Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар по теме 1. Проблема выделения нормы и патологии психики




Основы патопсихологии

Учебно-методические пособие по изучению дисциплины

Д

 

Тема 1. Предмет и структура патопсихологии

Содержание, предмет и задачи клинической психологии и медицинской

Психологии, соотношение нормы и патологии психики, симптомы, синдромы и симптомокомплексы, акцентуации характера, классификация психических

Нарушений

 

Клиническая психология - это дисциплина, посвященная пониманию и лечению психологических проблем. Предметом патопсихологии являются частные и общие закономерности изменений (нарушений) и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития.

Клиническая психология, как область психологической науки, изучающая особенности психических процессов, свойств и состояний, влияющих на возникновение, течение и преодоление недугов, на повышение адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития в связи с предупреждением заболеваний и укреплением здоровья занимает одно из центральных мест в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Общая клиническая психология включает в себя основные закономерности психики больного человека, критерии нормы и патологии, временные изменения сознания, психосоматику, психогигиену и психотерапию, проблемы психологического климата учреждения, где находится больной человек, и вопросы медицинской этики. Частная клиническая психология имеет дело с конкретным больным и его конкретным заболеванием. Составными частями данной дисциплины являются: нейропсихология, психофизиология, психиатрия, патопсихология и психопатология. Психопатология, как отрасль медицины, направлена на изучение общих закономерностей психических заболеваний, исследование их симптомов и синдромов, выявление патогенетических механизмов психических нарушений. Патопсихология, являясь психологической дисциплиной, исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает процессы распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями протекания психических процессов в норме. Таким образом, при всей близости объектов исследования психопатология и патопсихология отличаются своими предметами. Установление клинического диагноза заболевания, назначение соответствующего лечения – компетенция психиатра, а психологическое исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности больного, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно-восстановительной работы – компетенция патопсихолога.

В современных условиях наблюдается рост числа психических заболеваний, особенно тех, которые психиатры называют пограничными расстройствами, неврозов, психопатий, пограничной умственной отсталости. Распространенность психических нарушений среди населения даже в развитых странах составляет от 5 до 20 %, но на самом деле больных значительно больше, т.к. очень многие не обращаются по поводу своих проблем к психиатрам. Поэтому необходимо знать признаки психических расстройств.

Для специалистов, работающих с людьми, важно иметь представления о личностной норме и видеть грань между нормой и патологией.

Принято полагать, что понятие личность включает в качестве своего рода базисатемперамент и характер. Под темпераментом понимают индивидуальный тип биологических реакций – врожденные особенности индивидуальности, наиболее костные, стойкие, консервативные, мало изменчивые и свойственные человеку на протяжении практически всей его жизни. Физиологические основы темперамента наиболее убедительно раскрыты в работах И.П. Павлова. Он выделил четыре основных типа ВНД, которые явились научной базой для типов темперамента, описанных еще Гиппократом, – холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Важно заметить, что во всех случаях речь идет о норме, а не о патологии. Даже представители слабого типа, в силу присущей им высокой чувствительности, могут добиваться высоких результатов в учении, труде и творческой деятельности.

Темперамент является основой для формирования более специфических для человека качеств индивидуальности – характерологических свойств. Характер – это индивидуальный тип психических реакций на действие непосредственных раздражителей и впечатлений действительности. Формирование характера представляет собой сложный и длительный процесс, обусловленный обстоятельствами жизни и всей историей воспитания данной личности.

Б.Г. Ананьев выделил следующие основные компоненты (или свойства) характера: Жизненная направленность – потребности, интересы, идеалы. Нравственные привычки – привязанности, вкусы. Коммуникативные свойства характера – отношение личности к другим людям. Самооценка – отношение к самому себе. Волевые и интеллектуальные свойства. Эмоционально-динамические свойства, образовавшиеся из темперамента.

Нормально структурированной является личность, характерные особенности которой по выраженности находятся по середине между парами характерологических черт типа: «замкнут – общителен», «уверен – не уверен в себе», «упорен – уступчив», «доверчив – подозрителен» и т.п.

Психологи, социологи и психиатры выделяют типы личностных вариаций, основанные на социально-психологических характеристиках. Например, конформист, изгой, фанатик, антисоциальная личность, пассивно-агрессивная личность.

Для клинических психологов, психотерапевтов и психиатров существенно более значимы медицински-ориентированные перечни личностных изменений, ставящие своей целью описание состояний, промежуточных между психическим здоровьем и болезненным состоянием.

Новый этап в разработке проблематики соотношения норма – патология наступил с момента выделения акцентуаций характера. Это понятие введено К. Леонгардом (1964, 1981) и А.Е. Личко (1973, 1983) для характеристики девиаций темперамента, характера или личности психически здоровых лиц. При акцентуациях отдельные личностные черты чрезмерно усилены. Вследствие этого обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. В отличие от психопатий, здесь нет тотального изменения личностных свойств. Речь не идет о расстройствах адаптации, обусловленных наличием измененной личностной структуры.

Говоря о вариантах акцентуированных личностей, Леонгард имел в виду черты характера и темперамента, формирующие человека как личность, когда он (человек) представляет собой отклонение от некоего стандарта. Типы акцентуаций выделяют по аналогии с психопатиями. Возможны самые разнообразные сочетания акцентированных черт характера и темперамента, в том числе находящиеся в известной зависимости от возраста. Так, А.Е. Личко выделяет как наиболее часто встречающиеся в подростковом периоде гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный и конформно-гипертимный варианты конституций. Дистимический и застревающий типы Леонгарда в подростковом возрасте практически не встречаются.

