Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральные и региональные целевые программы, механизмы их реализации.




 

Целевая программа – это система взаимосвяз-ых по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспеч-ая реализ-ю приоритета соц-ого, эк-ого, научно-техн-ого или эколог-ого развития в заданные сроки и с макс-ым эффектом.

Фун-ии целевого программ-я:

- Выявление узловых точек (приоритетов) соц-эк-ого развития, позволяющих решать крупные стратег-ие задачи;

- Концентрация сил и ср-в на решении огран-ого числа стратег-их задач;

- Взаимная увязка программ м\у собой и с остальной эк-кой.

Система целевых программ:

Фед-ые цел прогр-ы, Рег-ые ЦП, Мун-ые ЦП, Межгос-ые ЦП.

Перечень фед-ых ЦП Прав-ом РФ, далее он рассм-ся и утверждается ГосДумой в кач-ве одного из приложений к фед. бюджету.

По назначению фед-ые ЦП можно подразделить на следующие категории: 1. Научно-технич-ие и инновац-ые – предназначены для развития новых направлений науки и техники, освоения и распространения при поддержке гос-ва базисных инноваций, обеспеч-их повышение конкурентоспособ отеч-ой продукции; 2. Соц-ые – обеспечивают решение крупных соц задач; 3. Эк-ие – решают проблемы развития межотраслевых комплексов и новых отраслей; 4. Эколог-ие – решают проблему экологии; 5. Регион-ые и межрег-ые – обеспеч помощь в решении стратег-их проблем территориального развития; 6. Управ-ие программы – концентрируют ресурсы на важнейших проблемах развития системы упр-ия (н-р, программы развития налоговых органов и судебной системы)

По срокам действия можно выделить долгосрочные программы (10 лет и более) и среднесроч (3-6 лет). На краткосроч период фед. программы НЕ разрабатываются.

Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2009 год: Пр "Модернизация транспорт системы Р-и (2002-2010 годы)"; Пр "Культура России (2006-2010 годы)" 12394.0000; Пр "Жилище" на 2002-2010 годы 46616.8340; Пр "Соц-ая поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"; Пр "Соц-ое развитие села до 2010 года" 5639.0100; Пр "Развитие гос-ой статистики России в 2007-2011 годах"

Целевые регион-ые программы и механизмы их регул-ия.

На уровне регионов программного подхода требует осущ-ие коренных структурных сдвигов в эк-ке. В их числе:

· создание новых, развитие и поддержка сущ-их прогрессивных произв-в — “точек роста”, объектов производ-ой и соц-ой инфрастр-ры, позвол-их реализ-ть конкурент преим-ва;

· создание благоприятных общеэк-их усл-й функц-ия и развития п\п в регионе на основе:

1) развития закон-ой и нормативной базы, направленной на создание “режима наиб-его благоприятствования”, в 1-ую очередь, для регион-ых произв-лей, раб-их в приоритетных для развития региона сферах эк-ки и отраслях произв-ва, включая среднее и малое предпр-во;

2) создания благоприят инвестиц-го климата в рег;

· развитие рын инфрастр-ры общерег-ого, внутрирег знач.;

· участие в межрегион-ых программах по совместному созданию производ-ых и инфрастр-ных объектов, решению эколог-их проблем.

На уровне муниципал-ов предметом программ-ой проработки могут явл-ся:

· проблемы ликвидации диспропорций в развитии произв-в и инфрастр-ры, реализ-их локальные воспроизв-ые циклы (п\п сырьевой базы и соответ-но пищевой и др перераб-их отраслей, объекты местной производственной и социальной инфраструктуры и т.д.);

· вопросы содей-ия развитию малого предприн-ва;

· комплексное совершен-ие местной закон-ой и норм-ой базы в целях стимул-ия предприним-ой деят-ти нас-ия в направлениях, приоритет. для данной территории, и создания благоприятных усл-ий в интересах привлечения инвестиций для активного развития производ-ых и инфрастр-ых объектов;

· участие в разв-ти объектов рын инфрастр-ры мест-го знач-я;

· проблемы соц-ой ориентации – поддержка и развитие соц. значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений и т.д.;

· проблемы содей-я занятости нас-я, вкл-я вопросы переподготовки кадров, преодоления структурной безработицы и др.

