Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаги на пути совершенствования СКД на телевидении




 

Надежда на культурно-просветительную деятельность российского телевидения и радиовещания, как показывает практика, себя не оправдывает. Отечественный кинематограф как средство воспитания и повышения уровня культуры в связи с кризисом кинопроката и киноиндустрии перестает существовать.

Решить проблему нравственного воспитания подрастающего поколения может помочь уникальный опыт создания телепрограмм, телефильмов для детей и юношества, накопленный в нашей стране.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации предлагает обратиться к лучшим образцам великого российского кино, которое, к сожалению, нечасто находит в наши дни своего зрителя, и на основе таких художественных фильмов создать ряд блоков видеохрестоматии на исторические, фольклорные и литературные темы. Блоки видеохрестоматии должны распространяться в детских домах, детских учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и служить в качестве учебных пособий во всех образовательных учреждениях - всё это транслировать в телеэфире.

Идея создания видеохрестоматии принадлежит Культурно-просветительному фонду имени народного артиста Сергея Столярова и основана на положениях Всемирной декларации о правах ребенка, провозглашающей право детей независимо от их социального положения на воспитание, доступ к культурным и художественным ценностям, как национальным, так и мировым.

Идея видеохрестоматии была поддержана Комитетом Государственной Думы по образованию и науке. Цель видеохрестоматии - пробудить интерес детей и молодежи к русской истории и культуре, сохранить и передать потомкам все лучшее, талантливое и гуманное, что было создано мастерами русской культуры. Предлагается, что видеохрестоматия будет состоять из пяти блоков: во-первых, былины и сказки - для дошкольных образовательных учреждений. Во-вторых, видеохрестоматия для общеобразовательных учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также для детских домов, детских учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Далее это исторические фильмы, экранизация классиков русской литературы, фильмы об армии и флоте.

Основной задачей будущего развития социально-культурной деятельности телевидения России является увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания.

В социально-гарантированный блок входят телевизионные программы "Россия", некоторые передачи Первого канала и по одной местной программе в каждом регионе страны. Их прием должен быть обеспечен без дополнительных финансовых затрат со стороны абонента (например, на приобретение спутникового приемного устройства, на замену телевизора или на приобретение дополнительных устройств к существующим).

Имея собственные сети, региональные ГТРК становятся свободными в определении объемов и содержательной структуры вещания. Его продолжительность можно будет существенно увеличить, поскольку расширение числа источников формирования программ снимает проблему создания собственного значительного творческого и технического потенциала. Нельзя не учитывать этого пути совершенствования социально-культурной деятельности на телевидении.

Федеральная целевая программа развития телевидения и радиовещания, одобренная в сентябре 1996 года коллегией ФСТР, предусматривает увеличение количества государственных каналов. При этом программную политику государственного телерадиовещания следует рассматривать не как экстенсивное увеличение количества теле- и радиопрограмм, а как разгрузку существующих каналов "широкого профиля", их дифференциацию по направлениям вещания. Для этих целей будут использованы новые технические возможности распространения телеизображения с целью обеспечить широкий выбор тематики для всех слоев и групп населения.

Так, недостаток социальных, культурных проектов, информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России, должны восполнить зональные каналы регионального телевидения, которые охватили бы вещанием не одну область или республику, а несколько соседних (например, Урал или Поволжье).

Зональный канал не сможет заменить программы местных студий в их основной, наиболее важной функции - "диалоге" с населением своего региона.

Большие размеры территории, многонациональность, многоукладность, этнические и религиозные различия требуют от регионального вещания большой специфики, что, конечно, не сможет обеспечить единая программа.

Таким образом, зональные каналы должны создаваться не вместо, а наряду с региональными. При этом задача организации собственных каналов распространения в процессе развития местных сетей является приоритетной.

Правильно организованное построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья. Так, уже в Древнем Египте лечили цветом. Цветотерапия широко применялась на Востоке, да и сейчас лечение цветом обретает вторую жизнь. Построенное с учетом воздействия цвета на человека цветовая гамма телевизионных передач может благотворно воздействовать на зрителей, в том числе детей. Известно также, что на человека сильно влияет пространственный спектр наблюдаемого изображения (всякое изображение можно составить из совокупности горизонтальных и вертикальных "решеток", построенных из "палочек" разной толщины, эта совокупность и есть пространственный спектр). Так, например, наблюдение однообразных, построенных из небольшого числа "решеток", изображений зданий современной "прямоугольной" архитектуры, подавляет психику человека. И, наоборот, здания с большим количеством "украшательских" элементов, как правило, создают наблюдателю комфортное состояние души. Так и телевизионные изображения, обладая различными спектрами пространственных частот, могут создавать хорошее настроение, повышать иммунитет организма, в значительной степени независимо даже от содержания сцены.

