Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейрофизиологические механизмы и возрастные особенности внимания и памяти




 

Внимание является психическим процессом, проявляющимся в повышении уровня активности коры больших полушарий. Внимание является обязательным условием результативности любой деятельности.

Выделяют два типа внимания – произвольное (активное), направленное на сознательно выбранную цель, и непроизвольное (пассивное), возникающее на неожиданные, загадочные, новые стимулы. Внимание, направленное на обнаружение и оценку неожиданных стимулов, удовлетворяет потребность организма в самосохранении и выживании.

Физиологическим механизмом непроизвольного и произвольного внимания считается активация передних ассоциативных зон коры больших полушарий (лобные области), которая возникает при участии восходящей части ретикулярной формации и лимбической системы, а так же структур II сигнальной системы (речи).

Признаки непроизвольного внимания обнаружива­ются уже в период новорожденности в виде элементарной ориен­тировочной реакции на экстренное применение раздражителя. Эта реакция еще лишена характерного исследовательского компонен­та, но она уже проявляется в определенных изменениях электри­ческой активности мозга, вегетативных реакциях (изменение ды­хания, частоты сердцебиения).

В 2— 3-месячном возрасте ориентировочная реакция приобрета­ет черты исследовательского характера. В грудном, так же как и в начале дошкольного возраста, корковая генерализованная активация представлена не блокадой альфа-ритма, а усилением тета-ритма, отражающего повышенную активность лимбических структур, связанных с эмоциями. Особенности активационных процессов определяют специфику произвольного внимания в этом возрасте: внимание маленького ребенка привлекают в основном эмоциональные раздражители. По мере созревания системы восприятия речи формируется социальная форма внимания, опосредованная речевой инструкцией. Однако вплоть до 5-летнего возраста эта форма внимания легко оттесняется непроизвольным вниманием, возни­кающим в ответ на новые привлекательные раздражители.

До 3-х летнего возраста внимание продолжает быть непроизвольным. В этот период появляется возможность формировать ориентировочный рефлекс на слово, речевую инструкцию, т.е. появляются зачатки произвольного внимания. Однако такая форма произвольного внимания легко тормозится.

В 3–5 лет произвольное внимание уже имеет место, однако в этом возрасте внимание ребенка привлекают в основном эмоциональные раздражители.

Существенные изменения корковой активации, лежащей в основе внимания, отмечены в возрасте 6–7 лет. В это время существенно возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания, хотя влияние эмоционального фактора еще велико.

Важнейшим этапом в организации произвольного внимания является младший школьный возраст. В 7—8 лет недостаточная зрелость фронтально-таламической системы регуляции актива­ционных процессов определяет большую степень их генерализа­ции и менее выраженную избирательность объединения корко­вых зон в рабочие функциональные констелляции в ситуации предстимульного внимания, предваряющего конкретно реали­зуемую деятельность.

К 9—10 годам механизмы произвольной регуляции совершенствуются: активационные процессы стано­вятся более управляемыми, определяя улучшение показателей организации деятельности. В этом возрасте отмечаются существенные качественные сдвиги в формировании нейрофизиологических механизмов внимания. Интенсивное созревание лобных областей коры головного мозга обеспечивает избирательную активацию структур головного мозга для решения задач различного рода. То есть за счет активации одних структур и затормаживания других создаются условия для наиболее экономичного реагирования и адаптивного поведения.

В период полового созревания выраженность произвольного внимания резко снижается ввиду активации эндокринной системы, которая приводит к ослаблению корковой активации – ослабляется внимание, нарушаются механизмы произвольной регуляции функций. К концу подросткового периода нейрофизиологические механизмы внимания соответствуют таковым взрослого.

Качественные сдвиги в формировании нейрофизиологических механизмов произвольного внимания связаны со структурно-функ­циональным созреванием лобных отделов коры, обеспечиваю­щих организацию процессов локальной регулируемой активации в соответствии с принятием решения на основе проанализиро­ванной информации, мотивации или словесной инструкции. В ре­зультате этого в деятельность избирательно включаются опреде­ленные структуры мозга, активность других затормаживается, и создаются условия для наиболее экономичного и адаптивного реагирования.