На уровне регион-ых и мун-ых программ большое значение придается программам содей-я занятости населения.

Перечень региональных целевых программ РМЭ: 1. “Здоровый ребенок” 2 “Неотложные меры по противодействию распространению в РМЭ заболевания ВИЧ-инфекции» 4 “Гос-я поддержка малого предприним-ва в РМЭ 5. “Модерн-ия и развитие сети автомоб-ых дорог, программа “Столица” 6. “Культура села 7 “Дети-инвалиды” 8. “Онкология” 9 “Безопасность образовательного учреждения” 12. “Обеспечение населения РМЭ доброкачественной питьевой водой» 13. “Социальное развитие села до 2010 года” И др.

 

Планирование в системе государственного регулирования экономики. Виды планов, этапы разработки планов. Директивное и индикативное планирование. Сущность, преимущества и недостатки. Новые подходы к планированию. История развития планирования;

Планирование – есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.

В общем понятии план – это совокуп-ть обоснования целей и способов их достижения. Процесс разработки плана наз. план-ем. Особенность общегос. план-я сост. в том, что его объектом явл. нац-ая эк-ка, а субъектом – гос-во. Кроме того, следует учитывать временные ограничения планов, кот. обусловлены, во-первых, ротацией гос. органов в соответствии с законом о выборах и, во-вторых, календарным хар-ром планир-я (план. год, как и бюджетный, начин-ся 1 янв. и заканчивается 31 дек.). Т.о. общегос. план-е – это особенный вид деят-ти гос-ва по опред-ю стратег-х, тактич-х и операт-х целей план. периода, а также способов достижения этих целей.

Существуют след-ие виды планирования:

- Долгоср-ое (перспективное) план-е. Поскольку при разработке планов идут от буд к наст-му, планы, рассч-ые на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспект планы отражаются долгосроч. цели и генерал-ую стратегию дей-й. Разраб-мые альтернативные стратегии, в план не вкл-ся, а отражаются в спец-ых программах, содержащихся в приложениях. Перспект планы вкл-ют в себя пок-ли и предложения, кот отражаются в обобщенных, чаще всего финн-ых, показ-ях. Перспек-ые планы разраб-ся на срок от 5-10.

- Среднеср план-е. В их основе лежит реальный спрос на продукцию орг-ции, изменение ее характ-к в ближайшем буд, перестройка технологии произв-ва, фин-ые огран-ия, конъюнктура, риск потери партнера. Среднеср планы разраб-ются на срок от 1 до 5 лет.

- Краткоср план-е. Такое план-ие охват-ет период в несколько недель или мес. Оно нацелено на регул-ие тек-его исп-ия ресурсов и реализ-ся ч\з составление кален-ых программ произв-ва и контроля за ним, упр-ия матер-ыми запасами и полученными кредитами. Оперативное план-е. В его задачу входит контроль за ежедневной загрузкой оборуд-я, последовательность операций, расстановка работников и др.

Соврем-ый рын механизм план-я отталкивается от принципов демократизации, самопланирования и форм собственности. Принцип. демократизации план-ия заключ. в том, что планово-управ-ие решения форм-ся, в основном, снизу, на свободной основе при мин-но необходимом уровне централизации. Пр. самоплан-ия заключ-ся в том, что каждый субъект хоз-ой деят-ти сам-но разраб-ет свой план, кот-ый не нужно утверждать в вышестоящих органах. Пр. первичности форм собственности предусм-ет то, что право план-я объектов соб-ти, принадлежат собственнику, кот сам решает делегировать или нет эту функцию распорядительным органам, планирующим от его лица.

