Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчеты платежными поручениями




Платежное поручение представляет собой поручение плательщика банку произвести перевод означенной в этом документе суммы на банковский счет указанного лица за счет средств, находящихся на счете плательщика. Таким образом, платежное поручение является банковским переводом.

Законодательством установлено, что срок всех безналичных расчетов, в том числе и банковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах всей страны. Платежное поручение и представляемые вместе с ним расчетные документы должны по оформлению соответствовать требованиям закона. Платежные поручения должны быть приняты кредитной организацией в день их предъявления, причем независимо от наличия средств на счете плательщика. При этом принятие поручения не означает безусловного его исполнения. Если средств на счете плательщика нет вовсе или их недостаточно для осуществления выплаты по платежному поручению, то данное платежное поручение не исполняется и помещается в специальную банковскую картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок» на очередь, причем в установленном порядке начисляются пени за просрочку платежа. Платежное поручение подлежит оплате по появлении необходимых средств на счете либо в порядке, установленном статьей 25 Гражданского кодекса Российской Федерации «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя». Платежные поручения составляются на специальных бланках. В том случае если платежное поручение не соответствует установленным требованиям, банк имеет право уточнить содержание поручения и, если не получит ответа, может без исполнения возвратить его плательщику. Поручение исполняется банком безусловно (при наличии средств на счете плательщика), если иное не определено договором между плательщиком и банком.

 

Расчеты по аккредитиву

При осуществлении расчетов по аккредитиву (от лат. accreditivus – доверительный) банк по поручению плательщика, открывшего аккредитив, обязан произвести платежи либо учесть, оплатить или акцептовать переводной вексель. Такой банк именуется банком-эмитентом, он действует от своего имени и за счет плательщика. Законом предусмотрено два вида аккредитивов – отзывные и безотзывные. Отзывные аккредитивы могут быть отменены или изменены банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Это не создает никаких обязательств для банка-эмитента по отношению к получателю средств. Все аккредитивы, не имеющие специального указания в их тексте о том, что они являются безотзывными, признаются отзывными. Безотзывным считается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств (ГК, ст. 869). Ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед ним – исполняющий банк. Основания закрытия аккредитива точно определены
873 статьей Гражданского кодекса. Аккредитив закрывается по истечении его срока, по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива, если такая возможность предусмотрена условиями данного конкретного аккредитива, по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива.

Расчеты по инкассо

Осуществляя расчеты по инкассо (от итал. incassare – класть в ящик), банк-эмитент обязан по поручению клиента осуществлять за его счет действия по получению платежа и (или) согласия либо гарантии оплаты (акцепта платежа).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по вине банка-эмитента на последний возлагается гражданско-правовая ответственность на основании положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за неисполнение обязательств (ст. 874).

 

Расчеты чеками

Чек представляет собой ценную бумагу, которая содержит безусловное распоряжение чекодателя банку произвести платеж чекодателю. По закону чеком считается документ, содержащий точно определенные реквизиты: наименование «чек», поручение плательщику выплатить конкретную сумму, его наименование, номер счета, с которого должен быть осуществлен платеж, указание даты и места составления чека, подпись чекодателя.

Чеки подлежат оплате за счет средств чекодателя и при условии предъявления к оплате в срок, определенный законом. Предусмотрена возможность передачи прав по чеку, причем для этого достаточно, как и при передаче прав, удостоверенных любой ценной бумагой на предъявителя, вручения чека другому лицу, которое и становится чекодателем (ГК, ст. 874). ГК регламентирует также порядок оплаты чека, его инкассирование, определяет последствия неоплаты чека (ст.ст. 879–885).

Расчеты векселем

Вексель – это ценная бумага, в которой содержится безусловное, абстрактное и строго формальное обязательство или предложение уплатить определенную денежную сумму векселедержателю.

Приемлемо и другое определение: вексель представляет собой письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты означенной им денежной суммы.

Вексель был введен в Западной Европе в XII веке как инструмент международных расчетов, а позднее стал использоваться и во внутренней торговле[297]. Начиная с XVII столетия вексель приобрел свойство обращаемости, что означает возможность передачи векселя первым векселедержателем другому лицу с соответствующей передаточной надписью – индоссаментом (от латинского in – на + dorsum – спина). Такое название связано с тем, что надпись делалась на обратной стороне индоссамента – т.е. как бы на «спине». Другое название – «жиро» происходит от итальянского giro, т.е. оборот.

