Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура бюджетной системы




Бюджетный кодекс определяет в статье 10 структуру бюджетной системы РФ, в основе которой – иерархический принцип распределения конкретных бюджетов. Эту систему образуют в соответствующей последовательности: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Особое место в бюджетной системе Российской Федерации занимают Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Он призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, снижению инфляционного давления и ограничить зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда, его источниками формирования являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта не только нефти, но и газа. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, что должно явиться гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Они формируются за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме, нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Цель управления средствами Резервного фонда – обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного Фонда реализуется посредством приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, британских фунтах) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации точно определяет, что средства Резервного фонда могут размещаться в иностранной валюте и в финансовых активах, номинированных в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации установило определенные требования к указанным финансовым активам:

1) средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков четырнадцати стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции;

2) долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям: сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом. Нормативы минимальных сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными; ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными; номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и британских фунтах, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала; объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов; выпускники долговых обязательств не являются выпускниками, предназначенными для частного (непубличного) размещения;

3) номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 15% номинального объема этого выпуска.

К международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся: Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD); Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, CEB); Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD); Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB); Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB); Международная финансовая корпорация (Internetional Finance Corporation, IFC); Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD); Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

При размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполнятся следующие требования: иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (standard and Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудим Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service).

Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве определяющего принимается наименьший из присвоенных; нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными; суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25% общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях.

Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации. В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило: нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе: доллар США – 45%; евро – 45%; британский фунт – 10%. Установлены также текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда: для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро: минимальный срок до погашения – 3 месяца, минимальный срок до погашения – 3 года; для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов: минимальный срок до погашения – 3 месяца, максимальный срок до погашения – 5 лет.

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счета по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда на начало отчетного месяца, зачислении средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце. В составе ежеквартальной и годовой министерской отчетности, представляемой Правительству, содержится информация о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда, а также об управлении средствами указанного фонда.

Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации проводит контрольные мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Резервного фонда. Счетная палата Российской Федерации ежеквартально представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах, в том числе о формировании, использовании и управлении средствами Резервного фонда.

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга. Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта происходит в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год. Такое использование средств Резервного фонда в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, что должно способствовать обеспечению стабильного социально-экономического развития страны, обеспечить некоторые гарантии независимости экономики Российской Федерации от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в текущем финансовом году нефтегазовых доходов. Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

Самым тесным образом с Резервным фондом связан Фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета пенсионного фонда Российской Федерации. (И его средства могут быть направлены только на эти цели.)

Объем средств Фонда устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Как уже было сказано, начиная с 2008 года, нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться те же требования, что и в отношении Резервного фонда (см. С. 179).

Правительство Российской Федерации установило, что в настоящее время средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в те же финансовые активы, что и средства Резервного фонда. В целях повышения доходности размещения средств Фонда национального благосостояния Правительство Российской Федерации поручило Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам, Министерства юстиции Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации разработать проекты нормативных актов, определяющие порядок управления средствами Фонда национального благосостояния, предусматривающие размещение его средств в финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и не используемые в настоящее время для размещения средств Фонда.

К указанным финансовым активам Правительство Российской Федерации установило требования, аналогичные требованиям к средствам Резервного фонда (см. С. 177–178).


§ 3. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – определенная законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета[76]. Неотделимой частью процесса является составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Некоторые авторы считают, что это самостоятельная стадия бюджетного процесса[77]. Хотя такая точка зрения не совпадает буквально с определением Закона, она, безусловно, справедлива. Необходимым элементом бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансов между бюджетами разных уровней в соответствии с потребностями.

Бюджетному процессу, как было сказано, посвящено более трети Бюджетного кодекса. Здесь детально описаны система органов, обладающих бюджетными полномочиями, перечислены участники бюджетного процесса, определены их полномочия, подробно зафиксирован порядок составления проектов бюджетов, их рассмотрения и утверждения. Всего означенным сюжетам посвящена 131 статья Кодекса, т.е. процессуальные нормы составляют существенную часть кодификации. Эта часть Кодекса разработана на высоком профессиональном уровне и является эффективным средством правового регулирования бюджетных правоотношений.

