Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ошибочные мнения о путях спасения и цели жизни




Ошибочные мнения о путях спасения и цели жизни

У многих христиан имеются ошибочные мнения о путях спасения души и о цели христианской жизни, на что обращал внимание и преподобный Серафим Саровский. В беседе с Н. А. Мотовиловым, он сказал последнему: ''Многие говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, делай добро, - вот тебе и цель жизни христианской''. Но они это не так, как следовало, вам растолковали''.

Затем преподобный изложил ему учение о необходимости для каждого христианина ''стяжания Духа Божия'' — как цели жизни, считая все добрые дела — милостыню, молитву, пост и т. д. лишь средствами к её достижению. Указанное выше заблуждение у христиан близко к так называемой ''юридической теории'' спасения у католиков.

По этой теории все грехи и прегрешения человека должны быть как бы уравновешены на чаше весов на Страшном Суде соответствующим количеством добрых дел — милосердия, молитвы, поста и т. д.

Если же у человека этих дел даже более, чем нужно, то это будут уже ''сверхдолжные заслуги'', которыми он может поделиться с малоимущими (добрых дел) христианами и этим спасти их от ада.

Из этого учения произошли индульгенции средних веков, и отпущение папами всех грехов и прежних и будущих участникам крестовых походов и т. п.

По этой теории будущее пребывание в раю и избавление от мук ада может быть как бы достигнуто каким-то количеством своих добрых дел, или наличием покровителей из святых, имеющих ''сверхдолжные'' заслуги. Здесь не говорится о необходимости преображения для грешника.

Отсюда большие суммы денег, жертвуемые бедным, или тысячи заупокойных месс смогут позволить богачу или королю, уйдя из мира с душой, исполненной страстями (корыстолюбия, гордости, властолюбия, сластолюбия и т. п. ) иметь уверенность в достижении рая. Здесь нет вопроса — совместимы ли такие души с райским сонмом святых душ, исполненных христианских добродетелей?

Надо ли говорить о ложности подобных представлений в такой теории о спасении души?

Здесь достаточно вспомнить хотя бы слова апостола Павла из 13-й главы Послания к Коринфянам: ''И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы'' (ст. 3).

Протестанты считают, что дело спасения совершено уже для верующих Самим Христом — искуплением Его Кровию грешного рода человеческого. По их мнению, надо иметь лишь веру во Христа — и тогда верующий, как бы автоматически, уже спасен одной верой.

Основываясь на выбранных из Евангелия отдельных текстах (''верующий в Него не судится'' — от Иоанна 3, 18), они не дают себе труда задуматься хотя бы над текстом той же 13-й главы Послания к Коринфянам апостола Павла, где говорится: ''Если имею... и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто''.

Что же касается слов апостола Иакова: ''Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе'' (Библия. Иак. 2, 17), то протестанты отвергают подлинность послания апостола Иакова.

Нам — христианам из православия надо твердо знать, что не одни дела благочестия — милостыня, соблюдение поста и посещение храма откроют нам двери Царства Небесного. Недостаточно и одной лишь веры во Христа и Его искупительной жертвы, чтобы спастись.

Без преображения души христианина, без очищения ее от страстей и пристрастий и без развития, еще здесь на земле, в душе Христовых добродетелей — Его любви, смирения, кротости, послушания и т. д. - нет у нас надежды на то, что можем мы войти в Царство Небесное и быть среди душ святых и праведников.

Как пишет прп. Симеон Новый Богослов: ''Если не сделаем душ своих очищенными покаянием и преисполненными света, то никакой не принесут нам пользы все другие дела''.

 - Источник: Н. Е. Пестов '' Основы православной веры''.

*** *** ***

О лжестарчестве и лжепослушничестве

А. И. Осипов:

Как бы нашу церковь не погубило лжестарчество и лжепослушничество. Сейчас многие христиане ринулись брать в духовники первых попавшихся священников, молодых и самых обычных. С одной стороны – миряне пришли, пару раз поисповедовались и уже хотят стать рабами. С другой стороны – священники хотят стать диктаторами. В Церкви создаётся удивительная атмосфера рабства и диктата.

