Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание отдельных предложений и связной речи




Понимание предложений

4 года Мальчик поздравляет девочку Девочка поздравляет мальчика
   
5 лет Собака бежит за мальчиком Мальчик бежит за собакой
   
6 лет Бабочка сидит на цветке, который уже распустился Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился
   

 

 

Понимание текста:

4 года (сказка «Репка»)  
5 лет (сказка «Колобок»)  
6 лет (сказка «Теремок»)  

 

 

4. Состояние фонематического восприятия (показать по картинкам)

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

4 года кот — кит дом — дым уточка — удочка киска — миска
       
5 лет мышка — мишка почка — бочка катушка — кадушка корка — горка
       
6 лет мышка — мошка пашня — башня сова — софа крот — грот
       

 

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

4 года коса — коза мишка — миска кочка — кошка малина — Марина
       
5 лет речка — редька цвет — свет челка — щелка рейка — лейка
       
6 лет лук — люк марка — майка ель — гель плач — плащ
       

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

 

Активный словарь

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:

4 года
Игрушки  
Посуда  
Одежда  
5 лет
Мебель  
Овощи  
Фрукты  
Птицы  
6 лет
Ягоды  
Насекомые  
Животные  
Транспорт  

Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

4 года Ноги руки голова глаза уши
         
спинка стула сиденье стула ножки стула кузов машины колеса машины
         
5 лет Нос рот шея живот грудь
         
рукав воротник пуговица кабина машины руль
         
6 лет Локоть ладонь затылок висок  
         
манжета петля для пуговицы фары мотор  
         

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:

4 года Мяч, кукла, машинка  
Рубашка, платье, шорты  
Тапки, туфли, ботинки  
5 лет Стул, стол, шкаф  
Огурец, помидор, морковь  
Яблоко, банан, апельсин  
Воробей, голубь, сова  
6 лет Клубника, смородина, черника  
Муха, комар, бабочка  
Кошка, собака, корова  
Самолет, автобус, машина  

Подобрать антонимы (слова «наоборот»). С 6 лет

Друг   легкий  
добро   длинный  
горе   давать  
горячий   поднимать  

 

ГЛАГОЛЫ

4 года (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Ест)  
Что делает девочка? (Спит)  
Что делает птица? (Летит)  
Что делают машины? (Едут)  
Что делают дети? (Играют)  
Что делают рыбки? (Плавают)  
5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают)  
Как передвигается змея? (Ползает)  
Как передвигается человек? (Ходит)  
Как передвигаются рыбы? (Плавают)  
Как передвигается лягушка? (Прыгает)  
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)  
А как подает голос корова? (Мычит)  
6 лет (ответить на вопросы логопеда)
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)  
А как подает голос лошадь? (Ржет)  
А как подает голос волк? (Воет)  
А как подает голос овца? (Блеет)  
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)  
А что делает маляр? (Красит)  
А что делает продавец? (Продает)  
А что делает швея? (Шьет)  

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать предъявленные цвета:

  4 года 5 лет 6 лет
Красный      
Синий      
Зеленый      
Желтый      
Белый      
Черный      
Оранжевый      
Голубой      
Фиолетовый      
Розовый      
Серый      
Коричневый      

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

• 4 года
Мяч какой? (Круглый)  
Платок какой? (Квадратный)  
• 5 лет
Солнце какое? (Круглое)  
Печенье какое? (Квадратное)  
Косынка какая? (Треугольная)  
Огурец какой? (Овальный)  
• 6 лет
Руль какой? (Круглый)  
Окно какое? (Квадратное)  
Флажок какой? (Треугольный)  
Слива какая? (Овальная)  
Одеяло какое? (Прямоугольное)  

 

Состояние грамматического строя речи

 

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

4 года Стол — столы Кот Дом Кукла Рука Окно
           
5 лет Рот — рты Лев Река Ухо Кольцо  
           
6 лет Глаз — глаза Лист Стул Дерево Пень Воробей
           

Употребление имен существительных в косвенных падежах: 4 года

Что есть у мальчика? (Мяч)   Чего нет у мальчика? (Мяча)  
Кому мальчик дает мяч? (Девочке)   Что ты видишь на картинке? (Машину)  
Чем рисует девочка? (Карандашом)   О ком думает кошка? (О мышке)  

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

5 лет
Шаров Ключей Берез Ложек Окон
         
6 лет
Карандашей Листьев Книг Вилок Ведер
         

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (на­звать по картинкам):

4 года
Красный мяч Синяя шапка Желтое ведро
     
5 лет
Оранжевый апельсин Голубая бабочка Белое блюдце
     
6 лет
Фиолетовый колокольчик Серая ворона Розовое платье
     

 


Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

4 года Где стоит ваза? (На столе)  
Где лежат фрукты? (В корзине)  
У кого мячик? (У мальчика)  
5 лет Где сидит снегирь? (На дереве)  
Где стоит машина? (В гараже)  
У кого кукла? (У девочки)  
Где стоит коза? (За забором)  
Где едет машина? (По дороге)  
6 лет Где лежит мяч? (Под столом)  
Где летает бабочка? (Над цветком)  
Откуда вылетает птичка? (Из клетки)  
Откуда прыгает котенок? (С кресла)  

 

 

Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

4 года
Два кота Пять котов Две машины Пять машин
       
5 лет
Два мяча Пять мячей Две розы Пять роз
       
Два окна Пять окон    
       
6 лет
Два пня Пять пней Два воробья Пять воробьев
       
Две шали Пять шалей Два ведра Пять ведер
       

 

 

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

4 года
Стол — столик Чашка — чашечка Сумка — сумочка Ведро — ведерочко
       
5 лет
Забор — заборчик Носок — носочек Лента — ленточка Окно — окошечко
       
6 лет
Палец — пальчик Изба — избушка Крыльцо — крылечко Кресло — креслице
       

Образование названий детенышей животных:

  4 года 5 лет 6 лет
У кошки — котенок    
У лисы      
У утки      
У слонихи      
У зайчихи      
У волчицы      
У белки      
У козы      
У медведицы      
У бобрихи      
У барсучихи      
У коровы      
У собаки      

 

Образование относительных прилагательных: 6 лет

Стол из дерева (какой?) — деревянный  
Аквариум из стекла (какой?)  
Крыша из соломы (какая?)  
Стена из кирпича (какая?)  
Шапка из меха (какая?)  
Носки из шерсти (какие?)  
Сапоги из резины (какие?)  
Крепость из снега (какая?)  
Лопатка из металла (какая?)  
Сок из яблок (какой?)  

Образование притяжательных прилагательных: 6 лет

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины  
Туфли мамы (чьи?)  
Усы кошки (чьи?)  
Хвост лисы (чей?)  
Берлога медведя (чья?)  
Гребень петуха (чей?)  

Образование приставочных глаголов («Что делает мальчик?» по картинкам). С 6 лет

Мальчик выходит из дома.  
Мальчик отходит от дома.  
Мальчик подходит к магазину  
Мальчик переходит улицу  
Мальчик обходит лужу  
Мальчик входит в дом  

Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам): 6 лет

Девочка строит домик  
Девочка построила домик  
Мальчик красит самолет  
Мальчик покрасил самолет  

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

4 года

КОТЕНОК

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Ко­тенок любил играть с Катей.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5 лет

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии картинок:

6 лет

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...