Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логический анализ произведения




В самодеятельной чтецкой практике часты случаи нарушения логики в процессе чтения произведения. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда чтец не знает о чём и что он говорит на материале данного текста.

В жизни мы не задумываемся над тем, какое слово или группу слов нужно выделить в разговоре, чтобы собеседник правильно нас понял - точное знание цели и содержания нашего высказывания обеспечивают логическую правильность нашей речи.

То же и с передачей мыслей произведения. Если оно понято чтецом полно, глубоко, это гарантирует точность и лёгкость передачи смысловой и эмоциональной сущности произведения.

Проверку логики целесообразно проводить после идейно –тематического осмысления и после образного анализа, т. е. После того, как мысли и образы его стали ясны, понятны, конкретны. В процессе идейно-тематического анализа определяется главная мысль произведения, которую нужно будет провести через логику каждого предложения. Именно поэтому предлагается такая последовательность работы над произведением по подготовке его к выразительному чтению.

Часто делаются не правильные логические ударения даже тогда, когда смысл высказывания хорошо известен. Причём, одни и те же ошибки повторяются разными чтецами. Поэтому есть необходимость рассмотреть конкретные случаи логических ударений, нарушение которых часто встречается в самостоятельной чтецкой практике. Это необходимо сделать ещё и потому, что ударение может изменить смысл предложения и суть героя в драматическом произведении. Юрий Любимов - создатель и главный режиссёр театра на Таганке - одной телепередаче, посвященной Владимиру Высоцкому, рассказал об одном эпизоде репетиции «Гамлета» В. Шекспира. В сцене появления Гамлета-Высоцкого с фразой «И вот я пришёл» актёр делает ударение на слове «Я», где Гамлет сообщает, что он пришел. Пораженный Любимов останавливает репетицию и жёстко бросает актеру: «Ты пришёл?! Ну и можешь уходить! » Обескураженный Высоцкий вышел за кулисы. Потом нужно было некоторое время, чтобы любящие друг друга актёр и режиссер помирились.

В произведении в целом логика определяется основной мыслью, движением сюжета, смыслом предложения.

1. При прямом порядке слов в предложении логика определяется смыслом высказывания. «Мы идём сегодня в театр». В данном предложении главным может быть любое слово в зависимости от того, что человек хочет сказать. Если он хочет сообщить, что в театр идём мы, а не кто-то другой, то слово «мы» логически выделится. Если же он хочет сказать, что мы идём, а не едем, например, то при чтении выделится слово «идём». Если говорящий хочет уточнить время выхода в театр, то логическое ударение будет падать на слово сегодня. И, наконец, если сообщается, что мы идем в театр, а не в кино или на каток, то выделится при произношении это слово - театр. Так бывает в жизни, в разговорной речи, где смысл высказывания естественен. Не зря же К. С. Станиславский утверждал, что самая выразительная речь - речь человека в жизни. Работая над произведением, чужой текст необходимо сделать своим, пропустив его через все виды анализа, осмысления. В этом процессе логическому анализу принадлежит особая роль.

А что делать, если эту фразу я должен произнести на сцене перед аудиторией, если она, фраза, встретилась в произведении? Как узнать что хотел сказать автор? В таком случае смысл высказывания выясняется из контекста и в соответствии с мыслью определяется слово, на котором лежит основная смысловая нагрузка.

2. Всегда логически выделяются слова, называющие противопоставляемые явления.

«Мал золотник, да дорог».

В произведении противопоставления встречаются в более сложной форме и определить их можно только при глубоком понимании текста. Определить его необходимо, так как выделение противопоставления при чтении поможет провести основную мысль произведения через весь текст.

3. Логически выделяются перечисляемые. Перечисление может быть выражено не только отдельными словами, но и быть сильно распространённым: " Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые, с ярко желтой серединой «любишь – не –любишь» с своей прелой пряной вонью; жёлтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые колокольчики; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко синие на солнце и в молодости, и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы невелики".

/Л. Н. Толстой. «Хаджи - Мурат». /

В этом отрывке из повести перечисляются названия разных цветов: кашки, маргаритки, любишь – не – любишь, сурепка, колокольчики, горошки, скабиозы, подорожник, васильки, повилика. Но каждое перечисляемое имеет при себе пояснения, которые в свою очередь тоже являются перечислением. Что же при чтении выделять? Например, «красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки». «Кашки» или всё остальное? Правило остаётся неизменным: логически выделяется перечисляемое. Если бы в данном примере речь шла только о кашках, то при чтении нужно бы акцентировать внимание на качествах цветка, особо выделяя, что кашки «красные, белые, розовые, душистые, пушистые». Но поскольку в отрывке речь идёт не о качествах кашки, а о богатом подборе цветов середины лета, то в чтении прежде всего необходимо показать это многообразие, т. е. прежде всего должны быть выделены названия цветов, а затем - их качества, т. е. степень выделения названий цветов и их особенностей должна быть разной.

 Все слова в тексте необходимы, но степень логической значимости разная. В приводимых правилах речь идёт только о первой степени ударения.

Иногда на перечислении может быть построено целое произведение. Уже знакомое нам стихотворение В. Тушновой «Счастье»:

« Ты когда-нибудь плыл по широкой воде?... »

« Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа?... »

«Ты ложился и пил этот холод взахлёб?... »

« Согревал своё сердце о милые руки?... »

« Ты когда-нибудь слышал... первый дождь по весне?... »

« И ребячья ручонка тебя обнимала?... » и т. д. Для того, чтобы чтецу не утонуть в эмоциях, он должен твердо знать «скелет» мысли произведения. Данное стихотворение построено на перечислении различных проявлений счастья, и это является основой мысли произведения.