Само содержание (смысловое) также является мощнейшим средством воздействия на людей, особенно, конечно, детей. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой, с учетом санитарных требований, показанные на экранах телевизоров, становятся мощным положительным средством и весьма благоприятны для здоровья детей.

Рекомендуемое общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет - 10 часов. Также рекомендуется, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд. Это рекомендации Института прикладных исследований, составленные по результатам научных исследований.

Говоря о шагах на пути совершенствования социально-культурной деятельности на телевидении, нельзя не упомянуть телеканал «Культура», который, мне кажется, он уже сделал.

Телеканалу «Культура» - более пяти лет. В масштабах истории телевидения всей страны этот срок может показаться не слишком значительным. Однако, если помножить пять лет на количество эфирных часов и показанных за это время премьерных программ, то получатся довольно внушительные цифры. Но история состоит не только из цифр, это жизнь и творческое содружество коллектива «Культуры». Значение ежедневного труда этих людей в социально-культурной деятельности Российского телевидения измеряется не столько рейтингами, широтой охвата территории и прочими, ничего не значащими для простого зрителя профессиональными терминами, а, прежде всего, воздействием на аудиторию, ее интересом и возрастающей потребностью в «Культуре».

Все, чем наполнен канал, определяется глубоким смыслом названия, которое он носит. За прошедшие пять лет зритель стал ассоциировать понятие культура не только с важнейшими аспектами жизни общества, но и с каналом, в котором эта жизнь отражается как в зеркале, с его программами. Сегодня, как и прежде, работники канала стараются сохранять дух просветительства, свободы творческого поиска, принцип удовлетворения разносторонних интересов своей аудитории, потому что однажды взяли на себя эту высокую ответственность. Они всегда помнят, что культура (и её воплощение в виде социально-культурной деятельности) - понятие вне времени и вне пространства именно потому, что оно есть и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Поэтому говорить об истории и о перспективах «Культуры», значит говорить об обществе, значит говорить о себе.

Общероссийский Государственный телеканал «Культура» учрежден Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина 25 августа 1997 года. Наряду с телеканалом «Россия», «Радио России», радиостанцией «Маяк» он является одним из основных подразделений Всероссийской Государственной телевизионной и радиовещательной компании, которую ныне возглавляет Олег Добродеев. Первым Главным редактором канала стал Михаил Швыдкой, а в июле 1998 года Указом Президента РФ Главным редактором телеканала «Культура» была назначена Татьяна Паухова. Генеральным директором телерадиокомпании «Культура» является Александр Пономарёв.

В создании социально-культурных проектов «Культуры» вместе с Дмитрием Лихачевым и Мстиславом Ростроповичем самое активное участие приняли и другие крупнейшие представители российской интеллигенции. С первых дней работы канала его Попечительский совет возглавил Борис Ельцин. С нынешнего года Совет по культуре при Президенте РФ во главе с Владимиром Владимировичем Путиным является одновременно Попечительским советом телеканала «Культура». В его состав входят известные деятели науки и культуры: Пиотровский Михаил Борисович - директор Государственного Эрмитажа, заместитель председателя Совета Абрамов Сергей Александрович - первый заместитель начальника Главного управления внутренней политики Администрации Президента РФ, Башмет Юрий Абрамович - артист, художественный руководитель Государственного камерного оркестра "Солисты Москвы", Георгиев Валерий Абисалович - художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра, Губенко Николай Николаевич - председатель Комитета Государственной Думы по культуре и туризму, Михалков Никита Сергеевич - кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов России, президент Российского фонда культуры, Мухин Николай Александрович - художник, директор художественной школы «Ярославская икона», Табаков Олег Павлович - художественный руководитель МХАТа имени А.П. Чехова и многие другие.