Отношения послушания между духовником и послушником возможны только в монастыре, только среди монашествующих, то есть посреди тех, кто постоянно находится друг с другом. Это святоотеческое учение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что послушание – великое аскетическое понятие и оно возможно только среди монашествующих, которые отреклись от всего мирского, находятся вместе, в одном месте и могут постоянно обращаться к духовнику. Среди мирян не может быть таких отношений, мы редко встречаемся и, как правило, не по духовным вопросам, а по делам вполне греховным. У мирянина и духовника не может быть отношений послушания. Освободите, пожалуйста, себя от рабства.

Кто такой духовник и как он избирается? Святой Иоанн Лествичник пишет: «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели». Прежде, чем назвать кого-то духовником, нужно тщательно познакомиться с этим человеком, узнать его, испытать, действительно ли это духовный человек, чтобы, как пишет святой Иоанн: «вместо тихой пристани не попасть на рифы и не разбить своего корабля». Это требует времени, русская поговорка учит: «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть».

В Евангелии читаем: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14), и это строгое предупреждение.

Прежде чем кому-то поверить, сам испытай и узнай человека. Искуси человека не в смысле лукавства какого-то, а в смысле опытной проверки и многократном общении, вопросах и ответах. Только только тогда с полной благонадежностью можешь принимать его советы.

И потом, есть некоторые признаки, по которым можем судить, старец перед нами или нет.

Например, нужно послушать его проповедь. Однажды мне тоже расхвалили одного человека, и мне довелось быть на трех его проповедях. Они были длиной сорок пять – пятьдесят минут: полный хаос, невозможно понять, о чем он говорит, все бессвязно перемешано. Сравните у святых отцов – какая ясность мысли, какая четкость разумения! То есть перед нами человек преблагочестивейший, искреннейший, но у него в голове все перемешано. Это один из признаков – стоит внимательно послушать проповеди вашего духовника.

И вот второй признак, на примере из первых рук. Молодая, вполне светская женщина перенесла скорби и ищет, где бы найти духовного руководителя. Её послали к одному «старцу». Он ее выслушал и тут же определил судьбу: «Вот тут у нас за занавеской стоят монахини, ты пойдёшь с ними, бросай все мирское, иди в монастырь». Она в ужасе сбежала. Светская женщина, в вере ничего не понимает, какое тут монашество? А мнимый старец ее – сразу в монастырь!

То есть, когда вы видите, что духовник приказывает, берет на себя миссию прозорливца, решает все ваши жизненные вопросы сразу, моментально – переезжать, бросать работу, разводиться, идти в монастырь, значит, бежать нужно без оглядки от такого «старца».

Конечно, были великие святые прозорливцы, но напомню, что великие святые, например, святой Нил Сорский, никогда от себя сразу не отвечали, если не находили ответа у святых Отцов. Говорили: «Приди потом, через день-два». Святитель Игнатий (Брянчанинов) ссылается на Оптинских старцев – Леонида, Макария, которые никогда сразу не советовали, всегда были очень-очень осторожны. Человек, имеющий правильное духовное устроение, самое большое вам скажет: «Святые Отцы о вашем положении говорят вот так». Или: «Мне видится так, но подумайте, пожалуйста сами, поговорите об этом еще с кем-нибудь».

Если же от духовника следуют приказы бежать в монастырь, жениться, разводиться, то нужно бежать от него без оглядки, потому что это лже-старец.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что великое благо, если мы найдём человека искренне верующего, по-христиански живущего, знающего святых Отцов и разумного. Слышите – разумного. А то посмотрите, полусумасшедшего считают юродивым, уж он-то психически ненормальным быть не может! Ищите разумного человека и с этим человеком попробуйте решать ваши вопросы. Как? На равных! Я с уважением прихожу к человеку, знакомлюсь с ним, спрашиваю его, убеждаюсь, что это человек духовный, но я с ним советуюсь. Я могу принять совет, а могу и отклонить, если вижу, что здесь что-то не то. В этом нет греха, потому что каждый может ошибиться. Если я искренне ищу, то спрошу у другого, как он думает об этом.

Только напомню, что речь идёт о духовных вопросах, а то к духовникам идут с вопросами: «Поступит ли моя дочь в институт? Куда ей поступать? Куда в паломничество мне ехать? Что продавать? Что покупать? » Я удивляюсь терпению священников и удивляюсь, что некоторые из них еще начинают советовать, что людям делать.

«Беда, коль пироги начнёт печь сапожник,

А сапоги тачать пирожник».