Впервые в российском законодательстве простые векселя под наименованием крепостей упоминаются в Соборном уложении 1649 года. Указом Петра I 1693 года вексель утверждался в качестве инструмента, предназначенного обслуживать торговые сделки. В реальной коммерческой практике, впрочем, векселя при Петре I не играли большой роли. В первую очередь получили распространение векселя государственных учреждений, которые использовались для перемещения денег из одного казначейства в другое, т.е. для более быстрого оборота казенных средств. Векселя купеческие использовались, прежде всего, для обслуживания внешнеторговых операций.

В связи с этим в 20-х годах XVIII века была начата подготовка проекта Вексельного устава. Первоначальный вариант устава был написан на английском языке, что, очевидно, было связано с тем, что при разработке этого документа широко использовался иностранный опыт и осуществлялись заимствования из западноевропейского законодательства. Английский текст был переведен на немецкий язык, а затем только сделан русский перевод. Разработка устава осуществлялась в Коммерц-коллегии, которую возглавлял граф А.И. Остерман. Официальное издание устава было осуществлено на двух языках – немецком и русском, причем русский текст изобиловал ошибками и невразумительными непонятными фразами[298]. Так или иначе, Вексельный устав был принят, причем в манифесте императора Петра II, определявшем вступление этого акта в силу, было указано, что он создан «для пользы и лучшего распорядка в купечестве и для удержания от излишних расходов и опасностей» и «ради того, чтобы в Европейских областях вымышленного вместо перевода денег из города в город, а особенно из одного владения в другое, деньги переводить через письма, названные вексельными, которые от одного к другому даются, или посылаются, и так действительны есть, что почитаются не иначе заемного письма, и приемлются так, как наличные деньги»[299].

Вексельный устав 1729 года был неудачно сконструирован и ввиду этого неудопонимаем. Существенные положения и примечания не были выделены в особый раздел, но помещены были бессистемно, между образцами форм векселей. Устав состоял из трех частей: 1. «О настоящих купеческих векселях»; 2. «О векселях на государственные учреждения» и
3. «О вексельных формах». Правила составления простых и переводных векселей, условия их обращения и методы взыскания по векселям были описаны в первой части устава, содержавшей 39 статей. Несмотря на существенные недостатки и некоторую запутанность содержания, устав отвечал европейским нормам вексельного права и более или менее успешно применялся без существенных изменений вплоть до 1832 года. Впрочем, за это время было издано несколько десятков указов, затрагивавших второстепенные детали вексельного права[300].

В 1800 году для дворян и чиновников были введены в обращение особые заемные письма, которые отличались от векселей тем, что при их составлении и дальнейшем движении заемщику необходимо было лично являться для признания долговых обязательств. Мера эта была призвана обеспечить надежность исполнения данных документов, фиксировавших обязательства.

Новый Вексельный устав был принят 25 июня 1832 г., он также в основном содержал положения об обращении переводных векселей. Третий по счету закон – Устав о векселях – датирован 27 мая 1902 г. Для своего времени это был совершенный нормативно-правовой акт, высоко оцененный отечественными и западноевропейскими специалистами.

После прихода к власти большевиков, декретом Совета Народных Комисаров 23 декабря 1917 года «О прекращении платежей по купонам и дивидендам» было, в частности, определено: «Все сделки с ценными бумагами воспрещаются. За нарушение настоящего декрета виновные подлежат преданию суду и конфискации всего их имущества»[301]. Фактически это означало прекращение вексельного обращения.

Использование векселей возобновилось с переходом к новой экономической политике и возобновлением товарно-денежных отношений. На основе Устава 1902 г. было разработано «Положение о векселях», утвержденное Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1922 г. Вновь обращение векселей было прекращено в ходе денежно-кредитной реформы 1929–1930 гг. Однако векселя продолжали функционировать во внешнеторговом обороте. В связи с этим СССР присоединился к Женевской вексельной конвенции 1930 г.

Женевскую систему образуют страны, унифицировавшие свое вексельное законодательство на основе вексельной Конвенции, приняв Единообразный вексельный закон (Австралия, Бразилия, Греция, Италия, Франция, Швеция, Япония и др.), а также страны, использовавшие его в национальном вексельном законодательстве в качестве примерного закона (Аргентина, Болгария, Гаити, Ирак, Конго, Заир, Ливан, Перу, Румыния, Сирия, Турция, Эфиопия, Южная Корея и др.). Присоединение СССР к Конвенции состоялось 25 ноября 1936 го­да. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. было утверждено «Положение о переводном и простом векселе», которое являлось дословным переводом Единообразного закона о переводном и простом векселях и применялось только в работе с иностранными партнерами.

