Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие16 год жизни с ФСА, или превращение скептиков в энтузиастов




Е.Железный, начальник бюро функционально- стоимостного анализа производственного объединения «Харьковский электротехнический завод»

ЯНВАРЬ

Сегодня впервые сижу на новом рабочем месте. Это небольшая, неказистая комната с маленьким одностворчатым окном. В планировке здания она солидно значится как заводской методический кабинет функционально-стоимостного анализа (ФСА). Вся обстановка комнаты – стол, пара стульев, вешалка. О том, что это методический кабинет, говорит только лозунг на стене на пожелтевшей бумаге: «Функционально-стоимостной анализ – эффективный метод рационализации производства». Мой предшественник, который уволился пару месяцев назад, оставил мне несколько папок дел и план экономического эффекта, который я должен буду обеспечить к концу года методами ФСА. План принят руководством завода к исполнению и обозначается шестизначной цифрой сэкономленных рублей.

Так, надо действовать. Для начала я решил применить один из элементов метода ФСА к своему собственному положению и составил положительно-отрицательную таблицу:

Что говорит теория ФСА? Теория ФСА говорит, что использование такой таблицы не только наглядно показывает преимущества и недостатки положения, но и позволяет создавать новые комбинации путем доработки слабых сторон. Посмотрим, как мне это удается.

ФЕВРАЛЬ

Только что пришел из конструкторского отдела завода. Согласно графику, который я с ними составил, в январе они проводят ФСА двигателей, предназначенных для комплектации электропроводов многоканатных шахто-подъемных машин, применяющихся в горно-добывающей промышленности. Оказывается, у них уже есть мероприятия на это изделие с экономическим эффектом, и они теперь хотят задним числом оформить бумаги по ФСА, то есть показать, что этот эффект якобы получен методом ФСА.

Вот, значит, как. Что здесь «за» и «против»? с одной стороны, это даст мне возможность благополучно отчитаться в конце года. Но, с другой стороны, я начинаю свою деятельность по внедрению нового метода, мягко говоря, не совсем этично. Хотя, конечно, эти мероприятия были получены с использованием элементов ФСА. Но моя задача состоит в системном внедрении ФСА.

Положительно-отрицательная таблица

Положительные факторы Отрицательные факторы
1. Я - начальник У меня нет подчиненных, я – главнокомандующий без войска
2. У меня есть кабинет Кабинет не оборудован, и не оформлен
3. У меня есть штатное расписание бюро Нет помещения, куда посадить будущие кадры
4. Я закончил курсы ФСА и знаком с этой работой Технические службы завода мало знакомы с этим методом, многие считают его очередным модным скоропроходящим увлечением – наподобие научной организации труда
5. Я хорошо знаю завод и его технические службы, так как проработал здесь 15 лет Завод находится в прорыве, велика текучесть кадров, поэтому использовать такие рычаги, как материальную заинтересованность и приказы можно в ограниченном масштабе.

Долго беседовал с председателем временной рабочей группы Иваном Николаевичем Бочаровым и другими членами группы, которые обязаны обеспечить проведение этой работы. Они в один голос говорят, что хороший конструктор всегда интуитивно пользуется методом ФСА при рациональном выборе конструкции, толщины материала, его марки и так далее. Поэтому они вообще не понимают, зачем отдельно нужны бумаги по ФСА.

Нет более глухих людей, чем, те которые не хотят слушать.

Увы, я согласился, чтобы они оформляли бумаги ФСА задним числом. Теперь у меня остается одно из двух: или я в ходе оформления документов ФСА смогу поколебать их убежденность, что система ничего не дает, или окончательно дискредитирую ФСА.

Иван Николаевич в конце разговора заявил, что его в первый и последний раз заставили заниматься ненужной бумажной работой.

МАРТ

Метод ФСА имеет семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и этап внедрения.

Подготовительный этап был выполнен еще в январе, когда вышел приказ по заводу, в котором было оговорено обозначение изделия, взятого объектом ФСА, состав временной рабочей группы и сроки проведения этой работы.

В феврале и марте мы выполняли работы информационного этапа: собирали данные о рекламациях и браке, подняли отклоненные рационализаторские предложения, узнавали адреса основных потребителей, составили опросный лист для запроса данных у них. Я сам проследил, чтобы в опросный лист вошло не больше шести четко и лаконично сформулированных вопросов и чтобы они были составлены без двусмысленного толкования, с учетом реальной возможности запрашиваемых дать правильный ответ. На некоторые вопросы заранее подготовили варианты ответов, чтобы перед опрашиваемым стояли на выбор несколько конкретных величин. Остальные вопросы требовали дать оценку по принципу «да - нет».

АПРЕЛЬ

Иван Николаевич все время убеждает меня, что ничего нового мы не узнаем из ответов на опросные листы. Они, мол, и раньше при подготовке к аттестации, посылали письма потребителям с просьбой сообщить свои рекомендации и предложения, но в ответ или вообще ничего не получали, или же получали отписки. Я посмотрел эти старые запросы. Ужас! Огромное количество вопросов, повышенная конкретизация, мелкая дифференциация… Нет, интуиции для этого дела маловато, предпочтительнее знания.

