Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-культурная деятельность как объект исследования




План

 

Введение

Социально-культурная деятельность как объект исследования

Телевидение сегодня - социально-культурный контекст

Шаги на пути совершенствования СКД на телевидении

Реклама как отражение тенденции в развитии телевидения

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Главным направлением социально-культурной деятельности является разработка культурной политики, экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Задача данной работы - исследовать социально-культурную деятельность, организацию и технологию культурной жизни общества, рассмотреть её развитие на телевидении и выявить там же пути её совершенствования.

Чтобы решить поставленную задачу, необходимо поставить цель изучить интересы населения, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек, просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций - всё это является объектом научного анализа.

Разработке социально-культурной деятельности этих и подобных объединений как отрасли знания содействовали труды М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Н. Баклановой, Д.М. Генкина, А.С. Запесоцкого, А.А. Коновича, Т.Г. Киселевой, А.С. Каргина, А.П. Маркова и других.

Необходимо заметить, что социально-культурная деятельность телевидения имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.

Процесс социального реформирования и модернизации в России оказал существенное воздействие на состояние и перспективы развития культуры. Одни сферы ликвидировались, распались; другие лишились государственной поддержки и должны были «выживать» на свой страх и риск; третьи - приобрели новый статус и приоритет. Культура вышла из-за жесткого идеологического контроля, но попала в тиски финансовой зависимости. Пока ещё трудно предсказать весь спектр последствий этих перемен, их влияние на ценностные ориентации людей, особенно молодёжи. В свете этого особенно важным и актуальным кажется рассмотрение социально-культурной деятельности телевидения, путей её совершенствования.

Издавна известно о том, что огромной силой влияния на людей (в особенности молодых) оказывает сфера досуга, так как удовлетворяет потребности во впечатлениях, самовыражении и самоутверждении. Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, учащихся и студентов, а иногда и организованный, но в «асоциальных» целях - часто источник отрицательной реакции на неудовлетворенность в перечисленных выше и других потребностях, причина противозаконной деятельности детской компании, импульс к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни.

Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования у населения активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских и частично взрослых потребностей.

Руководствуясь определением «досуга» как «сферы свободного от учебы или работы времени», следует отметить, что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование, телевидение и другие виды. Но, есть такие учащиеся и студенты, рабочие и нерабочие, которые, доверяя только лишь самым распространенным средствам массовой информации, заполняют свое свободное время ограниченно.

Многое из того, что предлагают, например, радио и телепередачи, красочные, но содержательно далекие от совершенных журналы, принимают слишком серьезно. А ведь многие кинофильмы не отражают положительных и активных жизненных устремлений человека, не имеют даже границы дозволенного (этические, культурные психолого-возрастные границы). Просмотр их, как установлено педагогической наукой, не только не помогает, а, напротив, чаще всего затрудняет путь нахождения формирующимся человеком способов социального самоопределения (выбор собственного места и роли в обществе) и самореализации в жизни (удовлетворения потребностей). Часовые «просиживания» за чередой телепередач ограничивают досуг молодого человека пассивными видами деятельности, не учит решительно действовать и самостоятельно рассуждать.

Педагоги, в этой связи, подчеркивают то, что, не реализуя себя в какой-либо активной деятельности, многие школьники уже в малом возрасте приобретают негативные эмоции, свойственные чаще всего лишь людям пожилым: физическую и психическую усталость, разочарование, страх и так далее, так как не удовлетворяют важнейшую из биологических потребностей - потребность в здоровье.

Анализ особенностей проблем и противоречий социально-культурной деятельности, определил в данной работе ее цель - выявить социально-культурную деятельность телевидения, где объект исследования - всё та же деятельность.

Гипотеза исследования - социально-культурная деятельность телевидения, во-первых, опирается на положительный опыт имеющейся практики. Во-вторых, содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в использовании руководителем определенных координационных действий. В-третьих, способствует удовлетворению потребности населения в духовных и культурных запросах.

