Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лидерство: понятие, основные теории и их применение




В практике управления предприятиями туриндустрии.

Существует много определений лидерства. В самом общем виде можно сказать, что лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели.

Выделяют формальное лидерство – когда воздействие оказывается в основном с позиции занимаемой должности, и неформальное, не связанное с позицией в управленческой иерархии организации.

Лидерство – важный фактор в системе отношений как в организации, так и в любой группе людей и в обществе в целом. Поэтому изучению этого явления уделяется большое внимание. Среди многочисленных теорий лидерства выделяют три основных подхода: личностный, поведенческий и ситуационный.

Личностный подход (или теория черт характера индивидуума) исходит из того, что способность становиться лидером и особенности отношений лидерства в основном определяются личностными качествами, чертами характера человека.

Проводившиеся в этом направлении исследования, основанные на изучении практических примеров состоявшегося лидерства, показали, что физические различия (рост, вес, пол, возраст, внешность) не влияют на возможность быть лидером. Таким образом, считается, что «прирожденных лидеров» не бывает, а бывает только большая или меньшая предрасположенность, которая может реализоваться различным образом.

Попытки связать лидерство с определенными качествами и чертами характера или их набором предпринимались многими исследователями. При этом выделяются разные качества – физиологические, психологические и эмоциональные, умственные, интеллектуальные.

Лидерские качества (наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров).

Интеллектуальные способности:

ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность.

Черты характера:

инициативность, гибкость, бдительность, созидательность и творчество, честность, личностная целостность, смелость, самоуверенность, уравновешенность, независимость, самостоятельность, амбициозность, потребность в достижениях, настойчивость и упорство, энергичность, властность, работоспособность, агрессивность, стремление к превосходству, обязательность, участливость.

Приобретенные умения:

такт и дипломатичность, умение заручаться поддержкой, кооперироваться, завоевывать популярность и престиж, брать на себя риск и ответственность, организовывать, убеждать, менять себя. быть надежным, шутить и понимать юмор, разбираться в людях.

Одной из наиболее известных в этом направлении теорий является теория Эдвина Гизелли, который изучал проблему лидерства в управлении производством более 20 лет. Он разработал шкалу наиболее важных характеристик лидера. При этом различные персональные характеристики руководителей, их профессиональные навыки и мотивирующие факторы оценивались в баллах (от 0 до 100) по степени их влияния на становление лидера. В результате выяснилось, что наиболее важным качеством для лидера являются авторитарные наклонности, которые Гизелли относил не к персональных характеристикам, а к профессиональным навыкам. Наиболее важным мотивирующим фактором для занятия лидерских позиций оказались профессиональные достижения и самореализация. Важными персональными характеристиками оказались самоуверенность, решительность и хорошее знание среды.

Американский психолог, изучавший проблемы лидерства, Фред Фидлер в результате своих исследований пришел к выводу, что проницательный и психологически отдаленный от подчиненных руководитель имеет больше шансов на успех, чем противоположный тип, поскольку он может более объективно оценить работу каждого служащего.

Поведенческий подход (или теории поведения) появился в середине 40-х годов прошлого века. В рамках этого направления исследуются особенности поведения руководителей, различные стили руководства. Например, выделяют такие три стиля – авторитарный, демократический и либеральный (или пассивный или анархический).

В результате исследований, проводившихся параллельно в университете Огайо – Ральфом Стогдиллом и в университете Мичигана – Ренсисом Ликертом были выделены два принципиальных подхода (аспекта) в поведении лидера: забота о людях и забота о производстве.

При первом подходе руководитель основное внимание уделяет отношениям с подчиненными, вникает в их проблемы, поддерживает атмосферу доверия, взаимопомощи. Руководители такого типа, как правило, имеют мягкий, открытый, дружелюбный характер, а коллективы отличаются сплоченностью, гармоничностью.

При втором подходе, стремясь добиться от подчиненных максимальной производительности, менеджер ориентируется на правила, инструкции, процедуры, требует строгого подчинения распорядкам, четкого выполнения задач. Руководители такого типа часто автократичны.

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. Для одних условий подходит первый подход, для других – второй.

Это направление в начале 80-х годов развили американские психологи Роберт Блейк и Джейн Моутон, разработавшие так называемую «матрицу стилей руководства» или «управленческую решетку».

Матрица представляет собой пересечение двух шкал по 9 делений на каждой. По вертикальной оси значениями от 1 до 9 оценивается забота о людях, по горизонтальной – забота о производстве. Каждый руководитель может найти свой стиль руководства в одной из 81 клеточек. Крайние позиции матрицы и среднее характеризуют основные типы лидерства.

 

 

Высокая степень

9! 1.9. 9.9

з! Социальное Командное

а 8! руководство руководство

б!

