Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологический план изучения модуля «Фонемный анализ» в 1 классе




Технологический план изучения модуля «Фонемный анализ» в 1 классе

технологическое звено примерные сроки

Звуки речи

1. 1 Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружаю- щего мира. Осмысление информационной значимости звуков и способа их образования. 2 или 3-я неделя сен- тября
1. 2 Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи. 3-4-я неделя сентября
1. 3 Определение количества звуков (в группах из 2-3 звуков) с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата. Графическое изо- бражение звука. Звуковые графические диктанты. 1 или 2-я неделя ок- тября
1. 4 Классификация звуков по способу произнесения – наличие или от- сутствие преграды во рту. Упражнения на различение и группиров- ку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту. 3   неделя октября

Гласные звуки

2. 1 Понятие «гласный звук». Формирование и закрепление связи «звук –  отсутствие преграды  –  гласный  звук». Выделение гласных из группы изолированных звуков. 4   неделя октября
2. 2 Обозначение гласных звуков в схеме. Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук – красный цвет». Определение количества гласных звуков в группе звуков, в одно-, двух- и трѐ хсложных словах 1-3-я неделя октября
2. 3 Слог. Слоговой анализ (с опорой на количество гласных звуков в слове) и синтез. Слоговые схемы слова. Графические диктанты. 2-я неделя ноября
2. 4 Ударение. Понятие «ударный гласный звук». Упражнения в опре- делении ударного гласного в слове. 1-я неделя декабря  – май
2. 5 Понятие «безударный гласный звук». Безударная позиция звуков [а], [и] – опасное место в слове. Упражнения в поиске безударных гласных [а], [и] в словах и обозначении их как опасного места. 2-я неделя декабря – май

технологическое звено примерные сроки

Согласные звуки

3. 1 Понятие «согласный  звук».  Формирование  и  закрепление  связи «звук – наличие преграды – согласный звук». 4-я неделя ноября
3. 2 Мягкие и твѐ рдые согласные звуки. Упражнения в различении и произнесении мягких и твѐ рдых со- гласных звуков. Обозначение мягких и твѐ рдых согласных звуков в схемах слов. Формирование связей «звук – наличие преграды – твѐ рдое звучание – синий цвет»; «звук – наличие преграды – мяг- кое звучание – зелѐ ный цвет». 1-я неделя декабря – май
3. 3 Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь 3-я неделя декабря– май
3. 4 Звонкие и глухие согласные. Упражнения в классификации соглас- ных звуков по звонкости-глухости. Усвоение понятия парные со- гласные звуки. 1-я неделя декабря  – май
3. 5 Наблюдение слабой позиций звонких согласных звуков на конце или в середине слова перед глухими согласными. 2-я неделя января – май

1. Звуки речи.

1. 1. Осознание понятия звук речи

В начале сентября, когда дети познакомятся со словом как единицей речи, поупражня- ются в определении количества услышанных слов, можно перейти к следующей ступеньке обучения – осмыслению звукового состава слов.

Сначала внимание учеников привлекается к привычным звукам окружающего мира для того, чтобы актуализировать их чувственные представления о звуке. Под руководством учителя они слушают различные звуки (стук, постукивание, скрип, шуршание, скрежет, звон и т. п. ), пытаются охарактеризовать их и сравнить по звучанию, описать возникающие слуховые ассоциации. Одновременно ведѐ тся работа по активизации и уточнению словаря на материале названия звуков. В заключение учитель попросит детей сказать, что такое, по их мнению, звук. Обобщающее суждение позволит им при помощи внешней речи уточнить своѐ понимание этого явления.

После осознания звуков, которые создают общий слуховой фон нашей жизни, учитель предлагает ученикам сравнить звуки, издаваемые окружающими предметами и животными, и обращает внимание детей на содержащуюся в них информацию. Так, скрип сосны гов о- рит о том, что дерево заболело и ослабло, скоро оно сломается. Стук ветки в окно расска- зывает о том, что около дома растѐ т дерево, оно расположено очень близко и ветки дотяги- ваются до окон, о том, что на улице ветреная погода, и чем сильнее и чаще слышится стук, тем, значит, сильнее дует ветер. Аналогично анализируются несколько различных звуков.

В заключение последует вывод: звуки, издаваемые окружающими нас предметами, ро- ждаются под воздействием каких-либо обстоятельств, а не по желанию самих предметов.