Обращение векселей в России возобновляется в 90-х годах. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1990 г. было утверждено «Положение о ценных бумагах», в котором установлено понятие «вексель» и определены виды векселей. Вексельное обращение внутри страны было легализовано. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. «О применении векселя в хозяйственном обороте» на территории России было распространено действие «Положения о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 г. Письмом Центрального банка РСФСР «О банковских операциях с векселями» от 9 сентября 1991 г. были утверждены «Рекомендации по использованию векселей в хозяйственном обороте». Особенность ситуации заключалась в том, что для реального обращения векселей не было юридических препятствий, но не было еще и серьезных экономических предпосылок, не было потребности в их использовании. Начиная с 1992 г. положение изменилось. Преобразование условий хозяйствования и либерализация цен породили проблему неплатежей, а это определило потребность в вексельном обращении.

Гражданский кодекс, а также Федеральный закон
«О рынке ценных бумаг» от 20 марта 1996 г. сыграли большую роль в ликвидации пробелов и недостатков вексельного законодательства. В первую очередь, это касалось проблем правового регулирования исполнения по ценным бумагам.

Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 27 февраля 1997 г. подтвердил действие на территории Российской Федерации «Положения о простом и переводном векселе» 1937 года. В то же время этот закон разрешил важные юридические вопросы вексельного обращения: были лишены права обязываться векселями Российская Федерация, ее субъекты, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, а также установлен запрет на выпуск этих ценных бумаг в бездокументарной форме[302].

«Положение о простом и переводном векселе» 1937 г. до сих пор фактически является главным источником российского вексельного права, т.к. действующий закон по существу представляет собой перевод той же Женевской концепции 1930 г.

Акт содержит два раздела: первый «О переводном векселе» состоит из 74 статей, второй «О простом векселе» – из 4 статей. Такая диспропорция объясняется сложностью функционирования переводного векселя. Положением определены обязательные реквизиты двух видов векселей. Простой и переводной векселя должны содержать: наименование «вексель», включенное в сам текст; простое и ничем не обусловленное обещание уплатить (простой вексель) или такое же предложение уплатить (переводной вексель); указание срока платежа; наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; указание даты и места составления; подпись того, кто выдает вексель (векселедателя). Кроме того, в переводном векселе должно быть указано «наименование того, кто должен платить (плательщика)», что, собственно, составляет сущность этого вида ценной бумаги.

Положение о переводном и простом векселе содержит нормы, отражающие основные характеристики векселя: безусловность, абстрактность, формальность. Безусловность означает, что обещание или приказ уплатить денежную сумму не могут быть связаны, обусловлены какими бы то ни было обстоятельствами. Абстрактность сводится к тому, что вексель действителен независимо от того, существует ли реально основание, породившее вексельное обязательство. Формальность означает, что вексельное обязательство должно быть облечено в форму письменного документа, содержащего все обязательные реквизиты. Закон от 11 марта 1997 г. дополнил соответствующие позиции «Положения о переводном и простом векселе», установив, что вексель обязательно должен быть составлен только на бумажном носителе.

Конкретные нормы Положения регулируют сроки платежа, вексельное поручительство, иски в случае неакцепта или неплатежа, платеж в порядке посредничества, изменения в тексте переводного векселя.


Глава 10.


Регулирование правоотношений
по поводу обращения иностранной валюты

§ 1. Основные понятия валютного регулирования

 

Валютный рынок (от лат. Valeo – стоимость) является специфической сферой экономических отношений, которая представляет собой осуществление физическими и юридическими лицами операций по купле-продаже национальной и иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и валютных ценностей, а также операций по инвестированию валютного капитала.

Валютные рынки – это глобальные рынки, где осуществляется обмен валюты. Главные цели валютных рынков – облегчить фирмам и другим организациям осуществление коммерческих операций, связанных с покупкой товара за границей, а также прямых вложений капитала за рубежом или спекулятивных финансовых сделок на иностранной фондовой бирже. Следовательно, это рынки предназначены главным образом для компаний и финансовых институтов или инвесторов, вкладывающих средства в те ценные бумаги, которые особенно чувствительны к изменениям валютного курса или процентных ставок[303].

