Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирический период.. Научно-экспериментальный период.




1. История становления и развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела.

Гигиена (греч. Higienos)-приносящая здоровье. Гигея-в древнегреческой мифологии-дочь Асклепия, богиня здоровья.

Гигиена -наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

В истории развития гигиены выделяют этапы:

1. Эмпирический;

2. Научно-экспериментальный.

Эмпирический период.

Древний Египет.

Существовали санитарные рекомендации и ограничения, касавшиеся потребления продуктов питания, личной гигиены, применения массажа, водолечения, надзора за рынками и погребения умерших. Существовали правила устройства и содержание улиц, сооружались водопроводы.

Древний Китай.

Особое внимание уделялось рациональной диете, закаливающим процедурам, лечебной гимнастике, режиму отдыха и сна. Существовали требования к размещению и планировке населенных мест и анализ их санитарно-технического благоустройства. Была известна вакцинация (активная иммунизация против оспы).

Древняя Индия.

Придавалось большое значение влиянию климата и погоды на здоровье человека. В древнеиндийских сводах законов были отражены требования к личной гигиене, полезность физической подвижности, употребления молока, меда, свежей растительной пищи.

Древний Рим.

Был создан ряд законодательных документов, регламентирующих санитарные требования к строительству, продаже продуктов, питанию войск. За соблюдением санитарных требований следили городские чиновники-эдилы. Они обладали правом наказывать нарушителей санитарного порядка.

Гиппократ (около 460 до н. э., остров Кос-377 до н. э. )-древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Впервые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О здоровом образе жизни», «О воздухе, воде и почве».

Ранее средневековье.

Авиценна(16. 09. 980-18. 08. 1037)-уделял большое внимание гигиене в своих трудах: «О хорошем воздухе», «О качестве воды», «О сохранении здоровья».

Средние века (XII-XV) вошли в историю как период упадка санитарной культуры. Это связано с многочисленными крестовыми походами, феодальными войнами, гнетом инквизиции и др. В большинстве городов отсутствовали водопроводы и канализация, не соблюдались правила личной гигиены. Были распространены эпидемии чумы, оспы, холеры.

Научно-экспериментальный период.

Основоположником научно-экспериментальной гигиены считается Макс фон Петтенкофер (1818-1901). Он разработал и внедрил в гигиену объективные методы исследования (химические, физические) факторов окружающей среды с целью гигиенической оценки.

Доброславин Алексей Петрович (1842-1889)

Первый профессор гигиены в России. В 1871 г. Организовал в Петербурге кафедру гигиены в медико-хирургической академии. Создал первую гигиеническую школу, санитарную лабораторию для исследования продуктов питания. Основал и редактировал первый в России журнал «Здоровье» (1847). Обогатил разные отрасли гигиены ценными теоретическими исследованиями и практическими предложениями, в частности, в области гигиены питания, школьной гигиены и др. Написал «Курс военной гигиены» и «Гигиена-курс общественного здравоохранения». Был сторонником необходимости научно-экспериментального обоснования практических санитарных рекомендаций и хорошо понимал значение социальных факторов для возможности их реализации.

Эрисман Федор Федорович (1842-1915)

Возглавлял организованную им кафедру гигиены Московского университета. Изучал вопросы школьной гигиены, санитарные условия труда и быта рабочих фабрик. Один из создателей санитарных учреждений в дореволюционной России. Рассматривал гигиену как науку, органически связанную с медициной и являющуюся ее неразрывной частью. Неоднократно подчеркивал общественное значение гигиены.

1920-1930-е годы.

Основным содержанием работы санитарно-эпидемиологической службы в 20-30-е годы явились ликвидация тяжелых санитарных последствий гражданской войны, разработка и реконструкция населенных мест, изучение и оздоровление условий труда, быта рабочих отдельных отраслей промышленности, санитарный надзор за строительством и эксплуатацией водопроводно-канализационных сооружений, очисткой населенных мест, охраной чистоты атмосферного воздуха. Большое внимание уделялось повышению гигиенической грамотности населения. В 1933г. создается Всесоюзная государственная санитарная инспекция в связи с большим объемом промышленного и гражданского строительства в целях обеспечения предупредительного санитарного надзора.

Период Великой Отечественной войны.

В период ВОВ благодаря четкой работе санитарно-эпидемиологической службы ни в армии, ни в среди гражданского населения не было эпидемий и, в целом, сохранялось санитарное благополучие.

Послевоенные годы.