Бочаров торопит меня, чтобы мы скорей, до лета, до начала отпусков и сельскохозяйственных работ оформили все остальные этапы. До мая с помощью разговоров и уговоров мне надо его сдержать.

МАЙ

В этом месяце для двух групп конструкторов я прочел 18-часовой курс ФСА. Самым слабым в программе было отсутствие близких слушателям примеров эффективности функционально-стоимостного анализа.

Бочаров уже оформил аналитический этап, вернее, подогнал его под существующие мероприятия. Расписал функции двигателя, узлов, деталей и распределили их по значимости: основные, вспомогательные, ненужные. Начал оформлять и творческий этап. Выдвинул уже известные идеи и отобрал из них те, которые соответствуют мероприятиям.

Во всем этом оформлении я вижу только одну пользу – учебное освоение ФСА на практическом примере.

ИЮНЬ

Еще в конце мая начали возвращаться наши опросные листы. В июне вернулись все – абсолютно все! – оставшиеся. Иван Николаевич этим фактом озадачен и даже поражен. К ФСА он уже относится более примирительно.

Самое главное началось, когда мы рассмотрели и сопоставили ответы на наши вопросы. Оказалось, что условия эксплуатации двигателя более щадящие, чем те расчетные, на которые конструирует их наш завод. Шахтно- подъемные двигатели сделаны по аналогии с двигателями, предназначенными для прокатных станов металлургических комбинатов. Считалось (наверно интуитивно), что при эксплуатации двигателей, работающих в горнодобывающей промышленности, их нужно ежедневно осматривать, как и в металлургии, для чего в сегменте кожуха предусматривались окна и крышки к ним. Ответы на наши вопросы выявили, что на шахтах двигатели в отличие от металлургии работают с довольно длительными перерывами. Это раз. Затем – реверс дается только из состояния покоя, а не на ходу, как в металлургии. Значит, частые осмотры двигателей через окна кожуха не нужны. А коли так, то необходимость этих окон и крышек к ним поставлена под вопрос. Из ответов также ясно, что фундаментная плита двигателя в условиях горнодобычи выполняет излишние функции, так как она тоже была выполнена наподобие фундаментных плит, предназначенных для металлургии, где ее нужно заливать бетоном. Еще: на шахтах нет значительных толчков на двигателе, и, значит, можно изменить конструкцию коллектора. Замеры температуры катушек главных полюсов говорили о неиспользованных резервах изоляции.

Прекрасно! Все эти данные открывают большие возможности для упрощения двигателей и их удешевления.

ИЮЛЬ

Сегодня собиралась временная рабочая группа. Рассмотрели опросные листы и заново начали проводить аналитический этап с учетом полученных данных.

Некоторые функции узлов и деталей явно имеют завышенные ресурс. Наметили, что в этом месяце определим минимальные затраты на осуществление необходимых функций и поставили задачи для творческого этапа.

Иван Николаевич из пессимиста становится поборником функционально – стоимостного анализа. Еще бы: казалось, что в двигателях уже все сэкономлено, все лишнее убрано, но… ФСА открыл новые широкие возможности.

АВГУСТ

Провели творческий этап, главная цель которого – выявить возможно большее количество идей технического решения поставленных задач. Использовали так называемую конференцию идей, метод вопросов и ответов, аналогию, поэлементный экономический анализ инженера Ю.М.Соболева и инверсию. Заседания проходили интересно. В них попросились участвовать даже некоторые «со стороны» - не члены временной рабочей группы! Слыхано ли такое – чтобы на заводе работать на соседа просто так, без административного распоряжения? Прямо на глазах происходит превращение скептиков в энтузиастов.

СЕНТЯБРЬ

Провели исследовательский этап. Сделали конструкторскую и технологическую проработку большинства идей и предложений. Выполнили ориентировочно-стоимостную оценку этих идей. Иван Николаевич от удовольствия потирает руки: экономический эффект ожидается значительный.

ОКТЯБРЬ

Рассмотрели рекомендации группы на комитете ФСА завода. Главный инженер одобрил нашу работу. В составленный план-график уже не было нужды включать старые мероприятия, так как новые по своей эффективности превысили их втрое.

Иван Николаевич ходит именинником.

НОЯБРЬ

В заводской многотиражной газете мы с Бочаровым напечатали заметку о нашей работе.

Если раньше я использовал телефон в основном только для того, чтобы куда- то позвонить, то теперь все время звонят мне – интересуются, спрашивают, предлагают новые объекты для ФСА. Заведующая библиотеки говорит, что число посетителей удвоилось.

ДЕКАБРЬ

Отправил в головной институт годовой отчет с данными о нашей работе. Все члены группы и те, кто способствовал ФСА, получили премию. Главный инженер сообщил, что принято решение о выделении дополнительной комнаты для бюро ФСА. Что касается сотрудников, то теперь можно даже устраивать конкурс на замещение должностей: с одной стороны – премии, с другой – престижность. Работа-то творческая. Есть теперь и наглядные материалы для оборудования методического кабинета.

Наметились новые объекты и новые временные рабочие группы на следующий год. Иван Николаевич сам ходил к главному конструктору и просил поручить ему новый объект ФСА, даже если он этот объект по своей основной работе не ведет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...