Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несмотря на проводимую в некоторых развитых и развивающихся странах приватизацию и реприватизацию, государственный сектор не ликвидируется и продолжает играть заметную роль в экономике.




В настоящее время во все большем числе развитых стран осуществляется общегосударственное среднесрочное программирование в сочетании с выработкой долгосрочных ориентиров. Происходит все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования. Степень разработки общенациональных программ развития является одним из показателей активности государства в экономическом развитии страны.

 

 

Тема 3.Инструменты и методы гос.регулирования экономики.

1.Инструменты гос. регулирования экономики. При руководстве экономическим развитием государство обязано использовать весь имеющийся в мировой практике арсенал мер, начиная от прогнозирования (ориентации производителей в будущей экономической ситуации) и кончая планированием отдельных секторов и сфер деятельности.

Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

1) экономическое прогнозирование -- предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер;

2) составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны;

3) разработку и реализацию адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство;

4) применение инструментария косвенного воздействия (через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты;

Разработку и реализацию целевых комплексных программ по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Экономическое прогнозирование

Это понятие включает в себя предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней cфep. Экономический прогноз -- исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

В набор документов, характеризующих будущее состояние экономики страны, входят комплексный экономический прогноз, отражающий общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей, и система частных экономических прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. Последние формируют общую основу комплексного экономического прогноза.

Прогнозы развития экономики -- основа для определения целей социально-экономического развития, выработки стратегии и тактики экономического развития, для определения возможностей экономики средств государственных органов по воздействию на экономику и в конечном итоге -- основа для разработки индикативного плана.

Программирование экономического развития

Программирование экономического развития -- это разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер; регионов, многоотраслевых комплексов. Программы -- основные инструменты прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

В настоящее время государственными органами Украины принято и практически реализуется решение о переходе на программные методы управления экономикой. В основу этого метода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Программы являются основой проводимой в стране бюджетной политики, которая направлена на реализацию приоритетных проблем экономического развития.

В соответствии с важностью можно выделить государственные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус государственных. Государственные целевые программы являются важнейшим средством реализации cтpуктурной политики государства, средством активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конкретных социально-экономических целей.

Определяющим моментом системы программирования является установление целей социально-экономического развития в конкретном периоде и разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей. В качестве целевых установок могут выступать как задачи общенационального уровня (например, повышение эффективности функционирования народного хозяйства путем развития технической инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и задачи более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, выход на мировой рынок с товарами определенной группы).

Процесс программирования на каждом из этапов становления рыночных отношений, отмеченных выше, имеет свои особенности. На начальных этапах в большей степени сохраняются элементы директивного планирования, однако уже здесь возможна разработка и реализация программ для решения отдельных задач. Финансирование мероприятий для осуществления программ должно осуществляться целевым назначением на соответствующем уровне государственной власти.

На последующих этапах становления рыночных отношений возможно составление программ по крупным социально-экономическим проблемам. И поскольку в выполнении заданий программ получат право принимать участие частные предприниматели, то финансирование мероприятий станет возможно как посредством выделения средств из бюджета соответствующего уровня, так и через налоговые и кредитные льготы для частных предпринимателей, участвующих в осуществлении программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...