Все вопросы земной жизни надо решать не с духовником, а с разумным человеком. А для нас часто главный приоритет – «батюшка сказал». Святые могли ошибаться, батюшка – никогда: «Вы что думаете, что старец может ошибаться, да никогда! А если вы в это не верите, то вы в гордости и в прелести! » Вот до какого состояния мы дошли. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью пишет: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований». Это пишет святой монах, который великолепно знал монастыри и монашество.

Теперь и в отношении смены духовника. Мы называем духовником того, к кому я обращаюсь за советом. Конечно, можно духовника сменить, если он дает мне советы, которые мне не помогают. Преподобный Пимен Великий (V в. ) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным.

Ещё раз повторяю, отношения послушания могут быть только среди монахов, у мирян со священниками отношения совета. И дай Бог, чтобы было с кем советоваться!

Апостол Павел пишет: «Не делайтесь рабами человеков», а мы ищем рабства и тем снимаем с себя всю ответственность: не надо самому решать, не надо самому думать, надо совесть обмануть.

Люди ищут не наставников в духовной жизни, ищут «прозорливых», «предсказателей», каждое слово которых – «откровение Бога». И в результате сколько от этого разбитых семей, сколько разбитых жизней.

Одна мать приходит с сыном к такому «наставнику». Он, еще только к нему вошли, заявляет юноше: «Через год придешь ко мне иеродиаконом». Мать – поклонница этого «старца», почему и привела к нему. Я спрашиваю:

- Ну, и что дальше?

- Вы знаете, он женился все-таки.

- Как живут?

- Хорошо живут. А еще он мне сказал, чтобы я дочку отдала в монастырь, я и отдала. Через год она мне сказала: «Мама, я больше не могу в монастыре». И представляете себе, ушла из монастыря. Сейчас вот замуж вышла.

- И что, какой у неё брак?

- Ой, вы знаете, у неё такая семья хорошая.

Вот так направо и налево решают судьбы людей: тебе – жениться, тебе – разводиться, тебе – в монастырь. Сейчас бедствие постигает нашу Русскую землю, все наши внешние проблемы – только жалкое отображение духовных. И одно из главных бедствий – это лжестарчество и лжепослушничество.

- Источник: из аудиозаписи лекций профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова о духовном руководстве.  www. duhovnik. ru/main/

*** *** ***

Нельзя спрашивать совет у тех, кто имеет корысть в ответах.

«Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским». Прп. Исаак Сирин Ниневийский. Слова подвижнические. Слово 9. 94.

«Послушание» - чудо веры! «Совершить его может один Бог. И совершили его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны: тогда они подобны упоминаемым в Евангелии здателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его». Святитель Игнатий Брянчанинов. т. 4, письмо 54.

«Пользуйся таким советником, который, все испытав сам, умеет в терпении обсудить, что требует рассуждения и в твоем деле, верно может указать истинно тебе полезное»

«Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего — духовное помазание. Таково об этом предмете учение Писания и отцов. Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу» [9, т. 4, письмо 18].

*** *** ***

Священник Дионисий Дунаев:

... Рассмотрим вопрос детально. У некоторых священников «... вместо власти любви возникает стремление к господству над душами пасомых. Наиболее часто эта страсть проявляется в желании добиться от духовных чад исполнения подвига совершенного послушания. Священник, в особенности молодой, сверх меры «ревностный», начинает стяжать «подвиг старчества», требуя от прихожан безоговорочного послушания, полного отсечения собственной воли, отдачи себя во власть пастыря. Он категорически запрещает даже в непостные периоды чтение светских книг, журналов, посещение театров, кино, концертов, участие в культурных мероприятиях. Подвергая жесткой цензуре всю жизнь своих прихожан, такой пастырь совершенно не считается с личными особенностями, условиями жизни и возможностями каждого из них, а главное, в соблазне гордыни переоценивает собственные дарования, предписывая себе редчайший дар прозорливости, которым обладали лишь избранные духовные старцы, например преп. Серафим Саровский, оптинские подвижники, протоиерей Иоанн Кронштадтский и Алексей Мечев и некоторые другие». (Настольная книга священнослужителя, т. 8, стр. 637-638, М. 1988)

