Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические методы управления




В ходе производства на предприятиях возникают проблемы их развития и дальнейшего функционирования. Менеджеры для нахождения выхода из проблемной ситуации стремятся конкретизировать ее – переводят проблему в состояние задачи и находят ее решение. Для получения решения задач используются различные методы. Метод - это совокупность заранее заданных логических и расчетных действий, которые применяются к набору специфических исходных данных для нахождения решения поставленной задачи.

Применение тех или иных методов решения задач, в том числе и экономических, определяется тем, насколько хорошо выделены и описаны основные элементы проблемы: цель, действия по достижению цели, затраты ресурсов, правила связи между целью, действиями и ресурсами, критерий оценки решения. При этом, многие методы дополняют друг друга и позволяют определить, какое из решений является наиболее верным. Всю совокупность применяемых в управлении экономических методов можно разделить на группы, используя различные признаки, т.е. проклассифицировать методы. При этом к одному методу можно применить сразу несколько признаков классификации. В качестве основных признаков классификации часто используются следующие три признака.

1. Ф ункциональное назначение метода. По этому признаку группируются методы, призванные разными способами решить специфические задачи в одной и той же конкретной области деятельности. Это задачи, возникающие у предприятия в областях маркетинга, производства продукции, расчетов издержек и финансовых результатов, расчетов по логистике, оплате труда и т.д.

2. Этапы управленческих работ. Здесь выделяют методы анализа, планирования, контроля. Методы планирования и контроля, как правило, связаны с видами планов и методами анализа информации. Планирование есть важнейшая функция управления, и видится как разработка и практическая реализация планов, определяющих будущее состояние предприятия. Виды планов классифицируют по срокам действия: это долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (1-3 года или 1-5лет), краткосрочные (1 год) и оперативные (квартал, месяц, либо меньший период времени) планы. При этом планы в зависимости от того, какую информацию они отражают – задуманную или фактически полученную в результате деятельности предприятия, называют плановыми или отчетными.

Долгосрочное планирование и его результат – долгосрочный план есть наиболее сложное и непредсказуемое явление, в силу того, что все экономические факторы являются динамичными, и зависят от многих обстоятельств, которые могут вызвать их изменение. Поэтому долгосрочное планирование часто сочетается с прогнозированием, т.е. с предвидением вероятных тенденций развития того или иного события. Термин «долгосрочное планирование» сегодня часто заменяют термином «стратегическое планирование», под которым понимается выбор предприятием долгосрочных целей и задач, определение курсов действий и распределение ресурсов по достижению целей. Планирование позволяет предприятию достигнуть следующих результатов:

- более рационально распределять и использовать все ресурсы;

- последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику, обновлять выпускаемую продукцию в соответствии с конъюнктурой рынка;

- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние, обеспечивая тем самым устойчивость бизнеса;

- стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации, тем самым, обеспечивая координацию действий и контроль их исполнения.

И каждый раз для успешного действия нужно применить специальные логические и расчетные процедуры.

3. Форма представления результата. По этомупризнаку группировка методов происходит на базе свойств полученных результатов. Согласно указанному признаку экономические методы управления подразделяют на качественные (эвристические) и количественные.

Современный процесс управления экономикой располагает большим арсеналом и качественных, и количественных методов (более 150 видов), но ни один из них не является универсальным. Проблемы с полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами обеспечивают при своем решении детерминированный результат и разрешаются количественными методами. Проблемы с частично (на 40% - 80%) оцененными и управляемыми параметрами, а они наиболее часто встречаются на практике, используют все имеющиеся методы в разных сочетаниях. Неуправляемые и непредсказуемые (где свыше 90% неоцененных параметров) проблемы рождаются из революционных преобразований в технике и технологии, управлении. В таких случаях у руководителя нет готовых алгоритмов выхода из создавшейся ситуации. Но большинство управленческих ситуаций достаточно универсально. Здесь методы, реализующие человеческое предвидение и строгий математический расчет не заменяют друг друга, а дополняют, и их комплексное их применение приносит успех в решении экономических проблем. Ряд методов разберем более подробно в последующих разделах темы.