День учреждения и первый эфирный день нового канала разделяло чуть больше двух месяцев. 1 ноября 1997 года зрители, нажав на пятую кнопку своих пультов, увидели первые передачи канала с логотипом «К». В кратчайшие сроки были выработаны основополагающие принципы концептуального программирования, на которых и по сей день, базируется вещательная политика «Культуры».

Все это удалось сделать силами высококвалифицированных журналистов, режиссеров, операторов, многие из которых перешли на «Культуру» из знаменитой литературно-драматической редакции бывшего Центрального телевидения, а также музыкальной и киноредакции. Профессиональный телевизионный опыт этих людей помог очень быстро создать восемь студий, в невиданные сроки освоить 16,5 часа ежесуточного вещания. Сегодня, по прошествии времени, история возникновения «Культуры», возможно, больше походит на художественный вымысел, даже самими телевизионщиками оценивается как нечто фантастическое.

Чтоб не распалась связь времен, все государства мира бережно охраняют образцы высокой культуры. Ведь динамизм культурного пространства не исчерпывается лишь внешними влияниями и контактами. Поэтому деятельность «культурного» телевидения, которое приобщает к этим образцам самые широкие массы, играет первостепенную роль в жизни любого общества. Однако в России, с ее необъятными просторами, с ее многонациональным населением, телеканал «Культура» имеет совершенно особое значение. С его рождением люди, живущие в местах, удаленных от мегаполисов, наконец, получили доступ к информации о событиях всего мирового культурного сообщества, смогли ближе познакомиться со своими кумирами и увидеть все то, о чем раньше, может быть, знали лишь понаслышке.

Сегодня «Культура» живет в выверенном единстве идеи и формы, отвечает запросам многомиллионной аудитории и продолжает расширять свои горизонты: наш зритель - 80 млн. человек в России и странах СНГ (из них 71 млн. составляют россияне и 9 млн. - жители стран СНГ), продуктивность - шесть тысяч премьерных программ ежегодно.

С июля 2001 года сигнал телеканала «Культура» подается на спутник «Ямал» и, таким образом, становится доступен для приема на всей территории России и стран СНГ в цифровом режиме.

С октября 2002 года «Культура» перешла на зоновое вещание (с разбивкой страны на четыре вещательные зоны: 0, +2, +4, +7). Это дало возможность смотреть программы в удобное время и, безусловно, расширило аудиторию. Уже сегодня у канала есть свой зритель не только в странах ближнего, но и дальнего зарубежья. В июне 2002 года «Культура» вышла на международный уровень вещания. Её передачи, которые транслируются через международный канал «РТР-Планета», теперь регулярно смотрят и в Западной Европе.

Будучи государственным телеканалом, работники всесторонне освещают государственную политику в области культуры, способствующую возрождению и укреплению национального самосознания.

Однако, вырабатывая дальнейшие перспективы в области программирования, они стараются существовать в процессе активной динамики меняющегося мира. Поэтому «Культура» предлагает своим зрителям новые идеи и формы даже в популярных телевизионных жанрах, сохраняя при этом все лучшее, что накопило ТВ за долгие десятилетия.

На этом этапе курсовой можно уже сделать некоторые выводы. Программы телевидения как воплощение социально-культурной деятельности, как правило, должны быть насыщены просветительскими и культурными, а также образовательными передачами. Они призваны активно способствовать развитию национального культурного достояния (что для Росси имеет особое значение), распространять лучшие образцы европейской и мировой культуры. Значительную долю в программах должны составлять оригинальные произведения кинематографа, телеспектакли, сериалы высокого художественного уровня.

По сравнению с коммерческим ТВ общественное телевидение должно иметь широкий набор программ, других информационных услуг, в которых нуждается население.

Общественное телевидение должен отличать высокий уровень региональной кооперации, активное сотрудничество с вещательными организациями других стран и международными вещательными ассоциациями.

Необходимость продуктивной социально-культурной деятельности телевидения диктуется тем обстоятельством, что оно финансируется за счет средств, поступающих от населения (в виде абонентской платы или налогов), его программы предназначаются для всех членов общества. Речь идет о постоянной интерактивной связи организаций телевидения со своими зрителями. Такая связь должна стать каналом притока новых идей и предложений, способствующих повышению качества программ, а также обеспечивать влияние аудитории на содержание программ и программную политику. Сложность этого процесса заключается в том, что этическое начало способно зародиться лишь в индивидууме.

