Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.Предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики.




1. Предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики.

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

3. Методология педагогики и ее уровни.

4. Логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования.

5. Личность как субъект образования и развития. Факторы и условия развития личности.

6. Особенности развития и воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

7. Педагогическая культура педагога. Аксиологический компонент в структуре педагогической культуры.

8. Педагогический процесс как система и целостное явление. Специфика процессов обучения и воспитания.

9. Содержание образования и его социально-педагогические функции. Компетентностный подход к формированию содержания образования.

10. Документы, определяющие содержание школьного образования на разных уровнях.

11. Предмет и задачи дидактики. Предпосылки и условия становления дидактики.

12. Процесс обучения как специально организационный процесс взаимодействия учителя и обучающихся

13. Функции процесса обучения. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

14. Структурные компоненты процесса обучения.

15. Виды обучения и их характеристика.

16. Закономерности и принципы процесса обучения.

17. Понятие о методах, приемах обучения. Подходы к классификации методов обучения.

18. Критерии выбора и сочетания методов обучения.

19. Средства обучения: назначение, характеристика, классификация.

20. Характеристика классно-урочной системы. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы.

21. Формы организации процесса обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.

22. Урок – основная форма организации образовательного процесса.

23. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку.

24. Нестандартные виды урока в теории и практике обучения.

25. Комбинированный урок в системе школьного обучения. Культура современного комбинированного урока.

26. Диагностика в обучении.

27. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения.

28. Понятие и сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления.

29. Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность.

30. Закономерности и принципы воспитания. Реализация принципов воспитания в практической деятельности педагога.

31. Цель, задачи и содержание воспитания в современных условиях (Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь).

32. Метод воспитания как способ педагогического взаимодействия. Классификация методов воспитания.

33. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания.

34. Формы воспитания, их многообразие. Взаимосвязь содержания и форм воспитательной работы.

35. Детский коллектив в системе педагогического взаимодействия. Признаки и функции коллектива.

36. Семья – воспитательная среда ребенка. Тенденции семейного воспитания в современном обществе. Условия успешного воспитания детей в семье.

37. Методы и формы взаимодействия школы с родителями учащихся. Родительское собрание как универсальная форма работы педагогического коллектива школы с родителями.

38. Педагогическое общение: компоненты, структура, функции.

39. Индивидуальный стиль деятельности педагога и обучающихся.

40. Инновационная деятельность в образовании.

41. Технология организации познавательной деятельности обучающихся

42. Технология эффективного управления процессом обучения.

43. Технология личностно-ориентированного обучения.

44. Технология развивающего обучения.

45. Технология развития творческого потенциала личности.

46. Деятельность и педагогические взгляды Я. А. Коменского.

47. Педагогическая система К. Д. Ушинского.

48. Теоретические и практические аспекты воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко.

49. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 гг.

50. Модернизация системы образования в РБ в конце XX –начале XXI вв.

 

1. Методика изобразительного искусства как предмет изучения. Связь методики с другими науками.

2. Зарубежные методы обучения рисованию. Обучение рисованию в Древнем Египте, Древней Греции, древнем Риме, в эпоху Средневековья.

3. Реформаторская художественная педагогика на рубеже ХІХ – ХХ веков. Геометральный и натуральный методы в обучении рисованию. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, Джона Дьюи, А. В. Бакушинского.

4. Академическая система художественного образования. Обучение рисованию по системе И. Д. Прейслера, курс рисования по А. П. Сапожникову.

5. Зарождение и развитие художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси.

6. Художественно-педагогическое образование в советский период. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Г. В. Лабунской, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Б. П. Юсова.

7. Витебский период становления и развития художественного и художественно-педагогического образования.

8. Особенности обучения изобразительному искусству в общеобразовательной, художественной школе, художественном колледже, на художественно-графическом факультете.

9. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности детей. Требования к разработке и использованию наглядных пособий.

10. Особенности работы над основными группами учебных задач учащимися общеобразовательных и художественных школ, художественных колледжей и художественно-графического факультета.

11. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству. Цель, задачи внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству.

12. Организация и проведение уроков по рисованию с натуры.

13. Организация и проведение уроков по рисованию на темы.

14. Организация и проведение уроков по лепке.

15. Организация и проведение уроков по декоративно-прикладной деятельности.

16. Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе.

