Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Созревание мозга и формирование поведения ребенка в периоде новорожденности.




 

Этот период развития характеризуется чрезвычайно интенсив­ным и быстрым созреванием мозговых структур, что определяет существенные изменения поведения ребенка, его общение с ок­ружающим миром, формирование начальных процессов его по­знавательной деятельности. На этом этапе выделяют три перио­да, существенно различающихся по степени зрелости мозга и его функциональным возможностям: период новорожденности (первые 10 дней), первое полугодие и второе полугодие.

К моменту рождения ребенка наибо­лее зрелыми являются спинной мозг и стволовые структуры го­ловного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции и необходимые приспособительные рефлексы: пищевые (сосание), защитные (мигание, зажмуривание) и др.

В период новорожденности выражены и рефлексы, свойствен­ные животным (атавистические). Это рефлексы Бабинского (отве­дение большого пальца ноги при раздражении подошвы), хвата­тельный рефлекс, настолько сильный, что ребенок может удер­живать собственный вес, и др. Хватательный рефлекс необходим для многих детенышей животных, цепляющихся за шерсть мате­ри при ее передвижениях и прыжках. В течение первых недель жиз­ни атавистические рефлексы быстро угасают. Их наличие у ново­рожденных связано с незрелостью коры полушарий, наиболее поздно созревающей в онтогенезе.

Кора больших полушарий новорожденных характеризуется наличием слабо дифференцированных нейронов с малым числом сла­бо ветвящихся дендритов и соответственно небольшим числом синаптических контактов. Наиболее зрелыми являются пирамид­ные клетки проекционных отделов коры больших полушарий. Вста­вочные нейроны, обеспечивающие межнейрональные взаимодей­ствия, не сформированы. Незрелость коры больших полушарий определяет отсутствие состояния спокойного бодрствования с присущим ему альфа-ритмом, отражающим циркуляцию возбуж­дений по нейронным сетям. В шкале функциональных состояний преобладает сон и присутствуют лишь кратковременные периоды бодрствования, связанные либо с необходимостью удовлетворе­ния биологической потребности, либо определены дискомфор­том, вызванным внешними, а чаще внутренними раздражителями. Активное бодрствование ребенка характеризуется низкоамплитудной плоской активностью, в которой трудно вычленить определенные ритмические составляющие. В ЭЭГ новорожденных в основном преобладают группы медленных волн, характерных для сна и отражающих активность глубинных структур мозга.

Сенсорные процессы. В соответствии с теорией системогенеза П. К. Анохина уже у новорожденных начинают функционировать определенные элементы коры больших полушарий, обеспечива­ющие контакты с окружающим миром, а именно проекционные области коры, воспринимающие сигналы внешнего мира. С пер­вых часов жизни ребенка в зонах проекции на головке ребенка зрительной, слуховой и тактильной областей коры регистрируют­ся вызванные потенциалы (ВП). У человека основным информа­ционным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный.

К моменту рождения зрительная проекционная кора имеет наибольшую по сравнению с другими корковыми зонами ширину. Миграция клеток в корковую пластинку осуществилась на 4—6-м лунных месяцах. Определенной степени развития достигают пира­миды нижних слоев (V и IV). Менее развиты, но уже функциони­руют непирамидные веретенообразные нейроны, которые воспри­нимают афферентную посылку и передают ее пирамидным клеткам. Созревший к моменту рождения морфологический субстрат обеспечивает поступление зрительной информации в кору боль­ших полушарий. Ответ регистрируется строго локально в зрительной проекционной об­расти — в поле 17, что подчеркивает модальную специфичность основного комплекса ВП новорожденного. Характерной особенностью коркового ответа на зрительный стимул является длитель­ный латентный период (150—160 мс по сравнению с 40—50 мс в зрелом мозге), что отражает замедленность прихода информации в кору по еще не миелинизированным зрительным путям и определяет низкие оперативные возможности реагирующей системы.

Важной для развития восприятия является рано сформированная чувствительность зрительной системы новорожденного к дви­жущимся объектам. Реакция на движение запускается наиболее рано созревающими рецепторами сетчатки, находящи­мися на ее периферии, и совершенствуется до 6-месячного возра­ста. С первых дней жизни отмечаю-тся только горизонтальные сле­дящие движения. В основном у новорожденных они носят асинх­ронный характер, и лишь иногда наблюдается содружественное движение глаз, говорящее о бинокулярной фиксации, обычно ста­бильно регистрируемой к 1 месяцу жизни.

Зрительное внимание. Характер глазных движений новорожден­ного и недостаточная зрелость коры больших полушарий свидетельствуют о том, что на этом этапе онтогенеза глазные движения опосредованы подкорковым зрительным центром — передним двухолмием, играющим важную роль в зрительном внимании. Это так называемое «открытое» внимание. Следовательно, уже на ран­нем этапе онтогенеза глазные движения, как компонент внима­ния, обеспечивают обнаружение объекта и удержание его в поле зрения, продлевая таким образом контакт ребенка с предметом. Функционирование канала обнаружения движущегося объекта базируется на созревающей структурной основе и имеет свои особенности. Движение предметов в поле зрения воспринимается клетками нижних (IV и V) слоев зрительной коры — детекторами движения. Поскольку созревание нервных элементов идет в на­правлении от глубины к поверхности, эти слои раньше включаются в деятельность. Процессы, развертывающиеся на этом уровне, имеют невысокую разрешающую способность, не могут обеспечить детальный анализ предмета, а создают только общее представление о нем. Само движение предмета, когда все его от­дельные части перемещаются в одном направлении и с одинако­вой скоростью, способствует их первичной интеграции, объеди­нению в единый недифференцированный образ объекта.

Коммуникативные отношения. На основе включения зритель­ного канала начинают строиться и коммуникативные отношения. С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, предпочитае­мым и рано распознаваемым раздражителем по сравнению с не­живыми предметами. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога.

Раннее узнавание лица матери базируется на многих биологи­ческих и физиологических факторах. Прежде всего здесь действу­ет, помимо зрительной, целый комплекс разномодальной инфор­мации — звуковой (голос), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельной (запах). Кроме того, в лице матери сочетаются признаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложность конфигурации, упорядоченность черт, дви­жение (обычно мать склоняется к ребенку или поднимает его к себе). Значимость движения подтверждается тем, что новорожден­ные даже при низкой остроте зрения преимущественно следят за тем движущимся изображением, которое больше всего напоми­нает лицо. Изображения с измененными чертами и контуры без деталей не вызывают столь заметный эффект.

На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения новорожденного. Первая экспрессивная звуковая реак­ция — крик — информирует мать о состоянии ребенка и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей.

Таким образом, уже в период новорожденности закладывается основа процессов, определяющих развитие познавательной и ком­муникативной деятельности ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...