Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и методы управления предприятием




В условиях постоянно меняющегося рынка у всех экономических субъектов -предприятий и индивидуальных предпринимателей возникают различные проблемы, как правило, связанные с дальнейшим развитием их деятельности. (В переводе с греческого «проблема» означает преграду, трудность, задачу). В реальной действительности проблема представляет собой совокупность обстоятельств, условий, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов, которые нарушают заданное функционирование субъекта, требуют перевода его в новое состояние. Это состояние достигается при применении процесса управления.

В центре управления – люди, труд которых, интеллект, мотивы поведения направляются на достижение поставленной цели. Цель это результат деятельности, которого желаем достичь в течение некоторого промежутка времени. Цель может быть представлена в виде набора подцелей, т. е. как сумма более мелких желаемых промежуточных результатов. Именно цель определяет содержание преобразований, с которым далее связано применение способов достижения результата. Задача результат деятельности, который желаем достичь в течение фиксированного (запланированного) промежутка времени, и этот результат должен характеризоваться набором определенных количественных или других параметров этого результата. Если цель – это желаемый результат, то задача - желаемый результат к определенному моменту с заранее заданными параметрами. Таким образом, цель становится задачей, если указаны сроки получения и параметры желаемого результата. Цель - понятие более общее, чем задача, и она может быть представлена сначала как совокупность нескольких более мелких подцелей, а затем подцели - как совокупность конкретных задач. Таким образом, происходит структурирование целей и задач, требующее и структурирования процесса управления. В структуре управления предприятием выделяют два направления: маркетинг и менеджмент.

 

Маркетинг – деятельность в сфере реализации продукции, работ, услуг (изучение рынка сбыта своей продукции, связей с покупателем, формирование его потребностей и т.д.), именно здесь генерируются цели предприятия.

 

Менеджмент – деятельность по обеспечению достижения целей. Менеджментизучает внутренние и внешние факторы, влияющие на производство, обеспечивает предприятие ресурсами, соединяет эти ресурсы в производстве, создает исполнительные структуры и т.д. Сущность любой деятельности, в том числе и менеджмента, проявляется в ее функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности назначение, роль). Функция отвечает на вопрос «Что надо делать? Что я делаю?» Так, в 1916г. французский инженер А. Файоль (1841-1925 гг.), писал, что существует пять исходных функций менеджмента: предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать. Эти функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей того или иного предприятия, отдельного его проекта, поэтому их называют общими.

Функция планирования. Онасчитаетсяглавной функцией менеджмента. Реализуя эту функцию, необходимо глубоко и всесторонне проанализировать ситуацию, в которой находится предприятие (его подразделение, направление деятельности) или отдельный проект. Затем формулируются перспективные цели и задачи развития предприятия, отдельного его проекта, разрабатываются, необходимые планы действий. Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы: где мы находимся в настоящее время? Чего можем реально добиться? Куда мы хотим двигаться? В процессе планирования решают, что должны делать сотрудники предприятия для достижения целей.

Организационная функция. Берет на себя практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах. Она реализуется через проектирование и создание организационных и управленческих структур предприятия. Определяет порядок взаимодействия и функционирования различных цехов, служб, отделов предприятия, обеспечивает их деятельности необходимой документацией.

Координирующая функция. Реализация целей и задач предприятия в целом или по отдельному его проекту осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать - упорядочивать, согласовывать, направлять. Основная обязанность координирующей функции в управлении- довести до сведения каждого члена коллектива цеха, службы, отдела, что тот должен делать, обеспечить их согласованные действия по успешной реализации задач. Этим достигается необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий, и тем самым облегчается выполнение всех остальных функций менеджмента.

Функция контроля. В управлении важно всегда следить, насколько успешно предприятие движется к своим целям, и определить, сумеет ли оно их достичь. Кроме того, необходимо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих планов. Все это и составляет содержание функции контроля, реализация которой создает основу не только для совершенствования работы сотрудников, но и их поощрения.

Мотивация. Ни одна задача не будет успешно решена, да и еще и с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента - мотивация. Она концентрируется на определении интересов работников (последние часто сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это позволяет активизировать деятельность персонала предприятия в достижении поставленных целей.

Все функции менеджмента взаимосвязаны между собой и последовательность их связей показана на Рис. 6.

Чтобы функции менеджмента были реализованы, необходимо применить ряд методов управления. По содержанию методы управления бывают: правовыми, административными, организационными, экономическими и социально-психологическими. В менеджменте центральное место отводится экономическим методам управления, но в современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые и социально-психологические методы управления. С помощью методов происходит окончательное формирование целей развития предприятия, или его проекта, подготовка, выбор и реализация решений, создание условий для самостоятельной деятельности работников, формирование системы экономических стимулов. Сравнительная характеристика трех методов управления представлена в Табл. № 2.

 

.

Рис. 6. Взаимосвязи функций менеджмента

 

Таблица № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...