… следует различать духовничество в миру и духовничество в монастыре. Смешение этих принципов как раз и ведет к лжестарчеству, когда «... некоторые духовники «переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане». (Иеромон. Иларион (Алфеев). Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999). Абсолютное послушание в монастыре необходимо в силу того, что поступающий туда человек отрекается от всего привычного: профессии, семьи, материальных благ, мирских увлечений и даже имени; он нуждается в адаптации и поэтому поручается для духовного окормления опытному старцу. Здесь полное послушание обусловлено теми особенностями монастырской корпорации, куда попадает послушник. А в миру, если появляется «монастырский» принцип духовничества, то получается следующая картина: около приходского священника формируется группа духовных чад; решение всех вопросов личной и деловой жизни зависит всецело от последней инстанции — благословения или запрещения духовного отца. Он, как заботливый сват, подбирает молодежи будущих супруг и супругов, будущим студентам сам подсказывает, в какие следует поступать ВУЗы, может заставить уйти с работы, характер которой покажется ему «не христианским», может настоять на разводе или принятии пострига, может запретить прихожанам вкушать пищу зарубежного производства (кока-колу, рис, кофе и т. д. ) или украшать ёлку на Новый год. Мне известен случай, когда подобный «старец» запретил своей духовной дочери с диагнозом рак груди пройти химиотерапию, тем самым рискуя её жизнью, даже не приняв мер, чтобы, может быть, самому ее исцелить. Есть множество подобных примеров.

- Источник: www. duhovnik. ru/main/heronda? id=187

*** *** ***

Священник Алексей Уминский:

 - По каким признакам можно определить, что общение с духовником дает тебе реальную пользу, и ты спасаешься?

- Если ты не впадаешь в уныние, если ты весел. Неверный совет духовника может привести к унынию.

- А что касается выбора пути, монашеского или семейного, насколько мнение духовника здесь определяющее?

- Оно второстепенно. У человека этот выбор — всегда внутренний, это всегда внутренний позыв, это его призвание. А призвание всегда идет от Бога прямо к сердцу человека.

— Источник: www. duhovnik. ru/main/to_talk? id=226

*** *** ***

Митрополит Антоний Сурожский:

… И вот молодой священник должен помнить, что да, он икона, но он только тогда станет в полном смысле иконой, а не намалеванной доской, когда благодатью Святого Духа через него будет светиться свет Христов, когда люди, глядя на него, уже не будут его видеть, а будут сквозь него видеть Христа.

- Источник: Митрополит Антоний Сурожский «Берегитесь, братья мои, священники! » Часть 1. www. duhovnik. ru/main/somnenie? id=154

… Вступить в брак по принуждению, так же как принять монашество по послушанию, безумно и грешно; и грех, конечно, лежит на том священнике, который накладывает такую невыносимую ношу на того, кто принимает монашество, или на тех, кто вступит в брак. Это недопустимо.

- Источник: Митрополит Антоний Сурожский «Берегитесь, братья мои, священники! » Часть 2. www. duhovnik. ru/main/somnenie? id=155

Ø Если не у кого спросить совета — у нас есть достаточное руководство — совесть, и невозможно, чтобы кто-нибудь был лишен ее помощи. Святитель Иоанн Златоуст

v Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя; может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе: «путь твой хорош»; а сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения. Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым — о войне, с продавцом — о мене, с покупщиком — о продаже, с завистливым — о благодарности, с немилосердным — о благотворительности, с ленивым — о всяком деле, с годовым наемником — об окончании работы, с ленивым рабом — о большой работе: не полагайся на таких ни при каком совещании, но обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узна́ ешь, что он соблюдает заповеди Господни, который своею душою — по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою.

Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине. Библия. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова [37: 7-19].

Много статей о том — кто такой духовник, для чего он нужен, какие бывают духовные отцы, какой должен быть духовник, как найти духовника, как искать духовного отца, как к нему относиться, как получить пользу от духовника, в чём смысл послушания духовнику, кто такие прозорливые старцы, как измерить святость старца, если не у кого спросить совета и многое другое вы найдёте на сайте www. duhovnik. ru

Ступившим на Путь спасения души святые отцы наставляли читать «Отче наш…» каждый день по времени: в 9-00, в 12-00, в 15-00, так как в 9-00 Иисуса Христа предал иуда, в 12-00 Иисуса Христа приговорили к смерти, в 15-00 Иисуса Христа распяли. В это время возможны искушения, это время колдуны используют для колдовства. Пост по средам и пятницам, установленный церковью, необходимо соблюдать. Именно в среду Иисуса Христа предали, в пятницу – распяли. Эти дни так же активно используют колдуны для своих дел. Пост в эти дни будет вашим памятованием и скорбью о Христе, а так же защита от колдунов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...