Ведение валютных операций подлежит правовому регулированию, которое осуществляется в России на базе федерального законодательства. Вероятно, правомерно определение специального понятия – валютное законодательство. Под валютным законодательством подразумевается система правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие по поводу валютных операций и сделок с иностранной валютой, валютными ценностями внутри страны между юридическими и физическими лицами, а также по поводу перевода, пересылки, вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию иностранной валюты и валютных ценностей.

В принципе существуют три режима использования валюты [304]. Первый – режим государственной валютной монополии, в котором функционирует необратимая, неконвертируемая национальная валюта. Такой режим функционировал в Союзе ССР и других социалистических странах. Так, в СССР монополия на совершение операций с иностранной валютой принадлежала Государственному банку СССР и Банку для внешней торговли СССР (Внешторгбанку), а также некоторым специальным ведомствам. Курс иностранных валют устанавливался Госбанком СССР произвольно, без какого-либо учета реальных экономических факторов. Так, например, в 1973 году курс доллара США составлял 75 копеек за 1 доллар, что, конечно, не соответствовало реальным финансово-экономи­ческим характеристикам данных валют[305].

Впрочем, в истории финансового права СССР был эпизод, когда режим валютной монополии был нарушен властью для решения конкретной утилитарной задачи. В начале 30-х годов советское государство, стремясь решить проблему индустриализации страны и милитаризации промышленности, было вынуждено интенсивно закупать на Западе современные технологии и целые промышленные комплексы, в частности для машиностроения, судостроения и т.п. Очевидно, что для этого потребовалось весьма значительное количество иностранной валюты, которую, в частности, можно было приобрести на международных валютных ранках за драгоценные металлы.

Одним из способов решения проблемы финансирования внешнеэкономических сделок была аккумуляция драгоценных металлов, находившихся в руках населения. Их объемы были весьма значительны. В дореволюционной России находилась в свободном обогащении золотая и серебряная монета, которая во время Гражданской войны и периода военного коммунизма тезаврировалась, т.е. превратилась в сокровище, не обращаясь легально и лишь отчасти обслуживая сделки черного рынка. Кроме того, в императорской России в широких масштабах осуществлялось изготовление ювелирных и бытовых изделий из золота и серебра. Видимо, можно с большой степенью уверенности утверждать, что в том или ином объеме ювелирными и бытовыми изделиями (например, столовым серебром, украшениями) владела значительная часть населения.

Практически все государственные награды – орденские знаки, медали, знаки отличия за беспорочную службу и т.п. изготавливались из драгоценных металлов[306]. Так, и высший орден Империи – Святого Апостола Андрея Первозванного, и медаль «За усердие», которой награждались низшие полицейские чины, околоточные надзиратели изготовлялись из золота. Самые распространенные и почетные награды низших чинов – знак отличия Военного ордена (известный под неофициальным наименованием солдатский «георгиевский крест») имел 4 степени – две первых изготовлялись из золота, две вторых из серебра.

Таким образом, несмотря на все пертурбации революции и гражданской войны, очевидно, что у населения было много золотых и серебряных изделий. Изъять их принудительно в массовом масштабе было сложно чисто технически. Юридический аспект в данном случае не интересовал власть – любая конфискация, контрибуция, отчуждение собственности в какой бы то ни было форме стали бы в СССР законными в случае принятия соответствующих актов – декрета, постановления ЦИК и т.п. Но эффективно осуществить на практике такую массовую конфискацию, очевидно, не удалось бы.

Последовало остроумное решение – постановлением Совета Народных Комиссаров СССР 5 июля 1931 года была учреждена сеть специализированных торговых предприятий, в которых можно было приобретать товары за наличную иностранную валюту – Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами, так называемый торгсин. Первоначально данная торговая система предназначалась только для обслуживания иностранцев, но очень скоро, с осени 1931 года торгсины стали доступны советским гражданам. Масштабная аккумуляция государством драгоценных металлов началась.

В 1933 году магазины Тогрсина действовали в Москве, Ленинграде, Киеве, Тифлисе, Баку, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону и Горьком.