Послевоенные годы выдвинули перед гигиенической наукой и санитарной практикой качественно новые задачи. Если в довоенные годы главным объектом изучения были преимущественно санитарно-технические аспекты охраны и оздоровления окружающей среды, то в послевоенные годы-изучение и регламентирование влияния на здоровье человека отдельных факторов окружающей среды и их комплекса в условиях научно-технического прогресса. Актуальной стала задача гигиенического нормирования содержания различных веществ в атмосферном воздухе, почве, воде, пищевых продуктов.

Интенсивное развитие получил новый раздел гигиены-радиационная гигиена. Активизировалось изучение вопросов проектирования и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений, факторов микроклимата и воздушной среды производственных и жилых помещений, микроэлементного состава почвы, воды, пищевых продуктов, очистки сточных вод. Большое внимание уделялось проблемам гигиены села. Развиваются исследования, связанные с освоением территориально-промышленных комплексов, новой техники космического пространства. Появилась необходимость выявления и гигиенического изучения экзогенных факторов риска возникновения и течения различных заболеваний.

Современный этап.

Современный этап развития гигиены характеризуется ростом ее роли в общественных мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья населения. Основная задача исследований-глубокое изучение характера и закономерностей комплексного влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье человека в условиях научно-технического прогресса. При этом основное внимание следует уделять проблемам гигиенических регламентаций совместного воздействия факторов окружающей среды различной природы, обоснованию и внедрению рекомендаций по личной гигиене и здоровому образу жизни, урбанизации и экологии, эффективной первичной профилактике наиболее распространенных заболеваний.

2. Предмет, содержание и задачи гигиенической науки. Методы гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами. Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике нарушений состояния здоровья. Гигиеническая диагностика.   Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача лечебного профиля.

Гигиена-наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Содержание гигиены:

· Гигиена питания;

· Коммунальная гигиена;

· Гигиена труда;

· Гигиена детей и подростков;

· Личная гигиена;

· Радиационная гигиена;

· Военная гигиена.

Задачи гигиены:

· Изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека или популяцию;

· Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов;

· Внедрение через санитарное законодательство в практику здравоохранения и народное хозяйство разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование;

· Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определения соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем;

· Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

Методы гигиены:

· Методы изучения окружающей среды:

1. Метод санитарного описания;

2. Инструментально-лабораторные методы:

a) Физические;

b) Химические;

c) Биологические;

d) Санитарно-статистические и др.

· Методы изучения влияния окружающей среды на организм и здоровье человека:

1. Методы натурного наблюдения:

a) Клинические;

b) Физиологические;

c) Биохимические;

d) Санитарно-статистические и др.

2. Методы экспериментального исследования:

a) Лабораторные эксперименты на животных, на людях-добровольцах.

Связь гигиены с другими науками:

· Гигиена-методы исследования-Физика, Химия, Биология, Микробиология;

· Гигиена-характеристика окружающей среды-Астрономия, География, Климатология, Метеорология, Радиология;

· Гигиена-профилактические мероприятия-Терапия, Хирургия, Эпидемиология;

· Гигиена-здоровье человека-Анатомия, Гистология, Физиология, Биохимия, Биофизика, Пат. анатомия, Пат. физиология.

Профилактика-ведущий принцип здравоохранения, и важнейшей обязанностью медицинских работников является проведение мероприятий по предупреждению заболеваний у здоровых людей и обострений, осложнений и рецидивов у больных.

Виды профилактики:

1) Первичная;

2) Вторичная;

3) Третичная.

Первичная профилактика направлена на причину того или иного заболевания. Большинство гигиенических мероприятий, включая гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, предусматривают либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасных уровней, чем способствуют первичной профилактике заболеваний.

Вторичная профилактика ставит своей целью раннее выявление предпатологических состояний, тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды или имеющих повышенный риск развития тех или иных заболеваний, медикаментозную профилактику и другие меры, направленные на предотвращение манифестации заболеваний. Вторичная профилактика включает в себя такие паллиативные мероприятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, направленное на повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защиты, обучение работающих и населения приемам безопасной работы и жизни а неблагоприятных экологических условиях.

Третичная профилактика -это комплекс мероприятий по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть в ходе уже развившегося заболевания. Это наименее эффективный, но к сожалению, наиболее распространенный в традиционной практической медицины способ профилактики. Известно, что оздоровление образа жизни и окружающей среды снижает заболеваемость и смертность на 20-50%, а только лечебное вмешательство снижает эти показатели лишь на 10%.

