Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ путей решения проблемы: многоцелевой анализ




Сущностью многоцелевого политического анализа является систематическое сравнение альтернативных политических курсов с точки зрения целей. Для облегчения этого процесса создаются матрицы, отражающие последствия различных альтернативных курсов с точки зрения целей. Примером такой матрицы может быть следующая таблица.

 

Цели Критерии Альтернативные политические курсы
Курс 1 (status quo) Курс 2 Курс 3
Цель А Критерий А1 Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка
Критерий А2 Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка
Критерий А3 Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка
Цель Б Критерий Б1 Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка
Критерий Б2 Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка
Цель В Критерий В1 Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка Предсказываемый результат и его оценка

 

Левая колонка отражает цели, к которым аналитик пришел в результате анализа проблемы. Анализ путей решения проблемы связан с заполнением остальных клеток.

Первый шаг - определение критериев для оценки того, насколько каждый альтернативный политический курс способствует достижению каждой из целей (вторая колонка). Иногда один единственный критерий может быть достаточным для оценки (В1). В других случаях для такой оценки необходимо несколько критериев (например, для оценки цели А). Следует учитывать, что критерий может выступать как в виде задачи, так и в виде цели, так и в виде имеющихся ограничений. Например, общая цель равенства в распределении какого то товара может быть выражена как задача "минимизировать различия в потреблении этого товара между группами с различными доходами". С другой стороны эта цель может быть операционализирована как ограничение "семьи с доходом ниже уровня бедности должны иметь доступ к товару". Правильно выбранный критерий дает основу для измерения прогресса в достижении цели. Однако не всякая цель может быть сведена к единственной задаче или ограничению. Необходимо не выделять задачу, которая связана лишь с одним из измерений цели. Задача должна быть связана со всеми важными измерениями.

Второй шаг в анализе путей решения проблемы - определение альтернативных курсов, которые могут служить достижению заданных целей (три правые колонки). Первая политика - политика status quo. Обычно при рассмотрении различных вариантов учитывают возможность продолжения проведения нынешней политики как метод избежать рекомендации такой альтернативы, которая хуже чем, уже проводимая политика. Иногда в качестве альтернатив берутся политические курсы, проводимые в схожих ситуациях в других регионах, городах, странах. При определении альтернативных курсов необходимо принимать во внимание несколько принципов.

1. Не следует ожидать нахождения доминантной или совершенной политической альтернативы.

2. Не следует противопоставлять ту альтернативу, которая больше нравится аналитику, и альтернативы, которые заведомо слабы.

3. Нельзя отдавать предпочтение какой то одной альтернативе, пока все они проанализированы на основе соответствия поставленным целям.

4. Альтернативы должны быть взаимоисключающими, то есть действительно быть альтернативами.

5. Альтернативы должны принимать во внимание имеющиеся ресурсы, включая вопросы юрисдикции и контролируемость переменных.

6. Политические альтернативы должны быть конкретными наборами действий. Они не должны быть расплывчатыми и абстрактными.

Третий шаг - заполнение клеток матрицы с оценками предсказываемого воздействия каждой альтернативной политики на каждый критерий. Иногда эти оценки могут быть количественными, иногда качественными (например - "плохой", "хороший", "отличный"). Процесс состоит из двух действий: предсказание последствий и оценка воздействий. В вопросе предсказания воздействия большое значение имеют модели. Модель должна помочь пониманию нынешних условий. Она должна предсказывать, что случиться в будущем при продолжении нынешней политики. Процедура предсказания состоит из двух шагов. Во-первых, используя модель, набор альтернатив и здравый смысл необходимо перечислить максимально возможное количество последствий. Каждое из перечисленных последствий должно иметь отношение хотя бы к одному из установленных критериев. Если последствие не относится ни к одному из критериев, возможно набор критериев является слишком узким и должен быть расширен. Во-вторых, просмотрев список критериев, необходимо убедиться, что есть предсказание для каждого из этих критериев. Если политический курс не имеет последствий связанных с каким-то критерием, можно предсказывать отсутствие отличий от нынешней политики. Ключевым моментов в процессе предсказания последствий является то, что необходимо предсказать влияние каждого альтернативного политического курса на каждый критерий. При оценке последствий необходимо находить пути сделать критерии сравнимыми.

Четвертый шаг - рекомендация конкретного альтернативного политического курса и объяснение этого выбора. Поскольку очень редко какая-то одна альтернатива лучше всего способствует достижению всех целей одновременно, при объяснении выбора необходимо объяснить и выбор между целями (какая является приоритетной, какая - вспомогательной). При рекомендации конкретного альтернативного политического курса следует пользоваться несколькими правилами.

1. Рекомендация должна следовать из оценки альтернативных политических курсов.

2. Необходимо кратко описать преимущества и недостатки рекомендуемого политического курса.

3. Необходимо представить ясный набор инструкций для действий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...