 

4.1.Качественные методы управления

 

Качественные методы имеют второе свое название - эвристические. Эвристика - это набор исследовательских правил, методов, которые основываются на опыте, знаниях, интуиции специалистов (экспертов). Обычно к эвристическим методам прибегают тогда, когда изучаемая ситуация или объект не поддаются детальному математическому описанию (формализации) из-за отсутствия достоверной информации.

Полученное с помощью качественных методов решение по поводу анализа сложившихся ситуаций отображается, чаще всего, в виде соответствующего текста, а не числа. Численная информация здесь может присутствовать, но она играет подчиненно – вспомогательную роль. Так что характерной особенностью качественных методов как раз является то, что они отдают предпочтение мнению человека, акцентируют внимание на содержательных аспектах проблемы, достаточно наглядны и просты.

Применение качественных методов позволяет исследовать механизм действия процессов и явлений и ответить на вопрос «Как это произошло, почему?», т. е. установить причинно-следственные связи, провести сравнение «Как работали? Хорошо - плохо», «Какое решение? Правильное – неправильное», оценить «Какие мои (или конкурента) позиции? Сильные – слабые», «Высокая доля продукции А на рынке – низкая доля продукции А на рынке?», и т.д.

Все эвристические методы, по числу занятых в исследованиях участников и способам обобщения их результатов, делятся на индивидуальные методы и коллективные методы. Основу индивидуальных методов оценоксоставляют мнения, суждения различных экспертов, которые они высказывают независимо друг от друга. Эти результаты можно получить через беседу с экспертами (метод интервью) и зафиксировать их как окончательные в деятельности эксперта. Далее уже управленцы предприятия сами выбирают наилучшее из предложенных решений и реализуют его. Но чаще применяются методы аналитических экспертных оценок (метод предпочтения, метод ранжирования). В этих случаях эксперт самостоятельно анализирует ситуацию, оценивает ее состояние и указывает пути реализации проблемы. Полученные результаты фиксирует письменно. При применении метода предпочтения, эксперт пронумеровывает возможные варианты решения проблемы в порядке их предпочтения. Как правило, №1 присваивается самому эффективному способу решения или критерию, №2 – менее важному и т.д.

Коллективные методы оценок построены на принципе коллективной генерации идей. Набор этих методов достаточно представительный, есть здесь и более сложные методы, и менее сложные. Результаты коллективной экспертизы нуждаются в дополнительной обработке. Ведь в каждом предложенном экспертами варианте решения есть как положительные, так и отрицательные составляющие, поэтому необходимо провести количественные расчеты по повышению обоснованности выбора окончательного варианта решения. Примером такой аналитической работы с вариантами решений может служить метод взвешенной суммы оценок критериев.

 

Пример 1. Порядок действий вметоде взвешенной суммы оценок критериев:

1.Для вариантов, которые были предложены экспертами, формируются критерии отбора.

2. Критериям присваиваются свои количественные веса, характеризующие их сравнительную важность.

3. Каждому варианту по каждому из критериев присваивается числовая (бальная) оценка.

4. Веса умножаются на оценки критериев, полученные числа суммируются - так определяется ценность варианта.

5. Выбирается альтернатива с наибольшим показателем ценности (см. Табл. №3)

 

Таблица №3

Альтернативные оценки вариантов решений

 

  № п/п Критерии отбора вариантов   Ценность варианта
Увеличение прибыли Снижение себестоимости
Вес 0,6 Вес 0,4
Вариант № 1     5*0,6 + 7*0,4 = 5,8
Вариант № 2     6*0,6 + 5*0,4 = 5,6
Вариант № 3     5*0,6 + 5*0,4 = 5,0
         

Вывод: вариант №1 – является предпочтительным.

 

Коллективные методы экспертных оценок лишь частично базируются на информации, обработанной математическими приемами. Достоверность и точность принятых эвристических решений во многом определяется составом специалистов – экспертов.

В современной практике анализа, планирования и контроля производства большое распространение получили качественные методы: SWOT-анализ (S – Strength -Достоинства, W – Weaknesses – Изъяны, O – Opportunities – Возможности, T - Threats - Опасности),АСС-анализ (анализ сильных - слабых сторон).В стратегическом анализе и планировании активно используется метод портфельного анализа, метод сценариев. Уже из самих названий методов видно, что они, прежде всего, применяются на этапе анализа управленческой информации. Но немаловажную роль названные методы играют и при планировании, особенно при разработке долгосрочных планов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...