Организации телевидения должны разрабатывать процедуры постоянного и продуктивного взаимодействия со зрителем. Это взаимодействие должно осуществляться в двух направлениях: во-первых, широкое участие представителей различных слоев и групп населения в телепрограммах с последующим обобщением и систематизацией полученных материалов, использованием их в планировании вещательной деятельности. Во-вторых, создание правовых механизмов влияния зрительской аудитории на программную политику и содержание телепередач.

Первое направление предполагает опросы в прямом эфире, зрительские конференции, «прямые» линии, переклички с регионами и многое другое. Кроме выполнения чисто социологических задач, общение с аудиторией в эфире должно нести серьезный содержательный заряд. Передачи могут прививать людям умение дискутировать, выслушивать иную точку зрения, в итоге - находить пути решения актуальных общественных проблем, содействовать культурному развитию населения.

Другое направление требует законодательной проработки, например, в части обеспечения права индивидуума на доступ к эфиру (при условии сохранения контроля над качеством вещания), а также признания права ассоциаций телезрителей на обнародование своей позиции.

Организации телевидения должны создавать сильные социологические службы, осуществляющие мониторинг популярности телевизионных программ, фиксирующие конкретные замечания и предложения. Ведь социология здесь непосредственно связана с решением практических проблем, призвана не только выдать информацию, но и указать пути преодоления противоречий, привлечь к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры. Не менее важно обеспечить реализацию требований аудитории, например, о снятии с эфира отдельных передач или об изменении программной политики. При этом не следует забывать об интересах меньшинств (национальных, языковых и других).

Итоги социально-культурной деятельности должны стать важной составляющей отчетности перед органами, контролирующими работу телевидения.

Общественное телевидение заполняет ту нишу в телевизионном вещании, которая не может быть обеспечена коммерческими каналами. Несмотря на то, что его программы могут иметь низкий коммерческий рейтинг, на них все же должен быть высокий социальный спрос. Программы телевидения должны способствовать углублению взаимопонимания между народами, служить идеалам социальной справедливости, защищать демократические свободы, отстаивать принципы равенства каждого перед законом.

С учетом роли и значения телевидения, нашедших отражение в документах Совета Европы и Европейского Союза, можно определить основные тематические направления общественного телевизионного вещания.

В первую очередь это - регулярные выпуски новостей, насыщенные разнообразной и объективной, неангажированной информацией. Оперативное обеспечение населения новостями принадлежит к числу важнейших функций телевидения. Комментарии, сопровождающие новости, должны отражать различные мнения по тому или иному вопросу.

Другой важной функцией телевидения является выполнение роли массового форума для обсуждения наиболее актуальных проблем общественного развития. В программах должны присутствовать яркие по содержанию и форме дискуссионные передачи, задачей которых является отражение на экране максимально полного разнообразия идей и мнений, бытующих в данном социуме. Право на обнародование своей позиции имеют органы власти, члены парламента, общественные организации, профсоюзы, политические партии, отдельные граждане.

Значительное место в эфире телевидения должны занимать образовательные и культурно-просветительские передачи, спортивные трансляции, программы для детей и юношества, направленные на их социальную адаптацию и профессиональную ориентацию. Для России особое значение имеет присутствие в эфире общественного телевидения достаточного количества программ, способствующих возрождению национального самосознания - передач об истории русского народа, о самобытности его культуры, прививающих любовь к родному языку, литературе, к национальному искусству, памятникам культуры. Ведь не секрет, что мы лучше всех культурных народов сохранили природные, дохристианские основы народной души.

Неизменным правилом при подготовке передач должны быть уважение достоинства и других личных прав человека, исключение показа в эфире материалов непристойного или порнографического характера, а также способных оказать подстрекающее воздействие к насилию, нетерпимости и ненависти. Также не допускается трансляция в эфире передач и фильмов, которые могут нанести ущерб физическому, интеллектуальному или нравственному развитию детей и подростков.

Для выполнения своих задач сотрудники организаций телевидения, как и все граждане страны, должны иметь право доступа к архивам, документам и текущей информации о социально-культурной деятельности органов всех уровней. В этом праве может быть отказано только в случае возможного нарушения общественных или частных интересов, например, тайны частной жизни. В то же время конфиденциальность информации, полученной репортерами, должна гарантироваться законом.

