Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вячеслав Пономарев. Таинства Православной Церкви. Стадии постепенного образования страсти. протоиерей Валентин Мордасов. Святые отцы об исповеди




Вячеслав Пономарев

Таинства Православной Церкви

 ( Источник: Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви. Полностью на сайте: https: //azbyka. ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/5)

Стадии постепенного образования страсти

1. Прилог или приражение (слав. приразитися – столкнуться с чем-либо) – греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку, если человек не отвечает на них сочувствием.

2. Помыслом становится прилог, встретивший в душе человека сначала интерес, а потом сочувствие к себе. Это первая стадия развития страсти. Помысел рождается в человеке, когда его внимание становится благосклонно к прилогу. На этой стадии помысел вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия. Святые отцы называют это сочетанием или собеседованием с помыслом.

3. Склонение к помыслу возникает тогда, когда помысел всецело овладевает сознанием человека и его внимание оказывается сосредоточено только на нем. Если человек усилием воли не может освободиться от греховного помысла, заменив его благим и богоугодным, то наступает следующая стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом и стремится к его осуществлению. Это означает, что грех в намерении уже совершен и остается только практически удовлетворить греховное пожелание.

4. Четвертая стадия развития страсти называется пленением, когда страстное влечение начинает господствовать над волей, постоянно увлекая душу к реализации греха.

Великий подвижник, аскет и молитвенник святитель Феофан Затворник различает в развитии страсти шесть моментов: «Скажу вам, когда начинается грешность. Вот как идет искушение:

1. Представляется в мыслях худое, или глаз увидит что и виденное пробуждает мысли недобрые! Это есть прилог или приражение. Тут нет грешного; ибо и то и другое невольно нападает. Если вы тотчас, как только сознаете, что это худое, воспротивитесь ему и к Господу обратитесь, вы сделаете должное, – подвиг духовный. Но если вы не воспротивитесь, а станете думать и думать, не сопротивляясь и не ненавидя, не отвращаясь; то это уж не добре.

2. Но если кто займется помыслом этим и станет думать о нем и думать, то он сделает второй акт грехопадения – внимание к злому помыслу или собеседование с ним. Тут нет еще греха, как я сказал, а полагается ему начало.

3. Третий момент в грехопадении – сочувствие худому помыслу, приятно думать, и самое дело приятно. Тут больше греха, но еще нет его. Это нечистота. И бывает, сочувствие вырывается вдруг – непроизвольно.

4. Четвертый момент в грехопадении есть склонение воли, пожелание дурное, хотя еще не решительное. Тут грех есть; ибо есть дело произвольное. Чувствами не всегда можно владеть, но пожелания в нашей власти. Однако ж все это еще не настоящий грех, а только преддверье к нему.

5. Пятый момент – согласие на грех или решение согрешить. Тут грех настоящий, только внутренний.

6. За этим не замедлит явиться и грех делом ».

Созревшая и укоренившаяся страсть является идолом, которому подверженный ей человек, часто не ведая этого, служит и поклоняется. Путь к освобождению от тирании страсти – искреннее покаяние и решимость исправить свою жизнь. Признак сформировавшихся в душе человека страстей – повторение почти на каждой Исповеди одних и тех же грехов. Если это происходит, значит в душе человека, сроднившегося со своей страстью, происходит процесс имитации борьбы с ней.

Авва Дорофей различает в человеке по отношению его к борьбе со страстью три состояния:

1. Когда он действует по страсти (приводя ее в исполнение).

2. Когда человек сопротивляется ей (не действуя по страсти, но и не отсекая, имея ее в себе).

3. Когда искореняет ее (подвизаясь и делая противное страсти).

Освобождаясь от страстей, человек должен приобретать противоположные им добродетели, иначе страсти, покинувшие было человека, обязательно вернутся.

Грех – это реализация страсти в помыслах, словах и делах. Поэтому рассматривать его надо в диалектической связи со сформировавшейся или формирующейся в душе человека страстью. Все сказанное в главе, посвященной страстям, имеет прямое отношение к человеческим грехам, как бы обнажающим факт наличия страсти в душе согрешающего человека.

Греховных страстей, присущих человеческой душе – восемь:

1. Гордость.

2. Тщеславие.

3. Чревоугодие.

4. Блуд.

5. Сребролюбие.

6. Гнев.

7. Печаль.

8. Уныние.

*** *** ***

протоиерей Валентин Мордасов

Святые отцы об исповеди

 ( Источник: Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему. - Полностью на сайте источника:

https: //azbyka. ru/otechnik/Valentin_Mordasov/svjatye-ottsy-ob-ispovedi-duhovnik-i-otnoshenie-k-nemu/#0_2)

О долготерпении Божием

Кто кается во грехах, тот возрадуется в Царствии Божием.

Долго терпел Бог и долго терпит, с безмерной милостию ожидая нашего покаяния. Ради безмерной милости и долготерпеливого милосердия Своего ожидает Бог покаяния людей, милосердствуя о них, как о детях: и юных милует, и стариков долготерпит. Долготерпит к детям, – не найдет ли их покаявшимися в юношестве? Долготерпит к юноше, – не приобретет ли его в старости? Долготерпит к старости, – не найдет ли здесь старческого покаяния? Сегодня дети все лукавства знают, все непристойные дела делают, а что есть покаяние – то не знают. И имени его даже не ведают, чтобы возделать им дело покаяния. И от старика ожидал Бог покаяния с детства до юности и не нашел его: от юности в суете истратил он лета свои. Долготерпеливый Бог умилительного покаяния требует хотя бы в старости. Покаяние старика поэтому должно быть жалостным плачем покаяния: т. е. он должен припомнить все беззаконные дела, которые соделал от детства и до юношества своего, от юности и до старости своей… До вечера (жизни) ждет Бог покаяния от старца: говорим, до смерти его смотрит, нет ли покаяния в старце; если же и в старости не видит покаяния в человеке, тогда прогневляется на старца за нечувствие его. И вот отверзает наконец старец очи свои (внутренние), очнувшись в аду карания, и бывает казним за непокорство свое, за то, что не прибег к покаянию в беззакониях своих. Бог давал ему каяться, но он погубил себя и очнулся в муках ада. Люди сегодня очень сведущи стали, но в чем сведущи? В подлинности земных вещей. Но забыли о бесконечных муках, которые ждут тех, кто умирает без покаяния (святой Нил Мироточивый).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...