Для реализации бюджетного процесса на всех стадиях необходимо сопоставление доходных и расходных показателей, что может быть достигнуто с помощью систематизации данных показателей. Инструментом такой систематизации является бюджетная классификация. Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов по существенным однородным признакам. Классификация была закреплена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. Закон определял, что при группировке показателей объектов классификации им присваиваются соответствующие группировочные коды. Классификация состоит из двух составляющих: доходы и расходы бюджетов Российской Федерации.

Классификация доходов бюджетов РФ представляет группировку доходов бюджетов всех уровней. Неналоговые и налоговые доходы – две основные группы – подразделяются на подгруппы и статьи доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам получения.

Здесь необходимо сказать о той классификации налоговых и неналоговых платежей, которая зафиксирована в современном российском законодательстве. В Бюджетном кодексе статьей 20 установлено, что к неналоговым доходам относятся «доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг, компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доходы от возврата остатков субсидий и т.п.» К этой же категории отнесена прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов. Федеральные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством, таможенные платежи, государственная пошлина объединены в группу налоговых платежей. В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Бюджетного кодекса к налоговым доходам отнесены «в части единого социального налога, соответствующие пени и штрафы». Последнее определение представляется юридически не совсем корректным, поскольку в Налоговом кодексе в исчерпывающих перечнях налогов и сборов эти штрафы и пени не названы, т.к. по существу эти платежи, видимо, не являются налоговыми.

Расходы бюджетов функционально классифицируются в соответствии с направлением финансовых ресурсов на обеспечение выполнения основных функций государства. Кроме того, бюджетные расходы классифицируются по экономическому принципу, т.е. распределяются на три группы: текущие расходы, капитальные расходы и расходы, связанные с предоставлением кредитов за вычетом погашения. Ведомственная классификация расходов подразумевает их распределение в соответствии с адресным распределением средств по ведомствам и иным органам, получающим средства из федерального бюджета.

Бюджетный процесс РФ, состоящий из пяти стадий, точно регламентирован законодательством.

Первая стадия – составление проекта бюджета. Проект бюджета должен базироваться на социально-экономическом прогнозе, в его основе должны быть планы и целевые программы развития территорий в соответствии с п. 1 ст. 184.

Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», подписанный Президентом РФ 26 апреля 2007 года, определил новое понятие, связанное с бюджетным планированием, – плановый период, который представляет собой два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом.

Решение о начале составления проекта федерального бюджета принимает Президент РФ за 10 месяцев до начала соответствующего финансового года. Бюджетный процесс длится приблизительно три года, и это время называется бюджетным периодом. В литературе, впрочем, встречается иная трактовка данного термина: «Бюджетный период – срок, в течение которого действует утвержденный бюджет, обычно соответствует календарному году»[78].

Организует и контролирует работу по составлению проекта бюджета Правительство РФ, принимающее по этому вопросу специальное постановление, в котором устанавливается порядок и срок разработки конкретного бюджета РФ на соответствующий финансовый год.

Первый этап составления проекта бюджета: разработка прогноза социально-экономического развития; составление сводного баланса финансовых ресурсов; определение основных направлений бюджетной политики; расчет контрольных цифр проекта. Работу эту осуществляют министерства, ведомства и территориальные органы исполнительной власти. Весьма важно, что органы власти субъектов РФ в этот период должны представить запросы и обоснования на получение ими субвенций из федерального бюджета. Первый этап длится три месяца.

В течение второго этапа, длящегося четыре месяца, проводится анализ всех представленных показателей и расчетов. На основе этого анализа Министерство финансов РФ разрабатывает контрольные цифры проекта федерального бюджета. Этот документ направляется органам исполнительной власти национально-государственных и административно-террито­риальных образований – субъектов РФ. Руководители этих структур имеют право вносить свои предложения по изменению конкретных показателей проекта федерального бюджета. Данное право – важная и реальная прерогатива субъектов Федерации в реализации их суверенитета.

Третий этап – составление Правительством РФ проекта бюджетного послания. Согласно законодательству, этот документ должен быть подготовлен в двухмесячный срок. Состав бюджетного послания:

1) основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий год;

2) сводный финансовый баланс по территории страны;

3) основные направления бюджетной политики;

4) сведения о государственных доходах;

5) проект федерального бюджета РФ;

6) проект консолидированного бюджета РФ;

7) оценка исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Согласно ст. 114 Конституции, Правительство РФ представляет федеральный бюджет на заседании Государственной думы. Бюджетное послание подлежит опубликованию в печати.