Изделия в этих магазинах принимались на вес по установленным тарифам, художественная или историческая ценность изделия, естественно, не учитывалась[307]. Прием валюты и металлов осуществлялся без проверки документов у посетителей торгсинов, не требовалось и предоставления сведений об источниках получения иностранной валюты и происхождения изделий из драгоценных металлов. Сама процедура выглядела так – в обмен на валюту или драгоценные металлы, после их химической проверки, гражданам выдавались товарные ордера на соответствующую сумму, на которую можно было приобрести товары. В июле 1933 года «для улучшения торгово-денежного обращения в системе торгсина» в замен товарных ордеров были введены товарные книжки как единый расчетный документ. Вероятно, это служило, помимо всего прочего, и целям усиления эффективности оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, пользовавшихся услугами торгсинов. Предметом торговли в первую очередь было продовольствие, а также одежда, обувь и то, что в советской обывательской лексике именовалось «ширпотреб» – товары широкого потребления.

Об отношение населения к феномену торгсина судить однозначно нельзя. С одной стороны обыватели если имели возможность, пользовались торгсинами, несли туда принадлежавшие им изделия из драгоценных металлов и сохранившиеся в годы войны царские золотые. С другой – безусловно, не могло не вызывать отрицательной реакции само существование торгсинов у тех кто не имел золота вовсе, у тех кто его уже обменял в торгсине на несомненно неадекватных условиях, да и у тех кто предполагал это сделать, вполне понимая, что цены в торгсине несправедливы, так как стоимость предлагаемых товаров не соответствовала ценности драгоценного металла. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть замечательный эпизод, в котором «неугомонная парочка» из свиты Воланда – Коровьев и Бегемот попадают в Торгсин на Смоленской площади и устраивают там грандиозный скандал, причем Коровьев провоцирует посетителей «глупейшей, бестактной и, вероятно, политически вредной» тирадой о несправедливости того, что собственно в этом самом торгсине происходит: только те у кого есть валюта и золото могут что-то купить. И провокация срабатывает – «по глазам столпившейся публики видно было, что во многих людях она вызвала сочувствие!», а один из них «приличнейший тихий старичок, одетый бедно, но чистенько, старичок, покупавший три миндальных пирожных в кондитерском отделение» утраивает форменный бунт с мордобоем. В романе все это кончилось, как известно, пожаром, уничтожившим Смоленский торгсин.

Казалось бы ссылка на роман, пусть даже и гениальный, некорректна когда речь идет о юриспруденции и правовом регулировании. Но в реальной действительности 1 мая 1933 года произошло событие, по существу совпавшее в вымыслом М.А. Булгакова.

Свидетельство о нем оставил врач терапевт М.М. Мелентьев, сидевший тогда в Бутырской тюрьме, по ложному политическому обвинению.

В своих мемуарах «Мой час и мое время» он писал: Первого мая вечером в камеру впустили высокого, худого, лет 33-х, наборщика в типографии Левенсона. Он утром разбил окно витрины Торгсина на Арбатской площади, вовсе не преследуя грабежа[308], а желая лишь этим актом привлечь толпу к грабежу ненавистного Торгсина и показать иностранцам, приехавшим на торжества[309], «истинное состояние дел». Витрину он разбил, но толпа за ним не последовала. На него бросилась милиция, он побежал, отстреливаясь, кого-то ранил. Пробыл он в камере недолго. Он потребовал разбора своего дела без проволочки, заявив: «Я ничего не скрываю, ни от чего не отказываюсь. Морить меня голодом в тюрьме нечего. Или расстреляйте или выпустите». Это свое требование он подкрепил голодовкой, которую тут же объявил. Через несколько дней его взяли из камеры. Насколько я припоминаю, за всю мою жизнь это был первый человек, говоривший то, что думал, и делавший то, что он находил нужным делать. Он был прост, серьезен. Насколько он был нормален, судить не берусь. Но слова его были последовательными, мышление логичным, свое намерение и дело он обдумывал основательно, один, никого не привлекая. А что расчеты его оказались ошибочными, это нередко бывает в жизни и в более крупных делах.[310]

Вероятно, деятельность торгсинов была достаточно эффективна, в условиях острого дефицита товаров и действия карточной системы обыватели в массовом порядке продавали ценности в обмен на предметы первой необходимости, более или менее качественные и иначе недоступные продукты.

Карточная система была отменена с 1 октября 1935 года, т.е. организована свободная продажа продовольственных и потребительских промышленных товаров через сеть магазинов государственной торговли. Тем самым главный фактор, определявший возможность существования и эффективной работы торгсинов – дефицит предметов потребления, утратил свое значение. В связи с этим с 1 февраля 1936 года торгсин был упразднен, а система его магазинов передана Наркомату внутренней торговли.

