом и определил как «прикладную философию». По Л. Майлзу, «анализ стоимости – это организованный творческий подход, цель которого заключается в эффективном определении непроизводительных затрат и издержек, не обеспечивающих ни качества, ни полезности, ни долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика».

В 1949-1952 годах в нашей стране Ю. М. Соболев опубликовал ряд работ, в которых изложил метод поэлементной обработки конструкции. Основу метода составляли индивидуальный подход к каждому элементу конструкции, разделение элементов по принципу их функционирования на основные и вспомогательные, нахождение в результате анализа новых, более выгодных конструкторско-технологических решений.

Применив свой метод на узле крепления микротелефона, автор добился сокращения перечня применяемых деталей на 70 процентов, расхода материалов – на 42 процента, трудоемкости – на 69. В результате себестоимость узла снизилась в 1,7 раза.

Большой интерес вызвал метод Ю. М. Соболева у специалистов ГДР. Его изучали, широко применяли для рационализации производства. Как отмечают Х. Эберт и К. Томас, основные идеи Соболева были учтены при создании в ГДР метода, направленного на анализ затрат потребительской стоимости.

Так в промышленно развитых странах постепенно под разными именами формировалась система, которую сегодня мы называем ФСА.

В США и странах Западной Европы первоначально метод, предложенный Л. Майлзом, не получил поддержки. Как отмечал английский экономист А. Херрис, «у многих руководителей при ознакомлении с основами ФСА создавалось обманчивое впечатление, что они давно используют этот метод в своей практике». Это, в частности, оказало сдерживающее влияние на распространение ФСА в промышленности США. Только многочисленные примеры успешного применения нового метода убедили скептиков.

За первые 17 лет использования ФСА (с 1947 по 1964 год), по заявлению руководителей «Дженерал электрик», метод сэкономил компании 200 миллионов долларов. В период с 1965 по 1968 год на каждый доллар, израсходованный на ФСА, «Дженерал электрик» получила 25 долларов экономии. При этом сроки выполнения проектно-конструкторских работ сократились на 25 процентов.

Экономическая эффективность ФСА привлекла к нему внимание поставщиков «Дженерал электрик» и ее конкурентов. Сначала они, а затем и другие компании различных отраслей стали применять ФСА. В 1959 году было создано Общество американских инженеров-специалистов по ФСА. К 1964 году свыше 10 процентов всех фирм американской обрабатывающей промышленности использовали этот метод.

Чтобы было более ясно, почему метод распространялся во всех промышленно развитых странах, приведем пример из опыта английской электротехнической фирмы «Плесси компании». Неоднократные попытки инженеров фирмы снизить издержки производства на изготовление поршня электрогидравлического насоса для авиационного двигателя не дали результатов. Казалось, все возможности здесь исчерпаны. Однако при проработке этого поршня в группе ФСА было найдено, что он может быть заменен стальным шариком, стоимость которого – 4 процента от стоимости поршня.

Десятки и сотни таких примеров постепенно делали свое дело. ФСА получает все большее признание в США и Европе, а позднее и в Японии, где сейчас он используется наиболее активно.

В ФРГ в 1969 году Союзом немецких инженеров издается руководящий материал по ФСА, в 1973 году – промышленный стандарт. С 1975 года такой же стандарт действует в Австрии.

Из социалистических стран первыми начали применять ФСА инженеры и рационализаторы ГДР, ПНР, ЧССР. В ГДР был создан координационный центр по ФСА, в 1971 году издана инструкция по ФСА, а в 1973-м – специальный стандарт.

Практическое использование ФСА в Советском Союзе относится к концу шестидесятых - началу семидесятых годов. Первыми начали применять ФСА производственные объединения «Электролуч» (Москва) и «Уралмаш», Свердловский машиностроительный завод им. Воровского, Чебоксарский электроаппаратный завод.

В 1976 году коллегия Министерства электротехнической промышленности приняла решение о внедрении ФСА в целом по отрасли в качестве системного метода снижения затрат на производство и эксплуатацию электротехнической продукции. С 1979 года идет работа по использованию ФСА в Министерстве машиностроения для легкой и пищевой промышленности.

В начале восьмидесятых годов начинается качественно новый этап в развитии ФСА в нашей стране, характеризующийся планомерным внедрением метода в различных отраслях промышленности. В 1982 году положительный опыт электротехнической промышленности по внедрению ФСА был отмечен в постановлении ЦК КПСС «О работе Министерства электротехнической промышленности по экономии материальных и трудовых ресурсов в свете требований XXVI съезда КПСС». ЦК КПСС поручил Госплану СССР, ГКНТ, Госкомтруду СССР, ЦСУ СССР «обобщить имеющийся в Минэлектротехпроме опыт применения функционально-стоимостного анализа в качестве повышения инструмента эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, разработать и осуществить мероприятия по распространению его в народном хозяйстве».

Сегодня ФСА внедряется в целом ряде машиностроительных отраслей.