Гигиеническая диагностика -это система мышления и действий, имеющих целью исследования состояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между состоянием среды и здоровья.

 

Гигиеническая диагностика включает:

1) Гигиеническую диагностику состояния окружающей среды, конкретную оценку уровней экспозиции, т. е. частоты, интенсивности и продолжительности воздействия факторов окружающей среды на отдельного человека или исследуемую популяцию;

2) Диагностику состояния здоровья популяции, её отдельных подгрупп, включай суперчувствительные подгруппы, а также конкретных людей;

3) Комплексную гигиеническую диагностику объективной, убедительной связи между уровнями воздействия разнообразных факторов и состоянием здоровья человека, установление вклада факторов среды в этиологию нарушений состояния здоровья популяции, различных её подгрупп и отдельных людей.

 

Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача лечебного профиля:

  • Решение вопроса об этиологии заболевания;
  • Принятие эффективных мер для лечения и предупреждения заболевания;
  • Индивидуализация гигиенического режима больного (питание, режим дня, закаливание и физическое воспитание);
  • Решение вопросов трудовой экспертизы и трудоустройства;
  • Выдача рекомендаций в отношении образа жизни после выздоровления;
  • Проведении санпросвет работы среди населения.

 

3. Значение и общие принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Понятие о СанПиНах, ГОСТах, технических регламентах, СНиПах, ПДК, ОБУВ, ПДВ, ОДУ, ПДС, ПДУВ, ДСД, ПДУ.

Для оценки качества окружающей среды необходимо иметь гигиенические критерии этого качества, поэтому одной из задач гигиены является регламентирование или нормирование факторов окружающей среды. Гигиенический норматив гарантирует сохранение здоровья, включая генетическое и репродуктивное здоровье как отдельного человека, так и всей человеческой популяции. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды составляет теоретический фундамент гигиенической науки и имеет огромное практическое значение, так как является основой разработки оздоровительных мероприятий.

 

Принципы нормирования:

  • Принцип примата медицинских показаний. При установлении норматива вредного фактора принимаются во внимание только особенности его действия на организм человека и санитарные условия жизни. Отсутствие эффективных мер по снижению влияния фактора не может послужить основанием для установления норматива на более высоком уровне;
  • Принцип дифференциации биологических ответов. Нормативы устанавливаются с учётом наиболее ранимых или чувствительных групп населения (дети, пожилые люди);
  • Принцип разделения объектов санитарной охраны. Нормативы устанавливаются отдельно для каждого объекта-воздух, вода, почва и продукты питания;
  • Принцип учёта всех возможных неблагоприятных воздействий. Из минимально действующих концентраций, установленных для каждого показателя вредности выбирают наименьшую;
  • Принцип пороговости. Является центральным принципом нормирования. Признание любого количество загрязняющего вещества вредным неверно, т. к. существует широкий спектр реакций организма на внешние воздействия, процессы адаптации и компенсации;
  • Принцип зависимости эффекта от концентрации (дозы) и времени. При острых воздействиях эффект зависит от дозы, при хронических-от дозы и времени воздействия;
  • Принцип агравитации. Из всего многообразия фактов воздействующих в естественных условиях, в лабораторных условиях, отображаются только те, которые играют решающую роль в воздействии на организм человека;
  • Принцип стандартизации условий и методов гигиенического нормирования. Регламентируются МУ, стандартами, рекомендациями, в которых предписываются условия проведения исследований, применяемые методы, принципы оценки;
  • Принцип единства экспериментальных и натурных исследований (гигиенических, медицинских, эпидемиологических);
  • Принцип комплексности нормирования;
  • Принцип относительности норматива. Любой утверждённый норматив не является абсолютной. Возможен его пересмотр, если новые научные данные свидетельствуют о неблагоприятном влиянии прежнего норматива;
  • Принцип опережения обоснования нормативов по сравнению с появлением вредного фактора;
  • Государственный характер гигиенических нормативов и обязательность их соблюдения всеми органами и лицами.

 

Гигиенические регламенты загрязняющих химических веществ для атмосферного воздуха:

Предельно допустимая концентрация (ПДК) химических веществ в атмосферном воздухе -максимальная концентрация нормируемого вещества в атмосферном воздухе населённых мест, не оказывающая на протяжении всей жизни человека прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на его здоровье и здоровье последующих поколений, не снижающая работоспособность, не ухудшающая его самочувствие, а также санитарно-бытовые условия жизни.

Ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) загрязняющего химического вещества в атмосферном воздухе -временный норматив содержание вещества в атмосферном воздухе населённых мест, установленный расчетным путем с помощью экспресс-экспериментальных методов прогнозирования токсичности; используется при решении вопросов принудительного санитарного надзора, обосновании требований к разработке оздоровительных мероприятий по охране атмосферного воздуха при проектировании промышленных предприятий.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) вредного химического вещества в атмосферу -максимальная концентрация выбросов вредного химического вещества в атмосферу в единицу времени от любого источника, создающее приземную концентрацию, не превышающую на границе санитарно-защитной зоны его предельно-допустимую концентрацию для воздуха населённых мест.

Гигиенические регламенты химических веществ в воздухе рабочей зоны:

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны -это концентрация которая поедешь ежедневный (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов (но не более 41 часа в неделю) за весь период трудовой деятельности не вызывает возникновения заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающих и их потомков, обнаруживаемых современными методами исследований во время работы или в отдалённые сроки жизни.

Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) вредного вещества в воздухе рабочей зоны -временный ориентировочный гигиенический норматив содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны; обосновывается путём расчёта по параметрам токсикометрии и физико-химических свойств на основе корреляционно-регрессионной зависимости или путём интерполяции и экстраполяции в водах близких по строению соединений. Утверждается на ограниченный срок (2-3 года), после чего может быть заменён или переутверждён на новый срок.

 

Гигиенические регламенты загрязняющих химических веществ для воды:

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) химического вещества в воде водоёмов- максимальная концентрация вещества в воде водоёмов которые при поступлении в организм в течение всей жизни не должна оказывать прямое и опосредованное влияния на здоровье населения в настоящем и последующих поколениях.

Ориентировочный допустимый уровень (ОДУ) химического вещества в воде водоёмов -временный норматив содержания вещества в воде водоёмов, разработанный на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности. Устанавливается на срок 3 года.

Предельно допустимый сброс (ПДС) вредного химического вещества в водоем -максимальная концентрация сброса вредного химического вещества в водоём в единицу времени от любого источника, создающая концентрацию, не превышающую его ПДК для воды водоёмов и не нарушающую самоочищающей способности водоёма.

 

Гигиенические регламенты загрязняющих химических веществ для почвы:

Предельно допустимая концентрация (ПДК) экзогенного химического вещества в почве- максимальное количество его (мг на 1 кг пахотного слоя сухой почвы), которая не оказывает прямого или опосредованного через контактирующие среды неблагоприятного влияния на здоровье человека, его потомство и санитарно-бытовые условия жизни населения, а также на самоочищающую способность и микробиоценоз почвы.

Предельно допустимый уровень вещества (ПДУВ)- безопасное для здоровья людей количество пестицидов или агрохимиката, вносимое в почву в начале её обработки.

 

Гигиенические регламенты загрязняющих химических веществ для продуктов питания:

Предельно допустимая концентрация (ПДК) химического вещества в продуктах питания -это максимальная концентрация химического вещества в продуктах питания, которая при воздействии на протяжении всей жизни человека не может вызвать заболевание или отклонений в состоянии здоровье настоящего и последующего поколений, обнаруживаемых современными методами исследований.

 

Допустимая суточная доза (ДСД) - максимальное количество вещества в мг на кг массы тела, ежедневное пероральное поступление которого на протяжении всей жизни человека не окажет неблагоприятного влияния на его жизнедеятельность, здоровье, а также здоровье будущих поколений (для пестицидов и минеральных удобрений).

 

Гигиенические регламенты для физических факторов:

Предельно допустимый уровень (ПДУ) - значение физического фактора, которое при длительном воздействии на организм человека не может вызвать заболеваний или отклонений состояние здоровья настоящего и последующих поколений.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) -уровень производственного фактора на рабочем месте, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приведёт травме, заболеванию или другому отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Воздействие вредного вещества на уровне ПДУ не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Государственный стандарт (ГОСТ) - межгосударственный стандарт в СНГ, разрабатывающийся на продукцию, работы и услуги. Не должен противоречить законодательству РФ.

Технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регламентирования (продукции, в том числе зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Санитарные правила и нормы(СанПиН) - нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровья или жизни для человека. Объединяют требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Строительные нормы и правила (СНиП)- совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

4. Окружающая среда: определение, виды, объекты, факторы. Понятие о раздельном, сочетанном, комбинированном, комплексном, интермиттирующем действии факторов окружающей среды на организм. Специфическое и неспецифическое действие факторов окружающей среды на организм человека. Отдаленные эффекты.

