Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стилистическая функция графико-фонетических средств




Графические средства пунктуации недостаточно полно и адекватно передают все богатство и разнообразие интонаций живой речи. В связи с этим в художественной прозе и поэзии широко используют различные графические средства, применение которых в какой-то степени компенсирует недостаточность традиционных средств пунктуации. Такими графическими средствами является разрядка, написание слова или предложения шрифтом, отличительным от шрифта всего текста, написание слов с заглавных букв, курсив, изменение орфографии отдельных слов.

Курсив- разновидность типографического шрифта, имитирующая рукописный вид букв (наклон, округлые очертания). В зависимости от толщины шрифта различают светлый и жирный курсив.

Курсив может нести на себе различную нагрузку.

Например, экспрессивно-выделительную:

«Нет, Зина, ты найдёшь во мне настоящую мать, и, может быть, обливаясь слезами, у ног моих, у ног низкой женщины, как ты сейчас меня назвала, сама будешь просить примирения». (Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон» стр. 36)

Курсивом авторы могут выделять особо значимое слово в тексте:

«Несмотря на полное моё убеждение в совершенном неблагородстве такого поступка, я принимаю ваше предложение вполне, слышите: вполне, и объявляю вам, что готова выйти за князя». (Ф.М.Достоевский «Дядюшкин сон» стр.47-48)

Так же такой тип графического выделения может показывать, что слово было заимствовано у другого персонажа:

«Вас - слабого, беззащитного, облапошили, как выразился Павел Александрович, облапошили из-за вашего богатства». (Ф.М.Достоевский «Дядюшкин сон» стр.117)

Часто курсивом выделяют слово, с помощью которого показывают принадлежность предмета к чему-либо:

«Вы теперь мой, князь, и принадлежите моему семейству на целый день». (Ф.М.Достоевский «Дядюшкин сон» стр.31)

Альтернативой вводных слов автор может использовать выделенные курсивом, слова, акцентирующие на себе внимание «первое» и «второе»:

«Позволь мне продолжить, я уже сказала первое, теперь второе: я понимаю, дитя моё, с каким отвращением ты отдала бы руку этому Мозглякову…»( Ф.М.Достоевский «Дядюшкин сон» стр.39)

С помощью жирного курсива в более крупной речевой единице выделяются частные случаи, на которые хочет обратить внимание автор.

Особо значимые строки в стихотворном тексте Маяковский выделял жирным шрифтом, например, в поэме «150000000»

Мастера этой поэмы имя.

Пуля - ритм.

Рифма - огонь из здания в здание.

Говорят губами моими.

Ротационкой шагов

В булыжном верже площадей

Напечатано это издание.

Курсив обычно используется для смысловых разграничений в тексте: в научных произведениях курсивом оформляется иллюстративный материал; в библиографических списках - фамилии и инициалы авторов.

В художественном тексте слово часто получает дополнительные (эмоционально-стилистические), а иногда и новые значения. Один из способов такого расширения значения слов у Достоевского - графическое выделение их курсивом. В «Преступлении и наказании» эта интересная особенность языка писателя выразилась во всей полноте и универсальности.

У Достоевского есть своя система, которая исключает выделение курсивом “случайных” слов, “случайных предложений”. Выделяются только опорные, ключевые слова, своего рода смысловые стяжения в тексте, - именно те слова, которые обязательно должны прочно войти в сознание. Курсив создаёт в романе условную систему понятий. Обычно это слова, лишённые определённых “именных” и предметных значений или меняющие своё исконное значение в данном контексте.

Что означают слова это, проба, дело, тогда? Они - тайна, но внимание читателя уже сосредоточено на том, что становится в романе формой “уяснения” происходящего.

В начале романа Раскольников решился на «это»: «…там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало всё это вот уже более месяца, и он пошёл куда глаза глядят.» ( ч.1, гл.5). Дважды ходил на «пробу»: «Он даже шёл теперь делать пробу своему предприятию…» (ч.1, гл.1, стр. 20). (По объяснению Ф.М.Достоевского: проба - визит с намерением окончательно осмотреть место). Для дела был приготовлен «заклад»: «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?». Ужас перед задуманным и содеянным заставляет Раскольникова инстинктивно ограждать своё сознание от слов, которые ему и выговорить страшно: убийца, убийство, грабёж. Вместо них он употребляет: это, дело, то, тогда после того, как убью», «те деньги», «тот дом»).

Отличает курсив параллелизм однотипных ситуаций в сюжете романа: в предопределении судеб Раскольникова и Сони («ты загубила жизнь… свою!», «останешься одна, сойдёшь с ума, как и я»).