Функционально – стоимостный анализ конкретного объекта на предприятии проводит так называемая временная рабочая группа. В ее состав помимо конструктора, технолога, инженера – исследователя и других специалистов, непосредственно связанных с анализируемым объектом по своей основной работе, входят и один – два опытных рационализатора или изобретателя «со стороны». Руководит работой группы инженер – организатор ФСА, прошедший специальную подготовку по применению метода.

Работа ведется по определенному плану, включающему семь этапов.

На первом – подготовительном – этапе производится выбор объекта. ФСА – метод универсальный, его можно использовать для решения самых разнообразных задач: снижения себестоимости продукции, транспортных расходов, повышения производительности труда, замены дефицитных и дорогостоящих материалов, сокращения или ликвидации брака …

Основной задачей второго – информационного – этапа являются сбор, систематизация и всестороннее изучение информации об объекте и его аналогах. Рассматриваются, в частности, и отклоненные рационализаторские предложения по объекту.

Более глубокое изучение по объекта на следующем – аналитическом – этапе. Здесь вскрываются резервы исследуемой конструкции или технологии.

Поиск «излишков» начинается с выявления и формулирования функций объекта и его элементов. Покажем, как это делается на примере простейшего объекта, показанного на рисунке 1.

Это зажимной брусок из стали размером 50×25×13 мм с двумя резьбовыми отверстиями. Годовая продукция – четыре тысячи в год.

Какова же функция бруска?

Размещаемый внутри сложного устройства, он обеспечивал разъемное соединение нескольких деталей, то есть выполнял ту же функцию, что и две гайки. Однако кроме этой основной функции он обеспечивал и две вспомогательные. Одна из них – самофиксация при монтаже – была связана с труднодоступностью места крепления. Это и заставило конструктора отказаться от применения гаек, так как их нельзя было «достать» ключом при монтаже. Роме того, брусок предотвращал самоотвинчивание при эксплуатации (это также не могли обеспечить простые гайки).

Для сложных объектов после выявления всех функций и разделения их на основные, вспомогательные, бесполезные и вредные на аналитическом этапе строится функциональная модель и определяется значимость каждой функции. Для нашего же зажимного бруска мы сразу можем перейти к определению затрат, связанных с реализацией функций.

Получив от экономистов информацию о том, что наш брусок стоит в десять раз дороже, чем две гайки с отверстиями требуемого диаметра, без труда определим, что вспомогательные функции обходятся в девять раз дороже основной. Это существенно уточняет задачу по совершенствованию объекта. Теперь ее сформулировать можно, например, так: найти способ закрепления двух гаек неподвижно относительно друг друга.

Следующий этап, пожалуй, самый интересный – творческий. Такая простая задача, как способ закрепления двух гаек, особых приемов технического творчества, очевидно, не требует. Несложно сразу получить целый список решений: склеить гайки гранями; приварить гайки к куску проволоки; приварить гайки к основанию из листового металла - и т.д.

На практике нашел применение третий вариант (рис. 2). Стоимость узла оказалась в четыре раза меньше стоимости зажимного бруска.

Поиск путей совершенствования более сложных объектов, конечно, не так прост.

На рис. 3 показана конструкция хомутика до ФСА. Его корпус сваривался точечной сваркой из трех штампованных деталей. Идея новой конструкции (рис. 4) была найдена на творческом этапе ФСА методом мозговой атаки. Корпус хомутика стали изготавливать из одной листовой заготовки. Вес уменьшился в три раза, себестоимость снизилась на 75 процентов.

На последующих этапах ФСА – исследовательском, рекомендательном и этапе внедрения – последовательно отбираются и внедряются наиболее эффективные решения. Заканчиваются работы по ФСА оценкой экономической эффективности внесенных предложений.

Сегодня ФСА представляет собой сложную систему методов, организационных мероприятий и специализированного информационного обеспечения. Эта система вбирает в себя все новейшие достижения в области производства идей и решений и направлена на достижение конкретных экономических результатов.

В заключение можно отметить, что знакомство с ФСА это явно не удовлетворит. Поэтому попробуем воспользоваться приемом, найденным одним находчивым туристом.

Отправляясь в Париж, он получил от многочисленных друзей заказы на открытки с видами города. Убедившись на месте, что количество достопримечательностей Парижа намного превосходит его финансовые возможности, изобретательный путешественник разослал всем своим друзьям открытку с изображением Эйфелевой башни, снабдив ее подписью. «Это сооружение является одним из украшений Парижа. С башни можно рассмотреть почти все остальные достопримечательности города».

Используя этот прием, отошлем желающих ознакомиться с ФСА более детально к следующей литературе:

1. Основы функционально-стоимостного анализа. Под ред. М. Г. Карпунина и Б. И. Майданчика. М., «Энергия», 1980.

2. Функционально-стоимостный анализ в электротехнической промышленности. Под ред. М. Г. Карпунина. М., Энергоатомиздат, 1984.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...