Физические или юридические лица, на репутации которых отразилось обнародование тех или иных сведений в передачах телевидения, должны иметь право ответа. Ответ может быть ограничен только изложением фактической стороны дела, подтверждаемой документально. Организации телевидения должны передать такой ответ бесплатно и как можно быстрее, чтобы довести его до сведения публики, уже знакомой с сутью дела. Телевидение может отказаться это сделать лишь в следующих случаях: если заявитель не имеет права на ответ в эфире; если ответ неоправданно длинный; если требование о передаче ответа не поступило в течение определенного срока.

Распространение рекламных объявлений, считающихся атрибутом коммерческого телевидения, должно иметь на телевидении значительные ограничения. В связи с этим можно провести параллель между качеством социально-культурной деятельностью и качеством финансирования канала.

Финансирование - один из ключевых факторов деятельности телевидения, поскольку характер источников и объемы финансирования в значительной мере определяют степень свободы и саму возможность выполнения телевидением своих задач и функций. На практике возможны следующие пути получения телевидением финансовых средств для осуществления своей деятельности: во-первых, прямое финансирование организаций общественного телевидения из государственного бюджета. Во-вторых, абонентская плата, взимаемая с населения. В-третьих, доходы от рекламы. И, наконец, спонсорство и прочие доходы (сдача в аренду помещений, отчисления от прибыли совместных предприятий, продажа собственной продукции).

При бюджетном финансировании общественного телевидения существует реальная опасность контроля государственных органов за содержанием телепрограмм. Однако в качестве компромиссного варианта на возможно финансирование вещательных организаций, зафиксированное отдельной строкой в государственном бюджете. При этом, контроль за исполнением данной позиции госбюджета должен осуществляться организациями, независимыми от исполнительной власти.

Финансирование за счет абонентской платы, взимаемой с населения, имеет ряд преимуществ. Ожидаемые доходы более прогнозируемы, поскольку опираются на более стабильные параметры (количество домашних хозяйств, средний уровень доходов населения и т.п.), чем те, которые используются при определении отдельных статей госбюджета. При этом устанавливается важная психологическая связь между вещательной организацией и прямым источником ее финансирования - населением страны. Те, кто вносит абонентскую плату, отдают себе отчет в том, за что они платят. Возникают реальные стимулы активизации зрительского отношения к вещанию, к его оценке.

Финансирование за счет абонентской платы имеет только одно уязвимое место, а именно: величина ее на определенный период (обычно на год) определяется решением официальных органов - парламента или правительства. Это создает опасность зависимости организаций телевидения от определенных сил общества. Поэтому необходимо принятие законодательных актов, защищающих телевидение от попыток влияния на содержание его деятельности через механизм установления размеров абонентской платы.

Введение абонентской платы представляет собой наибольшую проблему при установлении института социально-культурного телевидения в стране, которая ранее не знала такой практики. Очевидно, здесь не обойтись без системы льгот, которые в любом случае должно субсидировать государство.

Нельзя не сказать ещё об одном пути совершенствования социально-культурной деятельности на телевидении - это литературный аспект. Готовится к выпуску словарь терминов «Масс-медиа». Словарь включает в себя термины и понятия в таких сферах деятельности, как телевидение, радио, кино, фотография, видео, аудио, компьютерная графика, мультимедиа и реклама. Объем издания более 500 страниц.

Автор и составитель словаря - Романовский Игорь Иванович, кинорежиссер высшей категории, член Союза журналистов РФ и член Союза кинематографистов РФ, лауреат Государственной премии СССР. Имеет большой педагогический стаж и сорокалетний опыт работы на телевидении и в кино, что гарантирует высокий уровень содержания данного издания, над которым работал более шести лет.

Словарь предназначен, прежде всего, для творческих работников электронных СМИ (журналистов, режиссеров, операторов, звукорежиссеров, художников компьютерной графики, мультипликаторов, рекламистов, менеджеров, продюсеров и других), специалистов смежных областей, студентов ВУЗов, учащихся лицеев, колледжей и училищ. В то же время словарь может быть интересен для широкого круга читателей. Подобный словарь выпускается впервые и займёт достойное место среди изданий, посвящённых, социально-культурной деятельности в сфере телевидения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...