Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Что включает в себя понятие дезинфекция?

Дезинфекция – это уничтожение или удаление с объектов патогенных микроорганизмов и их переносчиков. Дезинфекции подвергаются все изделия: - не подлежащие стерилизации; все изделия медицинского назначения, подлежащие стерилизации и используемые при гнойных операциях, оперативных манипуляциях у инфекционного больного, являющегося носителем патогенных микроорганизмов, HBs – антигена, пациента, перенесшего гепатит с неустановленным диагнозом, относящийся к группам риска заболевания гепатитом, ВИЧ и т.д.; поверхности оборудования, мебели, аппаратуры и т.д. в профилактических целях или по эпидемическим показаниям.

Дезинфекция бывает:

- профилактическая, проводящаяся с целью предупреждения инфекционных заболеваний;

- очаговая, которая проводится при подозрении или возникновении инфекционных заболеваний.

В свою очередь, очаговая дезинфекция делится на:

-текущую, которая проводится в лечебных учреждениях и квартирных очагах;

-заключительную, которая проводится после изоляции, выздоровления или смерти больного, а также может проводиться при перемене места жительства (напр. при туберкулезе).

Выделяют четыре основных метода дезинфекции:

1. Физический метод - это воздействие на микроорганизмы при помощи высоких и низких температур, лучистой энергии, механического воздействия (влажная уборка, обмывание, вспенивание, стирка, вентиляция, фильтрация).

2. Химический метод - это уничтожение патогенных микроорганизмов действиями химических препаратов (кислот, щелочей, фенола, хлорсодержащих препаратов, поверхностно-активных веществ и т.д.). Химические препараты могут быть использованы в виде водных растворов, эмульсий, порошков, аэрозолей, полимерных покрытий и т.д.

3. Биологический метод использует антагонистическое действие между микроорганизмами и действие средств биологической природы.

4. Комбинированный.

Какие особенности организации дезинфекционного режима в хирургических кабинетах стоматологической поликлиники?

В целях предупреждения инфицирования медицинскому персоналу необходимо работать в спецодежде, сменой обуви, маски, защитных очках ли щитках, перчатках. Во время лечения персоналу следует избегать действий, способствующих внешнему микробному загрязнению объектов, одновременно вести записи, прикасаться к телефонной трубке и др. Для лечения каждого пациента врач должен использовать индивидуальный стоматологический набор, повторное использование набора или отдельных инструментов.

Медицинскому персоналуПеревязочная хирургического отделения, работающему в стоматологическом отделении, следует соблюдать максимальную осторожность при всех видах манипуляций, избегать контакта кожи и слизистых оболочек с кровью и слюной пациента. Стараться работать ападактильным методом. Смену спецодежды проводят при ее загрязнении, но не реже 2-х раз в неделю. В случаях попадания крови или слюны на спецодежду меняют ее немедленно, обработав пятна 6% раствором перекиси водорода. Марлевые 4-х слойные маски меняют через каждые 4-е часа, одноразовые – после каждого пациента.

После проведения гнойных операций, обработки инфицированных корневых каналов, лечение больных с воспалительными заболеваниями полости рта, пародонтозом, лейкоплакией, а также больных или переболевших вирусными гепатитами с парентеральным механизмом передачи, или носителями HBs- антигена, ВИЧ – обязательна дезинфекция инструментов и рук. Инфицирование инструменты помещают в лоток и полностью заливают дез. раствором и обеззараживают. Инфицированный материал, ватные шарики, марлевые салфетки, удаленные зубы, биологический материал обеззараживают в одном из дезинфицирующих растворов (3% р-ре хлорамина, 0;% р-ре сульфахлорантина, 0,5% р-ре ДП-2, 1% р-ре хлорцина, 0,1% р-ре дезоксона-1, 3% дихлор-1) в течение 120 мин, или в 3% р-ре перекиси водорода с 0,5% р-ром моющего средства в течение 180 мин.

Уборку стоматологических кабинетов проводят не менее 2-х раз в день с использованием дез. растворов. После каждой уборки включают бактерицидные лампы на 30 мин. Один раз в неделю медицинская сестра и санитарка проводят генеральную уборку с мытьем стен, потолков, мебели, соблюдая алгоритм. Уборочный инвентарь должен быть раздельным для терапевтических, хирургических, физиотерапевтических кабинетов, иметь четкую маркировку.

Порядок проведения операций зависит от того наличия гнойного воспаления в области операционного поля. Так, септические операции выполняются после проведения чистых манипуляций. После приема каждого пациента обеззараживают поверхность рабочего стола и кресла.

Как правильно хранить стерильные инструменты?

В кабинете строго следят за сроками сохранения стерильного материала и инструментария. В тех случаях, когда инструменты стерилизуют воздушным путем без упаковки, стерилизацию необходимо проводить непосредственно перед накрытием стерильного стола.

Стерильный стол накрывают на 6 часов. Все манипуляции по накрытию стерильного стола проводят в стерильном халате, маске, перчатках. Предметы со стерильного стола должны браться корнцангом или длинным пинцетом, которые вместе с емкостью для хранения ежедневно подвергаются стерилизации вместе с емкостями. Смена дез. раствора проводится ежедневно. Неиспользованные в течение смены инструменты со стерильного стола направляются сразу на стерилизацию. Хранение на стерильном столе шприцев с набранными лекарствами запрещается.

В настоящее время для хранения стерильных инструментов используют ультрафиолетовые камеры – УФК-1, УФК-2, УФК -3, камеры УФК - бактерицидные «КБ-03-«Я» - ФП, годе хранение инструментов возможно в течение 7 суток, благодаря постоянно включенной бактерицидной лампе. Если данных камер нет, то инструменты должны храниться в упаковке. Срок хранения в упаковке зависит от вида упаковки. Так хранение в крафт-бумаге производится от 3 дней до 3 месяцев, хранение в крафт-пакетах – до 12 месяцев.