Вторая стадия. Собственно, это обсуждение, рассмотрение проекта Федерального бюджета, которое осуществляет Государственная Дума. Сразу же после принятия проекта к рассмотрению в думе он направляется в Совет Федерации РФ, к другим субъектам права законодательной инициативы и в Счетную палату РФ на заключение. Первоначально проект рассматривают комитеты и комиссии Государственной думы Федерального Собрания, они выносят по конкретным вопросам свои заключения, которые концентрируются в Комиссии Государственной думы по бюджету, планам, налогам и ценам. Комиссия обобщает представленные заключения и составляет заключение по проекту федерального бюджета. Этот документ представляется на заседании Государственной думы, где заслушивается постатейно.

В результате обсуждения принимается постановление о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Санкционирование осуществляется в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. Рассмотрение проекта осуществляется в нескольких чтениях. Последняя процедура рассмотрения проекта – доклад о бюджете на заседании Государственной думы, который делает либо Президент, либо должностное лицо по его поручению. С содокладом выступает при этом Председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам.

Надо отметить, что на практике рассмотрение проектов федеральных бюджетов последних лет связано с серьезными осложнениями. Единственный юридически обоснованный и возможно эффективный способ смягчения таких осложнений – детальная регламентация процедур, связанных с этим процессом, и точное определение сроков их проведения.

Третья стадия – утверждение бюджета, принятие Федерального закона о бюджете. Проект Федерального закона рассматривается на пленарном заседании Государственной думы, где и происходит голосование. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации, который обязан в течение четырнадцати дней либо одобрить его, либо отклонить. В последнем случае палаты Федерального Собрания могут образовать на паритетных началах Согласительную комиссию, по завершении работ которой закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой.

В ситуации, когда закон не принят до 1 января, т.е. до фактического начала бюджетного года, федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов в размере одной трети расходов за четвертый квартал предыдущего года ежемесячно. Данное решение, каждый раз санкционируется соответствующим федеральным законом. Так, Федеральный закон о бюджете на 1995 г. не был принят до 1 января 1995 г. и в начале года бюджетное финансирование осуществлялось в соответствии со специальным законом «О финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале 1995 г.». Подобная практика имела место и в последующие годы. В принципе она представляет эффективный инструмент правового регулирования бюджета, в условиях когда законодательная власть по каким-либо причинам не смогла принять закон о бюджете в срок. Подобные меры являлись вынужденными. Они были связаны как с реальными финансовыми трудностями Российской Федерации, так и с политической конъюнктурой.

Составление, порядок и условия представления, рассмотрения и принятия проектов бюджетов субъектов РФ, а равно и система принятия соответствующих законодательных актов определяется в соответствии с принципами бюджетного права Российской Федерации, нормами Конституции 1993 г. и закрепляется законодательством этих субъектов. Местный бюджет и бюджетный процесс регламентируется соответствующим Положением конкретного муниципального образования.

Четвертая стадия – исполнение бюджета – совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный год, совпадающий с календарным годом, был установлен в России указом Петра I с 1 января 1700 г.
В первые два года советской власти составлялись полугодовые бюджеты. С 1922 по 1930 гг. бюджетный год действовал с 1 января текущего календарного года до 30 сентября следующего. Мотивировка таких сроков бюджетного года основывалась на времени сельскохозяйственного цикла. Впоследствии бюджетный год исчисляется по-прежнему – с 1 января по 31 декабря.

Исполнение бюджета состоит в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и соответствующем финансировании расходов. Реализация бюджетов возложена на органы исполнительной власти. Исполнение доходной части реализуется перечислением плательщиками соответствующих платежей на бюджетные счета. Исполнение расходной части осуществляется посредством бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты выделяются министерствам и ведомствам в соответствии с ведомственной бюджетной классификацией. Право использования бюджетных средств принадлежит распорядителям бюджетных кредитов.

По объему предоставленных прав разделяются: должностные лица – главные распорядители бюджетных кредитов (руководители министерств и ведомств) и должностные лица – нижестоящие распорядители бюджетных кредитов. Последняя категория также подразделена на две группы. К первой относятся руководители, которые получают бюджетные кредиты непосредственно на расходы их учреждений и для распределения между подведомственными им учреждениям и организациям, ко второй – руководители, получающие бюджетные кредиты только на финансирование непосредственно управляемых ими организаций.