Планирование состоит из следующих этапов:

1. Оценка эк-кой и пол-кой обстановки, опред-ся возможности рынка, его ёмкость, рассм-ются позиции конкурентов, как на данном этапе, так и в перспективе, прогноз-ся возможные рез-ты деят-ти, опред-ся место и роль в отрасли, регионе или эк-ки в целом;

2. Происходит постановка конкретных задач, вытекающих из конечной цели деят-ти, выделяются наиболее важные аспекты деят-ти, конкретизируются желаемые рез-ты, уточняются сроки. К задачам предъявляются жесткие требования: задачи д б согласованы с подразделениями организации и должны быть реалистичными;

3. Происходит рассмотрение плановых предположений, т.е. той ситуации, в кот будет выполняться план. Предположения бывают внешними (политические и соц-ые условия, прогнозируемый уровень развития техники, науки, возможное состояние рынка) и внутренними (будущая структура орг-ции, ее стратегия, политика в области конкретных вложений, деловой климат);

4. Исходя из имеющихся альтернатив, происходит выбор наиболее предпочтительного образа действия. Выбрав одну из альтернатив и скорректировав ее на момент неопределенности, орг-ция приступает к след этапу разраб-ки общих планов;

5. Общие планы, они формируются на уровне высшего руководства в виде системных целей и задач, далее они преобразуются в частично детализированные планы функциональных направлений. После разработки общих планов происходит их конкретизация и составляется основной документ – бюджет;

6. Рассм-ся вопрос о реорганизации фирмы, если этого требуют обстоятельства или о перестройке упр-я ею.

Осн-ые усилия в области структ-ых преобраз-й д б направлены на решение след задач: 1. удов-ние на допустимом уровне самых первоочередных потребностей нас-я; 2. обеспечение рац-ого уровня занятости;3. создание необх-ых предпосылок для активизации инвестиционной деят-ти.

Для выполнения указанных задач необходимо стабил-ть финансовую систему страны.

История планирования народного хозяйства. Директивное планирование.

Планирование народного хозяйства, основные идеи и принципы которого были разработаны В. И. Лениным.

В общей системе научного управления социалистическим обществом планирование народного хозяйства является центральным звеном. Планирование связано с выработкой решений по управлению народным хозяйством. Содержание процесса планирования состоит в разработке, обосновании, обеспечении возможности выполнения и организации проверки выполнения народнохозяйственных планов.

Планирование народного хозяйства является, но только многообразной практической деятельностью, но и возникшей под ее влиянием обширной областью экономической науки. Выводы науки о планировании народного хозяйства проверяются практикой и в то же время вооружают ее новыми эффективными методами и рекомендациями.

В системе экономических наук планирование народного хозяйства стоит между политической экономией и отраслевыми экономиками. Политическая экономия изучает законы развития общественного воспроизводства. Анализ этих законов составляет теоретическую базу науки планирования, которая конкретизирует характеристику закономерностей воспроизводства общественного продукта, исследует специфику проявления экономических законов, определяющую содержание народнохозяйственных планов.

Отраслевые экономики, исходя из основных положений науки о планировании народного хозяйства, исследуют особенности планомерной организации процессов воспроизводства в отдельных отраслях.

В планировании народного хозяйства используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые отраслевыми экономиками и другими экономическими науками, такими, как статистика, финансы и кредит, бухгалтерский учет и т. д. Кроме того, наука о планировании тесно связана с математикой, техническими и естественными на уками.

Планирование народного хозяйства одновременно является и экономическим, и социальным планированием. Решая задачи развития экономики, планы (особенно перспективные) всегда предусматривали решение крупнейших социальных проблем (ликвидация эксплуататорских классов, устранение противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, обеспечение фактического равноправия нации и др.)

Использование объективных экономических законов в планировании народного хозяйства носит комплексный характер. Это прямо вытекает из того, что все стороны общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены, а значит, и все разделы плана должны находиться во взаимной причинно-следственной связи. Комплексный характер использования объективных законов общественного развития легко обнаружить на примере любого раздела народнохозяйственного

плана. Конечно, в соответствии со спецификой отдельных разделов плана всегда некоторые законы выдвигаются вперед, но действие их должно учитываться только в общей системе объективных законов. Определяющая, ведущая роль в системе экономических законов принадлежит основному закону. Он является главным регулятором развития социалистической

экономики, хотя все экономические законы оказывают определенное регулирующее воздействие на нее.

Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на месте кредитов – финансирование, на месте товарного обмена – агрегирование и дезагрегирование, на месте спроса и предложения – баланс. Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. В рыночной экономике это отсутствует. Здесь функция управления распределена по следующим уровням:

1) Базовый (микроуровень) – предприятия, мелкие хозяйствующие единицы.