Второй режим использования валюты определяется отсутствием каких бы то ни было валютных ограничений со стороны государства. Валютные ограничения представляют собой правовые нормы, ориентированные на искусственное поддержание курса национальной валюты. Ограничения эти сводятся к регламентации и ограничению переводов и платежей за границу, вывоза капитала, поощрению репатриации (возвращения) прибылей, ценных бумаг, драгоценных металлов и денежных знаков. Еще один вид валютных ограничений – запрет свободной купли-продажи иностранной валюты. Применяется и определенная в законодательном порядке обязательная сдача иностранной валюты государству по официальному курсу. Все перечисленные правила и мероприятия не используются в странах, где функционируют свободно-конвертируемые валюты, которые подлежат обмену без каких-либо специальных разрешений государства на любые другие валюты по рыночному курсу. Конвертируемость валюты достигается, с одной стороны, благодаря отсутствию ограничений, с прямой санкции государства на действие валюты в подобном режиме, а с другой стороны – благодаря реальному рыночному спросу на данную валюту. Валюты практически всех экономически высокоразвитых государств – свободно конвертируемые (доллар США, денежные единицы стран-членов Европейского Союза, Японии, Канады, Израиля и т.д.).

Третий режим использования валюты функционирует в современной России, а также во многих других, в том числе и в так называемых развивающихся странах. Он характеризуется общим государственным валютным регулированием и применением некоторых валютных ограничений, необходимых для поддержания курса национальной денежной единицы и интересов национальной экономики в целом. Особенностью такого режима является частичная обратимость валюты. Ограничения распространяются при этом, в первую очередь, на соответствующую деятельность нерезидентов. В Российской Федерации такой режим впервые был установлен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который явился важнейшим элементом правового регулирования валютных операций, вообще всех правоотношений, возникающих по поводу иностранной валюты. Закон содержал ряд фундаментальных определений теоретического и практического порядка. Кроме того, важные нормы валютного регулирования входят в состав Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 г.

Государственная дума приняла 21 ноября 2003 года и Совет Федерации одобрил Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу с 18 июня 2004 года. Многие фундаментальные понятия, связанные с валютным регулированием, претерпели существенные изменения в связи с принятием данного акта.

Избрание означенного выше типа валютного режима в Российской Федерации обусловлено глобальными экономическими причинами, слабостью российской экономики и финансовой системы. Валютный режим, действующий в России, определяет принципиальные особенности осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными средствами, ответственность за нарушение валютного законодательства.

В условиях действия валютной монополии, когда существовал абсолютный запрет на осуществление валютных операций кем-либо кроме Государственного банка СССР, Внешторгбанка СССР и некоторых органов государственного управления (Министерства иностранных дел, Комитета государственной безопасности и т.д.), законодательная база валютного регулирования была фактически ограничена статьями Уголовного кодекса РСФСР и уголовных кодификаций прочих союзных республик. УК РСФСР предусматривал уголовную ответственность на нарушение правил о валютных операциях и спекуляцию валютными ценностями.

Режим валютной монополии был реализован в полном объеме после ликвидации 1 февраля 1936 г. системы торговых предприятий, в которых торговля осуществлялась за наличную иностранную валюту[311].

Фактически это означало, что любые операции физических лиц с иностранной валютой были незаконны, считались государственными преступлениями и соответствующим образом квалифицировались в уголовном законодательстве.

Впрочем, в конце 50-х годов подобная деятельность в советском социалистическом государстве можно сказать «процветала», во всяком случае, была достаточно высоко организована в Москве. Существовала своеобразная система скупки валюты у иностранных граждан, описанная одном из участников событий, связанных с расследованием незаконных операций[312].

Согласно этой информации весной 1959 года почти одновременно двое из высшего руководства советского государства – первый заместитель председателя Совета Министров СССР А.И. Микоян и член Президиума ЦК КПСС М.А. Суслов получили от иностранцев сведения о том, что в Москве действует нелегальный валютный рынок. Микояну об этом сообщил в личной беседе экономист В. Перло, в Суслову журналист А. Кан, иностранцы, лично столкнувшиеся с этим явлением во время пребывания в Москве. Очень быстро на высшем уровне было принято решение о реорганизации борьбы с контрабандой и незаконными валютными операциями.