Исходя из определения проблемы, цели, формулировки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи: во-первых, раскрыть сущность телевидения как проявления социально-культурной деятельности, культурного досуга и как организационную в современном обществе проблему.

Во-вторых, проанализировать социальные потребности в плане досуга, охарактеризовать возможности современного телевидения в удовлетворении социальных потребностей населения.

В-третьих, охарактеризовать тенденции в развитии социально-культурной деятельности телевидения. Это особенно важно сегодня, когда динамика культуры получила импульс для реализации плюралистической модели развития. Культурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность. Постепенно восстанавливается и такая очень важная сфера культурного пространства, как телевидение.


Социально-культурная деятельность как объект исследования

 

Человеческая личность в большей степени явление социальное. Она обладает набором обязательных социальных качеств, которые не являются врожденными, а возникают в результате социального и культурного развития. Развитие личности - результат сложного длительного поступательного движения, в ходе которого изменяются ее биологические, психологические и социальные свойства.

Во многом развитие личности зависит от воспитания и образования, от среды, под влиянием которой личность изменяется физически, умственно и нравственно. Важны, при этом, активность, особенности поведения, эмоциональность, деятельность, творчество, стремление, мотивы самой личности. С позиции факторной теории важны для развития внутренние факторы личности - потребности, запросы и, прежде всего, потребности в общении, деятельности, самореализации и самоутверждении. Человек становится полноценным членом общества, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в нем.

Удовлетворение потребности в самореализации у человека происходит в процессе учения, труда, - в семье, клубе, в нашем случае во время просмотра телевидения. Н.В. Погорелова утверждает, что молодые люди - школьники, студенты в это время выступают в четырех ипостасях. Во-первых, как субъекты познания (реализуя активность в познании мира). Во-вторых, в предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность, направленную на доступное преобразование окружающего мира). В-третьих, в общении (реализуя потребность, направленную на познание другого субъекта и взаимодействия с ним). И, наконец, в самовоспитании (реализуя творческую активность, направленную на самопознание и преобразование себя).

Активным средством удовлетворения потребности личности в самореализации является культурно-досуговая деятельность. Участвуя в культурно организованном досуге, личность «примеряет» себе определенные творческие роли, пробует свои художественно-творческие таланты и, не противопоставляя себя обществу, не нарушая границ дозволенного, творчески самореализуется. И лучше всего это происходит в самостоятельно осознанном времяпрепровождении.

В современных образовательных учреждениях, экспериментальных лабораториях и НИИ создаются специальные программы культурно-досуговой деятельности, направленные на удовлетворение потребности молодежи в творческой самореализации. Часто в качестве программы культурного досуга используются различные секции, мастерские, кружки, потому что в них содержатся необходимые для творческого развития молодых людей элементы тренинга.

Участники секций и кружков - взрослые и дети. По оценке специалистов и взрослые участники, и дети, выполняя несложные творческие задания, удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия.

Стихийное спонтанное стремление сделать что-либо самому и реализация этого стремления у многих взрослых и большинства мальчишек в досуговых объединениях удовлетворяет потребность в проявлении интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности. Забегая вперёд можно отметить огромное место телевидения в жизни ребёнка.

Предоставление в процессе занятия «пределов самостоятельности и трудности» подводит участников к грани возможностей. Ребенок способен творить чудеса и творить себя, его творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Побеждает в жизни тот, кто еще в детстве научился побеждать себя, побеждать свой страх, свою лень, свою неуверенность.