4. Логически выделяется новое понятие. «Мой папа вернулся. Он приехал вчера. » Второе предложение употреблено только для того, чтобы сообщить новые сведения о рассказанном в первом предложении, т. е. о времени возвращения папы - вчера. В произведении это правило встречается в более сложной форме.

«А он стучал. Стучал. Не уставая.

Он рвался к свету, маленький бунтарь».

/С. Островой. «Родник». /

В данном примере во второй строке велик соблазн выделить и «рвался», и «маленький», и «бунтарь». Но все эти слова являются названием уже известного нам. Стихотворение начинается строкой: «Стучал ладошкой в землю родничок». Слова «ладошкой» и «родничок» повторены словом «маленький». «Рвался» и «бунтарь» выражены словами «А он стучал. Стучал. Не уставая. » «К свету» - это новое, чего мы, читатели, ещё не знали, и что, в соответствием с правилом, логически выделяется. Естественно логика предложения теснейшим образом связана с идейно-тематическим смыслом произведения. Идейный смысл стихотворения «Родник» ученики определяют однозначно: даже если ты маленький, слабенький, но ты настойчив и цель твоя светла, ты обязательно победишь. «К свету» обязательно выделяется по смыслу, а правило только подтверждает правильность наших рассуждений.

5. Если в предложении имеются причинно-следственные отношения, то логически выделяются слова, выражающие и причину, и следствие.

« Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. ".

6. В предложениях, из которых одно выражает вопрос, а второе является ответом на него, логически выделяются слова, на которых, с одной стороны, лежит основная вопросительная нагрузка, и, с другой, в которых заключён ответ.

- Ты идёшь вечером в кино?

- Нет, я иду на каток.

- Ты идёшь вечером в кино?

- Нет, утром.

- Ты идёшь вечером в кино?

- Иду.

-Ты идёшь вечером в кино?

- Нет, сестра.

7. В словосочетаниях, выражающих единое понятие, логически ударяется последнее слово.

Курский городской дворец пионеров.

Но в живом речевом общении в это правило может вмешаться другое.

- Ты учишься в Воронежском государственном университете?

- Нет, я учусь в Курском государственном педагогическом университете.

Здесь вмешалось правило, касающееся вопросов и ответов. Выделяются не последние слова, потому что в «Воронежском» выражает зерно вопроса, а «в Курском» является ответом.

8. Наиболее распространённой ошибкой является выделение определений. Где бы они ни стояли, что бы ни определяли, но поскольку они несут в себе эмоциональный заряд, то для многих чтецов это является соблазном выделить их при чтении, что обычно приводит к расцвечиванию текста, уводит от его смысла в область чувств, не рождающихся на материале данного произведения в мир беспричинных эмоций, эмоций вообще.

Почти никогда не выделяется определение, стоящее перед определяемым словом, так как это словосочетание воспринимается как единое целое, а в таких случаях логически выделяется последнее олово /См. правило № 7 /.

Потопленные луга,

весенний праздник,

осыпающаяся листва.

В тех случаях, когда определение является частью противопоставления или вопросом и ответом, оно выделяется независимо от того, какое место занимает по отношению к определяемому слову.

- В прошлом году вы в школе проводили весенний праздник?

- Нет, мы проводили осенний праздник.

- У нашего дома растут белые цветы.

- А у нашего - одни желтые.

Логически выделяется определение, стоящее после определяемого слова.

« Осенний наряд, яркий и нежный, так подходил к белому стволу берёзы, что невозможно было от неё оторвать взора».

9. Очень распространённой ошибкой является выделение при чтении различных усилительных слов, частиц, вводных слов: каждый, всякий, весьма, совсем, самый, почти, никто, ничто, никакой, такой, ведь, едва, бога ради и др. Все они употребляются для усиления значения слов, перед которыми стоят.

«У басенки моей мораль весьма проста». /С. Михалков. «Винтик»/. В школьной практике как правило ученики при чтении этой строки выделяют слово «весьма», в то время, когда автор по смыслу выделяет «проста». Слово «весьма» употреблено для усиления слова «проста».

« Такой малыш, а землю победил» /С. Островой. «Родник». / Как и в предыдущем примере ученики склонны выделить слово «такой», усиливающее слово «малыш» так как оно является противопоставлением слову «земля» /«Такой малыш, а землю победил.! »/.

Чтение - показатель степени понимания произведения. Если произведение осмыслено всесторонне, глубоко, если выяснена основная идейно-художественная линия его и определено место каждой мысли, мысли каждого предложения в раскрытии этой главной, то фактически отпадает необходимость логического анализа. Вся работа по определению логики проводится с целью уточнения мысли каждого предложения и, в конечном итоге, с целью выявления основной мысли произведения.

В практической работе при определении логики произведения не следует заставлять учеников искать в каждой строке стиха слова, которые надо выделить при чтении, потому, что конец строки не всегда является концом предложения.

Работая над стихотворением или прозой надо исходить из общеизвестного правила: предложение – это слово или группа слов, выражающие законченную мысль. Логический анализ и призван к тому, чтобы помог понять эту законченную мысль.

При чтении текста после логического анализа не следует резко выделять слова, выделенные в результате осмысления произведения /что ученики как правило делают, демонстрируя свою добросовестность/, чтобы не разрушать естественность, музыкальность речи, стиха.

Останавливаться на работе по определению логических ударений следует там, где есть трудности поиска смысла, где обнаруживается нарушение его. Но и в этих случаях не нужно спешить интонационно подчёркивать слова, а необходимо помочь ученику понять смысл разбираемого предложения – это и определит правильный логический рисунок произведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...