В отличие от них звуки, издаваемые животными, произвольны. Они возникают тогда, когда животное хочет показать либо сообщить, что оно голодно или рассержено, увидело


врага или испытывает боль. Животные обладают специальным голосовым аппаратом, кото- рого нет у деревьев, ветра, веток. В звуках, издаваемых живыми существами, значительно больше информации, чем в стуке, скрипе или шелесте. Вместе с тем, в крике, например, во- роны еѐ сородичи могут услышать и понять тревогу, но ворона не может сообщить, какой именно враг нападает и откуда, т. е. животные могут известить, но не могут рассказать, объяснить. Этот вывод будет сделан в конце беседы.

После такого вывода возникает резонный вопрос: а чьи же звуки могут рассказывать и объяснять? – Человека. Учитель организует беседу таким образом, что дети, сравнивая спо- собы общения животных с речью человека, наглядно увидят особенности звуков, которые издаѐ т человек. Учитель обращает внимание детей на то, что люди не просто производят разные звуки (чихают, кашляют, кряхтят, смеются), но и говорят, и указывает, что при этом у них двигаются губы. Без видимых движений губ говорить невозможно. Дети легко убеж- даются в этом, проведя нехитрый эксперимент: пытаясь говорить с закрытым и с открытым ртом, но не двигая губами. Учитель сопровождает такие попытки комментариями и репли- ками, которые помогут понять, что движения губ позволяют человеку произносить разные звуки; из этих звуков получаются слова, слова затем складываются в предложения.

Заключительный вывод: животные издают только несколько звуков, а человек может произносить много звуков, это звуки его речи; звуки складываются в слова; человек знает очень много слов, при помощи которых может сказать о чѐ м угодно.

1. 2. Знакомство с артикуляционным аппаратом человека, со способами образования звуков речи

Наблюдая способы образования звуков речи, учитель прежде всего указывает на губы – они всѐ время двигаются, изменяют своѐ положение; затем на язык, который то поднимает- ся кверху и дрожит ([р]), то упирается в зубы ([с]), то слегка высовывается ([л]). Учитель показывает, какими словами можно описывать положения губ и языка при произнесении того или иного звука речи, побуждает их делать это самостоятельно.

Очень важно, чтобы ученики описывали только свои собственные ощущения, слушали собственные звуки, несмотря на то, что иногда их произношение может быть дефектным. Учитель – не логопед, у него другая задача, которую он и должен решать на уроках русско- го языка – формировать прочные устойчивые связи между индивидуальной артикуляцией ребѐ нка, звуком и графическим образом соответствующей буквы. В этом случае можно предупредить негативное воздействие нарушений звукопроизношения на письмо.

Такой подход не исключает коррекции звукопроизношения, но она должна проводиться в другое время, в других условиях и, разумеется, специалистом-логопедом. Практикой до- казано, что при осмысленном и произвольном отношении к собственной артикуляции в процессе развития умения управлять артикуляционными органами у некоторых детей про- исходит самопроизвольная коррекция дефектного произношения звуков.

1. 3. Определение количества звуков с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата

Уяснив, что такое звуки речи, дети упражняются в определении их количества в груп-


пах из 2-3 звуков. Сначала учитель произносит звуки, отделяя их друг от друга короткой паузой, например, [о] – [б], [с] – [в]. Ученики обозначают каждый звук небольшим кружком или точкой.

Когда дети освоятся с такими упражнениями, учитель называет группу из двух-трѐ х звуков без пауз, например, [ар], [фам] и т. п. Сравнивая звучание сначала одного звука и группы из двух звуков [а] – [ар], а затем групп из двух и трѐ х звуков [ар] – [ару], дети учат- ся определять количество услышанных звуков и обозначать каждый из них кружком.

Здесь же учитель начинает обучать детей умению писать звуковые диктанты. Он назы- вает слово из двух-трѐ х звуков, например, уж, сын, а ученики чертят кружками звуковые схемы: оо, ооо.

1. 4. Обучение классификации звуков по способу произнесения

Сопоставляя характер произнесения разных звуков, ученики с помощью учителя при- ходят к выводу, что они делятся на две группы: одни произносятся с преградой, другие – без преграды. Далее следует выполнение упражнений в различении и группировке звуков по наличию или отсутствию преграды во рту. Их основная задача – формирование и закре- пление связи «звук – наличие или отсутствие преграды». Однако, принимая во внимание, что младшие школьники ещѐ не очень чѐ тко ощущают работу речевых органов, целесооб- разно просто выучить шесть звуков, которые произносятся без преграды – [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...