Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня




Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р»

Образовательная область: речевое развитие

 

 

Караванова И. А.

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

г. Советский Тюменская обл.

 

 

Цель: знакомство с буквой «Р».

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представление детей о весенних цветах, познакомить с новым цветком – крокус.

2. Формировать умение правильно произносить звуки «Р», «Рь» и различать их на слух.

Развивающие:

1. Уточнить знания детей о названии весенних цветов;

2. Развивать фонематический слух и восприятие;

3. Упражнять в выработке длительного ротового выдоха;

4. Развивать функции словообразования;

5. Закреплять название цветов на заданный звук;

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

7. Закреплять умение делить слова на слоги;

8. Уточнение и обогащение словаря;

9. Упражнять в умении преобразовывать слоги;

10. Развивать зрительное восприятие;

11. Закреплять умение придумывать предложения с заданным количеством слов.

Воспитательная:

1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к цветам.

Индивидуальная работа:

С Валей Ш. уточнение параметров звука «Р».

Словарная работа:

Обогатить словарь детей словом крокус, цветник, проталинка;

Активизировать речь словами ирисы, нарциссы, мать-и-мачеха, тюльпаны, ландыш.

Методы:

Игровой, словесный, наглядный, практический.

Приёмы:

Внесение живого объекта – цветы крокусов, нарциссов, мать-и-мачехи, сюрпризный момент, художественное слово, речевой образец, вопрос, объяснение, оценка детской речи, показ картинок, участие ребёнка.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Интерактивная доска, живые цветы: крокусы, нарциссы, мать-и-мачеха, тюльпаны; таблица параметров звука, фишки гласных и согласных звуков, 2 указки, магнитофон, аудиокассета с записью расслабляющей музыки, текст рассказа о весне, два мольберта, берёзовые пеньки, макеты берёз, поддоны с песком, буква большого размера, графическая схема предложения из четырёх слов, слоговая схема, клумба-цветник, сделанная из кубиков.

Раздаточный материал: бумажные крокусы, вырезанные из бумажных салфеток, разрезные картинки с изображением крокуса, ириса, нарцисса, ландыша, схемы-фишки позиции звука, буквы (к, р, о, к, у, с) из магнитной азбуки,

Предварительная работа:

Разучивание с Эриком стихотворения «Крокус». Беседы о весне, признаках весны и весенних цветах.

Ход деятельности

I. Орг. момент.

Звучит музыка. Дети походят групповую комнату, садятся на стульчики.

II. Вопросы:

- Какое сейчас время года?

Дети: весна.

Логопед:

- какие цветы весной появляются первыми?

Дети: ирисы, нарциссы, подснежники, тюльпаны, мать-и-мачеха, ландыши.

(по мере называния на интерактивной доске появляются изображения цветов:

ирис, нарцисс, подснежник, мать-и-мачеха, тюльпан, ландыш).

Логопед:

-Сегодня я вас познакомлю с ещё одним весенним цветком. Называется этот цветок крокус (показ настоящего цветка крокуса, выкопанного в горшок).

Педагог предлагает детям послушать стихотворение про крокус (ребёнок читает заранее выученное стихотворение).

Крокус

Посмотрите, что за фокус?

Из под снега вылез крокус,

На ветру озяб слегка,

Но прекрасней нет цветка.

Логопед:

- Крокусы – это небольшие весенние цветы. Цветки крокуса появляются почти из -под снега. У крокуса короткий стебель. Цветки у крокуса смотрят вверх и похожи на чашечку. Листья узкие, как острая иголочка.

Хоровое и индивидуальное проговаривание слова «крокус» с прохлопыванием и

Определяют количество слогов в слове «крокус».

Логопед:

- Зачем нужны человеку цветы?

Дети:

- цветы радуют человека, приносят пользу, цветы бывают лечебные.

Логопед:

- Что нужно делать с цветами, чтобы они нас радовали?

