Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические барьеры и психологическая защита




Темы семинарских занятий

Семинар 1. Особенности педагогических инновационных процессов. Семинар 2. Инновационная деятельность педагога: Структура, характеристика и содержание.

Семинар 3. Психологические барьеры и психологическая защита. Факторы, обусловленные психологическими барьерами. Виды психологической защиты.

Семинар 4. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств.

Семинар 5. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ.

Семинар 6-7. Разработка проектов развития.

Семинар 8-9. Презентация проектов развития.

Семинар10-12. Анализ и тенденции инновационных процессов в системеобразования РоссийскойФедерации. Оценка эффективности инновационных процессов.

Семинар12-13. Экспертиза инновационных проектов в образовании.


Семинар№1.

Особенности педагогических инновационных процессов.

План:

1. Педагогическая инноватика отрасль научного знания. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное.

1. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).

2. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития.

3. Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова.

4. Законы протекания инновационных процессов необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости.

Вопросы и задания к семинару.

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическая инноватика;нововведение, инновация, инновационный процесс; жизненный цикл инновации. Установите взаимосвязь между ними.


 

2.Заполните таблицу

Классификация инноваций по критериальным основаниям.

Критерии Инновации
Сфера, в которой осуществляется инновация  
Широта и глубина распространения инновации  
Основа возникновения инновации  
Способ распространения инновации  
Масштаб инновации  
Инновационный потенциал  
Способ возникновения инновации  
Другое…..  

 

3..Почему педагогические инновации должны осуществляться системно? Предложите и изобразите графически модель системных нововведений в образовательном процессе ОУ.

4. Заполните таблицу, установив соответствие этапов жизненного цикла инноваций законам их протекания.

Этапы жизненного цикла инноваций Законы протекания инновационных процессов
1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое явля­ется результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).    
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.  
3. Этап нововведения, на котором находит практическое при­менение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование нов­шества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, ко­торая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству.    
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его ши­роком внедрении, диффузии (распространении) новшества в но­вые сферы.    
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб­ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.  
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связан­ный с заменой его новым продуктом.  

 

Источники и литература:

 

1. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007.

2. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.

3. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010.

 

5. Краевский, Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. Пособие для студ.высш.учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 20008.

6. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов; Под ред. М. М. Поташника; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М.: Новая шк., 1994.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с


Семинар№2. Инновационная деятельность педагога: Структура, характеристика и содержание.

План:

1. 1.Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др.

2..Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании.

3. Модель инновационной деятельности педагога. Концепция инновационной деятельности педагога В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой.

4. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.

Вопросы и задания к семинару:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическое творчество: компоненты инновационной деятельности педагога. Установите взаимосвязь между ними.

2. На основепримеров из собственной практики, материалов Интернета и др.составьте монографическую характеристику идеального современного творческого педагога. Обоснуйте взаимосвязь творчества и инновации в его деятельности.

3. Проанализируйте инновационную деятельность педагога на основе Свот-анализа.

SWOT-АНАЛИЗ

Сильные стороны Слабые стороны
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Возможности Риски
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Источники и литература:

1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.

2. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007;

3. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

4. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

6. Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17

7. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html

8. Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html


Семинар№3.

Психологические барьеры и психологическая защита

План:

1. Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Факторы,обусловленные психологическими барьерами.

2. Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др.

3.Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся.

4.Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. Барьеры творчества педагога.

Вопросы и задания к семинару.

1.Выпишите в свою терминологическую карту понятия: психологический барьер инновационной деятельности; характеристика субъектов инновационной деятельности. Установите взаимосвязь между ними.

2.Заполните таблицу

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...