Акцентуации могут обнаруживаться только в определенных условиях. Либо в силу биологических перестроек во время пубертатного периода – «пубертатные кризы». Либо (чаще) под влиянием психических травм или трудных ситуаций в жизни, т.е. тех, которые предъявляют повышенные требования к месту «наименьшего сопротивления в характере». Например, для гипертимной личности особенно тяжела изоляция от сверстников, вынужденное безделье при строгом размеренном режиме. Для шизоидной – необходимость быстро устанавливать с окружающими неформальные контакты. В обычных условиях акцентированные свойства почти не обнаруживаются. При акцентуациях речь идет о крайних вариантах нормы. Акцентуация характера не может быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации основывается на клиническом обследовании и психологическом исследовании.

Качественное различие этих состояний от психопатологии, прежде всего, состоит в том, что в основе заболеваний лежит определенная патофизиологическая аномальность и их формирование подчинено клиническим закономерностям. В данном случае отдельные психологически понятные черты характера, внешне проявляющиеся как психопатоподобные симптомы, не складываются в клинические синдромы и формы расстройств. Всегда имеет место: учет ситуации, способность произвольно выбирать линию поведения (за исключением патологического аффекта, патологического алкогольного опьянения и н. др.), нет склонности к фиксации патологических реакций.

Таким образом, исключительно важно отличать (т.е. дифференцировать) норму, крайние проявления нормы и патологические клинические состояния. В каждом отдельном случае дифференциальный анализ проводится на основании симптомов, синдромов, которые складываются в нозологические формы. Симптом – это отдельный признак заболевания, внешне проявляющееся отклонение от нормы. Синдром – устойчивое сочетание симптомов, характерное для какого-либо заболевания, и имеющее в своей основе единый патогенетический механизм.

Для того, чтобы различать норму и патологию необходимо хорошо представлять себе клинические формы психических расстройств, которые относятся к сфере клинической психиатрии и неврологии.

Психические заболевания разделяются на несколько групп:

I. Психогенные. В основе имеются психологические причины.

1. Неврозы.

2. Реактивные психозы (в основе реакции на психотравму).

3. Патохарактерологические формирования развития. Приобретенные расстройства личности.

II. Эндогенные. В основе биологические причины

1. Шизофрения.

2. Маниакально - депрессивный психоз (МДП).

3. Истинная эпилепсия (врожденная).

III. Резидуальные психические расстройства. Расстройства, возникающие после травм головного мозга, инсультов, нейроинфекций, патологии родов и др.

IV. Врожденные патологические состояния

1. Интеллектуальная недостаточность

2. Врожденные дисгармонии интеллектуально-волевой сферы (врожденные психопатии).

V. Психо - социальные нарушения. Специальная психиатрия.

1. Алкоголизм.

2. Токсикомания.

3. Наркомания.

В кратком виде мы перечислили группы болезней, с которыми сталкиваются врачи и психологи. Для врачей существуют специальные классификации психических расстройств. Они разработаны для облегчения международного сотрудничества и совершенствования диагностики и статистики психических болезней. Проще говоря, для того чтобы специалисты разных стран лучше понимали друг друга. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России, как и в большинстве других стран, используется Международная классификация болезней 10-ого пересмотра (МКБ-10), статистическая классификация психических болезней. В научной и клинической литературе встречаются указания на классификацию болезней под аббревиатурой DSM–IV, эта классификация используется в основном американскими психиатрами.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом патопсихологии?

2. Что относится к объекту клинической психологии?

3. Перечислите составные части дисциплины «Клиническая психология».

4. Назовите сходство и различия дисциплин «Психопатология» и «Патопсихология».

5. Назовите основные критерии разграничения нормы и патологии.

6. Определите понятия симптома, синдрома и симптомокомплекса.

7. Является ли акцентуация характера заболеванием?

8. Назовите основные группы психических заболеваний.

9. Какие официальные классификации болезней используются в медицинской практике?

10. Какая классификация болезней используется в России?

11. Для чего нужны международные классификации болезней?

 

Семинар по теме 1. Проблема выделения нормы и патологии психики

 

Учебные вопросы:

1. В чем заключается основная проблема изучения психопатологии?

2. Какие общие черты характерны для патологического психологического функционирования?

3. Охарактеризуйте понятие отклонение психологического функционирования.

4. В чем сложности определения нормы поведения?

5. Является ли обязательным фактор страдания для патологической психики?

6. Что подразумевается под понятием психическая дисфункция? В чем состоит ее основное проявление?

7. С каких точек зрения следует рассматривать понятие опасность заболевания, в частности, психического заболевания?

8. Чем различаются такие категории, как «норма – патология» и «здоровье - болезнь»?

9. Что является обязательным условием для проведения лечебных мероприятий в отношении пациента?

10. Какова цель лечебных мероприятий при психопатологии?

 

Темы докладов:

1. Проблема выделения нормы и патологии психики.

2. Взаимосвязи психического и соматического в норме и патологии.

3. Юридические основы оказания психиатрической помощи населению.

 

Вопросы для дискуссии:

1. Чем Вы объясните большую распространенность колдовских услуг в нашей стране?

2. Можно ли лечить человека помимо его воли?

3. Следует ли ввести практику эвтаназии в нашей стране? Выдвиньте аргументы «за» и «против» эвтаназии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...