Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки истинного сокрушения в кающихся




Признаки истинного сокрушения в кающихся

Так как без сокрушения нельзя получить благодати прощения, то духовник должен знать признаки истинности, сомнительности или более нежели сомнительности сокрушения кающагося. Вернейший признак, по которому можно узнать, – истинное ли кающийся имеет сокрушение, есть исправление жизни, на деле показанное; например: если он в течение долгого времени воздерживался от грехов, по уважению к закону Божию и по любви к Господу, а не потому, что не было случая и искушения ко греху, или не потому, что удержан был насильно; если совершал дела добродетели, противоположной пороку, в нем господствующему, употреблял необходимые средства для возстания от греха и избегал случаев ко греху; если старался примириться со врагами, добровольно и свободно вознаградить вред, сделанный другим. Вот вернейший признак истинного сокрушения сердца. Кроме дел исправления, предпринятых и совершенных, признаком сокрушенного духа служит твердое и деятельное усилие об исправлении себя. Сие усилие обнаруживается как из образа жизни, начатого кающимся, так и из настоящого его расположения. Посему кающийся должен удалить или по крайней мере сколько возможно, ослабить все то, что угрожает ему новым падением во грех и употреблять средства, необходимые для исправления себя. Сей признак тем вернее, что Сам Иисус Христос показал нам сие в Евангелии, где, по изъяснению блаженного Августина, он означает добрую и злую волю под видом двух дерев, которые должно узнавать по плодам их (Матф.   7,   20).

 К числу сих доказательств можно отнести благоговение к таинству покаяния и сильное желание онаго, ненависть ко греху, пролитие слез, исповедь с смиренною скорбию души, чистосердечное исповедание случаев ко греху, искреннюю готовность принять и особенно исполнить трудную епитимию. Конечно иногда дух сильнее сокрушается без слез, нежели когда бывают глаза омочены чувственными слезами без всякой перемены сердца. – Но здесь должно различить чистые слезы, которые проливали Давид, Петр и жена грешница и другие святые подвижники покаяния, от нечистых, плотских слез. Впрочем излияния слез не должно исключать из числа доказательств, показывающих обращение сердца, – потому только, что оне могут проистекать из другого источника.

Признаки отсутствия или недостатка сокрушения

Напротив, людей, исповедающихся в тяжких грехах надобно признать не имеющими истинного сокрушения, если

а) они открывают свои грехи с некоторым безстыдством, как будто бы описывали жизнь другаго, или, по крайней мере, как будто бы разсказывали об обыкновенных и безразличных делах, более для облегчения памяти, нежели для успокоения совести.

б) Если, исповедуя свои грехи, слагают свою вину на других и там, где должны обвинять себя, стараются извинить себя и употребляют выражения, не чуждые лукавства и притворства, для уменьшения и прикрытия своих грехов.

в) Если с намерением скрыли какой-нибудь грех, открытый только внимательностию и опытностию духовника. Мы сказали с намерением потому, что менее виновны те, которые по забвению, неведению и недостатку способности внимания не исповедуют какого-нибудь тяжкого греха. Но знак нераскаянности есть то, когда с злым намерением не хотят сделать полной исповеди, обнаруживая сие или ясными словами, или упорным молчанием. Так например, если кто прямо скажет, что не хочет в подробности исповедать всех грехов своих, и отец духовный не может убедить его сделать подробную исповедь во грехах, или кто не отвечает на необходимые вопросы, не смотря на увещания духовного отца.

г) Если не имеют никакого желания понести епитимию за грехи свои, как свидетельство желания загладить вину свою.

д) Если не хотят предпринять средств необходимых для возстания от грехов. Когда мы сказали, что отказ в принятии епитимии есть признак духа, чуждого истинного сокрушения; то предполагаем, что духовник в самом деле предлагает кающемуся такия епитимии и такия средства, которые действительно служат к исправлению. Вообще сей отказ делается под пустыми предлогами невозможности, трудности и вреда. Духовный отец должен уничтожить сии предлоги, вразумив и убедив кающагося в пользе и спасительности предложенных им средств исправления. Но если, не смотря на это, кающийся отказывается принять предложенные средства и понести епитимию, то такого должно считать упорным грешником.

е) Если по одному легкомыслию и нерадению о спасении не исполняют того, что обещали сделать в прежния исповеди, например если сообразно данному обещанию еще не удалились от ближайшого случая ко греху, не возвратили чужаго, не примирились с врагом, хотя были и возможность и случай сделать сие.

ж) Если с давнего времени коснеют в тяжких грехах и преступлениях, ни мало не заботясь об исправлении себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...