Кассовое использование бюджета осуществляют кредитные организации, надзор за исполнением бюджета возложен на органы, осуществляющие финансовый контроль. Так, Счетная палата представляет Федеральному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета ежеквартально. По решению представительной власти возможно привлечение аудитора для проведения проверки исполнения бюджета.

Пятая стадия – рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета соответствующим органом представительной власти. Организация и контроль составления отчета об исполнении отчета возлагается на Правительство РФ – по федеральному бюджету, правительство либо администрацию субъекта Федерации – по бюджету соответствующего субъекта. Составляют акты финансовые органы.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются по всем основным показателям доходов и расходов. Законодательством точно установлены сроки представления отчетов об исполнении бюджетов. Отчеты об исполнении бюджетов районов в городе, сел и поселков представляются не позднее 1 марта следующего за отчетным года, отчеты об исполнении бюджетов районов и городов – не позднее 1 апреля, отчеты об исполнении бюджетов субъектов Федерации – не позднее 1 мая следующего за отчетным года. Отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета Правительство РФ должно представлять Государственной думе в мае года, следующего за отчетным. По результатам рассмотрения отчетов органы представительной власти принимают соответствующие акты.

Утверждение отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации оформляется постановлением Государственной думы и, соответственно, постановлением законодательных органов субъектов, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов оформляется решениями органов местного самоуправления.

Существует несколько обязательных позиций, которые должны быть отражены в постановлениях (решениях) об исполнении бюджета. Во-первых, это показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов. Во-вторых, статьи доходов и расходов, по которым бюджет не исполнен. При этом должны быть указаны суммы и причины неисполнения. В-третьих, показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита, относительно его предельной утвержденной суммы. Кроме того, должны быть отражены показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и по бюджету текущих расходов.

Постановление Федерального Собрания РФ должно быть подписано Председателем Государственной думы и Председателем Совета Федерации и подлежит опубликованию.

Органы представительной власти вслед за утверждением бюджета предыдущего года рассматривают и информацию об исполнении консолидированного бюджета соответствующего уровня за предыдущий год.


Глава 4.


Правовое регулирование
государственных доходов и расходов

§ 1. Правовое регулирование государственных доходов

Государственные доходы представляют собой денежные средства (ресурсы), поступающие в процессе распределения и перераспределения национального дохода[79] в собственность государства. Цель обращения части национального дохода в государственную собственность – обеспечение функционирования государства. Помимо государственных доходов необходимым элементом финансовой системы являются муниципальные доходы – часть национального дохода, обращенная в денежные средства и служащая основой финансирования органов местного самоуправления, которое, в свою очередь, решает хозяйственные и иные задачи в интересах населения муниципалитетов.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды – бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Главная составляющая государственных доходов в странах с рыночной экономикой и демократическим общественным устройством – налоговые поступления.

Основой правового регулирования государственных доходов является часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Государственной думой 16 июля 1998 года и вступившая в действие 1 января 1999 года. Это первая и единственная в истории России кодификация общей части налогового права. Раздел первый акта содержит общие положения: нормы права, определяющие конструкцию законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Определено, что это законодательство состоит из самого кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Установлена система налогов и общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Среди наиболее важных положений: обязанность уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, запрет на введение налогов и сборов дискриминационного характера, запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов и налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства и происхождения капитала. Важной нормой, развивающей положение Конституции Российской Федерации о единстве экономического пространства, является запрет на установление налогов и сборов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение товаров, работ и услуг в пределах территории России.

Общая часть Налогового кодекса определяет понятия «налогоплательщики» и «плательщики сборов», «налоговые агенты», закрепляет систему налоговых органов, устанавливает правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Специальные разделы Кодекса посвящены налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение, налоговой отчетности и налоговому контролю, обжалованию актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

В настоящем разделе учебника сюжеты, связанные с правовым регулированием государственных доходов, изложены в точном соответствии со статьями Налогового кодекса, но в то же время при необходимости даны критические оценки некоторых норм и приводятся точки зрения, отличающиеся от за

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...