2) Средний (мегауровень) – корпорации, ассоциации, министерства, ведомства.

3) Высший (макроуровень) – государственные органы управления, парламент, аппарат президента.

Индирективное планирование.

В современной рыночной экономике нет единой модели планирования, которая была бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые факторы, определяющие вид планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния на общественно-политические и социально-экономические процессы. В современной зарубежной литературе выделяются следующие типы макроэкономического планирования: директивное (административно-командное), индирективное, регулятивное, индикативное и стратегическое.

Директивное (административно-командное) планирование, как правило, свойственно социалистической системе.

Индирективное планирование также базируется на ведущем месте государственной собственности на средства производства. Государственное управление и в данном случае реализует в планах свою стратегию и приоритеты, но набор средств реализации планов более широк. В качестве экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не справившимся с планом, уже не грозит административное наказание, хотя приходится отказываться от приоритетов в формировании фондов экономического стимулирования, первоочередности выделения государственных ресурсов и т.д. Для реализации индирективных планов требуется не только активное содействие хозяйственным единицам, но и придание соответствующей значимости экономическим параметрам, которые имитируют конкуренцию и деятельность рынка. На данный тип планирования тоже распространяются недостатки, свойственные директивному планированию.

Регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма, так и на договорных принципах.

План и рынок, имея одинаковую значимость, выполняет разные задачи. Участники рынка способны действовать абсолютно свободно, что заставляет государство корректировать свои действия с учетом рынка, тем самым как макроэкономические, так и микроэкономические точки зрения имеют одинаковый вес, хотя планирование, если того требуют интересы общества, в состоянии реализовать свои задачи в сфере рынка путем введения государственных регуляторов.

Промежуточную позицию между государственным и частным секторами может занимать кооперативный сектор. Если он будет спланирован централизованно, то в случае господства в нем частной собственности планирование может носить индикативный характер. Однако в случае наличия смешанной экономики субъект государственного управления выполняет функции главного координатора национальной экономики. План и рынок выполняют разные функции. Т.е. участники рынка могут действовать обособленно, государство вынуждено выносить хозяйственные решения с учетом рыночного механизма не только по отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньям экономики. В результате этого товарное производство из формального превращается в реальное. При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное разделение труда, в рамках которого и план и рынок способны компенсировать ошибки друг друга.

Теперь посмотрим на суть регулятивного планирования с позиции государства. Не окажется ли регулятивное планирование слабым, с изъяном, "бесплановым"? На наш взгляд, нет. О недостаточной осведомленности, а иной раз и о спекуляции на неосведомленности, свидетельствует отрицание эффективности и самой возможности регулятивного планирования как государственно-властного определения параметров и перспектив производства. Отрицание на том основании, что эти параметры и перспективы не предписываются прямо и непосредственно сверху донизу, а достигаются в конечном счете через регулируемый государством экономический механизм, включающий и неустранимые из экономической жизни "теневые" и стихийные моменты (поэтому данную форму планирования можно назвать регулятивной, хотя не исключены и иные названия).

Государственное централизованное регулятивное планирование имеет некоторые преимущества перед директивным. Во-первых, у регулятивного планирования здоровая информационная основа - обобщенные данные о предплановых соглашениях между предприятиями, в которых отражаются как общественные потребности - сумма заказов, так и производственные возможности - принятые заказы, отказы, неиспользуемые мощности. Сегодня, когда предприятия заинтересованы в заниженных плановых заданиях, эта информация безнадежно искажается.

Во-вторых, государство освобождается от необходимости контролировать все и вся. Оно знает, где общественные потребности удовлетворяются и без его вмешательства в результате экономической саморегуляции. А значит, может сосредоточить свои усилия на тех областях, которым без такого вмешательства действительно не обойтись,

В-третьих, лучше чувствуя объективный характер экономических процессов, имея меньше соблазнов для экономического волюнтаризма, государство может точнее рассчитывать направления и способы своего воздействия на производство. В одних случаях это кредитование, обеспечивающее лучшее использование производственных мощностей, их обновление, в других - создание новых мощностей, ориентированных на революционные изменения в производстве и скачкообразный рост производительности труда. Именно в инвестиционной политике, образовании новых предприятий и целых отраслей государство играет безоговорочно ведущую роль, так как может мобилизовывать огромные ресурсы, сосредоточенные в его руках.