Память – это способность нервной системы запечатлевать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Это свойство нервной системы, обеспечивающее адаптивное поведение.

С возрастом механизмы памяти претерпевают значительные изменения. Память, основанная на хранении следов возбуждения (энграмм) в системе условных рефлексов, формируется уже на ранних этапах развития. При этом относительная простота системы памяти в детском возрасте определяет устойчивость и прочность условных рефлексов выработанных в раннем детстве.

По мере развития сенсорных систем и усложнения процесса восприятия формируется образная память. На ранних этапах развития формируется также память в основе которой лежит механизм выработки условного рефлекса. Этот вид памяти является базовым в формировании навыка, про­стых форм памяти. Относительная простота системы памяти в дет­ском возрасте определяет устойчивость и прочность запоминания в раннем детстве. По мере структурно-функционального созрева­ния коры больших полушарий, развития речевой функции фор­мируется свойственная человеку словесно-логическая память. Че­ловек способен запоминать не только и не столько подробности информации, сколько общие положения. Так, в прочитанном тек­сте взрослый человек запоминает не словесную формулировку, а содержание. Созревание высших корковых формаций с возрастом определяет длительность и постепенность развития и совершен­ствования этого вида памяти.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

 

Становление потребностно-мотивационно–эмоциональной сферы тесно связано с развитием второй сигнальной системы, т.е. речи. Для появления речи и ее совершенствования необходимо созревание соответствующих участков коры головного мозга (теменно-затылочной, височно-затылочной, височной, речедвигательного центра лобной доли), а также центров, управляющих мышцами губ, щек, языка, гортани.

Развитие этих структур идет после рождения и во многом зависит от среды. При отсутствии человеческого общения или при резком его ограничении эти центры не развиваются. Поэтому потенциальная возможность человеческого мозга научиться говорить должна быть использована до 5–6 лет. Как показали клинические наблюдения за детьми раннего возраста, лишенными языкового общения вследствие болезни, чем старше ребенок, тем труднее его научить говорить. Об этом же свидетельствуют неудачные попытки обучить человеческой речи детей, воспитывавшихся дикими животными. В мире известно около 40 таких случаев, так индийской девочке понадобилось много лет, чтобы выучить всего 30 слов.

В процессе обычного стандартного воспитания раньше всего развиваются сенсорные центры речи, затем – моторные и смысловые. До 6 месяцев центры речи еще не сформированы, хотя предпосылки для их развития возникают уже на 2–4 месяце, когда ребенок начинает «гулить».

В становлении речи выделяют следующие этапы:

1. подготовительный этап или этап гуления и лепета (от2-х до 6-ти месяцев);

2. этап возникновения сенсорной речи, т.е. появления первых признаков условного рефлекса на слово и его смысл (6–8 месяцев), например, когда ребенка просят сделать ладушки, он с удовольствием выполняет просьбу;

3. этап возникновения моторной речи, т.е. произношения осмысленного слова (10–12 месяцев).

Становление коммуникативной функции речи происходит в 2–3 года. Поэтому в этом возрасте очень важно как можно больше говорить с ребенком, уделяя особое внимание правильности речи, т.к. в этом возрасте большая роль в процессе формирования речи принадлежит подражательному рефлексу. Разговаривая с ребенком, необходимо называть свои действия, окружающие предметы, явления, окружающих людей, т.е. сочетать перво- и второсигнальные раздражения, что способствует образованию связей между сигнальными системами.

Чтобы ускорить формирование речевых навыков необходимо уделять большое внимание развитию тонко координированных действий. Благодаря действиям с предметами у детей, развивается двигательный анализатор, начинает формироваться функция обобщения, т.е. развивается мышление – способность к внутренней речи (появляется к 6–7 годам). Поэтому занятия физической культурой, рисованием, пением, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию речи.

Развитие речи является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...