Под понятием окружающей среды в науке принято считать все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу жизнь и деятельность. В состав окружающей среды в широком смысле слова входит вся наша планета и космическое пространство, в узком – подразумевают лишь биосферу.

Биосфера – внешняя оболочка земли, в которой концентрируется все ее живое вещество.

Она включает в себя:

• Атмосферу - верхнюю часть твердой оболочки земли глубиной до 10 км;

• Тропосферу – нижнюю часть атмосферы, глубина до 20 - 25 км;

• Гидросферу – воду рек и океанов, глубина до 12 км.

Окружающая среда может быть:

• Неизмененная природная (естественная) среда;

•  Измененная или загрязненная среда;

• Искусственная среда.

Неизмененная среда обеспечивает жизнедеятельность организма человека. К ней человек эволюционно приспособился и без нее жизнь невозможна. Отличается свойствами саморегуляции без корректирующего воздействия человека.

Измененная (антропогенная, антропи-ческая, техногенная, денатурированная) среда формируется в результате неразумного использования ее человеком в процессе деятельности, в результате чего появляется отрицательное воздействие ее на здоровье человека, его деятельность, условия жизни.

Искусственная среда создаётся человеком для временного поддержания своей жизни и деятельности в искусственно созданных замкнутых пространствах (кабина космического корабля, инопланетные орбитальные станции, подводные лодки, кессоны).

В зависимости от состояния взаимоотношений человека и окружающей среды, состояния систем адаптации, окружающая среда может быть:

• Здоровая или комфортная – когда воздействие не превышает адаптационные возможности человека.

• Нездоровая или дискомфортная – воздействие среды превышает адаптационные возможности, развиваются предпатологические или патологические состояния.

• Абсолютно экстремальная – когда невозможны взаимоотношения человека и среды без специальных систем жизнеобеспечения.

Составные части (компоненты, элементы, объекты) окружающей среды:

• Воздух

• Вода

• Почва

• Пищевые продукты

Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством различных факторов:

•  Физических

•  Химических

•  Биологических

•  Психогенных

Физические факторы: атмосферное давление, температура, влажность, движение воздуха, солнечная радиация, шум, вибрация, ионизирующее излучение и др.

Химические факторы: химические вещества, находящиеся в объектах окружающей среды

Биологические факторы: микроорганизмы, вирусы, грибы, животные, растения и продукты их жизнедеятельности

Психогенные факторы: речь, слово, музыка и др.

Действие факторов:

• Раздельное действие – действие одного фактора.

• Сочетанное действие – одновременное или последовательное воздействие на организм вредных факторов различной природы (химических, физических и т. д. ).

• Комбинированное действие – одновременное или последовательное воздействие на организм двух и более различных химических веществ при одном и том же пути поступлении.

• Комплексное действие – одновременное или последовательное воздействие на организм одного вещества поступающего из различных сред (различным путем).

• Интермиттирующее действие ядов – чередование периодов действие яда в одних дозах (концентрациях) с периодами действия в других дозах (концентрациях) или с периодами полного отсутствия действия яда.

По характеру действия факторов на организм различают:

• Специфическое действие

• Неспецифическое действие

Специфическое действие – действие конкретного фактора на ту или иную систему организма.

Например, химический фактор острые и хронические отравления, вибрация спазм капилляров, шум, тугоухость.

Неспецифическое действие:

• снижение функциональных показателей органов и систем организма;

• снижение иммунитета, резистентности организма, его реактивности;

• увеличение длительности заболеваний, их кратности;

• повышение общей заболеваемости;

• нарушение физического развития детей и подростков;

• повышение смертности;

• снижение продолжительности жизни.

Отдаленные эффекты действия вредных факторов:

• Аллергенное

• Канцерогенное

• Мутагенное

• Эмбриотропное

• Тератогенное

• Гонадотропное

• Ускорение старения

5. Понятие об экологии. Основные законы экологии. Основные причины экологического кризиса в современных условиях. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Понятие об экологически обусловленных заболеваниях.

Экология – биологическая наука об отношениях живых и растительных организмов и образуемых между ними сообществ между собой и окружающей средой.

Экология человека или социальная экология интенсивно изучает закономерности взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой и проблемы ее охраны.

Основные законы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...