Следовательно, стратегическая роль государства в экономическом развитии вполне обеспечивается и регулятивным планированием. Правда, иначе, чем директивным, но это уже другой вопрос. Государство использует директивное планирование в чрезвычайных условиях для того, чтобы подчинить (насколько это вообще возможно) производство законам политической борьбы, достижению характерных для данных условий политических целей. Реализуется известный тезис В.И. Ленина о первенстве политики над экономикой. При таком подходе государство вмешивается в экономический процесс (насколько это возможно без разрушения его основ) властно и круто, в чем-то ломая и сгибая его, авторитарно направляя производство плановыми заданиями, подлежащими безусловному выполнению. Это не означает отмены экономических законов, однако их действие ограничивается, они как бы отодвигаются на второй план.

Применяя регулятивное планирование, государство плавно вписывается в экономический процесс, опирается на его законы, строит экономическую политику на использовании этих законов, следовательно, подчиняет ее им. Разделяя привилегию и бремя планирования с предприятиями, оно не только не утрачивает своей стратегической роли, а, напротив, выполняет ее в нормальных, нечрезвычайных условиях наилучшим образом. Не видит это, пожалуй, лишь тот, кто очень уж тоскует по пережитой тяжелой, но героической поре и закрывает глаза на то, что от былой эффективности директивного планирования остались только внешние эффекты.

Как обеспечить принятие максимально напряженных планов? Директивное планирование просто давит на предприятия. Регулятивное создает такие экономические условия, которые сами непререкаемо заставляют коллективы принимать напряженные и при этом реальные планы, поскольку от этого, а не от процента выполнения плановых заданий, целиком зависит их благосостояние. Регулятивное планирование способно исключить из хозяйственной жизни работу на "процент", так как не будет смысла в корыстном манипулировании им. А если сами экономические условия побуждают предприятия работать честно и напряженно, то к директивному планированию можно отнести несколько измененные слова персонажа из сериала "Следствие ведут знатоки":-На кой бес нам этот пресс!.. Можно сконцентрироваться на организации плодотворного сотрудничества государства и предприятий в нормальном плановом процессе.

Принципиальное преимущество регулятивного планирования перед директивным состоит в его демократичности. Это не просто идеологически и политически хорошая, а еще и экономически полезная сторона. Субъекты планирования (государство и предприятия), сотрудничая, раскрывают преимущества своего положения и расстаются со слабостями. Как? Государственный аппарат, если он отвечает своему назначению и занимается своим делом, постоянно изучает общие и перспективные общественные потребности, прогнозируя их динамику. Предприятие же ближе к детальным текущим потребностям конкретных потребителей - своих заказчиков. Каждый субъект планирования принимает решения там, где он осведомленнее и, значит, сильнее. А там, где он слабее, ограничивается лишь выражением своего мнения, правда, не лишенного нормативного содержания. Т.е. есть, каждый имеет преимущества там, где способен делать общее дело лучше другого. В то же время государство по характеру решаемых им вопросов и по праву распоряжаться значительными ресурсами играет в этом сотрудничестве ведущую роль, определяет стратегию развития. Именно в этом, а не в демонстрации "директивоспособности", на наш взгляд, и состоит его назначение.

 

Методы общественного планирования. Балансовый метод. Нормативный метод. Программно-целевой метод. Экономико-математические методы планирования

В план-ой эк-ке балансовый метод служит для определения народнохоз-ых пропорций, увязки частей гос-ого плана в целое.Содержание балан-ых проблем в современных усл-ях остается тем же, изменения касаются механизмов и способов решения их. Функции материал-ых балансов трансфор-ся в инструмент анализа и прогноз-ия равновесия на товарном рынке. Среди балансов усил-ется роль фин-стоим-ых и труд б.Баланс труд-ых ресурсов становится инструментом прогноз-ия безраб-цы и рынка труда. В современ усл-х данные межотраслевых балансов м б исп-ны для разработки прогнозов отраслевой структуры эк-ки, выявления роли отд-ых факторов, н-р, завис-ти эк-ки от энергоснаб-я или измен-я цен на энергоносит.Сбаланс-ть эк-ки охватывает все стадии процесса воспроиз-ва, его материально-вещественные и стоимостные пропорции.