17. Организация восприятия произведений искусства на школьном уроке и на выставке картин (в художественном музее, картинной галерее и т. п. ). Основные темы по восприятию искусства и их роль в воспитании учащихся.

18. Народная педагогика в нравственном воспитании учащихся в процессе выполнения иллюстраций к сказкам.

19. Экологическое воспитание учащихся в процессе эстетического освоения природы.

20. Изобразительное искусство в патриотическом воспитании учащихся.

21. Этническое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства.

22. Духовные ценности, формируемые на занятиях по изобразительному искусству, и их роль формировании личностных качеств учащихся.

23. Методика работы над этюдом пейзажа.

24. Методика работы над натюрмортом.

25. Методика работы над тематической композицией.

26. Педагогический рисунок. Цели и задачи педагогического рисунка.

1. Предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики.

Первопричина возникновения науки — потребности жизни. Образование стало играть весомую роль в жизни людей. Заметили, что развитие общества напрямую зависит от воспитания подрастающего поколения.

Теоретиками педагогики были Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. В их трудах разработаны идеи и положения о воспитании человека, формировании его личности.

В Древней Греции было две основные системы воспитания:

спартанская, афинская.

В Спарте образование получали лишь дети рабовладельцев. До 15 лет они учились счету, письму, музыке — хоровому пению; занимались военно-физической подготовкой. Афинская школа воспитания была более полной и развитой. В отличие от спартанской ее характер был более аристократичен. Оплатить образование мог только очень богатый человек.

Только в XVII в. педагогика стала самостоятельной наукой, оставаясь по-прежнему

прочно связанной с философией.

 

Английский педагог Джон Локк (1632—1704), в отличие от Я. А. Коменского, который считал: что человек есть часть природы и, следовательно, подчиняется ее универсальным законам, основное внимание сосредоточил на теории воспитания. Его книга «Мысли о воспитании» излагает взгляд на воспитание джентльмена. Это должен быть образованный, уверенный в себе человек, деловой, нравственно убежденный и с изящными манерами.

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеции, Ж. -Ж. Руссо боролись с догматизмом, схоластикой в педагогике. Они считали, что вербализм воспитывает болтунов.

Труды русских мыслителей В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А.

Добролюбова, Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова известны во всем мире. Они критиковали сословную школу и призывали к коренному преобразованию народного воспитания.

Основателем научной педагогики в России стал К. Д. Ушинский (1824—1870). Это был

создатель народной школы в России. По его учебникам «Родное слово» и «Детский мир» училось несколько поколений.

В русской педагогике появились имена С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. В их трудах разработаны проблемы воспитания детских и юношеских коллективов.

В наши дни педагоги-новаторы ищут новые подходы к воспитанию и обучению. В книгах Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина получила распространение педагогика сотрудничества. Школы преобразуются в гимназии, лицеи, возникают новые авторские программы обучения. Многое изменяется и в вузовской педагогике: появляются новые интеллектуалоемкие технологии (компьютерные), кейс-методики, интенсивное «погружение» в темы.

Объект педагогики – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики сейчас становится воспитание и обучение человека в любом возрасте.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные категории педагогики.
Воспитание, обучение, образование — основные педагогические категории.

Воспитание — процесс формирования личности, организованный и целенаправленный.

В широком социальном смысле — это передача знаний и опыта поколений.

В узком социальном понимании воспитание — это воздействие на человека общественных институтов, формирующих у него знания, убеждения, подготовку к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — специально организованное и управляемое воздействие воспитателей и коллектива на воспитанника.

В узком педагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, которая направлена на решение задач воспитания.

Обучение — целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Он направлен на усвоение знаний, навыков, умений, развитие умственных сил и формирование мировоззрения. Основа обучения — это знания, умения, навыки, выступающие со

стороны учителя как базовые компоненты содержания, со стороны учеников — в качестве

продуктов усвоения.

Знания — отражение человеком объективной действительности в форме законов и понятий науки.

Умения — подготовленность к самостоятельному выполнению практических и теоретических действий на основе знаний.

Навыки — компоненты практики, совершенствующиеся в процессе упражнений. Обучение носит воспитывающий характер, поэтому «обучение» и «воспитание» — области, частично перекрывающиеся.

Образование —результат обучения. Это система знаний, навыков, умений, способов

мышления. Главный критерий образованности — системность знаний и мышления, способность установления причинно-следственных связей, собственные мысли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...