Дети:

-ухаживать за цветами, поливать, рыхлить землю, цветы нельзя рвать.

I. Выработка целенаправленной воздушной струи.

Игра «Сдуй крокус».

Логопед предлагает детям взять цветы крокуса, вырезанные из бумажных салфеток и «посадить» на клумбу,

Дети берут бумажные крокусы и сдувают с ладошки в цветник.

Оценка: молодцы, вы очень много посадили крокусов в цветник, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть и послушать рассказ. Рассаживайтесь на стульчики. Дети рассаживаются перед мольбертом, котором выставлена схема параметра звука.

II. Анализ акустико-артикуляторного образа звуков «Р» и «РЬ»:

· Прослушивание образца нормированной речи.

Задание:

Логопед: я сейчас прочитаю рассказ, а вы догадайтесь, какие звуки в нём слышаться чаще других?

Педагог читает текст и незначительно выделяет голосом звуки «Р» и «Рь»

«Весна»

П р ишла весна. Солнце стало я р ко г р еть. Р астаял снег. Появились п р оталинки. В саду р аспустились пе р вые весенние цветы: и р исы, к р окусы, на р циссы.

(перед прочтением текста уточнить, знакомо ли детям слово проталинки). Дети выделяют звуки «р» и «рь».

· Объявление темы:

- Сегодня мы и поговорим о звуках «Р» и «Рь».

Логопед рассказывает параметры звуков «Р» и «Рь»:

Губы – улыбаются;

Зубы – открыты;

Язык – поднят вверх, в форме чашечки, вибрирует;

Голосовые связки вибрируют – звук звонкий;

Звук «Р» - согласный твёрдый, обозначается синей фишкой.

Звук «Рь» - согласный мягкий, обозначается зелёной фишкой.

Хоровое и индивидуальное произношение звуков «Р», «Рь».

· Игра «Измени слог»

Логопед предлагает игру «Измени слог».

Логопед называет слог «Ра», а ребёнок должен его изменить на «ря».

Ро – рё, ры – ри, ру – рю, рэ – ре.

III.Подбор однокоренных слов к слову «Цветок»

Педагог приглашает детей пройти в весенний сад (берёзовыми пенёчками отделено небольшое пространство в виде сада. На столе расставлены горшочки с живыми крокусы, мать-и-мачеха, нарциссы, тюльпаны и конверты с разрезными картинками цветов по количеству детей (крокус, тюльпан, нарцисс, ландыш, мать-имачеха. Около берёзовых пенёчков расставлены клумбы - поддоны с песком. В каждом поддоне в песке спрятано по одной букве из магнитной азбуки, чтобы выложить слово «крокус».

Задание:

- Чтобы попасть в весенний сад нужно придумать похожие слова к слову «Цветок».

(цветочек, цветы, цветочница, цветовод, цветник, цвести, цветной, цветущий). Дети называют однокоренные слова и проходят в сад. Звучит лёгкая негромкая музыка.

Посмотрите, сколько красивых цветов в саду. А какой аромат от них. Вдохните запах цветов.

IV.Работа над дыханием. (дети вдыхаю аромат цветов и проговаривают слова, удлиняя ротовой выдох)

Вдох носом.

Плавный ротовой выдох: Ах!

Вдох носом.

Плавный ротовой выдох: Ах, как пахнет!

Вдох носом.

Плавный ротовой выдох: Ах, как приятно пахнет!

V. Развитие зрительного восприятия. «Собери картинку и узнай цветок»

Дети открывают конверты, собрать разрезные картинки, и называют цветок.

VI. Развитие фонематического слуха. Игра «Отметь звуки «Р» или «Рь» фишкой».

Оценка: Молодцы, вы быстро собрали цветы, правильно их назвали. А сейчас догадайтесь, звук «Р» или «Рь» слышится в названии вашего цветка?

Дети определяют звук в названии цветка и выбирают нужную схему с позицией звука.

VII. Физкультминутка.

 

Вырос высокий цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...