Норм-ый метод исп-ся для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, опред-я норматива обор средств, норм амортиз-ых отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотн-я м\у различными величинами (параметрами), при кот-ых м б обеспечен оптим-ый масштаб прогноз-ых процессов.

Норма - научно обоснованная мера общ-но-необходимых затрат ресурса на изготов-ие ед продукции заданного кач-ва.В усл-ях рын эк-ки акцент смещается с системы технико-эк-ких НиН на обоснование эк-ких, соц-ых, эколог-их нормативов и др.

Технико-эк-кие нормативы позволяют хоз-ющим субъектам в рын усл-ях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д. Гос-во же вместо разработки и утверждения таких нормативов занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью эк-ого развития.

Эк-кие норм-вы. явл-ся важными регуляторами развития эк-ки в целом и отдельных соц-но-эк-ких процессов. К ним относятся:

1. различного вида налоги на имущество, на доходы, товары и услуги, таможенные пошлины и т.д.;

2. фин-ые норм - трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюд-е фонды и т.д.;

3. банк-ие норм-ы - норм обязательных резерв. отчислений, учетная ставка др.

Соц-ые норм-вы должны разраб-ся на основе прожиточного мин-а и потребит-их бюджетов, опред-ых норм-ым методом: мин-ого потребительского бюджета и рац-ого потребительского бюджета.

Эколог-ие норм-вы. Это - величины предельно допустимых концентраций вредных выбросов в атмосферу, загрязнения воды; норм-вы землепользования, водопользования и др.

Программно-целевой метод. построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства".

Объектом его явл-ся все основные эл-ты пространственной структуры хоз-ва. Этот метод предполагает разработку плана с оценки конечных потребностей исходя из целей развития эк-ки при дальнейшем поиске и определении эффект-ых путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Его сущность – в отборе основных целей соц-ого, эк-кого и научно-техн-ого развития, разработке взаимоувязанных меропр-й по их достижению в намеченные сроки при сбаланс-ом обеспечении ресурсами и эффективном развитии общ-ого произв-ва.

Постановка целей при программно-целевом методе план-я предст-ет собой форм-ие "древа целей ". Затем в соответствии с ним опред-ся система меропр-й по реализ-и целей, наз-мая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится спец-ая система упр-я, кот доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение.

Эк-ко-матем-ая модель – матем-ая модель связи эк-ких харак-к и параметров системы, описывает эк-кие процессы, объекты и связи с использованием матем-ого аппарата.

Проведение операц-ого исслед-я, построение и расчет матем-ой модели позволяют проанализ-ть ситуацию и выбрать оптим-ые решения по упр-ию ею или обосновать предложенные решения. Применение матем-их моделей необходимо в тех случаях, когда проблема сложна, зависит от большого числа факторов, по-разному влияющих на ее решение.Исп-ие матем-их моделей позволяет осуществить предварительный выбор оптим-ых или близких к ним вариантов решений по опред-ым критериям. Они научно обоснованы, и лицо, приним-ее решение, может руковод-ся ими при выборе окончат-ого решения. Любое решение, получ-ое при расчете матем-ой модели, оптим-но по 1-му или нескольким критериям. В наст время матем-ие модели применяются для анализа, прогноз-ия и выбора оптим-ых решений в различных областях эк-ки. Выделяют след основ этапы построения матем-ой модели: 1 Определение цели. 2 Опред-е пapaметров модели, т.е. заранее известных факторов, на знач к-ых исследователь не влияет. 3. Формир-е упр-ющих переменных, изменяя знач кот можно приближаться к поставленной цели. Знач-я упр-ющих переменных явл-ся решениями задачи. 4. Опред-ие области допустимых решений, т.е. тех ограничений, кот должны удовл-ять упр-ющие переменные. 5 Выявление неизвестных факторов, т.е. величин, кот могут изменяться случайным или неопределенным образом. 6. Выражение цели через упр-ющие переменные, параметры и неизвестные факторы, т.e. формир-е целевой ф-ции, наз-мой также критерием эффект-ти или критерием оптим-ти задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...