Из ведения Министерства внутренних дел СССР, которое вообще в тот период было «не в чести» у высшего партийного руководства и вскоре Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 г. упразднено, подобные дела были переданы в ведение Второго Главного управления Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР, которое занималось контрразведкой[313]. При этом в управлении был создан специальный отдел.

Практически «черный валютный рынок» представлял собой следующую конструкцию. Его «сердцем» была улица Горького (нынешняя Тверская) – от Пушкинской площади до отелей «Националь» и «Москва» (на жаргоне валютчиков «плешка»). По свидетельству офицера КГБ, принимавшего участие в расследовании дела, «…валютчики выходили на «плешку» в поисках потенциальных продавцов-иностранцев. Охота шла преимущественно ночью. …Существовала жесткая иерархическая лестница. Основная группа – «бегунки» и «рысаки» занималась скупками валюты на «плешке», на центральных площадях, в универмагах, гостиницах и на выставках. Собранный улов они передавали «шефам», те, в свою очередь, – «купцам»[314].

Это и были, согласно оперативной информации, главные действующие лица. Видимо, их было относительно немного, они пытались конспирироваться и до определенного момента им это удавалось. Однако скупка валюты у иностранцев «в розницу» была, конечно, не главным в промысле. Существовали хорошо налаженные контакты «купцов» и иностранных контрабандистов, которые привозили в СССР более или менее крупные партии валюты и золотых монет дореволюционной чеканки для реализации.

В контрабанде золота активно участвовали офицеры из арабских стран, обучавшиеся в военных учебных заведения в СССР. Многие из них провозили через границу значительные партии золотых монет. Так, осенью 1960 года в аэропорту «Шереметьево» у 18 офицеров было изъято более 20 килограммов золотых монет[315].

Было среди контрабандистов значительное число граждан европейских государств, приезжавших в СССР якобы с легальными коммерческими целями или как туристы.

Для контрабанды использовались даже бандероли и посылки, отправлявшиеся из-за границы. В частности, были довольно остроумные решения – золотые монеты и бумажные деньги помещались в тюбики с зубной пастой. Покупателями этих ценностей в первую очередь были состоятельные лица, занимавшиеся частнопредпринимательской деятельностью, что, кстати, было предусмотрено в качестве состава преступления действовавшим в советское время уголовным законодательством. Подобная предпринимательская деятельность чаще всего была связана с различными незаконными операциями с государственной собственностью, именовавшейся в советском праве «социалистической собственностью».

Так называемая теневая экономика и деятельность «цеховиков» – термином этим обозначались предприниматели, которые, как правило, за счет манипуляций с сырьем налаживали собственное производство, и сбыт товаров народного потребления[316] в советское время были достаточно широко распространены.

Кстати, в этом и заключается экономическая причина процветания черного валютного рынка и контрабанды. Причинно-следственная связь между такими явлениями, как хронический дефицит товаров, теневая экономика, деятельность цехов и контрабанда валюты, вполне очевидна.

Нелегально манипулируя весьма крупными суммами, цеховики, да и примитивные «расхитители социалистической собственности», не могли рассчитывать на стабильность накоплений в рублях, т.к. всегда существовала опасность денежной реформы, а золото и иностранная валюта представляли собой самое надежное вложение капитала.

Сотрудники КГБ при СМ СССР в короткие сроки сумели выследить и задержать с поличным трех действовавших вполне самостоятельно, независимо друг от друга крупных «валютчиков», т.е. «купцов», которые использовали мелких скупщиков и непосредственно контактировали с иностранными контрабандистами.

Сначала были арестованы Я. Рокотов и В. Файбышенко. Оба они дали признательные показания[317]. Их дела рассматривал Московский городской суд, причем был вынесен обвинительный приговор и определен максимально возможный в соответствии с действовавшим Уголовным кодексом РСФСР срок наказания – 8 лет лишения свободы. Несколько позже был арестован Д. Яковлев, который тоже дал признательные показания и самым активным образом сотрудничал со следствием.

Казалось бы, история должна была завершиться. Но вмешалась высшая и всемогущая в СССР власть – руководящие органы коммунистической партии, и точнее конкретно один из лидеров партии, обладавший в тот момент реальной политической властью и высшим авторитетом, – первый секретарь ЦК КПСС, член Президиума ЦК КПСС и одновременно Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев.

Фактически все сколько-нибудь значительные политические решения принимал в то время высший орган партии – Президиум ЦК КПСС. Он был образован в 1952 году по решению И.В. Сталина и заменил ликвидированное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...