Итак, участие в досуге - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Дети сами без понукания выполняют в своих досугах, играх требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и так далее, иначе, они - досуги - просто не состоятся. Вовлеченные в социально-культурную деятельность дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Изучая вопрос о смысле социально-культурной деятельности, пронизывающей суть такого явления, как телевидение, Т.Г. Исакова в своем диссертационном исследовании показала, что творческая деятельность детей младшего школьного возраста в процессе участия в любом виде досуговой деятельности не только обогащает личность ребенка опытом этой деятельности, но и формирует у него духовно-ориентированную культуру, помогает осознанию жизненных смыслов, создает атмосферу самопознания окружающих и себя. Настольная игра, например, помогает уже младшему школьнику формировать мотив как смысл действия, учит детей принимать мнение других, выстраивать комфортные взаимоотношения.

Повторимся, игра как часть досуга - тренинг коллективных взаимоотношений, фактор обретения детьми смыслов коллективной жизни, смысла своего места в ней. Главное в этом то, что игра тренирует в коллективной деятельности интеллект, сравнить который бывает, возможно, лишь по аналогии с чьим-либо другим, так как игра - создает наибольшее заполнение детей дополнительными знаниями.

Следует отметить очень важную деталь социально-культурной деятельности, которая демонстрирует предоставление возможности людям, вовлечённым в неё овладеть способами регулирования собственных эмоций, появляющихся в трудных жизненных ситуациях, фиксировать изменения в себе, удовлетворять потребность в самосохранении. Журкина А.Я. называет эту возможность возможностью саморегуляции человека, т.е. обеспечение человеку защиты культурными способами от несправедливости жизни.

Относительно саморегуляции человека в процессе участия в социально-культурной деятельности ученые отмечают следующее. Чтобы существовать, человек должен не только соответствовать императивам культуры, но и иметь возможность нарушать их, бунтовать против них, не подчиняться им. Речь идет не о каком-то анархическом бунте или вседозволенности, не об апофеозе хулиганства и преступности. Социально-досуговая культура свидетельствует о том, что это происходит в игровых институционализированных формах. Иначе говоря, этот протест против культуры происходит в рамках самой культуры. На время он как бы снимает бремя своих императивов, предоставляя человеку свободу, которой он хотел бы располагать. Утверждая себя в сопротивлении природе, культура, тем не менее, чтобы не омертветь и не быть машиной подавления не только человеческих инстинктов, но и его личностных качеств, добровольно снимает с человека сумму запретов, возвращает его к самому себе. Этот контакт человека с самим собой происходит именно в досуговых формах.

Использование таких вариантов имеет не только значение собственно культурное, социализирующее, но и значение оздоровительное, этнотерапевтическое, удовлетворяя потребность людей всех возрастов в активной творческой деятельности, в самореализации, в самовыражении и самоутверждении.

Использование социально-культурной деятельности в качестве выражения различных национальных мнений имеет значение и воспитательное, формирует в людях новую культуру - культуру межнационального общения, так как позволяет участвовать в жизни не только своего народа, но и других народов, живущих на одной территории, заставляет увидеть уникальность национальных культур и задуматься над значением мирного сосуществования народов.

Анализ имеющегося опыта организации социально-культурной деятельности показывает, что на сегодняшний день, во-первых, имеются разные модели культурно-досуговых объединений (фольклорные объединения, кружки народной хореографии, краеведческие объединения, кружки пчеловодства и другие).

Во-вторых, наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно-досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыто непреходящее социализирующее значение отдельных форм культуры.

В-третьих, наблюдается тенденция к возрождению физических форм культурно-досуговой деятельности, так как человечеством вновь открыт оздоровительный эффект, таких секций, как шейпинг, единоборства, кулачные бои и другие.

И, наконец, имеется опыт оценки качественного уровня понимания роли, значения и сущности социально-культурной деятельности, способствующей удовлетворению потребностей населения в творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении. Это особенно важно сейчас, в дни массовизации общества. Ортега-и-Гассет назвал это «феноменом стадности». Это означает полный захват массами интеллектуальной, экономической, нравственной, художественной жизни. Однако «масса» - явление не только количественное, но оно означает изменение качества общественной и культурной жизни. Именно поэтому важна самореализация, прежде всего на таком уровне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...