о 7!

т!

а 6!

! 5.5.

о 5! Производственно-

! командное

л 4! управление

ю!

д 3!

я!

х 2! Примитивное Авторитарное

! руководство руководство

низкая степень 1! 1.1. 9.1.

!_________________________________________________

1 2 3 4 5 7 8 9

забота о производстве

низкая высокая

степень степень

 

1.1. Примитивное руководство – минимум усилий прилагается для налаживания эффективного производства и заботы о людях.

9.1. Авторитарное руководство – эффективность производства является результатом жесткого управления и ущемления прав рабочих.

5.5. Производственно-командное управление – успех производства обеспечивается эффективным сочетанием заботы о людях и производстве.

1.9. Социальное руководство – особое внимание к нуждам людей, дружная атмосфера в коллективе, размеренный темп работы.

9.9. Командное руководство – выполнение работы обеспечивается совместными усилиями всего коллектива, развита система поощрения, высокая производительность труда.

Лучшим считается последний тип руководства, когда максимальное внимание уделяется обоим направлениям. Однако при определенных условиях достаточно эффективным может оказаться любой тип руководства.

Влияние на подчиненных – поведение, которое вносит изменения в поведение других людей – осуществляется вразных формах.

Эмоциональные средства влияния заражение, подражание.

Рассудочные средства влияния – внушение, убеждение, просьба, угрозы, подкуп, приказ.

В совместной работе известных ученых Джона Френча, Бертрама Равена, Пола Херси и В.И. Натемайера были выделены семь основных источников руководящей силы или способов проявления власти руководителя.

1. Легитимная власть основывается на занимаемой должности, позиции в иерархии управления, которая используется для давления.

2.Сила принуждения основана на страхе подчиненных перед руководителем, который старается запугать, подавить подчиненных.

3. Власть специалиста основана на владении знаниями, опытом, которые вызывают у подчиненных доверие к действиям руководителя.

4. Референтная власть базируется на личных магнетических качествах лидера, обеспечивающих ему любовь и уважение подчиненных.

5. Сила вознаграждения базируется на способности лидера адекватно реагировать на достижения подчиненных, используя разные способы поощрения.

6. Сила взаимодействия с подчиненными базируется на поддержании взаимовыгодных отношений с подчиненными, другими сотрудниками фирмы или других организаций.

7. Информационная власть базируется на, владении информацией, которая необходима подчиненным, что позволяет диктовать свои условия в обмен на предоставление информации.

Считается, что хороший руководитель должен опираться по возможности на власть, заключенную в его личности (власть специалиста, референтная власть, сила взаимодействия с подчиненными), а не на использование легитимной власти, информационной, силы вознаграждения и тем более принуждения.

Ситуационный подход или теория случайностей -исходит из того, что поведение руководителя строится по-разному в каждой конкретной ситуации. Стиль руководства должен определяться с учетом личностных качеств лидера, характеристик работников, которыми он руководит, и особенностей конкретной ситуации.

Примером ситуационного подхода может служить теория Роберта Танненбаума и Уоррена Шмидта, суть которой состоит в следующем.

Прежде чем решить, какого типа руководства – демократичного или автократического – придерживаться в той или иной ситуации, необходимо рассмотреть три группы вопросов.

1. Вопросы личного характера. Руководитель должен оценить свои собственные взгляды, наклонности, степень решительности, уровень доверия к себе подчиненных.

2. Вопросы, касающиеся подчиненных, – оценить склонность членов коллектива к независимости, желание принимать на себя ответственность, стремление быть вовлеченными в процесс принятия решений, интересы подчиненных, уровень знаний по данной проблеме.

3. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации – природа проблемы, временные рамки, компетентность сотрудников, тип и традиции организации и т.д.

В результате ситуационный подход к выбору эффективного стиля управления позволяет использовать весь спектр возможных вариантов поведения от авторитарного до демократического.

Автор теории эффективности руководства Фред Фидлер считал, что эффективность стиля управления зависит от того, насколько он соответствует ситуации. Он выделял три фактора, определяющих эффективность стиля управления.

1. Отношения руководителя и подчиненных (степень лояльности). Если взаимоотношения тесные, лидер всегда может рассчитывать на поддержку и понимание, если нет, – сила воздействия руководителя снижается.

2. Структура производственных заданий (степень рутинности работы). Сложные задания требуют слаженности, инициативы, дополнительных затрат времени, то есть предполагают демократическое руководство.

3. Уровень власти руководителя.

При высоком уровне власти (формальной и неформальной) можно применять и авторитарные методы, а при низком – нет.

Среди современных теорий лидерства можно выделить такие как концепция харизматического лидерства, концепция реформаторского лидерства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...