 

Обработка рук хирурга?

Хирургический кабинет обеспечивается средствами для обеззараживания рук.

Различаютгигиеническую и хирургическуюдезинфекцию рук врача. Гигиеническая дезинфекция направлена на уничтожение патогенных микроорганизмов и проводится после манипуляций, могущих повлечь за собой загрязнение рук (осмотр или лечение больных с воспалительными процессами на коже и слизистых оболочках, обработка гнойных ран, обработка инфицированного инструментария, выполнение «грязных» манипуляций и т.д.).

Гигиеническая дезинфекция проводится и в тех случаях, когда медперсонал работал в перчатках. Гигиеническая дезинфекция проводится до мытья рук. В качестве средств дезинфекции применяют 70% этиловый спирт, 0,5% хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 0,5% раствор хлорамина.

Обеззараживание рук может быть проведено одним из следующих способов:

- протирание двумя стерильными тампонами, смоченными одним из вышеуказанных растворов в течение 1 минуты на каждую руку;

- нанесение на ладонные поверхности 5-8 мл 70% этилового спирта или 0,5% спиртового раствора хлоргексидина биглюконата и втирание в кожу в течение 2 минут;

- погружение в таз с 3 литрами 0,5% раствора хлорамина на 2 минуты. Указанный раствор используют на 10 обработок рук.

Руки, не загрязненные биологическими жидкостями о пациентов, можно дезинфицировать протирание 1% раствора йодопирона или 0,5% водным раствором хлоргексидина биглюконата.

Хирургическая дезинфекциярук проводится перед операцией и направлена на уничтожение микроорганизмов, имеющихся на руках хирурга, независимо от их патогенности. Перед хирургической дезинфекцией тщательно моются руки и очищаются ногти. Для хирургической дезинфекции рук используются следующие средства:

- Рецептуру «С-4» готовят из перекиси водорода и муравьиной кислоты, которые смешивают в стеклянной посуде, помещают в воду (t 15-20 C) на 1 – 1,5 часа, периодически встряхивают. Полученный раствор хранят не более суток в герметически закрытом стеклянном сосуде в прохладном месте, раствор готовят в день использования. Для обработки рук применяют 2,4% раствор рецептуры «С-4», после чего вытирают стерильной салфеткой и надевают стерильные перчатки. Раствором «Первомура» можно обработать руки 20 человек, на амбулаторном приеме раствор готовят на 1 смену работы врача.

- Гибитан выпускается в виде 20% водного раствора в стеклянных емкостях по 500 мл. Для обработки рук используют 0,5% вводно-спиртовой раствор препарата, для получения которого 20% раствор разводят в 70% спирте в соотношении 1:40. Обработку рук производят ватным тампоном, смоченным этим раствором в течение 3 минут.

- Церигель - прозрачная, бесцветная вязкая жидкость. При обработке рук образуется на их поверхности тонкая пленка. Обработку рук производят путем тщательного растирания 3 – 4 г в течение 8 – 10 секунд. После работы пленку Церигеля снимают спиртом.

- Дегмин – твердое, воскоподобное вещество, хорошо растворимое в воде. Дегмицид – жидкость, содержащая 30% Дегмин. Дегмин и Дегмицид рекомендованы в 1% концентрации для обработки рук, которую проводят путем последовательного протирания двумя тампонами, обильно смоченными растворами препарата, по 3 минуты. При повторной обработке руки протирают одним тампоном 2 – 3 минуты.

- Йодопирон – смесь комплекса поливинилпирролидон йода с йодом калия (йодофор). Для обработки рук используют 1 % раствор.

- Метод Спасокукотского – Кочергина. Вначале руки моют щетками горячей водой с мылом, после чего моют в течение 6 минут (2 раза по 3 минуты) в 2-х тазах в 0,5% растворе аммиака, пользуясь марлевой стерильной салфеткой. После мытья руки протирают насухо стерильным полотенцем и марлевым шариком, обильно смоченным 96% этиловым спиртом.

После обеззараживания рук хирург и медсестра надевают стерильные халаты и перчатки.

После каждой перевязки врач моет руки в перчатках туалетным мылом, дважды их намыливает, ополаскивает водой, протирает полотенцем и снимает перчатки. Использованные перчатки сбрасываются в емкость с дез. раствором, руки обеззараживаются.

Какие методики проведения дезинфекции в амбулаторно-поликлинических учреждениях могут быть применены?

Методики проведения дезинфекции различны – это:

- кипячение(осуществляется при полном погружении в дистиллированной воде, экспозиция ведется с момента закипания);

-сжигание (уничтожение отходов);

- орошение (обработка стен, дверей, мебели, столов для обследования, крупных приборов);

-протирание (двукратно с интервалом 15 мин и последующей экспозицией 60 мин или до полного высыхания);

-погружение или замачивание (объект полностью погружается в раствор в закрытых емкостях, норма 4л – на 1 комплект белья, 2 л – на один комплект посуды, 100 мл р-ра на 1 медицинское изделие);

-засыпание(для обеззараживания биологических материалов из расчета 1 г сухого препарата на 5 г материала).

Для удобства изложения материала целесообразно разделить все амбулаторно-поликлинические учреждения на 2 группы:

- учреждения неинфекционного профиля, к данной группе относятся и стоматологические поликлиники, кабинеты;

- учреждения инфекционного профиля (кожно-венерологические, туберкулезные диспансеры).

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.