Передаются курсивом и нюансы психологических состояний героя: «хотелось остаться наедине с этим письмом»

Курсив используется и как способ создания образа, выделением эпитета в словосочетании: «ненасытное страдание», «детская улыбка», «гордость бедных».

Таковы основные функции курсива в романе «Преступление и наказание».

Осознание закономерностей в выделении писателем слов курсивом - ключ к верному пониманию не только смысла прочитанного текста, но и творчества писателя в целом.

Итак, из подобранных нами примеров можно сделать вывод о том, что курсив очень часто используется в текстах художественной литературы и несет на себе эмоционально-выделительную и актуализирующую нагрузку.

Особую стилистическую насыщенность может иметь заглавная буква.

Целые слова, набранные большими буквами, выделяются, как произносимые с особой эмфазой или особенно громко, либо может просто указывать на тон произносимого слова или высказывания.

В стихотворном тексте заглавные буквы пишутся в начале каждой строки, независимо от того, начинает ли она новое предложение. Однако современные поэты этого правила не придерживаются и начинают строчку со строчной буквы. Такое нарушение традиции придает стихотворению более доверительный разговорный вид.

Например,

1) There is Tree, of many One. The Rainbow comes and goes. And lovely is the Rose. (Rose Tremaine.“A Shooting Season”)

Есть Дерево из Многих. Радуга приходит и уходит. И прелестна эта Роза.

Заглавные буквы придают словам торжественность, эмоциональную приподнятость, характерную для олицетворения в данном стихотворении Mister Nice Guy.

Мистер Симпатичный Парень.

3)Holy Knight of the Tempest, Grand Commander of the Squalls.

Святой Рыцарь Бури, Великий командор Шквалов.(William Trevor “Mr. Tennyson”)

Автор намеренно иронизирует, намекая, что реальная суть героя прямо противоположна. Ирония автора создает юмористический эффект. Говорящий обращает особое внимание на нелепость притязаний героя.

В качестве еще одного графико-фонетического средства стилистики можно выделить нарушение орфографической нормы при написании слов и словосочетаний, единица которого определяется как графон, т.е. графическое отклонение от нормативного написания. Графоны могут фиксировать изменения гласных и согласных.

Графика как средство зрительного выделения психологически акцентированного слова в стилистически организованном контексте нашла широкое и разнообразное использование в художественной литературе и публицистике.

В последнее время в газетных и художественных текстах, в телепрограммах, в рекламных объявлениях и названиях коммерческих фирм мы всё чаще можем наблюдать использование такой фигуры речи, как графон. Сегодня графон получил очень широкое распространение и вызывает большой интерес с точки зрения его функционирования как в современных литературных текстах, так и в рекламе, СМИ и так далее.

Включение в графический облик слова букв латинского алфавита:

«Сейчас в его репертуаре главная роль в «Трансфере», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Штольц в «Облом off» (Комок. 2005.№17); «Авторитетные The 9, «Дядя Го», «Сестра» восседают за одним столиком с молодым поколением из «Zлобы», «Адвоката» и «Граффити» (Cosmopolitan-Сибирь, декабрь 2004); «ЭПИЦЕNТР» (название кинотеатра); «Радио ZебRа» (Комок.2005.№18); «Пластиковые OKNA» (Шанс-Красноярск. 2005.№ 16); «MAXимум» (название студии дизайна); «Агентство Wash дом» (Выбирай! 2005.№6); «Zажигалка» (название эротического клуба); «ArtMEBEL» (название мебельного магазина); «ЛИНКОR» (название магазина сотовых телефонов); «ЛомбарD» (ломбард); «PеRспективы» - подзаголовок статьи о работе PR- ассистента (Cosmopolitan-Сибирь, апрель 2005); «VISAлизируй своё будущее!» - реклама кредитных карт оплаты VISA (Cosmopolitan, декабрь 2004); «Федоров VIPендривается в “Шереметьеве”» (Комс. Правда 1995. 22 сент.); «У про100го 100рожа неро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом» (В.Хотомска); «Поставь окно - получи PRIS!» - акция на установку пластиковых окон (Телевизор, 14 января, 2009г., №2); «PROАвто» - телепередача о машинах; «Группа Zета» - телесериал; «Спорт 100лица» - спортивная телепередача; «Наша Russia» - юмористический сериал на канале ТНТ; «Задорнов, REN TV. RU» - концерт М.Задорнова на канале REN TV.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...